Файл: Расходы бюджета и оценка их эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет»

Кафедра финансов и финансовых институтов
Направление 38.03.01 Экономика
Профиль «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Корпоративные финансы»

на тему: «Расходы бюджета и оценка их эффективности»


Руководитель:



Канд. экон. наук, доцент, Файберг Татьяна Владимировна


Обучающийся

группы: Ф-20-1



Кирпичникова Алёна Витальевна


Иркутск, 2022 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

1. Расходы бюджета и их типы 5

1.1. Понятие расходов и их сущность 5

1.2 Характеристика типов расходов 8

2. Понятие эффективности бюджетных расходов, методики и критерии ее оценки 12

2.1 Эффективность бюджетных расходов и методики ее оценки 12

2.1 Критерии оценки эффективности бюджетных расходов 15

3. Оценка эффективности реализации государственных программ по бальной методике 21

3.1. Оценка эффективности государственной программы по интегральной и бальной методике 21

3.2.Сравнительная характеристика интегральной и бальной методик 31

Заключение 34

Список использованной литературы 36



Введение


В современных условиях одной из самых актуальных тем является реформирование бюджетного процесса, которое предполагает эффективное использование бюджетных средств всеми участниками бюджетного процесса. Уровень бюджетных расходов свидетельствует о степени участия государства в экономической деятельности общества и в обеспечении общеэкономического равновесия.

В целом можно сказать, что оптимизация расходов федерального бюджета помогает стране улучшать качество жизни населения и увеличивать экономическую составляющую развития страны.


Целью данной курсовой работы является исследование расходов бюджета и оценка их эффективности на основе разных методик и определение разницы между ними.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1. проанализировать понятие расходов и их сущность,

2. представить характеристику типов расходов,

3. проанализировать методики оценки эффективности бюджетных расходов,

4. определить критерии оценки эффективности бюджетных расходов,

5. выполнить оценку эффективности реализации государственных программ на примере государственной программы Новосибирской области по разным методикам.

Предметом данной курсовой работы являются нормы, регулирующие формирование расходов федерального бюджета, а объектом – общественные отношения в сфере формирования расходов федерального бюджета.

В ходе работы над курсовой работой были использованы как теоретические, так и эмпирические данные. К ним относятся законодательные акты, посвященные бюджетной политике России, учебные материалы, а также данные периодической печати. Также автор уделил внимание статистическим данным с официальных сайтов Российской Федерации.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Расходы бюджета и их типы

1.1. Понятие расходов и их сущность


Бюджет - термин, который может трактоваться очень широко. Но чаще всего он употребляется, когда речь идет о делах государственных.

Государственный бюджет — это главное средство мобилизации и расходования средств государства, которое дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения 1.

Основными целями бюджетов различных уровней являются:

  1. Формирование денежных средств, которые необходимы для реализации конституционных прав для граждан страны.

  2. Предоставление социальных гарантий.

  3. Бюджет служит инструментом, через который осуществляется выравнивание развития территорий Российской Федерации2.


Федеральный бюджет является главным звеном во всей системе бюджетов. Он включает в себя все денежные средства, которые находятся в стране на бюджетах разных уровней.

Обобщенно механизм представить можно так: федеральный бюджет получает деньги из определенных источников и затем перераспределяет их на различные цели (Рис. 1.1):



Рис. 1.1 Источники и цели государственного бюджета*

*Составлено по данным: [15]
К процедуре распределения поступлений между бюджетами предъявляются определенные требования:

  1. Поступившие суммы должны быть распределены между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации оперативно и корректно.

  2. Возврат (зачет) излишне/ошибочно уплаченных платежей должен быть осуществлен в кратчайшие сроки.

  3. Достоверная информация о поступлениях должна быть оперативно предоставлена заинтересованным пользователям.

Управлять расходами всегда было важной задачей, так как финансирование различных отраслей экономики часто является недостаточным. Состав расходов федерального бюджета запланирован, а значит на основе этого можно понять, каким более важным направлениям государство отдает предпочтение в ближайшие несколько лет. Множество внешних и внутренних факторов влияет и на структуру, и на величину расходов.

Рассмотрим несколько определений понятия «Расходы бюджета».

Итак, согласно бюджетному кодексу РФ, расходами бюджета признаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета3.

Узаконенного определения придерживаются Н. В. Миляков: Расходы бюджета – это затраты, формирующиеся в связи с выполнением государством и органами местного самоуправления своих конституционных и уставных функций.4

Авторы финансового словаря «Финам» дают следующее определение: Расходы - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение государственного управления, на международную деятельность, на национальную оборону, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, промышленность энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, социальные и культурные мероприятия. [25]


И схожее определение в большом юридическом словаре: Расходы – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Отличием в этих определениях является только то, что перечисленные авторы выделяют также назначение расходов бюджета, а именно обеспечение финансирования задач и функция органов публичной власти. [12]

В финансово-кредитном энциклопедическом словаре расходы бюджета определили, как денежные отношения, возникающие у субъектов публичной власти с юридическими и физическими лицами, между субъектами власти в связи с распределением и использованием бюджетных фондов федерального, регионального и муниципального уровней по функциональному, отраслевому и целевому назначению. [28]

Таким образом, изучив определения, мы можем обобщить их и представить расходы как статью расходной части бюджета, состав и структура которых определяются исходя из конкретных социально-экономических условий и задач экономической политики.

1.2 Характеристика типов расходов


Сегодня существует огромное количество классификаций расходов. Каждый автор выделяет множество классификационных признаков, в соответствии с которыми и ранжирует расходы.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации [1], расходы бюджета можно классифицировать по:

  1. Главным распорядителям бюджетных средств. Например, расходы Министерства культуры Российской Федерации, расходы Федеральной службы охраны Российской Федерации и т.д.

Перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

2. Разделам и подразделам на:

1) общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

4) национальная экономика;

5) жилищно-коммунальное хозяйство;

6) охрана окружающей среды;

7) образование;

8) культура, кинематография;

9) здравоохранение;

10) социальная политика;

11) физическая культура и спорт;

12) средства массовой информации;

13) обслуживание государственного (муниципального) долга;

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

3. Типам бюджетных ассигнований на:

  1. оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;

  2. социальное обеспечение населения;

  3. предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

  4. предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;

  5. предоставление межбюджетных трансфертов;

  6. предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

  7. обслуживание государственного (муниципального) долга;

  8. исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.