Файл: Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных потребностей детей с лёгкой степенью олигофрении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учебная деятельность имеет определенную структуру:

1) мотивы учения;

2) учебные задачи;

3) учебные действия;

4) контроль;

5) оценка.

Для полноценного формирования учебной деятельности требуется овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное освоение может служить источником школьных трудностей. Поэтому, при диагностике возможных причин неуспеваемости или других затруднений школьников необходимо проанализировать уровень сформированности разных компонентов учебной деятельности.

Мотивы учения

Учебная деятельность младших школьников регулируется и поддерживается сложной многоуровневой системой мотивов.

У детей, поступающих в школу, преобладают широкие социальные мотивы, отражающие внутреннюю позицию школьника, связанную с потребностью ребенка занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим общественно значимую деятельность. На начальном этапе пребывания в школе эти мотивы в сочетании с определенными познавательными интересами способны обеспечить включение ребенка в освоении учебной деятельности и поддерживать интерес к ней.

К концу первого класса из большинства учащихся внутренняя позиция школьника оказывается реализованной и на ее месте по мере вхождения в школьную жизнь и освоения учебной деятельности у младших школьников складывается сложная система мотивации учения, которая включает в себя следующие группы мотивов.

1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом;

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности.

Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у младших школьников необходима целенаправленная, специально организованная работа.

Учебно-познавательные мотивы формируются только в ходе активного усвоения учебной деятельности, а не вне ее.

К концу младшего школьного возраста отмечается снижение учебной мотивации, что препятствует дальнейшему освоению полноценной учебной деятельности.

Критерием нового уровня развития учебной мотивации младшего школьника может служить возникновение позиции учащегося.

«Итог начального образования» – это ребенок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся.

Умение выделять учебную задачу

Освоение учебной деятельности происходит в процессе решения школьником системы учебных задач.


Учебная задача по своей сути отличается от частных задач тем, что при ее решении ученик овладевает частными способами решения, т.е. требует движения мысли школьника от общего к частному. В этом процессе у детей формируется самостоятельная учебная деятельность.

Учебные действия

Выполнение учебной задачи осуществляется с помощью учебных действий, посредством которых школьники воспроизводят и усваивают образцы общих способов действия.

Обучение учебным действиям, необходимым для овладения тем или иным учебным предметом, происходит в процессе преподавания в соответствии с определенными принципами дидактики. И ответственность за усвоение всей системы учебных действий каждым учащимся ложится прежде всего на плечи учителя.

Во избежание неприятных последствий младших школьников необходимо специально целенаправленно обучать приемам активной мыслительной обработки запоминаемого материала.

Действия контроля

Для того чтобы установить правильность учебных действий, необходимо соотнести ход их выполнения и результат с заданным образцом, т.е. осуществить контроль.

В учебной деятельности данному действию принадлежит особая роль, так как овладение им «характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс».

Изначально, контроль выполнения учебных действий производит учитель. Он расчленяет полученный результат на элементы, соотносит их с заданным образцом, указывает на возможные расхождения. Постепенно по мере овладения контролем дети начинают самостоятельно соотносить результаты своих действий с заданным образцом, находить причины несоответствия и устранять их, изменяя учебные задачи.

В овладении действием контроля большую помощь могут оказать ребенку родители. Учитель, школьный психолог, учитель - дефектолог должны подсказать им, что основная задача состоит в том, чтобы постепенно научить ребенка самостоятельно контролировать себя в учебной деятельности.

Оценка и отметка

 Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения учебной задачи и насколько результат учебных действий соответствует их конечной цели. Оценка «сообщает» школьнику, решена или не решена им данная учебная задача. Оценка имеет существенное значение для развития личности младшего школьника.



Оценка, как необходимый компонент самостоятельной учебной деятельности формируется у ребенка постепенно, в процессе усвоения образцов учебных действий и последовательного перехода действия оценивания от учителя к учащимся.

Формирование у младших школьников оценки, умения анализировать содержание собственных действий и их основания с точки зрения их соответствия требуемому результату является важным условием развития рефлексии.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Чем больше этих приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими склонностями подросткового возраста.

1.3 Особенности учебной деятельности учащихся младших классов с легкой степенью олигофрении

В связи с недоразвитием психики умственно отсталого ребенка огромную роль играет моторная функция его организма. Этим в значительной мере объясняется особое значение деятельности для коррекции дефекта и развития личности ученика.

Своеобразие личности ребенка с нарушением интеллекта находится в тесной связи с особенностями его деятельности, в которой формируется личность. Эти особенности обусловлены и узким уровнем интеллекта, отклонениями в строении и мотивации его деятельности, так же в процессе аномального развития детей с нарушением интеллекта формируются своеобразные психические процессы и строение деятельности.

Деятельность, как известно, является мощным фактором развития личности, ее сознания. Естественно, что воспитание личности, в том числе и умственно отсталого ребенка, возможно только в единстве с деятельностью. Но наряду с этим для воспитания умственно отсталого ребенка деятельность имеет еще и то значение, что, во-первых, при недостатках речи и мышления помогает понять психику данного ребенка, а во-вторых, помогает корригировать недостатки познавательных процессов.

