Файл: Расходы бюджета и оценка их эффективности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 255

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Критерии оценки эффективности бюджетных расходов


Критерии эффективности и действенности бюджетных расходов необходимы для оценки продуктивности использования ресурсов страны.

Из принципа эффективности использования бюджетных средств видно, что ее составными частями являются экономность и результативность.

Оценка экономности бюджетных расходов основана на анализе полноты и качества проведенных мероприятий и процедур, направленных на минимизацию использования бюджетных средств, необходимого для реализации утвержденных в составе соответствующих государственных программ, мероприятий и соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных в непрограммной части.

Оценка результативности бюджетных расходов основана на анализе:

  1. наилучших количественных и качественных характеристик исполнения мероприятий, государственных программ и непрограммных направлений деятельности и их сопоставлении с фактическими характеристиками;

  2. степени достижения установленных социально-экономических целей, удовлетворенности целевых групп потребителей государственных услуг.

В соответствии с Постановлением Правительства «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ» [3] основными критериями эффективности государственной программы по интегральной методике являются:

  1. критерии экономической эффективности, отражающие оценку вклада программы в экономическое развитие страны, оценку влияния ожидаемых результатов на различные сферы (включая прямые и косвенные эффекты от воздействия);

  2. критерии социальной эффективности, учитывающие вклад в социальное развитие.

Оценка эффективности расходов бюджета по интегральной методике происходит в 2 этапа.

На первом этапе определяется интегральная оценка эффективности реализации государственной программы (R0) по формуле 2.1:

R0 =0,85 x (I / Vфин) + 0,15 x ОРмер (2.1),

где:

I - интегральная оценка результативности реализации государственной программы;

Vфин - уровень финансового обеспечения государственной программы за счет всех запланированных источников за отчетный период
;

ОРмер - средний уровень исполнения основных (детализированных) мероприятий, предусмотренных в плане реализации государственной программы в отчетном году.

На втором этапе интегральная оценка эффективности реализации государственной программы (R0) корректируется на различные коэффициенты.

Для оценки эффективности реализации государственной программы по интегральному методу рассматриваются 2 критерия:

  1. уровень финансового обеспечения программы;

  2. интегральная оценка результативности реализации государственной программы.

Что касается бальной методики оценки, то для оценки эффективности реализации государственной программы используются следующие критерии:

  1. критерии, характеризующие финансирование программы;

  2. критерии, характеризующие результативность программы;

  3. критерии, характеризующие качество управления программой;

  4. критерии, характеризующие участие населения и открытость данных;

  5. критерии, характеризующие бюджетную эффективность (как наличие такого показателя, так и его значение).

Важным условием при выборе критериев и их составляющих представляется доступность данных для проведения расчетов.

Рассмотрим содержание предлагаемых критериев и градации их бальной оценки.

Таблица 3.1

Бальная оценка критериев методики*

Критерий

Содержание элементов критерия

Значение критерия, %

Баллы

1.Финансирование государственной программы

Отношение общего фактического объема финансирования программы к плановому объему (уточненному)

98-102 1

80-98

70-79

102-120

120 и более

Менее 70

10

7

5

7

0

0

2. Результативность государственной программы

Достижения планового уровня целевых индикаторов с учетом их

весовых долей

97-105

91-96

80-90

105-120

менее 80

более 120

10

7

5

7

0

0

3. Качество управления программой

Наличие неблагоприятных внешних факторов и рисков, влияющих на ГП, а также мер, направленных на смягчение влияния неблагоприятных факторов риска

наличие описания и рисков и мер

наличие описания только факторов и рисков

отсутствует

10

5

0




Соответствие цели программы приоритетам федерального уровня

Да

Нет

10

0

Соответствие цели программы стратегии социально экономического развития субъекта РФ

Да

Нет

10

0


Продолжение таблицы 3.1

Критерий

Содержание элементов критерия

Значение критерия, %

Баллы




Качество ежегодно представляемой информации о выполнении программы за отчетный период

полностью соответствует установленным требованиям и рекомендациям

не содержит полного объема сведений

не соответствует установленным требованиям и рекомендациям

10
5
0

4.Привлечение население и открытость сведений

Участие населения в разработке и проведении оценки программы

Да

Нет

10

0

Уровень удовлетворенности населения региона реализацией ГП

более 70

50-70

менее 50

10

5

0

Публичность и доступность промежуточных/итоговых результатов оценки программы

публикация на официальном сайте промежуточных/итоговых результатов реализации программы

публикация только итоговых результатов реализации программы

сведения не публикуются

10

8
0

5. Бюджетная эффективность

Наличие в программе показателя ее бюджетной эффективности

Да

Нет

10

0

Показатель бюджетной эффективности

более 100

90-100

70-90

менее 70

10

7

5

0

*Составлено по данным: [14]

Следует отметить, что бальная оценка по финансированию программы превышающая 120% составляет 0 баллов, так как это говорит о некорректном планирования расходов.

По критериям «качество», «привлечение население и открытость сведений» и «бюджетная эффективность» количество баллов определяется как среднее бальных оценок составляющих с учетом их весовых долей. Причем критерий 4 разбивается на 3 составляющих с весовой определенной долей, а критерий 5 разбивается на 2 составляющих с весовой долей.


Интерпретация по данным критериям содержится в таблице 3.2 ниже:

Таблица 3.2

Интерпретация полученных бальных оценок*

Бальная оценка

Оценка эффективности реализации программы

45-50

высокоэффективная

35-44

эффективная

20-34

удовлетворительная

0-19

Неэффективная

*Составлено по данным: [14]

Исходя из данных, представленных выше, можно сделать вывод, что критериев оценки эффективности реализации государственной программы в бальной методике гораздо больше, чем в интегральной.

3. Оценка эффективности реализации государственных программ по бальной методике

3.1. Оценка эффективности государственной программы по интегральной и бальной методике


В таблице 3.3 представлены объемы финансирования государственных программ, реализуемых на территории Новосибирской области.

Таблица 3.3

Объемы финансирования государственных программ РФ по

направлениям за период 2017-2020 годы*

Направления государственных программ

Бюджетное финансирование государственных программ

2016

2017

2018

2019

2020

млрд.руб.

%

млрд.руб.

%

млрд.руб

%

млрд.руб.

%

млрдруб.

%

Новое качество жизни

3466,4

52,5

3776,7

55,4

3806,6

54,3

3851,6

46

4184,4

47,4

Инновационное развитие и модернизация экономики

2018,7

30,6

1852,1

27,2

1883,1

26,9

1846,4

22

1971,2

22,3

Сбалансированное региональное развитие

825,4

12,5

925,5

13,6

1029,0

14,7

1115,0

13,3

1072,0

12,1

Эффективное государство

290,5

4,4

266,8

3,9

285,6

4,1

1561,1

18,6

1606,6

18,2

Итого, без учета без учета направления «Обеспечение национальной безопасности»**

6601,0

100

6821,1

100

7004,3

100

8374,1

100

8834,2

100