Файл: Теоретические и организационные основы учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами стр. 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если организация - дебитор определит начало течения исковой давности по какому-либо долгу не в соответствии с условиями договора, заключенного в свое время с контрагентом - кредитором, несвоевременно зачислит сумму задавненного долга в прибыль текущего периода и, следовательно, не заплатит налог в этой части прибыли, она подвергается риску применения финансовых санкций, предусмотренных ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Правовой режим кредиторской задолженности не зависит в принципе от того, из каких правоотношений она возникла - внутренних или внешнеторговых. Хотя продолжительность срока исковой давности может быть не три года, а иная. Так, Конвенцией об исковой давности в международной купле - продаже товаров установлен срок исковой давности в четыре года. Поскольку Российская Федерация - участник Конвенции, если организация - дебитор имеет кредиторскую задолженность перед иностранным лицом, государство которого также является участником Конвенции, данную кредиторскую задолженность можно отнести на финансовые результаты деятельности организации - дебитора не через три, а через четыре года со дня начала течения срока исковой давности.

Образование или увеличение задолженности перед кредиторами отражается по кредиту счетов расчетов с кредиторами, эти счета являются пассивными:

1)   60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (задолженность по которым возникла за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги);

2)   68 «Расчеты по налогам и сборам» (задолженность предприятия по всем видам платежей в бюджет, включая подоходный налог с работников);

3)   69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (задолженность предприятия по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование);

4)   70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» (задолженность по начисленной, но еще не выплаченной заработной плате работникам предприятия);

5)   71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

6)   73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

7)   76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (действующим Планом счетов допускается возможность использования для учета расчетов с поставщиками)

8)   79 «Внутрихозяйственные расчеты», являются активно-пассивными.

Расчеты с кредиторами осуществляются в денежной форме безналичной или посредством наличных денег. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Перечисления производятся посредством записей, которые показывают уменьшение денежных средств плательщика на его счете в банке и соответственно увеличение остатка денежных средств на счете получателя. Посредником при расчетах выступают банки. Расчеты с работниками предприятия в
погашение задолженности по заработной плате, премиям, пособиям, а также по подотчетным суммам осуществляются посредством наличных денег. В кассу наличные деньги поступают в основном с расчетного счета.

В бухгалтерском балансе кредиторская задолженность отражается по видам в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с бюджетом, поставщиками должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

По истечении срока исковой давности кредиторская задолженность подлежит списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года (ГК РФ). Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Все возникающие у предприятия расчеты можно разделить на внутренние и внешние. Предприятие в результате своей хозяйственной деятельности вступает в хозяйственные связи с другими юридическими и физическими лицами. Возникают расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты с бюджетом, а также расчеты с прочими кредиторами - все они и образуют понятие «внешние расчеты».

К внешним расчетам относят:

- расчеты с поставщиками и подрядчиками (сч.60, сч.76);

- расчеты по налогам и сборам (сч.68);

- расчеты по единому социальному налогу (сч.69);

- авансы полученные (сч.60);

- расчеты с прочими кредиторами.

Внешними считаются расчеты, остающиеся в сводном балансе соответствующего уровня управления. Но у предприятия возникают также взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственные задания, и другими физическими лицами – возникают внутренние расчеты.

К внутренним расчетам можно отнести:

- расчеты с персоналом по оплате труда (сч.70);

- расчеты с подотчетными лицами (сч.71);

- расчеты с персоналом по прочим операциям (сч.73).

Глава 2. Организация учета дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «Контодор»
2.1 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

В общей сумме кредиторской задолженности занимают долговые обязательства перед поставщиками за полученные товарно-материальные ценности и услуги. К поставщикам и подрядчикам относятся организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности (в данном случае это поставщики различных строительных материалов для ремонта).

Отражение задолженности перед поставщиками и подрядчиками производиться только на основании соответствующим образом оформленных документов в соответствии с их датированием.

Для осуществления своей коммерческой деятельности ООО «Контодор» в процессе своей работы постоянно пользуется услугами поставщиков. С поставщиками (юридическими лицами) заключаются договора на поставку товара, устанавливающие взаимоотношение сторон (покупателя – ООО «Контодор» и различных поставщиков). Каждый договор имеет свои особенности и индивидуальный подход. Рассмотрим договор поставки продукции№23/04 от 11 марта 2009 года на примере ООО «Жилищник» (Приложение №11 Договор поставки товара).

