Файл: Реферат республика Корея источники быстрого развития студент группы 38. 03. 02.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
таких как различные венчурные фонды, а также использования ресурсов крупных национальных компаний.
Опыт Республики Корея может оказаться очень востребованным и с точки зрения использования ресурсов крупных национальных компаний, а также создания необходимой инфраструктуры и структуры управления. Важно отметить, что Республика Корея продолжает реформу образования в стране, чтобы обеспечить необходимое количество квалифицированных кадров для развития «креативной экономики», которая является следующей ступенью развития инновационной экономики. Конечно, на данный момент еще достаточно рано судить об успешности проекта «креативной экономики», так как часть аналитиков не разделяют мнение корейского президента относительно функциональности столь широкого привлечения корейских «Чеболь» к процессу развития малого и среднего бизнеса в Корее.
Критики утверждают, что столь сильный корпоративный менталитет, который годами создавался корейскими компаниями, и на котором были воспитаны поколения рабочих, не способен оказать позитивное воздействие на развитие среднего и малого бизнеса в Корее.
Тем не менее, рассматривая макроэкономические показатели видно, что рост корейской экономики возобновился и, хотя он пока не достиг 5–7%, как было намечено, положительная динамика очевидна, особенно в условиях нестабильности внешних рынков.
2.3 Мировой опыт промышленной политики Республики Кореи
Южная Корея во второй половине XX века стала олицетворением динамично развивающейся азиатской страны. Страна, практически не владеющая природными ресурсами, в период с 1950-2015 годы, из 200 развивающихся экономик мира, последовательно перешла из категории стран с низким доходом в категорию стран со средним доходом и далее в категорию стран с высоким доходом.
Республика Корея сумела не только инициировать экономический рост, но и поддерживать его настолько долго, что позволило им значительно повысить уровень благосостояния своих наций. Достижения, которые радикально изменили южнокорейскую экономику названо «чудо на реке Ханган» или Южнокорейское «чудо».
Кардинальные изменения в экономике Республики Корея проходили в рамках модели «The Growth Accounting». Модель базируется на добавочных вложениях капитала и труда, и является одной из универсальных моделей в мире. Данные вложения в Южной Корее достигались путем массированного притока прямых иностранных инвестиций. Иностранный капитал вкупе с корейской системой менеджмента (т.е. жесткой дисциплиной труда, достигаемой консенсусом взаимоотношений предпринимателей с профсоюзами) и с четким государственным распределением ресурсов, что способствовало результативной отдаче для выхода Кореи из состояния слаборазвитой страны.
Модернизация экономики Республики Кореи осуществлялась в несколько этапов - от импортозамещающей к экспортно-ориентируемой, однако на всех этапах трансформационного периода значимую роль играло государственное стратегическое планирование и аккумуляция финансовых средств в руках государственных финансовых институтов: Центрального Банка (Ваnk of Korea) и Министерства финансов.
Главенствующую роль в принятии стратегических решений играли также отраслевые министерства. В центре экспортной стратегии - Министерстве торговли и инвестиций были сконцентрированы функции управления внешнеэкономической деятельностью: валютного контроля, предоставление полномочий технологического трансферта, лицензирование предпринимательской деятельности, тарифная политика.
Первый этап (во второй половине 1950-х годов) характеризуется проведением важных подготовительных мер. Прежде всего, была проведена аграрная реформа, в рамках которой земля была передана в частную собственность.
Во-вторых, это ликвидация неграмотности. Аграрный сектор в Южной Кореи занимал господствующее положение, однако уже к 1960 году его доля в ВВП страны сократилась с 68 до 56%. Далее в структуре экономики страны занимала торговля. Радикальные реформы произошли в обрабатывающей промышленности, доля которой увеличилась в 1,5 раза.
Ведущая роль, в структуре данной отрасли, отводилась производству потребительских товаров - «самбэк-коноп» (три белых производства): помол муки, производство сахара и обработка хлопка.
Внутренний рынок предъявлял спрос преимущественно на конечные изделия, особенно на потребительские товары. Данному периоду характерно экономическое развитие, основанное на подъеме местной промышленности и снижении импорта товаров, которые могли бы производиться в стране.
