Файл: Теоретические и организационные основы учета и контроля расчетов с дебиторами и кредиторами стр. 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Пример №2.

В ООО «Котодор» поступил товар (металл на крышу) от ООО «Стройкомплектснаб» по товарной накладной №204 от 15.07.2009 года. В товарной накладной указаны наименования товара, количество, цена, сумма без учета НДС, ставка НДС, сумма НДС, сумма с учетом НДС. Итого поступил товар на сумму 167 350,67 руб. (в том числе НДС на сумму 25528,67 руб.). Товарная накладная поступила в ООО «Контодор» с печатью ООО «Стройкомплектснаб». Чтобы подтвердить получение товаров, ООО «Контодор» на товарную накладную поставило свою печать, и материально-ответственное лицо заверило своей подписью получение товара.

Счет-фактура является основным первичным документом, служащим основанием для расчета НДС. В счете-фактуре указаны:

- порядковый номер и дата выписки;

- наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя;

- количество и наименование поставляемого товара;

- цена;

- налоговая ставка;

- страна происхождения;

- номер грузовой таможенной декларации.

Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается покупателю, второй остается у организации продавшей этот товар.

Счета-фактуры, товарные накладные составляются с помощью программы «1С: Бухгалтерия. Торговля, склад». В случае изменения форм документов программист компании вносит изменения в конфигурацию.

Поступление товаров подтверждается печатью организации-покупателя на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, товарной накладной. Так же допускается отсутствии печати, при условии приложения к документам доверенности.

Пример №3.

Вместе с товаром от ООО «Стройкомплектснаб» в ООО «Контодор» была выписана счет-фактура на сумму 167 350,67 руб. (в том числе НДС на сумму 25528,07 руб.), которая соответственно равна сумме в вышеуказанной товарной накладной.

Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содержание которого аналогично счету-фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара. Необходимо отметить, что счет не имеет унифицированной формы и служит только для оплаты. Он не подтверждает факт получения товара и на основе счете не составляются никакие бухгалтерские проводки.
2.2 Расчеты с покупателями и заказчиками

Покупатели и заказчики – это юридические лица и физические лица, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы. Для обобщения информации о расчетах за работы и услуги, оказываемые ООО «Контодор» предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Он дебетуется со счетом 90, 91 на сумму, предъявленную в расчетном документе за выполненную работу.


В расчетах с покупателями и заказчиками применяется как наличная, так и безналичная форма расчетов. Расчеты наличными производятся в пределах 60 000 руб. по одной сделке (мелкий ремонт у заказчиков – физических лиц). В безналичном порядке расчеты проводятся только через банки и другие кредитные организации (различные сделки с заказчиками – юридическими лицами).

Поступление денежных средств в оплату по договору подряда отражается по дебету учета денежных средств в корреспонденции со счетом 62.

Четкая организация расчетов с покупателями и заказчиками оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное поступление денежных средств.

Расчеты с покупателями и заказчиками производятся на основании договора подряда (Приложение №12 договор подряда) и акта выполненных работ (Приложение №13 Акт выполненных работ) платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями или в виде товарообменных операций (Приложение №12 договор подряда).

С покупателем заключаются договор подряда, устанавливающие взаимоотношение сторон (подрядчика – ООО «Контодор» и различных заказчиков). Рассмотрим договор подряда №03-11/2009 от 16 ноября 2009 года с ООО «Реникс».

Договор подряда состоит из 12 разделов:

1. Предмет договора;

2. Стоимость и оплата работ;

3. Обязанности и права Подрядчика;

4. Обязанности и права Заказчика;

5. Сроки выполнения работ;

6. Обстоятельства непреодолимой силы;

7. Приемка объекта;

8. Гарантии по объекту;

9. Имущественная ответственность сторон;

10.Порядок расторжения договора;

11. Юридические адреса, платежные реквизиты сторон.

Так же договором подряда ООО «Контодор» предусмотрена предоплата за выполнение строительно-монтажных работ. Это позволяет в какой-то мере получить для себя так называемый гарант дальнейшей оплаты за выполненную работу и приобрести стимул выполнения работ в лучшем виде.

Рассмотрим это на примере.

Пример №4

ООО «Контодор» заключило договор с ООО «Реникс» договор подряда на ремонт офисного помещения на сумму 147 500 руб. 08.04.2008г. ООО «Контодор» получило на расчетный счет аванс от ООО «Реникс» в размере 118 000 руб. он был получен в счет оплаты ремонт офисного помещения в размере 80% от суммы договора. Ремонт был выполнен в срок по договору. В бухгалтерии делают следующие записи:



Дт 51 Кт62/авансы выданы – 118 000,0 руб.

Дт 62 Кт 90/1 – 147 500,0 руб.

Дт 68 Кт 62/авансы выданы – 17 995,0 руб

Дт 62/авансы выданы Кт 62 – 118 000,0 руб.

Дт 51 Кт 62 – 29 500,0 руб.

Все расчеты между ООО «Контодор» и предприятиями по оплате товаров (работ, услуг) оформляются соответствующими документами.

Во-первых, это договор подряда, составленный в двух экземплярах.

Во-вторых, акт приемки объекта, который составляется тоже в двух экземплярах.

При работе с физическими лицами ООО «Контодор» выдает заказчику при расчетах приходный кассовый ордер и квитанцию к приходному кассовому ордеру, которая является его частью, заполняются одновременно и подписываются главным бухгалтером. Квитанция приходного ордера выдается только после получения денег от заказчика. При работе с юридическими лицами бухгалтерия ООО «Контодор» выставляет счет на оплату.

