Файл: Малые предприятия преимущества, недостатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20
2.2 Малое предпринимательство в условиях пандемии
Одним из наиболее существенных событий, повлиявших на прогресс российского рынка малого и среднего бизнеса с начала XXI века, стали катастрофические экономические потрясения, которые повлекла за собой всемирная эпидемия заболевания COVID-19, вызываемая новым штаммом коронавируса SARS-CoV-2.
Начавшись в Китае в декабре 2019 года и распространившись по всему миру к марту 2020 года, на момент написания данного материала пандемия
COVID-19 представляет собой экзистенциальную угрозу для существенной доли субъектов МСП в Российской Федерации.
В результате сложившейся ситуации и в рамках экстренных мер по борьбе с эпидемией федеральными и региональными органами
Правительства РФ последовательно был принят ряд мер по внедрению практик социального дистанцирования, снижения риска массового распространения заболевания, подготовки медицинской инфраструктуры к резко возрастающему количеству заболевших и по временному ограничению транспортного сообщения как с зарубежными странами, так и среди крупных городских центров внутри страны.
Одним из первых указов мэра Москвы, задавшим тон отношения правительства Москвы к надвигающемуся кризису, стал Указ от 5 марта 2020 г. № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения в городе Москве новой коронавирусной инфекции», в котором сложившиеся обстоятельства были причислены к обстоятельствам непреодолимой силы, предоставив возможность предпринимателям впоследствии ссылаться на условия форс-мажора при вынужденном невыполнений условий ранее заключенных договоров.
Начиная с 30 марта 2020 года в Москве был объявлен обязательный режим самоизоляции, призванный сократить до минимума массовые социальные контакты среди населения, несущие в себе риск ускорения

21 распространения COVID-19. В течение апреля 2020 года подобные меры городского карантина были введены во многих регионах и городах
Российской Федерации, а к 17 апреля не осталось ни одного региона, не затронутого эпидемией. Вскоре после введения ограничительных мер, в конце марта 2020 года, ежедневные потери экономики РФ были оценены в
100 млрд рублей.
11
Логичным последствием такой превентивной политики по сдерживанию распространения эпидемии стала практически полная остановка работы малого бизнеса. В первую очередь пострадали предприятия общественного питания и услуг, для которых единственной возможностью выжить стал срочный переход на бизнес-модель доставки и дистанционного обслуживания. Предприятия всех сфер, за исключением узкого перечня системообразующих, также были вынуждены искать возможность продолжать работу дистанционно.
Современная российская экономика до сих пор не сталкивалась с подобными вызовами и не обладает достаточной гибкостью и адаптивностью для того, чтобы в достаточном объеме обеспечить выживание сектора малого и среднего бизнеса. По словам главы Центробанка РФ, только первые 30 календарных дней, проведенные в условиях полного карантина и остановки хозяйственной деятельности, могут привести к падению российского внутреннего валового продукта в 2020 году на 1,5–2%.
12
Ограничительные меры, введенные в различных регионах РФ, являются одновременно как необходимыми для торможения распространения эпидемии среди населения, так и крайне болезненными для экономики, и в первую очередь – для малого и среднего бизнеса.
Наибольший урон карантином будет нанесен МСП в секторах ретейла и
11
Карпов В.В. Малые предприятия. Практическое пособие / В.В. Карпов, Н.В. Лукина. - М.: Экономика и
Финансы, 2020. - 528 c.
12
Джобава, Н. А. Государственное регулирование малого предпринимательства / Н.А. Джобава. - М.:
Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2018. - 112 c.


22 услуг.
В соответствии с заявлением
Министерства финансов эпидемиологическая ситуация в стране заставила страну перейти на дефицитный бюджет в 2020 году.
В сложившейся ситуации правительство отдает приоритет сохранению жизни и здоровья граждан перед лицом нового заболевания и готово идти на экономические жертвы ради достижения данной цели.
Национальное Рейтинговое Агенство (НРА) оценивает суммарный ущерб эпидемии COVID-19 российской экономике в течение 2020 года в 18 трлн рублей и сокращение налоговых сборов – на 4,2 трлн, одновременно с этим прогнозируя потенциальную потерю 15,5 млн рабочих мест в экономике. Максимальные потери произошли в сфере гостинично- ресторанного бизнеса (HoReCa). Индекс деловой активности в секторе услуг
России, по данным IHS Markit Russia Services, резко упал с 52,0 в феврале до
37,1 в марте и еще ниже, до 12,2, в апреле 2020 года. Показатель индекса деловой активности в марте является самым низким с начала наблюдений
Markit Economics в 2001 году. После резкого падения последовал всплеск деловой активности с июня по сентябрь, который был также задавлен пришествием «второй волны» заболеваемости и повторным введением ограничительных мер. По состоянию на конец 2020 года индекс деловой активности был установлен на уровне 48,0, что на 14% ниже среднего уровня индекса, наблюдаемого в декабре.
Эпидемия COVID-19 поставила перед предпринимателями и управляющим персоналом в сфере МСП ряд неожиданных задач, которые тем не менее оказалось необходимо выполнить в целях обеспечения выживания бизнеса в период карантина. Предприниматели столкнулись с необходимостью резко сократить расходы и минимизировать потери, параллельно изыскивая возможность участия в государственных программах поддержки МСП. Одним из основных трансформационных трендов для малого бизнеса стала попытка экстренно перевести свою бизнес-модель в

