Файл: Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных потребностей детей с лёгкой степенью олигофрении.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы

Коррекционно-развивающая работа с учащимися 1-го класса с легкой степенью олигофрении должна основываться на учете индивидуальных особенностей психического развития детей при участии специальных педагогов, психологов, родителей с учётом требований законодательства и достижений современной науки; на основе алгоритма создания специальных образовательных условий (Приложение 4).


Заключение

Современная школы готовит воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Проблемы, связанные с воспитанностью детей и подростков, постоянно находятся в центре внимания педагогов.

Задача воспитанности школьников с легкой степенью олигофрении приобретает не только теоретическое, но и большое практическое значение. Умственно отсталые школьники должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Становление личности умственно отсталого ребенка связано с формированием у него правильного осознания своего социального статуса, с самооценкой и уровнем притязаний. Важнейшую роль играют взаимоотношения ребенка с окружающими, его собственная деятельность.

Анализ литературных источников показал, что проблема формирования учебной деятельности учащихся младших классов с легкой степенью олигофрении изучена недостаточно широко.

Проведенное нами исследование позволило определить наличие мотивов учения. Наиболее популярен мотив получения отметки и учебный, отсутствует игровой мотив.

На основе анализа литературных данных и экспериментального изучения учебной деятельности и отношения к ней обучающихся 1-го класса с нарушением интеллекта разработана система методических рекомендаций, используя которые в целенаправленной работе по формированию учебной деятельности возможно добиться более высоких результатов.


Результаты исследования подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

Список литературы

Документальные источники:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ.

  2. Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны обучающихся, воспитанников: приказ Министерства образования и науки РФ от 28 декабря 2010 г. №2106.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  4. О коррекционном и инклюзивном образовании детей: письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07.

  5. Приказ Министерства и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Литература:

  1. Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии // Сборник тезисов Московских Педагогических чтений. - 1999. - №3. - С.55-57.

  2. Алехина, С.В. Инклюзивное образование в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации»», Бюллетень УМО., №2, 2013.

  3. Безруких М.М. Знаете ли вы своего ученика? / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

  4. Божович Л.И. Личность, и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.

  5. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. - М.: изд. центр «Академия», 1996. - 496 с.

  6. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / Г.С. Гоголева, С.А. Мусихина ; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2015. – 82 с.

  7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. - М.: Прогресс, 1984. - 392 с.

  8. Выготский Л.С. Кризис семи лет. Собр. соч.: в 6-и т. - М.: Педагогика, 1984. - С. 316-385.

10. Гальперин П.Я. Поэтапное формирование как метод психологических исследований / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, С.Н. Карпова // Актуальные проблемы возрастной психологии. - 1987. - №2. - С.22.

11. Гончаров О.А. Нейропсихологическое исследование психических процессов у успевающих учеников начальных классов средней школы / О.А. Гончаров, Г.Р. Новикова, В.Ф. Шмаков // Дефектология. - 1996. - №6. - С.14.

  1. Гуткина Н.И. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Н.И. Гуткина; Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: МГППУ, 2002. - 68 с.

  2. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников / И.В. Дубровина. - М.: Наука, 2002. - 64 с.

  3. Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. - М.: Учпедгид, 1973. - С.25.

  4. «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г. Приходько и др.. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. – 227 с.

  5. Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии, психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб: Питер, 2004. - 480 с.

  6. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - М.: Педагогика, 1984. 29. Махова В.М. Изучение личностных свойств и особенностей эмоционального реагирования детей с интеллектуальной недостаточностью в период адаптации к школе / В.М. Махова // Вопросы психологии.- 2005.- №1.- С.116-125.

  7. Муравьева Г.М. Мотивы в структуре личности умственно отсталого ребенка / Г.М. Муравьева. - М.: Просвещение, 1988. - 96 с.

  8. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 432 с.

  9. Новикова Г.Р. Состояние высших психический функций у детей, поступающих в 1-й класс общеобразовательной школы / Г.Р. Новикова // Дефектология. - 2000. - №2. - С.51.

  10. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / Отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.

  11. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. 38. Общая психология: учебн. пособие / Под ред. В.В. Богословского и др. - М.: Просвещение, 1981.

