Файл: Учебник 2е издание, переработанное и дополненное С. В. Колобова, Ю. С. Сергеенко.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 719

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ч. 5 ст. 404 ТК РФ установлены сроки рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон данного спора при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства в срок до трех рабочих дней, а при разрешении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - в срок до пяти рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.
Решение трудового арбитража оформляется в письменной форме и передается сторонам этого спора.
В случаях, когда в целях разрешения коллективного трудового спора не может быть проведена забастовка (ч. ч. 1, 2 ст. 413 ТК РФ), рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является обязательным, и решение трудового арбитража имеет для сторон обязательную силу.
Если стороны не приходят к соглашению о создании временного трудового арбитража либо о передаче коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж,
решение по этим вопросам принимается соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.
16.4. Право на забастовку и его реализация
Забастовка - это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей
(полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 398 ТК РФ).
Работники вправе использовать право на забастовку, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет достигнутое соглашение, не выполняет решение трудового арбитража.
Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения),
индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.
Если забастовка объявлена профессиональным союзом, то решение об участии работников данного работодателя в этой забастовке принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.
В ст. 410 ТК РФ установлены требования правомочности собрания, конференции, а также правомочности принятого решения. Собрание работников данного работодателя считается правомочным,
если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции. Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников,
присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение,
собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
Часовая предупредительная забастовка может быть проведена работниками однократно в период рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией. Работники должны соблюдать требования, установленные ТК РФ, в частности сроки предупреждения работодателя, форму предупреждения, обеспечить минимум необходимых работ (услуг). Проведение предупредительной забастовки допускается при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства после трех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за два рабочих дня, а при рассмотрении коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства - после четырех календарных дней работы примирительной комиссии с предупреждением работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме

не позднее чем за пять рабочих дней. О начале забастовки, объявленной профессиональным союзом,
представители работодателей должны быть предупреждены в письменной форме не позднее чем за семь рабочих дней.
Кодекс определяет круг вопросов, которые должны найти отражение в решении об объявлении
забастовки. Так, в решении указываются:
- перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
- дата и время начала забастовки, ее продолжительность и предполагаемое количество участников;
- наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников,
уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
- предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемому работниками организации
(филиала, представительства), индивидуального предпринимателя в период проведения забастовки (ст.
410 ТК РФ).
Забастовка не может быть начата позднее двух месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки. В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке,
установленном ст. 401 ТК РФ, то есть путем проведения примирительных процедур.
Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров (ст. 410 ТК РФ).
Право на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора закреплено ст. 37
Конституции РФ. В статье 409 ТК РФ закрепляется принцип добровольности участия в забастовке,
невозможности и незаконности принуждения к участию в ней или отказу от такого участия. Принуждение к участию или отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей (ст. 5.40 КоАП РФ).
Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие (ст.
409 ТК РФ).
В ст. 414 ТК РФ предусмотрены гарантии работников в связи с проведением забастовки:
1) участие работника в забастовке не является нарушением трудовой дисциплины, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 413 ТК РФ;
2) участие работника в забастовке не является основанием для увольнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 413 ТК РФ;
3) на время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность;
4) работникам, не участвующим в забастовке, но в связи с ее проведением не имевшим возможности выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале в связи с этим простоя,
оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, которые предусмотрены ст. 157
ТК РФ. Может быть предусмотрен более льготный порядок выплат работникам, не участвующим в забастовке, чем предусмотренный ТК РФ;
5) коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора, могут быть предусмотрены компенсационные выплаты работникам,
участвующим в забастовке.


