Файл: Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине Математические модели в экономике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Петербургский государственный университет путей сообщения

Императора Александра I»

(ФГБОУ ВПО ПГУПС)
Кафедра «Экономика транспорта»

В.Г. Карчик

Методические рекомендации
по выполнению курсового проекта

по дисциплине
«Математические модели в экономике» (Б1.В.ОД.5)
для направления

38.03.01 «Экономика»

по профилю

«Экономика предприятий и организаций (транспорт)»
Форма обучения – очная, заочная

Санкт-Петербург

2016

Методические рекомендации по выполнению курсового проекта по дисциплине «Математические модели в экономике» по направлению 38.03.01 «Экономика» по профилю подготовки «Экономика предприятий и организаций (транспорт)», разработаны доцентом кафедры «Экономика транспорта» к.э.н., доцентом В.Г. Карчиком.
Рассмотрены и утверждены на заседании кафедры
«Экономика транспорта»

Протокол № 4 от « 20 » января 2016 г.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Императора Александра I»
(ФГБОУ ВПО ПГУПС)

Кафедра «Экономика транспорта»

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Методические указания и задания к курсовому проекту


Санкт-Петербург

2016

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ Императора Александра
(ФГБОУ ВПО ПГУПС)
Кафедра «Экономика транспорта»

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ


Методические указания и задания к курсовому проекту



Санкт-Петербург

2016

УДК 385

ББК 65.37

М34

М

М34
атематическое
моделирование экономических процессов на железнодорожном транспорте : метод. указания и задания к курсовому проекту / В. Г. Карчик, Б. П. Немцов. – СПб. : ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2016. – 34 с.
Курсовой проект по дисциплине «Математические модели в экономике» состоит из трех частей. В первой части студентам предлагается решить транспортную задачу в матричной и сетевой формах и обобщённую транспортную задачу. Во второй части рассматриваются вопросы применения методов математической статистики в экономических расчетах. В третьей части предлагается решить общую задачу линейного программирования с помощью симплекс-метода и его модификаций. На основе полученных результатов предусматривается углубленный анализ производственных программ, в том числе эффективность и состояние использованных ресурсов, получаемой при этом прибыли. Для большинства задач предлагается алгоритм решения и рассматриваются конкретные численные примеры.

Методические указания и задания к выполнению курсового проекта предназначены для студентов бакалавриата, изучающих дисциплину «Математические модели в экономике» по направлению «Экономика», профилям «Экономика предприятий и организаций (транспорт)», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».
УДК 385

ББК 65.37

© ФГБОУ ВПО ПГУПС, 2016
1 Использование методов линейного программирования
для целей оптимального распределения ресурсов

1.1 Оптимизация плана перевозок
с использованием метода потенциалов
1. Составить допустимый план транспортной задачи, используя метод минимальной стоимости для построения базисного плана с ограничением пропускной способности.

2. Определить оптимальный план транспортной задачи, используя метод потенциалов. Построенный допустимый и оптимальный план должен удовлетворять условиям постановки транспортной задачи:
, i = 1, 2, 3, …, m; (1.1)

, j = 1, 2, 3, …, n; (1.2)

; (1.3)

. (1.4)
Целевая функция задачи:
(1.5)
3. Рассчитать целевые функции каждого базисного плана перевозок.

4. Найти экономический эффект от оптимизации. Экономический эффект от оптимизации рассчитывается как разность между целевыми функциями базисного и оптимального планов.

5. Рассчитать матрицу показателей характеристик оптимального плана перевозок транспортной задачи. Характеристики для клеток матрицы рассчитываются по формуле:
Dij = cij – (VjUi). (1.6)

6. Показать варианты альтернативных решений при одной и той же целевой функции или при минимальных от нее отклонениях.
Исходные данные приведены по вариантам в табл. 1.1–1.3. В табл. 1.1 приведена матрица стоимости перевозок для всех вариантов (сij), где в пяти клетках справа записаны величины dij, ограничивающие пропускную способность. В табл. 1.2 приведены данные по ресурсам поставщиков (ai) – первая цифра номера варианта; в табл. 1.3 приведены данные по спросу потребителей (bj) – вторая цифра номера варианта.
Таблица 1.1


