Файл: Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных потребностей детей с лёгкой степенью олигофрении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


6. Исследователь неизбежно влияет на ход проводимой работы. Его внешний вид, одежда, манера общения, отношение к испытуемому и т.д. – все это влияет на обстановку психологического исследования. С учетом этого, были соблюдены следующие правила:

- одежда экспериментатора была не яркой, не привлекающей внимание;

- отношение к испытуемому должно быть доброжелательным, заинтересованным.

7. Инструкции составлялись на стадии планирования с учетом требований четкости, краткости и однозначности их формулировки.

Помимо этих условий в процессе психологического исследования обучающихся с легкой степенью олигофрении имел место и ряд специфических особенностей:

1) во время проведения исследования на столе находился только тот материал, который необходим для работы и не отвлекающий внимания ребенка.

2) инструкция предъявлялась испытуемому громко и четко, обязательно выяснялось понимание ее. Если наблюдались трудности в понимании инструкции, она повторно произносилась.

3) с целью устранения неуверенности в правильности своих ответов, действий и стимулирования дальнейшей работы использовались подбадривающие высказывания типа: «молодец», «продолжай».

2.2 Результаты исследования

Проведя психологическое исследование по методикам изучения мотивов учения, можно вывести следующие результаты по каждому из выше перечисленных направлений.

Изучение мотивов учения.

Обучающиеся исследуемой группы сделали следующие выборы:

- внешний мотив - 10 %;

- учебный мотив – 40 %;

- игровой мотив - 20 %;

- позиционный мотив - 20 %;

- социальный мотив - 10 %;

- мотив получения отметки - 60 %.

Выводы

Анализируя эти данные (Приложение 3), можно сделать вывод, что в общем преобладает мотив получения отметки и учебный мотив. То есть учащиеся посещают школу, потому что им нравится учиться, делать уроки и получать положительные отметки.

Для двоих учащихся группы популярным является позиционный мотив, то есть они посещают школу, потому что хотят быть большими, чувствовать себя взрослыми.

Наименее популярными являются внешний мотив и социальный, то есть посещение школы является результатом наказов мамы, а не собственным желанием. Также посещение школы обосновывается получением знаний с целью овладения в дальнейшем профессией.


Посещение школы из-за того, что там много ребят и можно поиграть для детей данной группы не актуально, то есть отсутствует игровой мотив. Следовательно, у обучающихся сформированы мотивы учения, что обеспечит в дальнейшем благоприятное пребывание в школе.

Глава 3. Методические рекомендации с учётом особых образовательных потребностей обучающихся

3.1 Методические рекомендации по формированию учебной деятельности у обучающихся младших классов с легкой степенью олигофрении

Помощь первокласснику в преодолении возникающих трудностей адаптационных затруднений в школе может оказать учитель, в силах которого создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребенка в школьную жизнь.

В процессе психологической адаптации первоклассников должны решаться следующие задачи:

1. Выявление предпосылок успешной адаптации ребенка, что включает в себя сбор и анализ необходимой информации о ребенке, прогнозирование характера адаптации и планирование пропедевтической работы, а также характера коррекционной работы в случае серьезных адаптационных нарушений.

2. Непосредственное создание условий для быстрой и безболезненной адаптации ребенка. Сюда входят: реализация пропедевтического подхода, наблюдение и анализ результатов адаптации детей и собственной деятельности учителя, а также осуществление коррекционной работы в случае серьезных адаптационных нарушений.

Компетентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более быстрое включение ребенка в учебную деятельность, содействует его развитию.

Обучение первоклассников с нарушением интеллекта должно строиться на индивидуальных особенностях психического развития обучающихся, способствовать успешному вхождению в школьную жизнь, созданию благоприятных и эффективных условий для развития способностей.

Эффективное формирование учебных мотивов обеспечивается благодаря такому построению обучения, которое направлено на развитие познавательных процессов и творческой активности. Решающую роль в этом играют дополнительные индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, проводимые педагогом-психологом школы.

Важную роль в развитии учебной мотивации приобретает использование адекватных форм оценки результатов, достигаемых детьми.



Ориентирующая оценка воздействует на интеллектуальную деятельность, способствует осознанию учениками предложенного задания.

Стимулирующая помогает развитию личностных качеств. Оценка должна содействовать школьникам в осознании своей успеваемости и стимулировать их к более качественной работе, формированию положительного отношения к учению.

Значительную роль в развитии положительного отношения к учению играет авторитет педагога, который в свою очередь определяет выбор «любимого предмета». Доброжелательные отношения между учителем и обучающимся с нарушением в интеллектуальной сфере - одно из условий, формирующих учебную направленность.

Развитие коммуникации, способность адекватно оценивать и конструктивно разрешать проблемные ситуации, возникающие в процессе общения с окружающими, способствуют более быстрому вхождению в школьную среду.

Необходимо отметить и тот факт, что стремление умственно отсталых учеников к новому, является важным условием, влияющим на возникновение положительного отношения к учебной деятельности. Педагогам, работающим с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать этот факт.

Особо важна роль в определении дезадаптационного стресса. Поэтому, психолог, дефектолог, родители помогают ребёнку - первокласснику в преодолении наиболее сложного периода в новой системе социальных отношений.