ТК РФ предусматривает случаи признания забастовки незаконной, а также правовые последствия участия в незаконных забастовках. Забастовка считается незаконной, если она была объявлена без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ; если создает реальную угрозу основам конституционного строя и здоровью других лиц (ст. 55 Конституции РФ); если не обеспечен минимум необходимых работ и услуг (ст. 412 ТК РФ). Являются незаконными и не допускаются забастовки:
- в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных,
противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;
- в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение,
отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.
Право на забастовку может быть ограничено федеральным законом (ст. 413 ТК РФ). Следует заметить, что право на забастовку входит в число конституционных прав и его ограничение возможно лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности,
здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Решение о признании забастовки незаконной принимается верховными судами республик,
краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, автономной области,
автономных округов по заявлению работодателя или прокурора.
Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить забастовку и приступить к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
Если забастовка признана судом незаконной, а работники приступают к ней или продолжают бастовать, к ним могут быть применены меры дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения).
Представительный орган работников, объявивший и не прекративший забастовку после признания ее незаконной, обязан возместить убытки, причиненные работодателю незаконной забастовкой, за счет своих средств. Размер убытков определяет суд.
Статья 415 ТК РФ устанавливает однозначный запрет на локаут. Локаут - увольнение работников по инициативе работодателя в связи с их участием в коллективном трудовом споре или в забастовке.
Работники не могут быть уволены ни на какой стадии коллективного трудового спора, включая и стадию забастовки. Если же забастовка признана незаконной, а работники продолжают в ней участвовать и не приступили к работе, то работодатель вправе привлечь их к дисциплинарной ответственности.
В случае увольнения работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Статья 5.34 КоАП
РФ предусматривает в этих случаях административный штраф в размере от 4 тысяч рублей до 5 тысяч рублей.
212>212>211>211>210>210>209>209>208>207>208>207>206>206>205>205>204>204>203>203>202>201>202>201>200>199>200>199>198>197>198>197>196>196>
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

Глава 17. ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ
17.1. Понятие и способы защиты трудовых прав работников
Защита трудовых прав граждан остается одним из приоритетных направлений правовой политики.
Принятие Трудового кодекса РФ в определенной степени решило эту проблему. После проведения коренного обновления действующего трудового законодательства необходимо сформировать специальные органы по рассмотрению трудовых споров, в частности создать специализированные суды
по трудовым делам. Одним из предполагающихся нововведений в совершенствовании механизмов юридической защиты трудовых прав рассматривалось создание самостоятельной специализированной системы судопроизводства в социально-трудовой сфере <213>. Но предложения о необходимости формирования специальных органов по рассмотрению трудовых споров, в частности о создании специализированных судов по трудовым делам, не были реализованы.
--------------------------------
<213> См.: Колобова С.В. Защита конституционных прав граждан Российской Федерации в сфере труда: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 12.
Во многих случаях термин "защита" является синонимом термина "охрана", поскольку законодателем оба эти понятия используются для обозначения деятельности, которая состоит в обеспечении, соблюдении прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства. Так, в ст. ст. 2 и 45 Конституции РФ говорится о государственной защите прав и свобод человека и гражданина, а в ст. 82 - об охране этих прав и свобод.
В Словаре русского языка приводится толкование слова "защита": "Защитить. Охраняя, оградить от посягательств. Защитить обиженного" <214>. В юридической литературе различаются понятия защиты и охраны субъективного права и охраняемого законом интереса. Охраняются права и интересы постоянно, а защищаются только тогда, когда нарушаются. "Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Данные понятия не совпадают" <215>. "Охрана - это установление общего правового режима, а защита - те меры,
которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены" <216>.
--------------------------------
<214> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 228.
<215> Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 131.
<216> Гаврилов Э.П. Комментарий Закона об авторских и смежных правах. М., 1996. С. 217.
Защита трудовых прав граждан - это конституционная обязанность государства. Конституцией
России определен эффективный механизм защиты прав человека, основные положения которого соответствуют требованиям Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Они состоят в следующем:
- предоставление всем лицам широких возможностей для правовой защиты своих прав;
- запрещение издания в Российской Федерации законов, отменяющих и умаляющих права человека и гражданина;
- закрепление обязанностей законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления обеспечивать и защищать права человека и гражданина;
- провозглашение гарантом прав и свобод человека и гражданина Президента РФ и закрепление его права приостанавливать деятельность актов органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- предоставление каждому права на личную защиту своих прав всеми способами, не запрещенными законом;
- гарантирование каждому человеку права на государственную и судебную защиту его прав, включая право обжаловать в суд действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных организаций и должностных лиц;
- признание юрисдикции межгосударственных органов по защите прав человека.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Конституция РФ реально отразила и закрепила произошедшее в российском обществе изменение отношения к проблеме признания и защиты основных

