Файл: Малые предприятия преимущества, недостатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 99

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12

Информационная роль малого бизнеса в рыночной экономике также является определяющей. Активные бизнесмены инициативно собирают информацию и активно ее используют в своем производстве.
7
Сегодня малый бизнес не может достаточно развернуться и внести значительный вклад в производство ВНП. Для диверсификации этого процесса требуется в первую очередь реализация некоторых шагов по пересмотру государственной экономической политики:
 расширение возможности участия малого бизнеса в использовании природных ресурсов;
 предоставление начального капитала на льготных условиях.
Вторым и третьим элементами экономической системы страны являются распределение ВНП и его потребление.
Основными категориями распределения
ВНП являются: ценообразование и налогообложение.
8
В РФ отсутствуют прямые пути, которыми малый бизнес мог бы влиять на эти два процесса. Лоббирование интересов данной категории предпринимателей в представительских органах страны не всегда дает положительный результат. Поэтому в России распределение в основном зависит от государственной руководящей политики.
Именно понимание важной роли малого предпринимательства для экономики страны сегодня подвело правительство к тому, чтобы создавать налоговые преференции для предпринимателей и администрировать процессы ценообразования с целью соблюдения всеми участниками рынка правил конкурентной борьбы.
Если рассматривать процесс потребления, малое предпринимательства является самым активным потребителем продукта, имеющего решающее
7
Маюрникова Л. А., Кокшаров А.А., Крапива Т. В., Петкович А. И., Мешков В.О. Анализ и перспективы инновационного развития предприятий общественного питания // Техника и технология пищевых производств. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-perspektivy-innovatsionnogo-razvitiya- predpriyatiy-obschestvennogo-pitaniya (дата обращения: 24.06.2023).

13 значение для общего прогресса общества: инновационные технологии, образовательные продукты, социальный продукт
9
Наращивая потребление этого вида продукции, малое предпринимательство тем самым увеличивает спрос. Общая позитивная тенденция в удовлетворении потребности активной части населения в общественно значимом продукте повысит общий уровень и самосознания, и благосостояния практически всех категорий населения.
Эта роль малого предпринимательства в современной экономике давно взята на вооружение успешными экономическими системами. Даже незначительная поддержка и преференции со стороны государства стимулируют рост творческого потенциала населения и предпринимательской активности, что оздоравливающе влияет на экономические и социальные процессы в обществе.
8
Кевеш, А.Л. Малое и среднее предпринимательство в России. 2018: Стат.сб./ М 19 Росстат. — M., 2018. –
96 с.
9
Демцура, С.С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2019. № 9. С. 223-225.


14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1 Анализ современного состояния малых предприятий
На современном этапе Россия находится на пути развития рыночной экономики. Процесс развития рыночных отношений обусловил образование новых форм хозяйствования, а именно сектора малого предпринимательства.
Статистические данные свидетельствуют о том, что малое предпринимательство стало заметным явлением в экономике России. В целом за 2016–2022 гг. число малых предприятий в России выросло в 1,69 раза, на 1126 тыс. предприятий.
На рисунке ниже продемонстрирована стабильная динамика роста числа малых предприятий, зафиксированная с 2016 г.
Рисунок 1 - Динамика количества малых предприятий (в тыс. ед.) в России за 2016 -
2022 гг.
К сожалению, на основании статистики проследить динамику малых предприятий в настоящее время практически невозможно.
Это обусловлено тем, что в 2021 г. изменились критерии отнесения организации к средним, малым и микропредприятиям: значительная часть малого бизнеса была отнесена к микробизнесу, а часть предприятий среднего бизнеса попала в разряд малого.

15
За последние 7 лет (2016 -2022 гг.) среднее количество занятых на микро- и малых предприятиях оставалось практически стабильным.
Количество занятых в секторе малого бизнеса на 2022 г. составляет 14 % от общей занятости в экономике.
Численность занятых в экономике по состоянию на 2022 г. составляла
73,1 млн чел., средняя численность работников списочного состава без внешних совместителей на микро- и малых предприятиях составляла 10055,9 тыс. чел.
Для сравнения: в экономически развитых странах в секторе малого бизнеса заняты две трети трудоспособного населения.
Оборот микро- и малых предприятий в течение 7 лет стабильно рос и составил в 2022 г. 38877,0 млрд руб., что на 105 % выше, чем в 2019 г. -
18933,8 млрд руб.
В Российской Федерации в 2022 г. доля валовой добавленной стоимости малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте
(ВВП) составляет 21 %, в то время как в зарубежных развитых странах только на сектор малого бизнеса приходится более половины ВВП.
Данный разрыв можно объяснить историческими факторами: в России процесс формирования малого бизнеса начался в конце 80-х гг. XX в., тогда как в Европе малый бизнес в современном виде сформировался в первой половине прошлого столетия.
Данный факт можно рассмотреть и с позитивной стороны, поскольку российский малый бизнес может и должен использовать практический опыт развитых стран.
Несмотря на рост числа малых предприятий, качественный состав в различных отраслях экономики практически не изменился за предшествующее десятилетие.
Структурный состав оборота малых предприятий России по видам экономической деятельности на конец 2020 г. представлен на рисунке ниже.