Целесообразно, наряду с психолого-педагогическим понятием готовности к обучению в школе, рассматривать фактор сформированности высших психических функций в зависимости от зрелости различных зон мозга в соответствии с возрастным этапом развития ребенка. Соматически ослабленные дети обладают более низким уровнем потенциальных учебных и адаптационных возможностей, что требует особого внимания при организации учебно-воспитательного процесса с учащимся младших классов с легкой степенью олигофрении.

Необходимо привлекать и родителей к разрешению проблем своего ребенка в период адаптации к школьной жизни. Специалисты должны помочь родителям правильно понимать и оценивать возможные трудности, возникающие на данном этапе.

Необходимо проводить экскурсии с целью расширения кругозора учащихся, научить их слушать музыку, познакомить с творчеством композиторов и художников. Целесообразно проводить обсуждение книг, музыкальные и литературные викторины. Дети старшего возраста разучивают с малышами игры, песни, танцы, разыгрывают сказки, проводят игры на воздухе
, делают простые игрушки. Сила детской организации заключается в том, что участие в ее работе воздействует не только на сознание ребенка, но и на его эмоции. Через эмоциональное воздействие можно добиться многого в деле коррекции тех или иных недостатков.

Проведение различных внеклассных мероприятий следует тщательно готовить. Каждая экскурсия должна быть тщательно проанализирована после ее проведения. Необходимо проводить экскурсии с целью расширения кругозора у обучающихся, научить их слушать музыку, познакомить с творчеством композиторов и художников.

Более глубокому и всестороннему развитию обучающихся способствует внутришкольная кружковая работа. В школе успешно осуществляется работа кружков по различным общеобразовательным предметам. Работа кружков проводится во второй половине дня.

Трудовому воспитанию принадлежит ведущая роль в подготовке обучающихся школы к самостоятельной практической деятельности в труде и быту.

Физическое воспитание с данной категорией школьников занимает видное место, так как оно помогает решать задачи не только физического развития детей-олигофренов, но и умственного. Ее особенности: коррекционно-оздоровительная направленность, учет индивидуальных отклонений и взаимодействие педагогов с врачом.

Внеклассная работа по физическому воспитанию – это массовые физкультурные мероприятия (организация соревнований, спортивных праздников и спартакиад).

Специфика эстетического воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия чувства ребенка, обогащает их, способствует дифференциации эмоций. Во внеклассной работе используют три формы воспитания: массовая (праздники, утренники); групповая (кружки, секции); индивидуальная (обучение отдельных учеников).

Используемые в школе формы и методы нравственного воспитания способствуют усвоению умственно отсталыми учащимися теоретических нравственных знаний, опыта нравственного поведения, воспитанию культуры поведения. В процессе нравственного воспитания необходимо включать детей в различные виды деятельности.

Приведённые рекомендации базируются на главных положениях  отечественной   олигофренопедагогики - это утверждение о том, что дети с лёгкой степенью умственной отсталости способны развиваться.

3.2 Методические рекомендации для педагогов по работе с диагностической картой

Младшие школьники с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития, испытывают затруднения в овладении школьными навыками, прежде всего базовыми - письмом, чтением, счетом.


Цель коррекционной помощи учителя учащимся состоит в устранении причин их учебных затруднений. В этой связи целью диагностической деятельности учителя является выявление этих причин. Для получения данного результата диагностическая деятельность должна решить следующую триаду задач:

1) выявить симптомы (проявления) трудностей детей в учении;

2) выявить состояние сформированности учебной деятельности, проблемные (нарушенные или недостаточно развитые) школьно-значимые функции. На основании этих сведений определяются направления требующейся коррекционной помощи;

3) выявить «слабое звено» учебной деятельности, проблемной школьно-значимой функции. Это позволяет определить задачи коррекционной работы в рамках выделенных направлений.

Средства достижения цели обследования - специальные задания диагностического характера; анализ тетрадей детей, их письменных работ и других продуктов деятельности (рисунков, поделок и т.п.); наблюдение за деятельностью учащихся на уроках.

Диагностическая деятельность осуществляется учителем в процессе коррекционных занятий. В начале учебного года (сентябрь) эти занятия носят непосредственно диагностический характер. В дальнейшем в течение года диагностическая деятельность осуществляется в процессе всей коррекционной работы.

Если учитель ведет и уроки государственного компонента в классе для детей с трудностями в обучении, то это дает ему возможность проведения определенной диагностической работы (специальные задания, наблюдение) и в процессе учебных занятий. Но и в случае, когда учитель ведет с классом только коррекционные занятия, целесообразно посещение им нескольких уроков для наблюдения за деятельностью детей в учебной ситуации. Программа наблюдения может предусматривать фиксацию симптомов (проявлений) учебных затруднений учащихся и изучение состояния сформированности учебной деятельности - ее основных компонентов: учебной мотивации, общеучебных интеллектуальных умений (ориентировки в задании, планирования, обобщения, самоконтроля, самооценки) и личностных компонентов учебной деятельности (познавательной активности, произвольности, самостоятельности).

2. Структурно-содержательная характеристика карты психолого-педагогического обследования учащихся с трудностями в обучении и рекомендации по периодичности и способам ее заполнения.

Разработанная карта предназначена для проведения углубленного психолого-педагогического обследования младших школьников с трудностями в обучении.