Файл: Реферат республика Корея источники быстрого развития студент группы 38. 03. 02.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Отношение иностранного капитала к общему объему капиталовложений составляло примерно 40 процентов во второй половине 60-х годов прошлого века. Оно постепенно уменьшалось, но все еще составляло 30,4 процента в 1981 г. Доля прямых иностранных инвестиций в общем объеме внутренних капиталовложений в Южной Корее в период 1984-89 гг. и 1990-94 гг. составляла всего лишь 1,4 и 0,7 процента, соответственно. До середины 90-х годов Корея основное внимание уделяла развитию собственных возможностей экспортных фирм путем накопления практического опыта и применения процессов воспроизведения.
Одной из важных политических мер, принятой для обеспечения содействия основанному на экспорте росту, являлась девальвация национальной валюты (вона) почти на 100 процентов. В 1964 г. валютный курс вырос с 130 вон/долл. США до 255 вон/долл. США. Правительство также перешло от системы множественных валютных курсов к системе единого плавающего валютного курса, которая предусматривала применение единого курса ко всем операциям.
Южная Корея последовательно пыталась обеспечить реальный валютный курс для экспорта путем сочетания масштабной девальвации и гибкой коррекции, иногда с разницей во времени. Правительство Кореи также пыталось компенсировать периодически завышенный курс национальной валюты путем применения финансовых и налоговых стимулов в отношении экспортеров. Управляемая валютная система Кореи обладала рядом преимуществ. Она способствовала предотвращению бегства капитала и обеспечивала приток капитала на выборочной основе. После валютной реформы в сентябре 1965 г. правительство подняло процентную ставку с 15 процентов до 30 процентов по срочным депозитам и займам со сроком один год. Цель заключалась в увеличении добровольных частных сбережений и предотвращении непродуктивного использования банковских кредитов. С целью дальнейшего стимулирования частных сберегательных вкладов в посреднические финансовые учреждения до 1993 года были разрешены финансовые сделки под вымышленными именами для предоставления вкладчикам стимула в виде налогового убежища. Эти попытки, направленные на мобилизацию накоплений как внутренних, так и иностранных вкладчиков, позволили значительно увеличить отношение капиталовложений к национальному доходу.
Изучение источников роста по основным отраслям обрабатывающей промышленности свидетельствует о том, что, несмотря на тенденцию к ускоренному снижению, степень воздействия замещения импорта на тяжелую промышленность и машиностроение была значительно выше, чем на другие трудоемкие отрасли. В период с 1975 по 1985 гг. как тяжелая промышленность, так и машиностроение характеризовались относительно высоким уровнем воздействия замещения импорта, достигавшим почти 10-11 процентов, в то время как степень воздействия замещения импорта на другие обрабатывающие подотрасли находилась в пределах 3-5 процентов. Доля промышленных товаров выросла примерно с 61 процентов до приблизительно 94 процентов от общего объема экспорта к 1990 году. Кроме того, в категории экспорта промышленных товаров доля машин и транспортного оборудования увеличилась с 3,1 процента почти до 40 процентов от общего объема в период с 1965 по 1990 гг.
Существуют различные точки зрения относительно характера модели индустриализации Кореи.
В Докладе о мировом развитии от 1987 г. модель роста Южной Кореи характеризуется как модель роста, ориентированная на внешний рынок, на основе системы свободного рынка и свободной торговли. Представители других школ, включая Алама (Alam) (1989 г.) и Киркпатрика (Kirkpatric) (1987 г.) рассматривают модель корейской индустриализации как основанную на полном вмешательстве «строгого государства», которая мало отличается от стратегии роста, основанной на импортозамещении.
Существуют несколько исследований, в которых выражается промежуточная точка зрения. Например, в Докладе о мировом развитии от 1991 г. или исследовании Всемирного банка, посвященного «восточно-азиатскому чуду» (1993 г.), выражается мнение об «успешном сочетании основных принципов и вмешательства»». («Восточно-азиатское чудо», 1993 г., стр.22).
Профессор Амсден (Amsden) рассматривает корейскую модель промышленного развития как «расширяющую рынок парадигму поздней индустриализации» (Амсден (Amsden), 1989 г., стр.150).