Договор поставки состоит из 11 разделов:

1. Предмет договора;

2. Качество товара;

3. Условия поставки товара;

4. Цена и порядок расчетов;

5. Порядок приемки товара, претензии;

6. Ответственность сторон;

7. Разрешение споров;

8. Срок действия и порядок расторжения договора;

9. Форс-мажор;

10. Заключительные положения;

12. Юридические адреса и реквизиты сторон.

В соответствии с договором поставки (Приложение №11 Договор поставки товара) ООО «Контодор» обязуется принять товар, переданный ему поставщиком и уплатить за него соответствующую денежную сумму.

Расчет с поставщиками и подрядчиками осуществляется после отгрузки ими материалов, выполнения работ, оказания услуг.

Для отражения в бухгалтерском учете нужно:

- определить момент оприходования товара на баланс;

- произвести оценку приобретенного товара;

- возникновение права собственности на товар;

- зафиксировать факт погашения задолженности по договору.

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками в условиях ООО «Контодор» предназначен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Он активно-пассивный, т.е. по Дт 60 отражается долг перед ООО «Контодор» другой организации, а по Кт 60 – долг ООО «Контодор» перед поставщиком. Дт 60 отражается в активе баланса, а Кт 60 – в пассиве баланса. Сальдо по кредиту счета
показывает нашу задолженность перед поставщиками, а сальдо по дебету – авансовый платеж поставщику или недопоставку товаров, услуг. Счет 60 кредитуют на стоимость фактически поступивших товарно-материальных ценностей, принятых работ, потребленных услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей или соответствующих затрат. Счет 60 дебетуют на суммы оплаты счетов (в корреспонденции со счетами учета денежных средств), на суммы зачетов по предварительно выданным авансам (в корреспонденции со счетом 60 субсчетом 2 «Авансы выданные»). К этому счету открываются следующие субсчета:

60.1 – Расчеты с поставщиками

60.2 – Авансы выданные

Независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналити­ческом учете счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в син­тетическом учете кредитуется согласно расчетным документам постав­щика в пределах сумм акцепта. Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке на склад поступивших то­варно-материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх норм естественной убыли против отфактурованного количества, а также, если при проверке счета поставщика (после того, как счет был акцептован) было обнаружено несоответствие цен, обусловленных договором, а также арифметические ошибки, счет 60 «Расчеты с по­ставщиками и подрядчиками» кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными кредиторами и деби­торами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Сумма НДС включается поставщиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и кредиту счета 60.

Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику. Построение аналитического учета обеспечивает возможность получения необходимых данных по:

- поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам.

Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли-продажи и
инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности. При закупке товара или его приемке необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.

В ООО «Контодор» применяется общие правила перехода права собственности на материалы (при покупке материалов на незначительную сумму).

Пример №1.

ООО «Контодор» приобретает набор инструментов на сумму 2 360 руб. (в т.ч. НДС). Инструменты приобретаются на условиях, предусматривающих безналичный расчет.

Дт 10 Кт 60 - 2 000,1 руб.

Дт 19 Кт 60 - 359,9 руб.

Дт 60 Кт 51 - 2 360,0 руб.

Дт 68 Кт 19 - 359,9 руб.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ, оказания услуг либо одновременно с ним с согласия организации.

Для учета передачи готовой продукции из производства в места хранения в качестве первичного документа применяется накладная на передачу готовой продукции в места хранения. Накладная по форме ТОРГ-12 в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада. Накладная составляется в двух экземплярах материально ответственным лицом структурного подразделения, сдающего готовую продукцию. Один экземпляр служит сдающему структурному подразделению основанием для списания продукции, а второй – принимающему складу для оприходования продукции. Накладная подписывается материально ответственными лицами сдатчика и получателя и сдается в бухгалтерию для учета движения продукции.

В ООО «Контодор» выпиской первичных документов занимаются сотрудники бухгалтерии с использованием программы «1С: Торговля, склад». В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально-ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д.

Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.