16
Рисунок 2 - Структурный состав оборота малых предприятий, включая
микропредприятия, по видам экономической деятельности в 2020 г.
Согласно статистическим данным доля малых предприятий, занятых в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования по итогам
2020 г. занимает лидирующее положение - 37 % общего числа малых предприятий.
Значимый удельный вес имеют малые предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг -
22 %, а также предприятия, занимающиеся строительством - 12 %.
К сожалению, доля отраслей, представляющих собой объекты современных приоритетных государственных программ, таких как разработка и внедрение нано-технологий, очень мала.
Наряду с отсутствием изменений качественного состава в различных отраслях экономики, малый бизнес имеет и другие недостатки, среди которых, на наш взгляд, наиболее значимым является низкий уровень

17 первоначального капитала и нехватка финансирования. В свою очередь это трансформируется в проблему, связанную с высокими процентными ставками на услуги кредитования малого бизнеса по сравнению с крупным или средним бизнесом.
Для решения указанных вопросов необходима государственная поддержка малого предпринимательства.
Опираясь на опыт экономически развитых стран, можно сделать вывод, что успешное развитие малого предпринимательства может происходить только в условиях стабильной, всесторонней государственной поддержки, осуществляемой в разных формах: организация материально-технического снабжения, создание научно-технических и информационно- консультативных центров, развитие системы страхования, увеличений государственных гарантий, предоставление различного рода льгот, дотаций, субсидий, принятие соответствующих нормативных актов и реализация комплексных программ, наличие доступных и понятных информационных систем.
Малое предпринимательство играет значительную роль в экономическом развитии государства.
Официально в малом предпринимательстве занято более 17 млн. чел., из которых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности занято 5,4 млн. чел. (30,6 %), на предприятиях занято 12,4 млн. чел. (69,4).
Доля МСБ в ВВП составляет 20.
Для того, чтобы начать свой бизнес и не прогореть в первые месяцы, нужны деньги.
Кредиты для малого бизнеса в России выдаются под 15 – 20 % годовых.
Сравним этот показатель с аналогичными данными в некоторых других государствах.


18
Рисунок 3 - Процентные ставки по кредитам для малого бизнеса в России и ряде
государств
Представленные данные показывают, что начать свой бизнес за рубежом в разы проще, чем сделать то же самое в Российской Федерации.
Далее рассмотрим данные по объемам кредитования малого предпринимательства в нашей стране.
Если в 2020 году индивидуальным предпринимателям было выдано кредитов на 30197 млн. рублей, то в 2022 году эта цифра составляет всего
17020 млн. рублей.
Простые арифметические вычисления показывают, что количество выданных кредитов за три года сократилось почти вдвое.
При этом размеры задолженности и просроченной задолженности индивидуальных предпринимателей выросли с 415 959 до 621 886 и 27 199 до 56 317 млн. рублей соответственно, то есть просроченная задолженность за три года увеличилась более чем в два раза.
Таким образом, доступ к финансовым потокам для малого бизнеса крайне затруднителен. Также необходимо отметить снижение среднего размера кредита в 2022 году в 1,86 раза по сравнению с аналогичным показателем 2020 года.

19
Особенно губительно такое положение дел для наукоемких и ресурсоемких отраслей.
Можно говорить о том, что малое предпринимательство в настоящее время переживает серьезный финансовый кризис. Одновременно можно утверждать, что сложившиеся тенденции экономического и политического развития государства вряд ли изменятся в ближайшие годы.
При этом поддержка малого бизнеса по-прежнему осуществляется только на словах и в основном заключается в проведении масштабных популистских кампаний, на которые расходуются огромные денежные средства. Сами кампании в большинстве своем представляют собой тренинги, собрания и конференции.
В то время как для обычного предпринимателя гораздо важнее реальные деньги, которые он смог бы вложить в свое дело. В настоящее время игнорируется тот факт, что малый бизнес и частная предпринимательская инициатива являются основой экономического процветания общества и развития государства.
Малый бизнес имеет важное социальное значение: рабочие места, страховые отчисления, социальная инфраструктура и т.д. Именно финансирование развития частной предпринимательской деятельности позволило Соединенным Штатам Америки преодолеть Великую Депрессию.
10
К сожалению, в нашей стране подобный исторический опыт игнорируется.
Таким образом, малому бизнесу для роста необходимы дешевые кредиты и низкие налоги. Причем свободный доступ к финансовым потокам гораздо важнее, чем низкие налоговые ставки. Путей решения проблем малого бизнеса множество, но, к сожалению, современная стратегия экономического развития России совершенно не учитывает интересы малого предпринимательства.
10
Ральчик, Е.С. Кредитование малого бизнеса в России / Екатерина Ральчик. - М.: LAP Lambert Academic
Publishing, 2018. - 184 c.