В рамках импортозамещающей политики предусматривалось ускоренное развитие ключевых отраслей, которые вызывали рост в сопряженных отраслях, а также применялись протекционистские меры. Основные усилия были сосредоточены на трудоемких отраслях (хлопчатобумажная, обувная, пищевая, деревообрабатывающая).
Правительство страны определила задачу достижения независимости экономики страны путем внедрения принципов рыночной экономики, поощрения частной инициативы и содействия государства.
Важную роль в накоплении капитала играли привлечение иностранного ссудного капитала и экономическая помощь. Крупнейшими инвесторами выступили США и страны Западной Европы. Так как Южная Корея для увеличения экспортных доходов не обладала значительными сырьевыми ресурсами, единственным выходом было развитие обрабатывающей промышленности.
На втором этапе, на протяжении 1960-х годов, Южная Корея стала активно применять политику индустриализации, начав с легкой промышленности. Для осуществления индустриализации необходимо было осуществить модернизацию существующих отраслей, расширить промышленную инфраструктуру, а также заложить базу для новых капиталоемких производств. Главная черта данного этапа индустриализации - переход от импортозамещающей к экспортоориентированной модели развития экономики, что во многом было связано с недостатком валютных средств и все еще низкой покупательной способностью населения. Ключевыми отраслями стали текстильная и обувная промышленности. Также развивались деревообрабатывающая и пищевая промышленности.
Ориентация на эти трудоемкие производства также давала возможность обеспечить занятость для дешевой рабочей силы. Протекционизм на внутреннем рынке сохранялся.
На следующем этапе, охватившим 1970-1990-е годы, направление экономической политики в Корее сместилось с экспорта продукции легкой промышленности к «Плану развития тяжелой и химической промышленности (ТХП)». Переход к более интенсивному промышленному развитию был вызван необходимостью модернизации структуры промышленности для того, чтобы обогнать конкурентов, обладающих изобильными трудовыми ресурсами, а также для укрепления оборонного потенциала после сокращения на одну треть войск США, расположенных в Корее.
В Плане развития ТХП в качестве перспективных стратегических отраслей были определены судостроение, автомобилестроение, производство стали, машиностроение, цветная металлургия, текстильная и нефтехимическая отрасли. Участие государства было связано с конкретными отраслями и иногда с конкретными фирмами. В этом отношении предшествующие стимулы, применяемые нейтрально по отношению к различным отраслям в 60-х годах прошлого века для обеспечения экспорта в целом, были заменены стимулами для целевых отраслей или целевых фирм для содействия развитию этих отраслей (Саконг (Sakong), 1993 г.).
Государство предоставило этим «стратегическим отраслям ТХП» централизованные банковские кредиты по льготным процентным ставкам, иностранные кредиты, налоговые льготы, включая налоговые льготы на инвестиции, налоговую скидку на ускоренную амортизацию основного капитала, а также временное освобождение от уплаты налога.
Кроме этого, государство приняло 2 важных решения:
- первое, предоставление гарантии по компенсации всех иностранных займов (государственных и частных).
- второе, правительство урегулировало деловые отношения с Японией. Эти меры правительства позволили привлечь большие потоки иностранного капитала и технологий, особенно из Японии.
В период с 1959 по 1982 годы, коммерческие займы в основном были локализованы в обрабатывающей промышленности, в том числе ТХП, тогда как государственные займы были направлены в основном в сектор услуг. Более того, в 1973 г. правительство установило систему Национального Инвестиционного Фонда (NIF) для продвижения долгосрочного финансирования заводов и технологий тяжелой и химической промышленности. Были также созданы промышленные парки, такие как машиностроительный комплекс Ченвон (Changwon) и нефтехимический комплекс Ечон (Yeochon).
Несмотря на то, что политика по развитию ТПХ предусматривала замещение импорта, постоянное внимание уделяется экспорту. ТХП выступило базисом для создания собственного машиностроения. Здесь лидировали такие отрасли как станкостроение и судостроение. В группе транспортных средств важное место занял экспорт автомобилей и запчастей к ним (свыше 9% всего экспорта). Было освоено производство супертанкеров, балкеров, контейнеровозов, танкеров- метановозов. Была укреплена энергетическая база, прежде всего благодаря созданию атомной энергетики. В стране было построено 10 атомных реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергии.