В разработке проблемы деятельности в отечественной олигофренопсихологии и олигофренопедагогики большая заслуга принадлежит Г.М. Дульневу, Б.И. Пинскому и другим ученым - дефектологам. Установлено, что школьники с нарушенным интеллектом, особенно младших классов не всегда могут подчинить отдельные действия поставленной перед ними задачи. Выполняя задание более сложное, умственно отсталые учащиеся, как правило, не в состоянии осмыслить его полностью и наметить общий план реализации. Они начинают действовать сразу же без учета всех содержащихся в инструкции условий и требований. Предложенная задача в соответствии с ее осознанием оказывается подменной другой, сходной, но упрощенной. Если задание не требует сложной аналитико-синтетической деятельности, то школьники действуют по данной им конструкции и достигают успеха.


Наблюдаются нарушения целенаправленности деятельности, проявляющиеся у детей с ограниченными умственными способностями в неправильной ориентировке в задании, в ошибочном планировании его выполнения, в неадекватном отношении к встречающимся трудностям и в отсутствии критичности к получаемым результатам.

Учение для умственно отсталого ребенка, так же как и для обычного ученика, является основным общественно-значимым видом деятельности. С поступлением в школу меняется положение умственно отсталого ребенка в семье, в государстве и обществе. Он становится школьником, то есть человеком, на которого возложены определенные обязанности. Выполнение их требует определенного уровня интеллектуального и психического развития.

На первых годах обучения умственно отсталые учащиеся приступают к выполнению задания без предварительной ориентировки в нем, без его анализа, без активной мыслительной работы над планом и выбором средств, помогающих достичь намеченной цели. Характер и способы действия детей с лёгкой степенью умственной отсталости весьма своеобразны. Эти особенности приводят к тому, что в ходе деятельности способы действия ребенка не изменяются даже в случаях, когда они оказываются явно ошибочными и не приводят к нужным результатам.

Встречаясь с трудностями при выполнении какой-либо работы, учащиеся могут «соскальзывать» с правильных действий и операций на ошибочные, уводящие от достижения поставленной цели. Эти действия появляются у них, когда они оказываются не в состоянии решить ту или иную задачу. В результате ученики отклоняются от первоначальной цели и начинают руководствоваться упрощенными или измененными условиями.

У школьников наблюдается недостаточно критичное отношение к результатам своей деятельности. Проявляется это в том, что дети не соотносят полученные результаты с требованиями задания с целью проверки их правильности, не обращают внимания на их реальную значимость.

Умственно отсталые школьники имеют тенденцию переносить в неизменном виде элементы прошлого опыта на решение задачи. Не осознавая специфичности задачи, они выполняют ее, действуя в соответствии с прошлым опытом, приобретенным при решении сходной задачи, что не способствует достижению поставленной цели.

Большое влияние на деятельность детей - олигофренов оказывают мотивы, побуждающие к ней. Данные о выполнении заданий школьниками с интеллектуальной недостаточностью свидетельствуют об особенностях мотивационной сферы этих детей. В зависимости от характера задач, стоящих перед учащимся, различают далекую и близкую мотивацию. Дальность мотивации оказывает существенное влияние на характер выполняемых действий, на отношение ребенка к встречающимся трудностям полученным результатам.


Умственно отсталые школьники в осуществлении любой деятельности

Для умственно-отсталых детей характерна склонность к автоматическим стереотипным действиям, к физическому труду, не требующему интеллектуальных усилий, самостоятельности и активности. Недостатки деятельности умственно отсталого связаны с недоразвитием не только его психики, но и моторики.

В экспериментах с выполнением действия по «оценочной инструкции», несмотря на то, что эта инструкция во время ее восприятия вызвала у школьников повышенную эмоциональную реакцию и волнение, она не приводила к изменению направленности совершенной деятельности, ее мотивации. Содержащиеся в инструкции указания на предстоящую оценку действия влияли на выполнение работы только в том случае, когда инструкция подкреплялась непосредственными, оценочными стимулами в процессе самой деятельности.

В ходе коррекционно-направленного учебно-воспитательного процесса от младших классов к старшим у умственно отсталых школьников происходит развитие и совершенствование всех структурных компонентов деятельности и ее видов.

Личность умственно отсталого ребенка и его мотивационная сфера образуется в деятельности. Однако этот процесс осуществляется на дефектной основе, в условиях органического поражения ЦНС, возникшего в ранний, до речевой период жизни. Нарушение важнейших мозговых структур разрушает потребность ребенка в новых впечатлениях, чем и затормаживает его социальное развитие.

Поступление ребенка в школу – важное событие в его жизни, к которому он должен быть подготовлен. Психологические исследования дают основание говорить о том, что к школьному возрасту мотивы учебной деятельности умственно отсталых детей оказываются ситуативными, неустойчивыми и формируются крайне медленно. Вместе с тем, эмоционально окрашенное отношение маленького школьника к учителю расширяет сферу мотивации его учебной деятельности, способствует выработке умственного положительного отклонения к обучению в целом.

Проблемой отношения к учебной деятельности умственно отсталых школьников занимались В.Н. Мясницев ,И.Г. Еременко, Т.В. Жук, Т.Д. Ильяшенко , Ж.И. Намазбаева , Б.И. Пинский , Н.М. Стадненко, И.П. Ушакова и др.

При рассмотрении отношения к учебной деятельности учеников специальных (коррекционных) школ исследователи выделили критерии сформированности данного компонента личности.