Файл: Изучение особенностей учебной деятельности и особых образовательных потребностей детей с лёгкой степенью олигофрении.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выделенные цель и задачи диагностической деятельности учителя-дефектолога определили общую структуру и содержание диагностической карты. Карта психолого-педагогического обследования младших школьников с трудностями в обучении представлена тремя блоками диагностических карт.
1-й блок. Карты фиксации трудностей учащихся в овладении школьными навыками
1.1. Трудности учащихся в овладении письмом (разработчик В. В. Гладкая)
1.2. Трудности учащихся в овладении чтением (разработчик Н. Л. Жмачинская)
1.3. Трудности учащихся в овладении математикой (разработчик С. Л. Карпова)
2-й блок. Карты обследования учебной деятельности и основных школьно-значимых функций (разработчик В.В. Гладкая)
2.1. Учебная деятельность
2.2. Зрительное восприятие
2.3. Пространственная ориентировка
2.4. Слуховое восприятие
2.5. Языковой анализ и синтез
2.6. Кинестетическое восприятие, двигательная сфера
2.7. Интегративные функции
2.8. Память
2.9. Мыслительная деятельность
2.10. Устная речь
3-й блок. Общая характеристика учащихся класса (итоговая карта обследования) (разработчик В.В. Гладкая)
В 1-м блоке карт фиксируются трудности учащихся в овладении базовыми школьными навыками (письмом, чтением, математическими навыками), их причины.
В диагностических картах этого блока выделены четыре части: в первой части (колонке) перечислены симптомы (внешние проявления) трудностей в овладении школьным навыком; во второй части (колонке) напротив каждого симптома в процессе обследования учителем отмечаются дети, для которых этот симптом трудностей характерен; в третьей части (колонке) напротив каждого симптома дан перечень возможных причин его возникновения; в четвертой части карты выделено 12 колонок (12 - согласно нормативному количеству детей с трудностями в обучении в классе; реально же педагог выделяет столько колонок, сколько учащихся в его классе), в которых отмечаются причины имеющихся трудностей у каждого конкретного ребенка (фиксируются напротив соответствующей строки третьей колонки условными обозначениями - «+», «-» или др.).
Порядок заполнения 1-го блока карт: на первом этапе обследования учителем заполняется вторая часть карты - отмечаются учащиеся, у которых наблюдаются те или иные симптомы учебных затруднений. Четвертую часть карты учитель заполняет после всего проведенного обследования (отмеченного в картах второго блока), фиксируя, какая именно причина из перечисленных приводит у каждого ребенка к имеющимся у них трудностям. Таким образом, в предложенной карте учителю предстоит заполнять лишь вторую и четвертую ее части, что не является трудоемким процессом.
2-й блок: карты обследования учебной деятельности и основных школьно-значимых функций.
На основе анализа психологических структур основных школьных навыков (письма, чтения, математических навыков), причин трудностей при овладении ими у детей с задержкой психического развития, нами выделены области развития, от состояния которых зависит успешность формирования школьных навыков. Это послужило основой для определения количества карт данного блока.
Содержание каждой карты определено на основе выделения структурных составляющих изучаемых областей развития, мера сформированности которых влияет на успешность учения ребенка в начальной школе. Кратко представим это содержание ниже.
Карта 2.1. Учебная деятельность
Исследуемые составляющие:
1. Учебная мотивация.
2. Умение ориентироваться в задании, представленном: в наглядной форме; в устной словесной форме; в письменной текстовой форме.
3. Умение планировать ход деятельности по выполнению задания.
4. Удержание цели деятельности до конца выполнения задания.
5. Умение осуществлять самоконтроль: по ходу деятельности; по ее результату.
6. Умение выполнять самооценку деятельности.
7. Умение обобщать (определять общий способ выполнения заданий определенного вида).
8. Умение выполнять задания: по образцу; по плану (алгоритму); по словесной инструкции.
9. Работоспособность.
В графе «Примечания» отмечаются (при их наличии) такие особенности ребенка, проявляющиеся в его деятельности, как гиперактивность, медлительность. Эти особенности важно знать, чтобы учитывать при работе с ребенком.
Карта 2.2. Зрительное восприятие
Исследуемые составляющие:
1. Восприятие цвета: дифференциация основных цветов и их оттенков.
2. Предметное восприятие: узнавание предметов на стилизованных изображениях (контурных, силуэтных, пунктирных); зрительный анализ и синтез предметного изображения.
3. Восприятие сюжетных изображений: зрительный анализ и синтез сюжетного изображения; восприятие лиц (эмоциональная идентификация изображенных лиц).
4. Восприятие символов: дифференциация зрительных образов букв, цифр; зрительный анализ и синтез букв, цифр.
Карта 2.3. Пространственная ориентировка
Исследуемые составляющие:
1. Представления о пространственных признаках объектов: форма, величина.
2. Ориентировка в схеме тела: собственного тела; тела человека, стоящего напротив.
3. Представления о пространственных отношениях объектов:
3.1. Ориентировка в трехмерном пространстве: ориентировка в расположении объектов относительно собственного тела; ориентировка в направлениях пространства относительно собственного тела; ориентировка во взаиморасположении объектов друг относительно друга; ориентировка во взаиморасположении объектов при заданном направлении;
3.2. Ориентировка в двухмерном пространстве: ориентировка в расположении объектов на плоскости листа; ориентировка в направлениях пространства на плоскости листа.