Промышленное развитие Кореи было в основном связано с эффективным, но четко спланированным активизмом (государственным вмешательством), в соответствии с которым в отношении экспорта в основном свободно применялись рыночные принципы.
Суть этого подхода можно было бы обозначить как «рыночную стратегию», в соответствии с которой предпринимались усилия по поиску рыночных решений при наличии нормальных рыночных функций.
Однако правительство осуществляло агрессивное вмешательство в тех случаях, когда развитие рынка находилось в зачаточном состоянии. Уникальная модель индустриализации Кореи – это нечто большее, чем неоклассическая модель роста.
После перехода в начале 60-х годов прошлого века к стратегии развития, ориентированной на внешний рынок, в Корее был выработан консенсус относительно продвижения «доктрины первоочередности экспорта» на основе сотрудничества между правительством, предпринимателями и работниками.
2.4 Стремительный экономический ростЮжной Кореи
Республика Корея создала систему государственно-частного партнерства, которая позволяет РК занимать первые места в основных мировых рейтингах по инновациям.
Очевидно, что на пути реализации программы существуют серьезные проблемы как в экономической, институциональной и в социальной сфере, но этот опыт является важным для других стран, которые стоят в начале пути развития инновационной экономики.
Идея развития инновационной экономики не нова для РК, первая программа по развитию инноваций была принята еще 1999 году, в этой связи, важно отметить и преемственность экономической политики РК.
В 2003 г. президент Но Му Хён инициировал новый Пятилетний план сбалансированного развития (2004 – 2008 гг.), отличительными особенностями которого стали интенсивная ориентированность на инновации и активное развитие регионов.
Правительство Ли Мён Бака продолжило попытки по стимулированию потенциального роста экономики, ухватившись за идею «зелёного роста». Концепция «зелёной экономики». В рамках этой политики были приняты пятилетний План «зеленой экономики» (2009 – 2013 гг.) и долгосрочная Национальная Стратегия «Зеленого Роста» (2009 – 2050 гг.).
Мировой финансовый кризис к 2012 году обострил социально-экономическую ситуацию в стране. Темпы роста ВВП неуклонно снижались до 2,5% в год, высокие цены на энергоносители негативно отражались на росте экспорта, рост конкуренции со стороны китайских производителей выявил серьезные проблемы в производственной сфере, особенно в таких традиционных для Кореи отраслях как судостроение и машиностроение, которые требовали срочной реструктуризации и модернизации. Правительство столкнулось с серьезной задачей поддержания конкурентоспособности корейских компаний при сохранении и увеличении темпов роста экономики страны. Помимо этого, существовал целый ряд социально-общественных проблем, связанных с высоким уровнем безработицы среди молодых людей до 25 лет(10.4%). Хотя общий уровень безработицы не превышает 3.7%, существует сильная сегментация рынка труда, доступность качественных рабочих мест остается крайне неравномерной среди сотрудников. Растет разрыв в уровне заработной платы среди мужчин и женщин, а также между молодыми рабочими и рабочими среднего возраста.
Таким образом, переход к «Креативной экономике», озвученный новым президентом, стал логическим продолжением предшествующей инновационной политики, с вполне адекватными мерами на сложившиеся внутриполитические и экономические вызовы в РК.
Именно с приходом к власти нового президента ПакКын Хэ, когда на государственном уровне была принята программа «Креативная экономика». Программа направлена на развитие среднего и малого предпринимательства, привлечение финансирования в новые бизнес-проекты в сферы информационных и коммуникационных технологий.
Современная экономическая политика государства рассматривает инновационную экономику и креативные предприятия, как следующий двигатель роста корейской экономики. В экономической программе нового президента Пак Кын Хе особое внимание было отдано проблемам социально-экономического развития, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния населения[46].
Для улучшения координации между министерствами и государственными агентствами, новое правительство провело реформу государственной структуры управления и развития инноваций. В рамках реформы были сделаны следующие изменения:
-
Было создано Министерство Науки, Телекоммуникаций и
ПланированияБудущего (Ministry of Science, ICT and Future Planning, далее - MSIP).
-
Проведена реформа NSTC. Функции секретариата были переданы Министерству Науки, Телекоммуникаций и Планирования Будущего (бывшему Министерству Образования, Науки и Технологий), и NSTC снова стала играть роль «межминистерской оси», поменялся и состав комиссии 10 представителей различных министерств и 9 представителей бизнес сообщества.