  12. Общие основы олигофренопедагогики и особенности деятельности учащихся в вспомогательной школы. Учебное пособие / Под ред. В.Г. Петровой. - М.: Педагогика, 1993. - 123 с.

  13. Петрова В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Флинта, 1998. - 104 с.

  14. Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1990. - 160 с.

  15. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития / Н.Я. Семаго // Дефектология. - 2000. - №1. - С.61.

  16. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 291

  17. Цукерман Г.А. Психология саморазвития / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. - М.: Интерпракс, 1995. - 244 с.

  18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

  19. Яковлева, И.М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога: монография / И. М. Яковлева ; Гос. образоват. Учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т». - М. : Спутник+, 2009. - 219 с. - Библиогр.: с. 205-219.


Электронные ресурсы:

  1. https://www.mriro.ru/courses/1088#/

  2. http://www.ed.gov.ru/ Официальный сайт Министерства образования и науки РФ

  3. http://standart.edu.ru/ Официальный сайт ФГОС второго поколения


Приложения

Приложение 1

Таблица 1. Глоссарий

Глоссарий



Новое понятие

Содержание

1

Адаптация

в психологии развития - заимствованное из биологии представление о процессе развития (в частности, психического) как все более совершенном уравновешивании организма со средой; адаптация - целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность жизнедеятельности

2

Дебильность

легкая степень умственной отсталости

3

Дезадаптация

психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Различают (в зависимости от природы, характера и степени проявления) патогенную, психическую, социальную дезадаптацию

4

Дефект

физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка

5

Игра

деятельность ребенка в условных ситуациях, моделирующих реальные; игра направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта

6

Коррекция

совокупность педагогических и лечебных мер, направленных на исправление недостатков в развитии и поведении ребенка

7

Олигофрения

клинически разнородная группа, название состояния, возникающего после различных видов поражения центральной нервно системы в период до развития речи

8

Олигофрено-педагогика

отрасль коррекционной педагогики, разрабатываю-щая проблемы воспитания, обучения и путей коррекции развития умственной отсталости детей

9

Психокоррекция

направление реабилитационной и коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, целью которых является предупреждение и преодоление отклонений в психическом развитии личности

10

Учебная деятельность

один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами предметных и познавательных действий, обобщенных теоретических знаний; трактовке Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова - один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в сферах общественного сознания



Приложение_2'>Приложение 2

Таблица 2. Характеристика исследуемых детей



Имя, фамилия

год рождения

Пол

Характеристика семьи

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Аня Б.

Сережа Г.

Максим К.

Саша К.

Максим О.

Настя М.

Наташа Т.

Игорь П.

Маша Т.

Наташа И.

2011 г.

2012 г.

2012г.

2012 г.

2012 г.

2011 г.

2012г.

2012г.

2011 г.

2012 г.

Ж

М

М

М

М

Ж

Ж

М

Ж

Ж


Полная

Неполная, многодетная

Полная

Неполная, многодетная

Неполная, многодетная

Неполная, многодетная

Неполная

Неполная

Полная, многодетная



Приложение 3

Таблица 3. Изучение мотивов учения



Имя,фамилия

Мотивы

внешний

учебный

игровой

позиционный

социальный

отметка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Аня Б.

Сережа Г.

Максим К.

Саша К.

Максим О.

Настя М.

Наташа Т.

Игорь П.

Маша Т.

Наташа И.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


+

+

+

+

+

+

Всего

1

4

2

2

1

6

%

10

40

20

20

10

60


Приложение 4

Алгоритм создания специальных образовательных условий

1. Детям с ОВЗ необходимо получить медицинские заключения с рекомендациями по организации образовательного процесса.


2. ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование и готовит рекомендации.

3. Консилиум организации определяет характер, продолжительность и эффективность создания специальных условий.

4. Педагогические работники совместно составляют программу коррекционной работы.

5. Оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения.

6. Комплексное взаимодействие образовательных учреждений.

7. Материально-техническое обеспечение всех категорий обучающихся.

8. Индивидуально ориентированные условия.