В дальнейшем Корея взяла курс на развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Создавались производственные и технологические парки, разрабатывались новейшие технологии, при этом поощрялся импорт передовых иностранных технологий.
Наиболее ярким примером развития высокотехнологических отраслей промышленности является электронная промышленность. Сначала было освоено производство ламповых приемников, транзисторов, диодов, черно-белых телевизоров, затем магнитофонов, цветных телевизоров, компьютеров и микросхем, далее – видеомагнитофонов, лазерных видеопроигрывателей, микроволновых печей и персональных ЭBM.
К началу 1990-х годов Республика Корея вышла на шестое место в мире по общему объему производства и экспорта электронной продукции. Доля электроники и электротехники увеличилась до 25% экспорта. В целом, доля продукции Южной Кореи в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до 1,1% в 1980г., 1,9% - в 1990 г. и 3,3% - в 1998 г.
В товарной структуре экспорта существенно увеличилась доля продукции материалоемких и наукоемких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги в производстве. Политика содействия развитию ТХП привела к росту чеболей, что позволило воспользоваться преимуществами как эффекта масштаба, так и объема. В результате, увеличение числа чеболей привело к созданию монополистической и олигополистической структуры рынка в Корее.
Стратегическая политика государства, направленная на выделение финансовых средств, приводит к развитию теневой финансовой системы. Расширение ТХП привело корейскую экономику к крупному кризису в конце 70-х годов прошлого века. Целевые отрасли ТХП были слишком энергоемкими и понесли серьезный ущерб в результате первого нефтяного кризиса в 1973 г. Практически «неограниченная» финансовая поддержка государства, связанная с предоставлением льготных кредитов в период с 1975 по 1979 гг., привела к ускорению инфляции, росту дефицита платежного баланса и значительному увеличению неиспользуемых мощностей.
Однако, около тридцати чеболей являются ведущими в экономике Южной Кореи и на данный момент получили широкую известность. В 1998г. чеболи составляли около 50% всех продаж в промышленной отрасли Ю. Кореи. Чеболи с мировым именем: Samsung, Hyundai, SK Group, LG, Daewoo, Lotte. Система чеболей позволила Южной Корее во второй половине ХХ века оптимально выстроить взаимоотношения двух столпов экономической структуры – государства и частного сектора. Чеболи сыграли решающую роль в процессе индустриализации и интеграции Южной Кореи в мировую экономику. Путем создания совместных предприятий и региональных дочерних компаний по всему миру (от США и Великобритании до России и стран СНГ) южнокорейским чеболям удалось обойти большинство протекционистских мер. Например, Daewoo удалось наладить выпуск микроволновых печей в Великобритании.
Цель стратегии развития правительства, ориентированной на внешний рынок, заключалась в максимальном использовании относительных преимуществ Кореи в производстве трудоемких промышленных товаров для экспорта. Финансирование постоянно увеличивающегося объема инвестиций для наращивания экспортного потенциала и промышленного развития обеспечивалось за счет иностранного капитала, а не за счет привлечения прямых иностранных инвестиций. Для оказания содействия этому процессу правительство предоставило предпринимательскому сектору официальные гарантии выплаты иностранных кредитов.
Опыт Республики Корея может оказаться очень востребованным и с точки зрения использования ресурсов крупных национальных компаний, а также создания необходимой инфраструктуры и структуры управления. Важно отметить, что Республика Корея продолжает реформу образования в стране, чтобы обеспечить необходимое количество квалифицированных кадров для развития «креативной экономики», которая является следующей ступенью развития инновационной экономики. Конечно, на данный момент еще достаточно рано судить об успешности проекта «креативной экономики», так как часть аналитиков не разделяют мнение корейского президента относительно функциональности столь широкого привлечения корейских «Чеболь» к процессу развития малого и среднего бизнеса в Корее.
Критики утверждают, что столь сильный корпоративный менталитет, который годами создавался корейскими компаниями, и на котором были воспитаны поколения рабочих, не способен оказать позитивное воздействие на развитие среднего и малого бизнеса в Корее.
