Файл: Дисциплина Подготовка педагога дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое занятие 1 Обучающийся Алексеева Дарья Александровна Преподаватель Драчева Юлия Александровна.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эту группу методов отличают: регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и способов их предъявления, бланков, предметов или аппаратуры, используемых при обследовании, условий проведения испытания), способов обработки и интерпретации результатов; стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов); надежность и валидность методик.

Положительными сторонами формализованных методов являются: учет объективных показателей и возможность их перепроверки;

меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диагностический процесс; оперативность и экономичность;

количественный дифференцированный характер оценки, возможность различать категории обследуемых;

возможность компьютеризации процедуры обследования и обработки результатов; возможность проведения группового обследования.

В качестве недостатков отмечаются:

жесткая регламентация процесса получения психодиагностической информации;

расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные показатели;

отсутствие доверительной обстановки (при тестировании); опора в основном на количественные показатели;

статичность получаемой структуры индивидуальности.

К малоформализованным методам относятся беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции исследуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами – например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.

Положительными сторонами данных методов выступают:

- гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;

- возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;

- высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;

- стремление к всестороннему описанию личности.

В качестве недостатков выделяют:

- субъективизм диагностических суждений;


- сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;

- значительные временные затраты на их проведение;

- непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, позволяющие диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Теплова-Небылицына и их последователями в рамках научного направления, получившего название «дифференциальная психофизиология».

Эти методики имеют ясное теоретическое обоснование – психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений (быстрота, темп, выносливость, работоспособность, помехоустойчивость и др.).

Измерительные методы должны удовлетворять следующим требованиям:

a) должны быть однозначно сформулированы цель, предмет и область применения методики, а также цели использования результатов (производство, семья, образование, самопознание и т.д.) и контингент испытуемых.

б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма.

в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации баллов с указанием уровня достоверности.

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность. д) самоотчеты должны включать шкалы лжи.

В отдельную группу методов диагностики входят проективные методики.

Понятие проекции (от лат. projectio – «выбрасывание, бросание вперед») впервые использовал З. Фрейд для обозначения процесса и результата постижения и порождения значений, заключающихся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты. Проективный метод исследования личности основан на выявлении проекций по результатам эксперимента с последующим их анализом.

К положительным сторонам данных методик относятся: завуалированность диагностической цели, проведение диагностики комплексно, возможность интерпретации личности в целом, а не отдельных ее сторон, возможность применения на детях дошкольного возраста.

Отрицательными сторонами являются: присутствие субъектности при интерпретации данных, неоднозначность полученных результатов, что требует проверки на стандартизированных методах диагностики, невозможность воспроизводимости результатов, данные методики ненадежны и невалидны, проводить диагностику и интерпретировать полученные 

результаты должен квалифицированный психолог, имеющий опыт.

Задание 5.

Ситуация 1.

 Педагог заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников. Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности.

Главной задачей стало выделить проблему:
 Асоциальное поведение, которое может привести к совершению уголовного преступлениям
Вызов общественным нормам (использование: нашивок, значков, униформа, ботинок на белой шнуровке и т. д.)
Проявление толерантной нетерпимости к людям других национальностей, экстремизма
 А также возможные причины:

Сергею 15 лет, подростковый возраст. В этом возрасте происходит гормональная перестройка, которая ведёт к изменению работы нервной системы, повышая её возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка. Поэтому можно предположить, что в этом возрасте у Сергея происходит умственное или физическое перенапряжение, какие-то различные переживания, которые влияют на психологическое состояние подростка, это состояние выражается в раздражительности, падении продуктивности в работе, агрессии, желании, какого либо физического применения силы (насилия).

По внешним признакам, приведённым в ситуации, можно предположить, что Сергей принадлежит неформальному движению «скинхеды», представители этого движения придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. Деятельность скинхедов, как правило, носит экстремистский характер и позиционирует себя как национально-освободительное движение и борется за идеи превосходства белой, арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Так же преобладает жестокость, насилие и некая ненависть к другим национальностям. Итак, из моего предположения следует, что Сергей увлечен так называемой субкультурой (скинхеды), что также соответствует возрастным особенностям.

   Еще одной причиной является также проявления особенностей данного возраста, как желание принадлежать той или иной группе своих сверстников, например субкультурная группа, направленная на интересы подростков; быть среди других, проявлять себя среди толпы.


    Так же у Сергея есть старший брат. О старшем брате подробнее ничего не сказано, можно предположить, что старший брат тоже принадлежит к неформальному движению, например к движению скинхедов или к подобной этому движению субкультуре. И Сергей в подростковом возрасте пытается, как то быть похожим на старшего брата. Или так же можно предположить, что старший брат хорошо воспитан, работает, учится и т. д. и родители ставят его в пример младшему брату и Сергей просто пытается как то обратить на себя внимание родителей. Показать что он не такой как старший брат, а индивидуальная личность.

   Решением проблемы для педагога оказались следующие методы:

   1. Через классные часы в классе, индивидуальные беседы,знакомство учеников всех ребят и-Сергея с законодательством и ответственностью за асоциальное поведение, и совершение уголовных преступлений.

   Проведение серии встреч с людьми, входивших в подобные группировки, понесших наказание и изменивших свою точку зрения

Совершить виртуальную экскурсию в колонию для несовершеннолетних, показать, что каждые деяния несут свои последствия, в т. ч. и уголовные.

   2. Проводить мероприятия, которые будут знакомить с разнообразной субкультурой молодежи, при этом возможны дискуссии, например, положительные и отрицательные стороны явления. Дать возможность увидеть варианты увлечений молодежи и применения своих способностей и талантов. Можно познакомить ребят со сверстниками, которые достигли в своей жизни чего-либо. Например, в соревнования, молодежных движениях, социальных проектах и др. Можно познакомить со взрослыми, которые организуют молодежные секции и клубы.

   3. Продумать работу в классе по знакомству с многонациональной культурой класса, нашей страны, мира. Главное – мы ведь все разные, никто не лучше и хуже. Мы едины и развиваемся вместе. У каждой национальности есть свои особенности, заслуги… которые достойны внимания, уважения, принятия.

   Продумать систему классных часов на сплочение коллектива, систему коллективных творческих дел, в которых каждый мог бы проявить себя как индивидуально, так и в коллективе. Например, «Моя малая Родина, «Праздники разных народов», «Не страна красит человека, а человек страну».