23 онлайн, что в разной степени реализуемо, в зависимости от сферы деятельности компании. Так, в сфере образования карантин ускорил давно наметившийся тренд укрепления ниши дистанционного обучения и общей цифровизации, в то время как в сфере услуг и общественного питания лишь немногие предприниматели смогли успешно перейти на онлайн-модель работы и обеспечить своим предприятиям минимально необходимый поток заказов.
Также карантин, введенный в конце марта 2020 года, негативно сказался на предприятиях, экспортирующих физические продукты за рубеж из-за резких таможенных изменений и частичного закрытия государственных границ. Предприниматели встретились с рядом административных задач, направленных на реконфигурацию бизнес-модели, резкое сокращение издержек, сохранение ценных кадров и изыскание способов получения поддержки извне.
Новые трудности, с которыми встретились компании, можно в целом классифицировать по ответственным лицам внутри компаний, на чьи плечи возлагается ответственность за их решение: задачи финансового директора, бухгалтера, HR-специалиста, юриста и специалиста по охране труда.
Резкое изменение мнений, моделей поведения и потребления, тренды, возникающие в «карантинном» состоянии социоэкономической среды, напрямую повлияют на модели функционирования подавляющего большинства субъектов малого бизнеса, заставляя их подстраиваться под возникающие модели поведения. Так, одним из наиболее ярких трендов, уже успевших укрепиться в течение борьбы с COVID-19, является стремление ограничить круг личного общения, избегать общественные места, избегать физического контакта и держать дистанцию с окружающими, уделять повышенное внимание собственному здоровью и здоровью старшего поколения, внедрять полезные привычки. Данные тренды, укоренившись в обществе, даже после снятия всех ограничительных мер по борьбе с


24 эпидемией, способны как оказать негативное воздействие на некоторые секторы малого бизнеса, так и открыть новые возможности для тех предпринимателей, которые готовы перестраивать свои предприятия под новые настроения и привычки потребителей.
Сложная экономическая ситуация, сложившаяся к концу марта – началу апреля 2020 года с введением во многих крупных населенных пунктах
РФ, начиная с Москвы, мер жесткого карантина, социального дистанцирования, запрета общественных мероприятий, а впоследствии и пропускной системы пользования личным и общественным транспортом, обусловила необходимость срочных и существенных мер поддержки малого бизнеса со стороны федеральных и муниципальных властей. Перечень мер государственной поддержки малого бизнеса на период эпидемии был озвучен в несколько этапов, в конце марта и в течение апреля 2020 года. Некоторые дополнительные меры были озвучены также в 3 квартале 2020 года, с повторным резким ростом заболеваемости, ознаменовавшим пришествие второй волны эпидемии.
В отношении малого и среднего бизнеса мерами поддержки стали обеспечение отсрочки уплаты налогов на шесть месяцев и снижение страховых взносов с зарплат, превышающих минимальный размер оплаты труда, до 15%. Однако реализация этих мер была существенно ограничена сложностью сбора и подачи документов со стороны МСП в течение действующего карантина, а также процедуры доказательства тяжелой финансовой ситуации и причастности к определенному в распоряжении правительства кругу предприятий, на которые была нацелена эта поддержка,
– в первую очередь это сферы общественного питания, услуг, розничной торговли, туризма и транспорта, а также организаторы культурно-массовых мероприятий. Также кабинет министров РФ в марте 2020 года подготовил закон о праве представителей малого и среднего бизнеса на полугодовую отсрочку по уплате процентов по кредитам, в случае если субъект МСП