прав человека.
Особое место среди социально-экономических прав занимают права в сфере труда. В современных условиях перенос акцентов с государственного регулирования трудовых отношений на расширяющееся индивидуально-договорное обеспечил в большей степени, чем раньше, реализацию принципа свободы труда, однако реально снизил уровень гарантий трудовых прав наемных работников. Защищенность работников - это проблема гуманизма и демократии. Конкретное разрешение в Трудовом кодексе нашли вопросы: запрещения дискриминации в сфере труда; запрещения заемного труда; запрещения заключения гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем; признания отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями и др. Несмотря на то что в ТК РФ вопросам защиты трудовых прав работников посвящены главы 56 - 59, легальное определение понятия "защита трудовых прав работников"
отсутствует.
В учебной литературе формулируются различные мнения. С.С. Алексеев считает, что защита права
- это государственно-принудительная деятельность, направленная на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности <217>. Автор курса лекций по трудовому праву
В.Н. Толкунова понимает под защитой трудовых прав работников в широком смысле реализацию защитной функции трудового права, которая, в свою очередь, отражает защитную функцию государства
<218>. Авторы учебника под редакцией Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова определяют защиту трудовых прав работников как правореализующую деятельность, осуществляемую в установленном законодательством порядке работником (непосредственно либо через представителей) и уполномоченными на то органами,
которая выражается в применении правовых мер к работодателю, не выполняющему возложенные на него обязанности и (или) совершающему действия, препятствующие нормальному осуществлению прав работников <219>. С.Ю. Головина в учебнике для бакалавров указывает, что целью защиты трудовых прав работника является обеспечение их свободной реализации, а при необходимости - восстановление или признание прав, пресечение правонарушений со стороны работодателя и его понуждение к надлежащему исполнению обязательств. Кроме определения цели, автор формулирует понятие защиты в узком смысле слова, как деятельность уполномоченных органов по предупреждению и пресечению нарушений трудовых прав. Такими полномочиями наделены органы государственного контроля (надзора)
за соблюдением трудового законодательства, статус которых определен в гл. 57 ТК РФ <220>.
--------------------------------
<217> См.: Алексеев С.С. Общая теория права: В 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 280.
<218> См.: Толкунова В.Н. Трудовое право. М., 2002. С. 251.
<219> Трудовое право России: Учебник для вузов / Под общ. ред. Е.Б. Хохлова, В.А. Сафонова. М.:
Юрайт, 2010. С. 568.
<220> См.: Головина С.Ю., Кучина Ю.А. Трудовое право: Учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2012.
С. 362.
Нельзя не согласиться с указанными определениями. Безусловно, защита прав работников неотъемлемо связана с социальной направленностью трудового права, а целью защиты является восстановление нарушенных прав. Защита трудовых прав осуществляется не только специально уполномоченными государственными органами, но и профессиональными союзами работников. Кроме того, в ст. 379 ТК РФ предусматривается возможность самозащиты работником своих трудовых прав.
Особые способы защиты трудовых прав выражают специфику метода трудового права как совокупности приемов и способов правового регулирования трудовых отношений <221>.
--------------------------------
<221> Трудовое право России / И.Г. Выговская, С.В. Колобова, О.С. Королькова и др.; под общ. ред.
М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова, Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2014. С.
13.
Система защиты прав человека включает судебную и несудебную защиту. Самым