Файл: Учебник 2е издание, переработанное и дополненное С. В. Колобова, Ю. С. Сергеенко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 639

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
фактического допущения работника к работе. Если же отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми отношениями, работодатель обязан оформить в таком случае трудовой договор не позднее трех рабочих дней со дня признания этих отношений трудовыми, если иное не установлено судом.
Фактическое допущение работника к работе без ведома или поручения работодателя либо его уполномоченного на это представителя запрещается (ч. 4 ст. 16 ТК РФ). Федеральным законом от 28
декабря 2013 г. N 421 в ТК РФ введена ст. 67.1, предусматривающая последствия фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом. Так, если физическое лицо было фактически допущено к работе работником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом,
фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (заключить с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работа, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время
(выполненную работу). Работник, осуществивший фактическое допущение к работе, не будучи уполномоченным на это работодателем, привлекается к ответственности, в том числе материальной.
Договорные основания (юридические факты) характерны также для изменения трудовых отношений.
Так, согласно ст. 72.1 ТК РФ перевод работника на другую работу допускается лишь с письменного согласия работника. Перевод на другую работу по одностороннему волеизъявлению стороны трудового правоотношения возможен только в строго установленных законом случаях (ст. 72.2 ТК РФ).
Основаниями прекращения трудовых правоотношений служат как соглашение сторон (ст. 78 ТК
РФ), так и односторонние волеизъявления каждой из них (ст. ст. 80 и 81 ТК РФ). В ряде случаев основанием прекращения трудовых правоотношений (трудового договора) может быть обстоятельство, не зависящее от воли сторон (ст. 83 ТК РФ).
Глава 6. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
КАК ПРАВОВОЙ АКТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
6.1. Основные понятия социального партнерства и его принципы
Социальное партнерство в сфере труда - "система взаимоотношений между работниками
(представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ).
Впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда,
урегулировал социально-партнерские соглашения Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях" (утратил силу). Но названный Закон не раскрывал самого понятия "социальное партнерство". В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права (М.В. Лушникова, А.А. Крыжановская), как принцип трудового права (Н.И. Гонцов); как элемент отрасли (Э.Н. Бондаренко) и др. <83>. Действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 2 называет социальное партнерство одним из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
--------------------------------
<83> См.: Толкунова В.Н. Трудовое право: Курс лекций. М., 2002. С. 72.
Согласно ч. 1 ст. 6 ТК РФ, принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов,
устанавливающих основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров,
заключения и изменения коллективных договоров и соглашений, относится к ведению федеральных органов государственной власти.
Концепция социального партнерства основана на переговорах, посредничестве, сотрудничестве.
Статья 27 ТК РФ закрепляет формы социального партнерства. Среди них: коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров,

соглашений; взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участие работников, их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут быть сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.
Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений реализуются с участием руководителя организации, который в этих отношениях на всех возможных уровнях выступает уполномоченным на это Законом представителем работодателя (ст. 33 ТК РФ). Руководитель организации лично или через уполномоченных им лиц ведет коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению их;
проводит взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений <84>.
--------------------------------
<84> См.: Сергеенко Ю.С. Правовое положение руководителя организации в отношениях,
регулируемых нормами трудового права: Монография / Под ред. И.О. Снигиревой. Саратов: Изд-во Сарат.
ун-та, 2012. С. 176.
От сторон социального партнерства следует отличать органы социального партнерства. Статья
35 ТК РФ закрепляет многоступенчатую систему комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения.
На федеральном уровне образуется постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия
(далее - РТК), деятельность которой осуществляется в соответствии с федеральным законом. Статус РТК
определен Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" <85>. В субъектах Российской Федерации могут образовываться трехсторонние комиссии, деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов РФ. Законы субъектов РФ, положения, утверждаемые представительными органами местного самоуправления, регламентируют деятельность территориальных трехсторонних комиссий,
действующих в рамках определенных территорий или муниципальных образований.
--------------------------------
<85> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2218.
На федеральном уровне или на уровне субъекта Российской Федерации могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии в целях проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. На локальном уровне, т.е. на уровне конкретной организации или индивидуального предпринимателя - комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Статья 35 Трудового кодекса РФ определяет и сферу деятельности этих комиссий. К ней относятся:
обеспечение регулирования социально-трудовых отношений; ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективного договора, соглашений, их заключение; организация контроля за выполнением коллективного договора и соглашений. Следует заметить, что социально-трудовые отношения - понятие более широкое, чем трудовые отношения, т.к. включает в себя отношения по социальному обеспечению, бытовому обслуживанию и другие отношения социальной сферы. В
современной науке трудового права существует проблема определения понятия "социально-трудовые отношения". Легальная их дефиниция отсутствует, в связи с чем существуют различные взгляды по поводу этого понятия <86>.
--------------------------------


<86> См.: Колмакова И.Д. Регулирование социально-трудовых отношений в экономике России //
Российское предпринимательство. 2006. N 1; Братановский С.Н., Колобова С.В. Трудовое право России:
Учеб. пособие. М.: Ось-89, 2008. С. 45; Морозов П.Е. Пути преодоления несовершенства законодательства о социально-трудовых отношениях // Российская юстиция. 2015. N 2; Колобова С.В.
Трудовые и социально-трудовые отношения как объект правового регулирования: теоретические различия и законодательство // Современное право. 2017. N 2. С. 78.
Система социального партнерства должна функционировать на всех уровнях экономики - от общефедерального до уровня отдельно взятой организации. Система социального партнерства включает следующие уровни:
- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в
Российской Федерации;
- межрегиональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектов РФ;
- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли
(отраслях);
- территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- локальный уровень, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в основном действуют на принципах трипартизма, т.е. представляющих интересы работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства или органов местного самоуправления. Все нормативные акты,
действующие на этих уровнях, должны приниматься и применяться с учетом принципов социального партнерства.
Социальное партнерство как самостоятельный институт трудового права имеет свои принципы,
которые не противоречат основным принципам правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно к данному институту.
Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 Трудового кодекса
РФ, являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;


- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров,
соглашений.
6.2. Коллективный договор (понятие, стороны,
порядок заключения, срок действия)
В ст. 2 ТК РФ среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений указано сочетание государственного и договорного регулирования. Необходимо отметить расширение сферы договорного и локального регулирования трудовых отношений <87>. В современных условиях возросла регулятивная роль коллективного договора.
Он является наиболее значимой формой социального партнерства.
--------------------------------
<87> См.: Колобова С.В. Трудовые и социально-трудовые отношения как объект правового регулирования: теоретические различия и законодательство // Современное право. 2017. N 2. С. 77.
Коллективный договор - это "правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей". В этом определении указаны стороны и содержание коллективного договора как главного правового акта, регулирующего широкий круг социально-трудовых отношений на локальном уровне (ст. 40 ТК РФ).
Коллективные договоры являются нормативными соглашениями, принимаемыми в результате проведения коллективных переговоров. Они содержат правовые нормы, регулирующие общественные отношения, отнесенные к предмету трудового права. В научной литературе правильно отмечается, что коллективный договор имеет важное юридическое и социально-экономическое значение. Юридическое значение проявляется в том, что коллективный договор является источником права, который выполняет особую роль в регулировании трудовых отношений. В качестве источника трудового права коллективный договор выполняет производственную и организационную функцию, упорядочивая процесс использования труда работников. Устанавливая дополнительные гарантии и льготы для работников, коллективный договор выполняет защитную функцию.
Нельзя не согласиться с А.Ф. Нуртдиновой относительно основных функций коллективных договоров: 1) конкретизация правовых норм, которые содержатся в нормативно-правовых актах; 2)
установление дополнительных трудовых прав и гарантий для работников, закрепление для них социальных льгот и преимуществ; 3) установление льгот и преимуществ, не имеющих непосредственной связи с трудовыми отношениями; 4) осуществление первичного правового регулирования; 5) восполнение пробелов в праве <88>.
--------------------------------
<88> См.: Нуртдинова А.Ф. Регулирование трудовых отношений коллективным договором,
соглашением // Хозяйство и право. 2005. N 1. С. 77 - 83; 2005. N 2. С. 54 - 66.
Коллективный договор может заключаться в организации в целом, ее филиалах и представительствах, а также у индивидуального предпринимателя. Организационно-правовые формы организаций, штатная численность, ведомственная подчиненность не влияют на возможность заключения коллективного договора.
Коллективный договор - это двусторонний акт. Сторонами коллективного договора являются работники организации, от имени которых выступают их представители, и работодатель, представителем которого, как правило, является руководитель организации. При заключении коллективного договора в

филиале, представительстве представителем работодателя выступает руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем (ч. 5 ст. 40 ТК РФ). В настоящее время, как и раньше, наиболее типичная форма представительства - профсоюзы. Работники, не вступившие в члены профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. Если же профсоюзная организация не создана, то работники могут поручить представлять их интересы иному представителю. При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Создание единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.
При разработке и принятии коллективного договора сторонам следует руководствоваться основными принципами социального партнерства (ст. 24 ТК). Трудовой кодекс РФ не определил порядок принятия коллективного договора, а лишь предусмотрел в ст. 42, что "порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами". Следует заметить, что обычно принятие коллективного договора происходит на общем собрании работников.
Инициаторами по проведению коллективных переговоров вправе выступить представители работников или работодателей. Инициатор переговоров посылает другой стороне уведомление в письменной форме с предложением о начале переговоров. Представители стороны, получившие уведомление, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Порядок ведения коллективных переговоров указан в ст. 37 ТК РФ. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, которые являются участниками указанных переговоров. Кодекс закрепил обязанность сторон предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Подготовленный проект коллективного договора обсуждается в подразделениях организации (цехах,
отделах), затем дорабатывается с учетом поступивших замечаний и дополнений. Коллективный договор утверждается общим собранием (конференцией) и подписывается всеми участниками единого представительного органа. Часть 2 ст. 40 ТК РФ закрепляет, что при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут стать коллективным трудовым спором и тогда будут разрешаться путем проведения примирительных процедур в соответствии со ст. 401 ТК РФ.
На Министерство труда Российской Федерации в лице соответствующего органа возложена миссия уведомительной регистрации. В течение семи дней со дня подписания коллективный договор направляется представителем работодателя в орган по труду. В ст. 50 ТК РФ указано, что отраслевые
(межотраслевые) соглашения, заключенные на федеральном уровне социального партнерства,
межрегиональные соглашения регистрируются федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченном на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства. Приказом Минтруда России от 12.09.2014 N 636н (в ред. от 20.06.2016) утвержден
Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений,
заключенных на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональных соглашений.
Коллективные договоры, региональные и территориальные соглашения регистрируются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Коллективные договоры могут регистрироваться органами местного самоуправления, если они наделены такими полномочиями законами субъектов Российской Федерации. Во всех случаях регистрация носит уведомительный характер. Ее цель - проверка соответствия положений коллективного договора действующему законодательству. Если выявлены условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством и иными нормативными правовыми актами, то орган по труду информирует об этом стороны коллективного договора и соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, снижающие уровень прав и гарантий