Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 255
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие расходов и их сущность
1.2 Характеристика типов расходов
2.1 Эффективность бюджетных расходов и методики ее оценки
2.1 Критерии оценки эффективности бюджетных расходов
3. Оценка эффективности реализации государственных программ по бальной методике
3.1. Оценка эффективности государственной программы по интегральной и бальной методике
3.2.Сравнительная характеристика интегральной и бальной методик
2.1 Критерии оценки эффективности бюджетных расходов
Критерии эффективности и действенности бюджетных расходов необходимы для оценки продуктивности использования ресурсов страны.
Из принципа эффективности использования бюджетных средств видно, что ее составными частями являются экономность и результативность.
Оценка экономности бюджетных расходов основана на анализе полноты и качества проведенных мероприятий и процедур, направленных на минимизацию использования бюджетных средств, необходимого для реализации утвержденных в составе соответствующих государственных программ, мероприятий и соответствующих бюджетных ассигнований, предусмотренных в непрограммной части.
Оценка результативности бюджетных расходов основана на анализе:
-
наилучших количественных и качественных характеристик исполнения мероприятий, государственных программ и непрограммных направлений деятельности и их сопоставлении с фактическими характеристиками; -
степени достижения установленных социально-экономических целей, удовлетворенности целевых групп потребителей государственных услуг.
В соответствии с Постановлением Правительства «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ» [3] основными критериями эффективности государственной программы по интегральной методике являются:
-
критерии экономической эффективности, отражающие оценку вклада программы в экономическое развитие страны, оценку влияния ожидаемых результатов на различные сферы (включая прямые и косвенные эффекты от воздействия); -
критерии социальной эффективности, учитывающие вклад в социальное развитие.
Оценка эффективности расходов бюджета по интегральной методике происходит в 2 этапа.
На первом этапе определяется интегральная оценка эффективности реализации государственной программы (R0) по формуле 2.1:
R0 =0,85 x (I / Vфин) + 0,15 x ОРмер (2.1),
где:
I - интегральная оценка результативности реализации государственной программы;
Vфин - уровень финансового обеспечения государственной программы за счет всех запланированных источников за отчетный период
;
ОРмер - средний уровень исполнения основных (детализированных) мероприятий, предусмотренных в плане реализации государственной программы в отчетном году.
На втором этапе интегральная оценка эффективности реализации государственной программы (R0) корректируется на различные коэффициенты.
Для оценки эффективности реализации государственной программы по интегральному методу рассматриваются 2 критерия:
-
уровень финансового обеспечения программы; -
интегральная оценка результативности реализации государственной программы.
Что касается бальной методики оценки, то для оценки эффективности реализации государственной программы используются следующие критерии:
-
критерии, характеризующие финансирование программы; -
критерии, характеризующие результативность программы; -
критерии, характеризующие качество управления программой; -
критерии, характеризующие участие населения и открытость данных; -
критерии, характеризующие бюджетную эффективность (как наличие такого показателя, так и его значение).
Важным условием при выборе критериев и их составляющих представляется доступность данных для проведения расчетов.
Рассмотрим содержание предлагаемых критериев и градации их бальной оценки.