10

20 35

75

160

90

80

70

60

a1

10

30

45

40

25

65

30

10 30

a2

15

10

10 25

20

25

80

20

85

a3

45

8 20

35

30

110

40

75

20

a4

80

40

90

105

150

50

30 25

90

a5

b1

b2

b3

b4

b5

b6

b7

b8





Таблица 1.2





1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

a1

150

150

150

145

155

400

400

150

400

145

a2

150

145

150

155

150

155

150

155

155

400

a3

145

155

155

150

400

145

150

150

150

150

a4

155

400

145

150

150

150

155

145

150

150

a5

400

150

400

400

145

150

145

400

145

155


Таблица 1.3





1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

b1

150

150

150

100

150

150

150

150

150

100

b2

100

100

150

100

100

100

100

100

150

100

b3

100

150

100

150

100

100

100

150

150

100

b4

100

100

100

100

150

100

100

150

150

100

b5

100

100

100

100

100

150

150

150

100

150

b6

150

150

100

150

150

150

100

100

100

150

b7

150

100

150

150

150

100

150

100

100

150

b8

150

150

150

150

100

150

150

100

100

150


1.2 Оптимизация плана транспортной задачи
с использованием метода потенциалов на сети
1. Оптимизировать план перевозок, используя метод потенциалов.

2. Рассчитать целевую функцию оптимального плана перевозок и установить эффект от оптимизации.

3. Для небазисных звеньев с ограничением провозной способности рассчитать прокатные оценки.

Исходные данные приведены на рис. 1.1, в табл. 1.4 и 1.5.

На рис. 1.1 показан полигон железной дороги, где указаны наименования поставщиков, потребителей и значения затрат на доставку. В табл. 1.4 приведены данные по ресурсам поставщиков (ai) – первая цифра номера варианта. В табл. 1.5 приведены данные по потребителям (bj) – вторая цифра номера варианта. По некоторым участкам введены ограничения провозной способности: AN = 20; CL = 20; CD = 40; EM = 50.

Рис. 1.1. Полигон железной дороги

Таблица 1.4





1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

A

95

60

70

70

56

94

80

60

70

19

B

70

90

80

90

90

70

70

80

138

43

C

80

146

90

138

60

60

19

70

90

80

D

90

70

146

60

80

90

43

19

60

90

E

80

80

60

80

70

80

90

138

43

70

F

19

23

31

43

121

17

138

90

19

60

G

66

31

23

19

23

89

60

43

80

138



Таблица 1.5





1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

H

58

90

86

49

17

89

48

16

42

95

J

77

70

43

31

89

55

87

65

114

33

K

53

43

87

87

67

86

33

114

65

87

L

75

68

67

87

89

78

95

42

16

48

M

67

67

89

67

84

57

42

95

48

16

N

89

55

50

47

40

42

114

33

87

65

O

35

54

37

58

49

58

65

87

33

114

P

46

53

41

74

65

35

16

48

95

42


1.3 Обобщенная транспортная задача
Имеется возможность выпуска пяти видов продукции (j = 1, …, 5) на трех типах оборудования (i = 1, 2, 3).

1. Сформировать математическое описание задачи.

2. Построить первоначальное распределение.


3. Определить оптимальный план модифицированным методом потенциалов.

4. Выполнить анализ оптимального производственного плана, включая состав и объем выпуска продукции и состояние использованных ресурсов.

5. Проанализировать возможность изменения оптимального плана.

Исходные данные приведены в табл. 1.6–1.8. В табл. 1.6 приведены данные по ресурсам оборудования – первая цифра шифра варианта. В табл. 1.7 приведены данные по потребности выпуска продукции – вторая цифра шифра варианта. В табл. 1.8 приведены показатели производительности (Пр) машин и себестоимость (С/с) выпуска продукции – общие для всех вариантов.
Таблица 1.6


Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

i = 1

300

215

110

125

200

280

180

220

150

300

i = 2

100

120

125

285

100

120

280

180

250

200

i = 3

200

250

280

200

270

275

90

180

200

100



Таблица 1.7


Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

j = 1

350

150

150

100

350

100

350

150

100

200

j = 2

150

150

150

150

100

150

150

350

350

100

j = 3

150

100

150

150

150

150

100

150

150

300

j = 4

100

150

100

300

150

150

150

150

150

150

j = 5

150

300

300

150

150

300

150

100

150

200