Файл: Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных потребностей детей с лёгкой степенью олигофрении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы
Коррекционно-развивающая работа с учащимися 1-го класса с легкой степенью олигофрении должна основываться на учете индивидуальных особенностей психического развития детей при участии специальных педагогов, психологов, родителей с учётом требований законодательства и достижений современной науки; на основе алгоритма создания специальных образовательных условий (Приложение 4).
Заключение
Современная школы готовит воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов.
Задача воспитанности школьников с легкой степенью олигофрении приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.
Анализ литературных источников показал, что проблема формирования учебной деятельности учащихся младших классов с легкой степенью олигофрении изучена недостаточно широко.
Проведенное нами исследование позволило определить наличие мотивов учения. Наиболее популярен мотив получения отметки и учебный, отсутствует игровой мотив.
На основе анализа литературных данных и экспериментального изучения учебной деятельности и отношения к ней обучающихся 1-го класса с нарушением интеллекта разработана система методических рекомендаций, используя которые в целенаправленной работе по формированию учебной деятельности возможно добиться более высоких результатов.
Результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
Список литературы
Документальные источники:
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ. -
Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны обучающихся, воспитанников: приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. №2106. -
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». -
О коррекционном и инклюзивном образовании детей: письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07. -
Приказ Министерства и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Литература:
-
Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии // Сборник тезисов Московских Педагогических чтений. - 1999. - №3. - С.55-57. -
Алехина, С.В. Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»», Бюллетень УМО., №2, 2013. -
Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с. -
Божович Л.И. Личность, и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с. -
Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: изд. центр «Академия», 1996. - 496 с. -
Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / Г.С. Гоголева, С.А. Мусихина ; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2015. – 82 с. -
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Прогресс, 1984. - 392 с. -
Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр. соч.: в 6-и т. - М.: Педагогика, 1984. - С. 316-385.
10. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова // Актуальные проблемы возрастной психологии. - 1987. - №2. - С.22.
11. Гончаров О.А. Нейропсихологическое исследование психических процессов у успевающих учеников начальных классов средней школы / О.А. Гончаров, Г.Р. Новикова, В.Ф. Шмаков // Дефектология. - 1996. - №6. - С.14.
-
Гуткина Н.И. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Н.И. Гуткина; Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: МГППУ, 2002. - 68 с. -
Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников / И.В. Дубровина. - М.: Наука, 2002. - 64 с. -
Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. - М.: Учпедгид, 1973. - С.25. -
«Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др.. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 227 с. -
Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии, психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб: Питер, 2004. - 480 с. -
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. 29. Махова В.М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период адаптации к школе / В.М. Махова // Вопросы психологии.- 2005.- №1.- С.116-125. -
Муравьева Г.М. Мотивы в структуре личности умственно отсталого ребенка / Г.М. Муравьева. - М.: Просвещение, 1988. - 96 с. -
Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 432 с. -
Новикова Г.Р. Состояние высших психический функций у детей, поступающих в 1-й класс общеобразовательной школы / Г.Р. Новикова // Дефектология. - 2000. - №2. - С.51. -
Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. – М.: МГППУ, 2013. -
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 38. Общая психология: учебн. пособие / Под ред. В.В. Богословского и др. - М.: Просвещение, 1981. -
Общие основы олигофренопедагогики и особенности деятельности учащихся в вспомогательной школы. Учебное пособие / Под ред. В.Г. Петровой. - М.: Педагогика, 1993. - 123 с. -
Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Флинта, 1998. - 104 с. -
Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с. -
Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития / Н.Я. Семаго // Дефектология. - 2000. - №1. - С.61. -
Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 291 -
Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 1995. - 244 с. -
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. - 349 с. -
Яковлева, И.М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога: монография / И. М. Яковлева ; Гос. образоват. Учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т». - М. : Спутник+, 2009. - 219 с. - Библиогр.: с. 205-219.
Электронные ресурсы:
-
https://www.mriro.ru/courses/1088#/ -
http://www.ed.gov.ru/ Официальный сайт Министерства образования и науки РФ -
http://standart.edu.ru/ Официальный сайт ФГОС второго поколения
Приложения
Приложение 1
Таблица 1. Глоссарий
Глоссарий | ||
№ | Новое понятие | Содержание |
1 | Адаптация | в психологии развития - заимствованное из биологии представление о процессе развития (в частности, психического) как все более совершенном уравновешивании организма со средой; адаптация - целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность жизнедеятельности |
2 | Дебильность | легкая степень умственной отсталости |
3 | Дезадаптация | психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную дезадаптацию |
4 | Дефект | физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка |
5 | Игра | деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные; игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта |
6 | Коррекция | совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка |
7 | Олигофрения | клинически разнородная группа, название состояния, возникающего после различных видов поражения центральной нервно системы в период до развития речи |
8 | Олигофрено-педагогика | отрасль коррекционной педагогики, разрабатываю-щая проблемы воспитания, обучения и путей коррекции развития умственной отсталости детей |
9 | Психокоррекция | направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которых является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности |
10 | Учебная деятельность | один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний; трактовке Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова - один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в сферах общественного сознания |
Приложение_2'>Приложение 2
Таблица 2. Характеристика исследуемых детей
№ | Имя, фамилия | год рождения | Пол | Характеристика семьи |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Аня Б. Сережа Г. Максим К. Саша К. Максим О. Настя М. Наташа Т. Игорь П. Маша Т. Наташа И. | 2011 г. 2012 г. 2012г. 2012 г. 2012 г. 2011 г. 2012г. 2012г. 2011 г. 2012 г. | Ж М М М М Ж Ж М Ж Ж | Полная Неполная, многодетная Полная Неполная, многодетная Неполная, многодетная Неполная, многодетная Неполная Неполная Полная, многодетная |
Приложение 3
Таблица 3. Изучение мотивов учения
№ | Имя,фамилия | Мотивы | |||||
внешний | учебный | игровой | позиционный | социальный | отметка | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | Аня Б. Сережа Г. Максим К. Саша К. Максим О. Настя М. Наташа Т. Игорь П. Маша Т. Наташа И. | + | + + + + | + + | + + | + | + + + + + + |
Всего | 1 | 4 | 2 | 2 | 1 | 6 | |
% | 10 | 40 | 20 | 20 | 10 | 60 |
Приложение 4
Алгоритм создания специальных образовательных условий
1. Детям с ОВЗ необходимо получить медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.
2. ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и готовит рекомендации.
3. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных условий.
4. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы.
5. Оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения.
6. Комплексное взаимодействие образовательных учреждений.
7. Материально-техническое обеспечение всех категорий обучающихся.
8. Индивидуально ориентированные условия.