Таблица 3.1
Бальная оценка критериев методики*
Критерий | Содержание элементов критерия | Значение критерия, % | Баллы |
1.Финансирование государственной программы | Отношение общего фактического объема финансирования программы к плановому объему (уточненному) | 98-102 1 80-98 70-79 102-120 120 и более Менее 70 | 10 7 5 7 0 0 |
2. Результативность государственной программы | Достижения планового уровня целевых индикаторов с учетом их весовых долей | 97-105 91-96 80-90 105-120 менее 80 более 120 | 10 7 5 7 0 0 |
3. Качество управления программой | Наличие неблагоприятных внешних факторов и рисков, влияющих на ГП, а также мер, направленных на смягчение влияния неблагоприятных факторов риска | наличие описания и рисков и мер наличие описания только факторов и рисков отсутствует | 10 5 0 |
| Соответствие цели программы приоритетам федерального уровня | Да Нет | 10 0 |
Соответствие цели программы стратегии социально экономического развития субъекта РФ | Да Нет | 10 0 |
Продолжение таблицы 3.1
Критерий | Содержание элементов критерия | Значение критерия, % | Баллы |
| Качество ежегодно представляемой информации о выполнении программы за отчетный период | полностью соответствует установленным требованиям и рекомендациям не содержит полного объема сведений не соответствует установленным требованиям и рекомендациям | 10 5 0 |
4.Привлечение население и открытость сведений | Участие населения в разработке и проведении оценки программы | Да Нет | 10 0 |
Уровень удовлетворенности населения региона реализацией ГП | более 70 50-70 менее 50 | 10 5 0 | |
Публичность и доступность промежуточных/итоговых результатов оценки программы | публикация на официальном сайте промежуточных/итоговых результатов реализации программы публикация только итоговых результатов реализации программы сведения не публикуются | 10 8 0 | |
5. Бюджетная эффективность | Наличие в программе показателя ее бюджетной эффективности | Да Нет | 10 0 |
Показатель бюджетной эффективности | более 100 90-100 70-90 менее 70 | 10 7 5 0 |
*Составлено по данным: [14]
Следует отметить, что бальная оценка по финансированию программы превышающая 120% составляет 0 баллов, так как это говорит о некорректном планирования расходов.
По критериям «качество», «привлечение население и открытость сведений» и «бюджетная эффективность» количество баллов определяется как среднее бальных оценок составляющих с учетом их весовых долей. Причем критерий 4 разбивается на 3 составляющих с весовой определенной долей, а критерий 5 разбивается на 2 составляющих с весовой долей.
Интерпретация по данным критериям содержится в таблице 3.2 ниже:
Таблица 3.2
Интерпретация полученных бальных оценок*
Бальная оценка | Оценка эффективности реализации программы |
45-50 | высокоэффективная |
35-44 | эффективная |
20-34 | удовлетворительная |
0-19 | Неэффективная |
*Составлено по данным: [14]
Исходя из данных, представленных выше, можно сделать вывод, что критериев оценки эффективности реализации государственной программы в бальной методике гораздо больше, чем в интегральной.
3. Оценка эффективности реализации государственных программ по бальной методике
3.1. Оценка эффективности государственной программы по интегральной и бальной методике
В таблице 3.3 представлены объемы финансирования государственных программ, реализуемых на территории Новосибирской области.
Таблица 3.3
Объемы финансирования государственных программ РФ по
направлениям за период 2017-2020 годы*
Направления государственных программ | Бюджетное финансирование государственных программ | |||||||||||||
2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | ||||||||||
млрд.руб. | % | млрд.руб. | % | млрд.руб | % | млрд.руб. | % | млрдруб. | % | |||||
Новое качество жизни | 3466,4 | 52,5 | 3776,7 | 55,4 | 3806,6 | 54,3 | 3851,6 | 46 | 4184,4 | 47,4 | ||||
Инновационное развитие и модернизация экономики | 2018,7 | 30,6 | 1852,1 | 27,2 | 1883,1 | 26,9 | 1846,4 | 22 | 1971,2 | 22,3 | ||||
Сбалансированное региональное развитие | 825,4 | 12,5 | 925,5 | 13,6 | 1029,0 | 14,7 | 1115,0 | 13,3 | 1072,0 | 12,1 | ||||
Эффективное государство | 290,5 | 4,4 | 266,8 | 3,9 | 285,6 | 4,1 | 1561,1 | 18,6 | 1606,6 | 18,2 | ||||
Итого, без учета без учета направления «Обеспечение национальной безопасности»** | 6601,0 | 100 | 6821,1 | 100 | 7004,3 | 100 | 8374,1 | 100 | 8834,2 | 100 |