Файл: Слово. Однокоренные слова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





1.   чик, Груз,

2.   ушк, Изб, а,  

3.   Лёт,пере, чик,

4.   чик ,Вагон,

5.   ер, Шахт,

6.   ый, бел.





 

Составьте слова из названных частей.

 

2.   Сформулируйте тему занятия и запишите в тетради. Закрепление знания о приставках.

 Расположите слова под надписями «крепко» и «насквозь».

Образец:             КРЕПКО         НАСКВОЗЬ

                            пришил           проколол

 приколол,  пролил (дождь), прибил, прошил, прогрыз, примерз, пролез.

 

2.   Закрепление знания о корне слова.

Задание 2 .Соедините  слова с их корнем.

 





ПОД.___ОВИК           ПЕРЕ ____ИЦА

ПОД___КА

ПО___КА

  -сказ-

-сад-                  

-берёз-

-нос-

ПОД___

ПОД__НИК

ПРИ___

  ___НИЦА                                   ...ИКИ

--суп-,

 - говор-,

-вал-,

- окон-.





Запишите слова в тетрадь, выделив приставку, корень, суффикс.

 

3.   Работа по закреплению навыков словообразованияпри помощи суффиксов.

Задание 3 . От словосочетаний образуйте слова-предметы, добавив суффикс -к-. Образец: посадить де­ревья — посадка. Запишитн а тетрадь

 

рубить лес           побелить стены          подкормить посевы

сушить сено        засолить огурцы        обработать огород

 

 

Задание 4 Перепишите и разберите по составу данные слова.

 

 переезд, прочитал, сено, девочка, голосок, пере­сказал, горочка, столик, зима, прочитала, замерзла, прибе­жал, звонок, объезд, лисенок
.

 

 Развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов

Задание Составьте слова из отгадок головоломок.

 

 Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,

 Корень, как у слова КОВАТЬ.

 Окончание в слове СОВА.

Что это такое? ...

 

 Я имею два корня, друзья.

 Как кольцо, соединительная гласная моя.

 Первый корень возьму у ПАРА.

А второй у слова ХОДИТЬ.

 Угадайте, что я за слово? ...

 

 Корень попрошу у слова МАНИТЬ.

 Окончание у слова ЛИСА.

 Суффикс у слова КНИЖКА,

Приставку возьму взаймы у слова ПРИВЕЗТИ.

Что получится? ...

 

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ

 Корень такой же, как в слове ХОДОК.

 Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ

 А окончание, как в слове МАМА. Это слово - ...

 

Что общего между всеми словами? Какое из этих слов лишнее, почему?

 

5. Работа на уровне текста.

Задание 6Впишите в стихотворение подходящие по смыс­лу слова .

 

Слова для справок: еж, ежиха, ежик, ежонок.

Жили-были серый...  ______ и_______ .

И с ними серенький ____.

Серый  ______ был очень тих

И  ______тоже.

И  с ними был очень тих маленький _______ .(С. Я. Маршак)

 

 Назовите однокоренные слова стихотворения. Разберите их по составу.

 

 

ЗАНЯТИЕ 9

Тема: Морфологический состав слова.

 

Задание 1. Подберите к словам в 1-ой строчке слова, записанным во 2-й строчке. Объясните свой выборЗакрепление знаний о родственных словах.

 

1: медведь, учитель, лопата, карандаш.

2: медвежонок, учительница, ученик, карандашик, лопатка.

 

2. Запишите  слова парами и обозначьте общую часть в словах.

3. Сформулируйте тему занятия и записать её в тетради.

 

Задание 2. Запишите слова, разбирая по составу. Закрепление знаний о составе слова.

Учительница, лопатка, лопата.

 

 

Закрепление знаний о префиксальном способе 

словообразования.

Задание 3 .Прочитайте словаЧто не­обычного вы заметили?

  

-ГРЕМУШКА          -ДРУЖКА               -НОЖКА

-ГОНЯ                      -ПРАВКА               -СКАЗКА

 

Добавь­те к словам необходимые приставки (по-, под) и запишите новые слова.

 

 

Проверка знаний учащихся в образовании слов суффиксальным способом.

Задание 4.Образуйте от этих названий слова с уменьшительно-ласкательным значе­нием. Запишите пары словвыделите сло­вообразовательные суффиксы.

 

 коляска, кувшин, стул, чашка, ящик, коль­цо, цветок, пуговица, скамья, сани.

 

Закрепление навыков составления морфологических схем слов.

 Задание 5. Прочитайте слова и запишите под словами  морфологические схемы слов.