Основные задачи NSTC заключаются в следующем:
• Координация реализации Базового плана среди министерств;
-
Анализ и оценка национальных программ по развитию НИОКР; -
Распределение национального бюджета на развитие НИОКР.
NSTC уполномочена принимать решения касательно 70% всех государственных фондов, задействованных в развитии НИОКР.
В июле 2013 года MSIP выпустило План по реализации креативной экономики, нацеленный на установление и адаптацию новой парадигмы.
План описывает три цели, шесть стратегий и 24 задачи. Также были проведены налоговые и законодательные реформы.
Как видно из действий, предпринятых правительством, государственное регулирование играет основную роль в формировании и мониторинге плана реализации «Креативной экономики».
В реализации плана «Креативная экономика» задействованы MSIP, Министерство Торговли, Промышленности и Энергетики, Комиссия по Финансовым Услугам. Средства для реализации креативной экономики предоставляются Корейским банком развития, Промышленным банком Кореи, Корейским кредитным фондом и Корейской финансовой корпорацией технологий.
Государственная структура развития и управления инноваций имеет следующий вид:
Таблица 3.
Государственная структура развития и управления инноваций
Ключевыми министерствами по внедрению креативной экономики стали Министерство Науки, Телекоммуникаций и Планирования Будущего (Ministry of Science, ICT and Future Planning, далее – MSIP) и Министерство Торговли, Промышленности и Энергетики (Ministry of Trade, Industry and Energy, далее - MOTIE), на которые пришлось более 60% государственных расходов на НИОКР в 2015 году (31,9% MSIP, 30,4% MOTIE).
Как видно из сложившейся структуры, несмотря на основную роль правительства, бизнес также участвует в разработке планов по развитию инноваций, и находится в положении надежного партнера государства в экономическом развитии.
Схема частно-государственного партнерства сложилась исторически и ей отводится особое место в реализации программы «Креативная экономика». Частную сторону в этом случае чаще всего представляют Чеболи.
В целом взаимодействие фирм и отраслевых ассоциаций со структурами власти строится в форме взаимовыгодного партнерства. Среди крупных электронных фирм до недавнего времени некоторые были в полной собственности государства (например, KT, 49% акций которой к настоящемувремени продано частным компаниям).
Государство до сих пор (практически с момента основания) владеет 10-30% акций некоторых чеболей (Samsung, LG Electronics) и, соответственно, напрямую участвует в управлении этими фирмами.
Для стимулирования внутренних и внешних инвестиций, регулирования их регионального размещения и формирования инфраструктуры предпринимательской деятельности в РК созданы различные виды частногосударственного партнёрства: особые экономические зоны, технополисы, технопарки, научно-внедренческие инновационные центры, научные фонды, промышленные союзы, образовательные и экспертно-аналитические центры, торговые ассоциации. Это говорит о важной роли крупных национальных компаний в реализации плана «Креативной экономики».
План по реализации «креативной экономики» подразумевает плотное сотрудничество государства с крупнейшими ТНК РК (Чеболями). Помимо государственного финансирования, планируется широко привлекать Чеболи для финансового содействия развитию креативной экономики.
Согласно Плану, Чеболи становятся основными инвесторами и участниками программы развития технопарков и региональных инновационных кластеров. Особое внимание программы «Производство инноваций 3.0» уделяется инфраструктуре и региональному развитию. Для того чтобы решить проблему диспропорций регионального развития страны, по всей стране было запланировано создать 17 специализированных центров креативной экономики и инноваций (CCEI).
Так, согласно рейтингу Бостонской консалтинговой группы, в 2015 году компания Самсунг групп вошла в пятерку самых инновационных компаний мира. Всего для реализации целей правительства было выбрано 10 основных конгломератов, среди которых Samsung Group, Hyundai Group, SK Holdings, Posco, HanWha, LG Group, KEPCO, Lotte Group, S-Oil. Все компании входят в топ 200 мировых компаний по уровню прибыли за 2014 год, обладают необходимыми финансовыми, управленческими и инфраструктурными ресурсами, для выполнения задач, поставленных правительством [47].