4. Пространственно-временные представления: представления о временных последовательностях; представления о порядково-временных отношениях в ряду событий; представления о длительности событий и интервалов между ними (что длиннее, что короче); ориентировка в индивидуальном времени; ориентировка во внешнем времени.
Карта 2.4. Слуховое восприятие
Исследуемые составляющие:
1. Слуховое восприятие неречевых звуков: различение неречевых звуков; чувство ритма: восприятие и воспроизведение ритмов.
2. Слуховое восприятие речевых звуков: фонематическое восприятие; фонематический анализ (простой: узнавание звука на фоне слова, выделение звука из слова (в начале и конце слова); ложный: определение места, последовательности и количества звуков в слове; фонематический синтез; фонематические представления (подбор слов на заданный звук).
3. Умения перекодирования: фонема - артикулема - графема (составление схем слов); графема - артикулема - фонема («чтение» схем слов).
Карта 2.5. Языковой анализ и синтез
Исследуемые составляющие:
1. Языковой анализ и синтез на уровне текста: выделение предложения из текста, определение границ предложения.
2. Языковой анализ и синтез на уровне предложения (анализ структуры предложения): выделение слов из предложения, определение последовательности и места слов в предложении, составление предложения из слов.
3. Слоговой анализ и синтез: деление слов на слоги, определение количества слогов в словах, составление слов из слогов.
Карта 2.6. Кинестетическое восприятие, двигательная сфера тонких движений
Исследуемые составляющие:
1. Артикуляционная моторика: различение в произношении сходных по артикуляции звуков (д-н, б-м и др.); дифференциация в произношении звуков в сложных сочетаниях согласных звуков.
2. Тонкая моторика рук:
2.1. Координация движений пальцев и кистей рук: статическая координация движений (удержание статичных поз); динамическая координация движений; ритмическая координация движений.
2.2. Графические умения: обводка трафарета, шаблона; рисование линий, фигур по образцу: прямых изогнутых, волнистых линий, кругов, овалов; рисование линий, фигур заданной конфигурации;соединение точек прямыми линиями; штрихование.
В графе «Примечания» фиксируются сведения о ведущей руке у каждого ребенка, а также о силе/слабости мышц кисти руки, что важно учитывать при работе с учащимися.
Карта 2.7. Интегративные функции
Исследуемые функции:
1. Координации в системе «глаз-рука» (зрительно-моторная интеграция).
2. Координация в системе «ухо-рука» (слухо-моторная интеграция).
Карта 2.8. Память
Исследуемые составляющие: зрительная память: продуктивность запоминания: ряда предметных картинок; ряда символических фигур (цифр, букв и др.); организованной по смыслу зрительной информации (сюжетная картинка); текстовой информации.
2. Слухоречевая память: продуктивность запоминания: групп слов; предложения; текста.
3. Умения межмодального переноса (перекодирование): перевод из тактильной в зрительную модальность; перевод из тактильной в слухоречевую модальность; перевод из зрительной в тактильную модальность; перевод из зрительной в слухоречевую модальность; перевод из слуховой в зрительную модальность; перевод из слуховой в тактильную модальность.
4. Владение приемами опосредованного запоминания: использование внешних опор; использование смысловых опор.
Карта 2.9. Мыслительная деятельность
Исследуемые составляющие:
1. Ориентировка в условиях мыслительной задачи: умение целенаправленно анализировать условия мыслительной задачи; умение планировать решение мыслительной задачи.
2. Решение мыслительной задачи
2.1. Умения выполнять мыслительные действия: выделение частей и системы признаков объекта (анализ); объединение частей и признаков в единое целое (синтез); установление сходства и различия между объектами (сравнение); объединение в группы по существенным признакам (обобщение); группировка: по заданному основанию и по самостоятельно найденному основанию; выполнение группировки одного множества объектов в разных вариантах (в зависимости от основания); выстраивание сериационных рядов.
2.2. Умения устанавливать отношения: род - вид; целое - часть; причина - следствие; противоположность; последовательность; равенство и неравенство двух величин или двух множеств (больше, меньше, равно); установление закономерностей.
3. Умение осуществлять самоконтроль за результатом умственных действий: упреждающий, текущий, итоговый.
4. Умение делать выводы.
Карта 2.10. Устная речь
Исследуемые составляющие:
1. Адекватное (по значению) употребление слов в речи.
2. Подбор антонимов: существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
3. Подбор синонимов: существительных, прилагательных, глаголов.
4. Словообразование: образование существительных с помощью суффиксов; образование от существительных с помощью суффиксов прилагательных: притяжательных, качественных, относительных; образование глаголов: возвратных, совершенного и несовершенного вида, приставочных.
5. Словоизменение: существительных; глаголов; прилагательных.
6. Структура предложения (при самостоятельном составлении):
глубинно-семантическая: отражение глубинно-семантических отношений; поверхностная: преобладающий тип предложений (простые, сложные), длина предложений.
7. Связная речь: репродуктивная связная речь: пересказ текста цепной и параллельной организации; продуктивные виды связной речи (по наглядным опорам): рассказ по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, рассказ-описание предмета; продуктивные виды связной речи (инициативное связное сообщение): рассказ по отобранным ребенком предметным картинкам; рассказ на самостоятельно выбранную тему.