Файл: Справочное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10 основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную ОС. Данным ФЗ определены санитарно- эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №

195-ФЗ определяет административную ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Эти требования относятся к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию, а также к размещению отходов производства и потребления. Административная ответственность предусмотрена за неисполнение обязанностей: по разработке
ПНООЛР; за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления; по отнесению отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности; по ведению учета в области обращения с отходами; по проведению мониторинга состояния и загрязнения ОС на территориях ОРО; по проведению инвентаризации ОРО.
Уголовный кодекс РФ
от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ определяет ответственность за экологические преступления, связанные с нарушением правил обращения экологически опасных веществ и отходов (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Административная и уголовная ответственности в области обращения с отходами

11
1.2.
Законодательство субъектов РФ в области обращения с отходами
К полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами прежде всего относятся:
 проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
 разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами;
 участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории соответствующего субъекта РФ;
 принятие в соответствии с законодательством РФ законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением;
 осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
 участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами.
Субъекты РФ в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ имеют дополнительно целый ряд функций, обязательств и полномочий (рисунок 1.2).
Полный перечень нормативной документации субъектов РФ представлен в
конце пособия в заключительном разделе «Справочная информация»
Полный перечень Федеральной нормативной документации представлен в
заключительном разделе «Справочная информация» в конце пособия


12
Рисунок 1.2 – Дополнительные полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами
1.3. Международные обязательства России в области регулирования
деятельности по обращению с отходами
К международным договорам как составной части правовой системы РФ по вопросам отходов производства и потребления относятся как многосторонние, так и двусторонние конвенции.
Международное сотрудничество в области деятельности по обращению с отходами регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важный вклад в становление этих принципов внесли Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (1989 г.), Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов (1996 г.) и Решение
Коллегии Евразийской экономической комиссии «Об утверждении Положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов» (таблица 1.1).

Базельская Конвенция по контролю трансграничного перемещения опасных отходов и их ликвидации – наиболее всеобъемлющее глобальное
Порядок ведения
регионального
кадастра отходов
Нормативы накопления ТКО
от нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах
Порядок
сбора ТКО
(в том числе их раздельного сбора)
Правила осуществления деятельности
региональных
операторов
по обращению с
ТКО
Порядок
заключения
соглашения
с региональными операторами по обращению с
ТКО
Система обращения
с отходами
, в том числе с ТКО
Присвоение
статуса
регионально- го оператора по обращению с
ТКО
Территори-
альная
схема
обращения с отходами, в том числе с
ТКО
Порядок разработки и утверждения НООРЛ
применительно к хозяйственной и
(или) иной деятельности ЮЛ и ИП (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору
Методические указания по разработке ПНООЛР
применительно к хозяйственной и
(или) иной деятельности ИП, ЮЛ (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору


13 природоохранное соглашение об опасных и других отходах. Она насчитывает
170 стран-участниц (сторон) и призвана оградить здоровье человека и окружающую среду от негативного воздействия, вызываемого производством, использованием, трансграничной перевозкой и утилизацией отходов.

Постановлением Правительства РФ №442 «О трансграничном перемещении отходов» установлен перечень отходов, импорт и транзит которых в любых целях запрещены, а также перечень отходов, импорт и транзит которых подлежат государственному регулированию.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от
22.05.2018 № 82 утверждено Положение об особенностях определения таможенной стоимости отходов, образовавшихся в результате операций по переработке на таможенной территории Евразийского экономического союза, операций по переработке для внутреннего потребления и подлежащих помещению под таможенные процедуры.
Таблица 1.1 – Международное сотрудничество в области обращения с отходами
22 марта 1989 г.
12 апреля 1996 г.
17 июля 2003 г.
11 апреля 2017 г.
г. Базель
г. Москва
г. Москва
г. Москва
Федеральный закон от 25 ноября 1994 г. № 49-ФЗ «О ратификации
Базельской
Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением»
Соглашение о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов
Постановление
Правительства
РФ №442 «О трансграничном перемещении отходов»
Решение
Коллегии
Евразийской экономической комиссии от
22.05.2018 № 82
«Об утверждении
Положения об особенностях определения таможенной стоимости отходов»
Постановление Правительства
РФ от 17 мая 2002 г. № 318
«Об утверждении Соглашения о контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов и соглашения об основных принципах взаимодействия в области рационального использования и охраны трансграничных водных объектов»
1.4. Основные требования, предъявляемые к ИП и ЮЛ,
осуществляющим деятельность в области обращения с отходами
Глава 3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает общие требования к обращению с отходами. Одним из требований является

14 лицензирование. Согласно статье 9 лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». ИП или ЮЛ, имеющее лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, не вправе осуществлять указанную деятельность на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I–IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I–IV классов опасности другим ИП или Ю, имеющим лицензию на указанную деятельность.
ЮЛ и ИП при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать целый ряд требований
(рисунок 1.3).
Рисунок 1.3 – Основные требования при обращении с отходами
4
- соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов
5
- внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно- технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии
6
- проводить мониторинг состояния и загрязнения ОС на территориях
ОРО
1
- соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами
2
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства
3
- вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов
7
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами
8
- проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области ООС
9
- разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих ЧС
11
- соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать меры по их ликвидации
10
- в случае возникновения аварий, связанных с обращением с отходами, которые могут нанести ущерб ОС, здоровью или имуществу ФЛ либо имуществу ЮЛ, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления


15
Основные обязательные требования при обращении с отходами производства и потребления в ООО «Газпром добыча Надым» представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Обязательные требования при обращении с отходами производства и потребления ООО «Газпром добыча Надым»
- выполнять условия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию отходов I-IV классов опасности;
- назначить приказами:
 лиц, допущенных к сбору, транспортированию, размещению отходов I – IV классов опасности, имеющих документы о квалификации;
 лиц, ответственных за ведение учета в области обращения с отходами;
 лиц, ответственных за взаимодействие с региональным оператором;
 лиц, ответственных за накопление и передачу отработанных ртутьсодержащих ламп;
- обеспечить соблюдение федеральных норм и правил и иных требований в области обращения с отходами, в процессе эксплуатации, строительства, реконструкции (ликвидации) зданий, строений, сооружений, оборудования и иных объектов;
- обеспечить наличие мест (площадок) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ;
- обеспечить содержание мест накопления отходов производства в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами, в т.ч. исправность контейнеров, тары для накопления отходов, наличия маркировки на них;
- обеспечить содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями, в т.ч. исправность контейнеров, тары для накопления отходов, наличия маркировки на них, обработку дезинфицирующими средствами, дезинсекцию, дератизации площадок для установки контейнеров для ТКО;
- выполнять организационно-технические мероприятия, направленные на сокращение объема, класса опасности отходов; их обработку, утилизацию, обезвреживание, внедрение БТ;
- для объектов, оказывающих НВОС, I и II категории разрабатывать НООЛР;
- проводить мониторинг состояния ОС на территориях ОРО и в пределах их воздействия;
- обеспечить наличие документации на средства контроля и измерений, необходимые для подтверждения соблюдения нормативов допустимого воздействия на ОС при осуществлении лицензируемой деятельности;
- выполнять предписания вышестоящих и контролирующих органов по устранению нарушений в области обращения с отходами;
- предоставлять в установленном порядке сведения по объектам размещения отходов органам исполнительной власти в области обращения с отходами для внесения в ГРОРО
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;