Пример №5

ООО «Супер Сервис» расплачивается за ремонт кровли офисного здания с ООО «Контодор» за безналичный расчет по договору подряда №39-05/2009 от 25.05.2009г. Общая стоимость работы составляет 35 000 руб.

25.06.2009 г. ООО «Контодор» закончило ремонт ООО «Супер Сервис» в срок, акт был подписан, претензий со стороны заказчика тоже не имеется.

ООО «Супер Сервис» была переведена на счет ООО «Контодор» предоплата на сумму Главный бухгалтер ООО «Контодор» выставляет счет на оплату на оставшуюся сумму.

В бухгалтерии делают следующие записи:

Дт 51 Кт62/авансы выданы – 10 000,0 руб. (сумма предоплаты)

Дт 62 Кт 90/1 – 35 000,0 руб. (общая сумма)

Дт 62/авансы выданы Кт 62 – 10 000,0 руб. (сумма предоплаты)

Дт 51 Кт 62 – 25 000,0 руб. (остаток)

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в ООО «Контодор» ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. На счете 62 также отражаются суммы полученных авансов и предварительной оплаты. Их учет ведется обособленно на отдельном субсчете "Расчеты по полученным авансам" счета 62. Аналитический учет должен быть организован по каждому полученному авансу.

Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется:

- по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету,

- при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику.

Построение аналитического учета обеспечивает возможность получения необходимых данных по:


- покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

- покупателям и заказчикам по неоплаченным в срок расчетным документам.

Суммы полученных авансов, а также полученной оплаты при частичной готовности продукции отражаются по кредиту счета 62/2 «Расчеты по авансам полученным» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Средства полученных авансов и полученной оплаты по частичной готовности продукции и работ, зачтенные при предъявлении покупателям (заказчикам) счетов за поставленные изделия полной готовности, материалы и выполненные работы, отражаются по дебету счета 62/2 «Расчеты по авансам полученным» и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

2.3 Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами

Расчеты с бюджетом производится в результате начисления и перечисления налогов, сборов и иных платежей, которые уплачиваются предприятиями и физическими лицами.

ООО «Контодор» ведет расчеты с бюджетом в результате начисления и перечисления налогов, сборов и иных платежей. Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям по взносу в бюджет (в корреспонденции со счетом 99 – на сумму налога на прибыль, со счетом 70 – на сумму НДФЛ).

По дебету 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

По кредиту 68 отражаются суммы начисленных налогов, подлежащих к уплате в бюджет.

Для каждого налога, который уплачивается в бюджет, в учете ООО «Контодор» открываются субсчета:

68/1 – «Расчеты по налогам на прибыль»;

68/2 – «Расчеты по НДС»;

68/3 – «Расчеты по налогам на имущество»;

68/4 – «Расчеты по НДФЛ».

Уплата налогов в бюджет отражается проводкой Дт 68 Кт 51 на сумму налога.

Что касается порядка расчетов с бюджетом, то можно выделить следующие виды налогов:

- налог на прибыль;

- НДС;

- ЕСН.

По итогам года делают запись:

Дт 99/условный расход (доход) по налогу на прибыль Кт 68 – начислен условный расход по налогу на прибыль;

Дт 68 Кт 99/ условный расход (доход) по налогу на прибыль – начислен условный доход по налогу на прибыль;

Дт 68 Кт 51 – перечислен налог в бюджет.


НДС при поступлении от поставщика материальных ценностей учитывается Дт 19 Кт 60.

НДС начисляется к уплате в бюджет в день реализации работ.

Дт 90 Кт 68/расчеты по НДС – начислен НДС, причитающийся к получению от заказчиков.

Рассмотрим бухгалтерские проводки по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Таблица 3. Бухгалтерские проводки по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Содержание операции

Дт

Кт

1. начислен налог на имущество

91/2

68

2. уплачен налог на имущество

68

51

3. уплачен транспортный налог

68

51

4. начислены региональные лицензионные сборы

91/2

68

5. удержан НДФЛ

70

68

6. перечислен НДФЛ

68

51


Исходные данные:

- за месяц на расчетный счет ООО «Контодор» получило денег за всякие услуги 100 000 руб.

- зарплата пусть будет 20 000 руб.

- различные расходы (платежи за телефон, аренду, интернет и т.п.) – 30 000 руб.

Расчет налогов:

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 20 000 * 13% = 2 600 руб.

Платеж в Пенсионный фонд (ПФ) 20 000 * 14% = 2 800 руб.

Платеж в Фонд социального страхования (ФСС) (на травматизм) 20 000 * 0,2% = 40 руб.

Единый налог: 100 000 * 6% = 6 000 руб.

Однако, по закону из этой суммы мы можем вычесть отчисления в ПФ (но не больше половины от суммы единого налога, т.е. не больше 3 000, но у нас все равно меньше), т.е. 6 000 – 2 800 = 3 200 руб.

Итого ООО «Контодор» заплатит налогов: 2 600 + 2 800 + 40 + 3 200 = 8 640 руб.

Зарплату: 20 000 – 2 600 = 17 400 руб.

После этих маневров на счету: 100 000 – 30 000 – 8640 – 17 400 = 43 960 руб.

Это что-то вроде прибыли, однако просто так положить в карман ее нельзя, ее нужно снять как дивиденды, заплатив при этом НДФЛ в размере 9%.

НДФЛ с дивидендов: 43 960 * 9% = 3 956 руб.

Итого в карман (в котором уже лежит зарплата 17 400) добавим 43 960 - 3 956 = 40 004 руб.