кораблик, змейка, побег, ласточка, лисенок, птич­ка, напев, рисовать, съезд.

 

Закрепление знания о составе слова.

Задание 6. Прочитайте части слов и составьте из них слова.

 





1.вед-, Раз-,чик.

2.еньк-, ий, Бел.

3.Гул-, про-, ка.

4.гор-, При-, ок.

5.–ый, Свет-, л-.

6.стеж-, За-, к-, а.





 

Закрепление знания частей слов на уровне предложения.
Задание 7: Прочитайте текст, перепишите его. Разберите по составу подчеркнутые слова

 

Летний зной (2-й класс)                                    (По К. Паустовскому)

Стояла жара. Мы шли сосновым лесом. Кричали мед­ведки. Пахло сосновой корой и земляникой. Над верхуш­ками сосен неподвижно висели ястребы. Лес был раскален от зноя. Мы отдыхали в густом сосновом лесу. Там дышали запахом травы и корней. К вечеру мы вышли к озеру. На небе блестели звезды. Утки с тяжелым свистом летели на 
ночлег.

 

Утром (3-й класс)                       (По И. Соколову-Микитову)

Ранним утром я вышел из палатки. Яркое солнце ярко блестело на пелене снега. Выпавший ночью снег покрыл пас­тбище. Я сделал несколько шагов. На снегу заметил следы двух оленей. Животные ночью подходили к палатке. След русака вытянулся длинной петлей. Первый снег раскрывал секреты ночной жизни зверей. Мы спустились в долину. На ярком фоне снега увидели медведя. Он заметил нас и быстро удалился.

 

 Назовите слова, где есть приставки и суффиксы. А потом такие, где есть приставки; суффиксы. Подберите к ним родственные слова. Назовите слова, состоящие только из корня и окончания.

 

ЗАНЯТИЕ 10

Тема: Знакомство с предлогами.

 

Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Задание 1. Составьте предложения из слов.

 





1.     Вязать, бабушка, варежки.

2.     Готовить, обед, мама.

3.  Ломать, буря, дерево.

4.   Нашел, червяк, грач.

5.  Поймала, мышка, кошка.

6.  Рита, стрекоза, увидела.





 

Вы заметили, что все предложения состоят из слов?

Слова могут быть различными: длинными - экскава­тор, электромонтер - и короткими - сок, на, мак, в.

 

Подумайте и скажите, все ли они обозначают предметы? Что обозначают эти слова?

 Сформулируйте тему занятия. Запишите правило в тетрадь.

Предлоги - это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях и предложениях и пишутся со словами раздельноДля проверки нужно постараться вставить меж­ду предлогом и словом другое слово или вопрос - если перед нами предлог, то такая вставка будет возможна.

Например: (в) лесу – Как написать слитно с буквой «в» или раздельно?

Проверим. Между буквой и словом поставим вопрос: в каком лесу? В сосновом лесу. Значит  «в»- это предлог.

Например: (по)зади –Как написать слитно с «по» или раздельно? Проверим. Слово «зади» не существует. Значит «по» и «зади» пишется слитно.


Развитие навыков понимания и выполнения логико-грамматических конструкций

Задание 2 Послушайте и постарайтесь выполнить инс­трукции правильно.

1.     Положите книгу на стол.

2.     Положите карандаш на книгу.

3.     Положите ручку под тетрадь.

4.     Положите ручку стол.

Почему не удалось выполнить последнее задание? Поче­му оно непонятно? Дополните последнее предложение ка­ким-либо предлогом, чтобы было возможно выполнить дан­ное задание.

Например: положите ручку на стол, под стол, в стол...

 

 Развитие пространственного восприятия.

Задание 3. Запишите значение каждого предлога в тетрадь.

1.     В - положение предмета внутри чего-либо.

2.     НА - предмет находится на поверхности чего-либо.

3.     ПОД - предмет находится внизу, под чем-либо.

4.     НАД - положение предмета над чем-либо.

5.     С (СО) - совместность пребывания с кем-то или с чем-то.

6.     ОТ - удаление от какого-либо предмета или объекта.

7.К - приближение к какому-либо предмету или объекту.

 

   Задание 4: Прочитайте текст загадки, вставив нужные  предлоги. Спишите текст, отгадайте загадки. Отметьте предлоги в предложениях.

 

Д ом ... улице идет,

 ... работу нас везет.

Не ... курьих ножках,

А... резиновых сапожках.

 

Опишите наш кабинет, где что находится. Где доска? Под чем стул стоит? Где окно?  Где карандаши?