25 сможет доказать существенный ущерб, причиненный ему обстоятельствами, связанными с эпидемией COVID-19.
На более локальном уровне московской мэрией также были запущены программы субсидирования процентных ставок для субъектов малого предпринимательства – до 6% по ранее взятым кредитам и до 8% по кредитам на финансирование текущей деятельности и поддержание функционирования предприятия. На эти цели, по словам Мэрии Москвы, было выделено от 20 до 30 млрд рублей, в зависимости от активности предпринимателей и объема заявок на получение поддержки.
С 16 апреля 2020 года были введены более прямолинейные и радикальные меры поддержки населения и предприятий, оставшихся без доходов на время всеобщего карантина. Был расширен официальный перечень отраслей, в наибольшей степени пострадавших от эпидемии, а некоторым сегментам рынка МСП была предоставлена возможность получить по 12,1 тысяч рублей на сотрудника, которые могут быть направлены на компенсацию снижения зарплат из-за резкого падения оборота компании. Основной целью данной инициативы было сохранение рабочих мест – компенсации будут предоставлены только компаниям, сохранившим после введения карантинных мер 90% или более своего штата.
Реакция предпринимателей, экономистов и профессионалов в сфере
МСП на принятые правительством меры были неоднозначна. Основной целью мер поддержки было не допустить единовременного банкротства существенной доли предприятий из наиболее пострадавших отраслей, что, в свою очередь, повлекло бы за собой всплеск безработицы. Однако меры поддержки, принятые на федеральном и региональном уровнях, по большей части не облегчают ношу малого бизнеса, а лишь дают небольшую отсрочку на обязательства, и после отмены карантинных мер компаниям, скорее всего, не будет предоставлено достаточно времени для восстановления платежеспособности.


26
Предприятия МСП с относительно низкой маржинальностью, к примеру компании из сфер туризма, мелкой розничной торговли и общественного питания, как правило, не имеют существенной финансовой подушки безопасности, которая помогла бы им обеспечить оплату финансовых обязательств, отсроченных на 6 месяцев. Вкупе с мораторием на банкротства организаций отсрочка обязательств по уплате процентов по кредитам создает опасную ситуацию, грозящую вылиться в массовое банкротство через шесть месяцев. Когда отсрочка истечет и банки потребуют у кредиторов единовременной выплаты задолженности за все пропущенные 6 месяцев, рынок увидит огромное количество заявлений о банкротстве от тех
МСП, которые были не в состоянии генерировать выручку в течение месяцев карантина.
Меры, принятые относительно отсрочки уплаты страховых взносов для малого бизнеса и их уменьшения с 30% до 15%, на данный момент могут применяться к довольно ограниченному кругу предприятий, так как они не действуют для компаний, выплачивающих зарплату на уровне регионального минимального размера оплаты труда. В этой правительственной инициативе поддержки прослеживается толчок к «обелению» заработной платы для малого бизнеса, для которого во многих случаях «серые» схемы выплаты заработной платы являются единственным возможным путем сохранить операционную прибыльность.
Однако в существующих условиях «карантинной экономики» эти меры поддержки видятся малоэффективными, так как воспользоваться ими могут далеко не все пострадавшие предприятия, для которых войти в перечень компаний, допущенных к льготам, не представляется возможным. Так как предложение по снижению ставки страховых взносов с 30% до 15% не включало определенного срока давности, оно особенно выигрышно смотрится на перспективу.

27
Это одна из немногих вводимых мер поддержки, которая сохранит свое действие и после полного снятия карантинных мер и в определенной степени поддержит восстановление малого бизнеса.
Однако, возвращаясь к текущей кризисной ситуации, снижение страховых взносов вдвое не будет иметь существенного поддерживающего эффекта.
В ситуации, когда в ряде сфер малого бизнеса платежи практически остановились и оборотных средств не хватает даже на частичную выплату зарплаты работникам и сохранение штата, снижение страховых взносов не имеет значения.
Данная мера предназначается только для небольшой доли предприятий, которые сумели сохранить зарплатный фонд и продолжить операции.
На примере организации Общество с ограниченной ответственностью "ЭСТЕЙТ ГРУП" рассмотрим состояние деятельности в сфере малого бизнеса.
Общество с ограниченной ответственностью "ЭСТЕЙТ ГРУП" учреждено 25.02.2016 с уставным капиталом в 10 тыс.руб. Компания состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства: с 01.08.2016 как микропредприятие. Основным видом деятельности (по коду ОКВЭД ред.2): 68.32 - Управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Дополнительные виды деятельности по ОКВЭД:
64.99 Предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки;
68.10 Покупка и продажа собственного недвижимого имущества;
68.10.1
Подготовка к продаже собственного недвижимого имущества;


28 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом;
73.20 Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения;
82.99 Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки.
Проведем финансовый анализ деятельности организации. Анализ структуры имущества организации и его источников формирования.
Под понятием «имущество организации» подразумеваются основные и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в балансе организации.
Анализ баланса начинается с описания общей суммы имущества предприятия и динамики ее изменения в течение рассматриваемого периода.
Результатом данной части анализа должно стать выявление источников увеличения или сокращения активов предприятия и определение статей активов, по которым данные изменения произошли.
Горизонтальный анализ — это динамический анализ показателей. Он позволяет установить их абсолютные приращения и темпы роста.
Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников.
1   2   3   4