Тем не менее, рассматривая макроэкономические показатели видно, что рост корейской экономики возобновился и, хотя он пока не достиг 5–7%, как было намечено, положительная динамика очевидна, особенно в условиях нестабильности внешних рынков.
2.3 Мировой опыт промышленной политики Республики Кореи
Южная Корея во второй половине XX века стала олицетворением динамично развивающейся азиатской страны. Страна, практически не владеющая природными ресурсами, в период с 1950-2015 годы, из 200 развивающихся экономик мира, последовательно перешла из категории стран с низким доходом в категорию стран со средним доходом и далее в категорию стран с высоким доходом.
Республика Корея сумела не только инициировать экономический рост, но и поддерживать его настолько долго, что позволило им значительно повысить уровень благосостояния своих наций. Достижения, которые радикально изменили южнокорейскую экономику названо «чудо на реке Ханган» или Южнокорейское «чудо».
Кардинальные изменения в экономике Республики Корея проходили в рамках модели «The Growth Accounting». Модель базируется на добавочных вложениях капитала и труда, и является одной из универсальных моделей в мире. Данные вложения в Южной Корее достигались путем массированного притока прямых иностранных инвестиций. Иностранный капитал вкупе с корейской системой менеджмента (т.е. жесткой дисциплиной труда, достигаемой консенсусом взаимоотношений предпринимателей с профсоюзами) и с четким государственным распределением ресурсов, что способствовало результативной отдаче для выхода Кореи из состояния слаборазвитой страны.
Модернизация экономики Республики Кореи осуществлялась в несколько этапов - от импортозамещающей к экспортно-ориентируемой, однако на всех этапах трансформационного периода значимую роль играло государственное стратегическое планирование и аккумуляция финансовых средств в руках государственных финансовых институтов: Центрального Банка (Ваnk of Korea) и Министерства финансов.
Главенствующую роль в принятии стратегических решений играли также отраслевые министерства. В центре экспортной стратегии - Министерстве торговли и инвестиций были сконцентрированы функции управления внешнеэкономической деятельностью: валютного контроля, предоставление полномочий технологического трансферта, лицензирование предпринимательской деятельности, тарифная политика.
Первый этап (во второй половине 1950-х годов) характеризуется проведением важных подготовительных мер. Прежде всего, была проведена аграрная реформа, в рамках которой земля была передана в частную собственность.
Во-вторых, это ликвидация неграмотности. Аграрный сектор в Южной Кореи занимал господствующее положение, однако уже к 1960 году его доля в ВВП страны сократилась с 68 до 56%. Далее в структуре экономики страны занимала торговля. Радикальные реформы произошли в обрабатывающей промышленности, доля которой увеличилась в 1,5 раза.
Ведущая роль, в структуре данной отрасли, отводилась производству потребительских товаров - «самбэк-коноп» (три белых производства): помол муки, производство сахара и обработка хлопка.
Внутренний рынок предъявлял спрос преимущественно на конечные изделия, особенно на потребительские товары. Данному периоду характерно экономическое развитие, основанное на подъеме местной промышленности и снижении импорта товаров, которые могли бы производиться в стране.
В рамках импортозамещающей политики предусматривалось ускоренное развитие ключевых отраслей, которые вызывали рост в сопряженных отраслях, а также применялись протекционистские меры. Основные усилия были сосредоточены на трудоемких отраслях (хлопчатобумажная, обувная, пищевая, деревообрабатывающая).
Правительство страны определила задачу достижения независимости экономики страны путем внедрения принципов рыночной экономики, поощрения частной инициативы и содействия государства.
Важную роль в накоплении капитала играли привлечение иностранного ссудного капитала и экономическая помощь. Крупнейшими инвесторами выступили США и страны Западной Европы. Так как Южная Корея для увеличения экспортных доходов не обладала значительными сырьевыми ресурсами, единственным выходом было развитие обрабатывающей промышленности.
На втором этапе, на протяжении 1960-х годов, Южная Корея стала активно применять политику индустриализации, начав с легкой промышленности. Для осуществления индустриализации необходимо было осуществить модернизацию существующих отраслей, расширить промышленную инфраструктуру, а также заложить базу для новых капиталоемких производств. Главная черта данного этапа индустриализации - переход от импортозамещающей к экспортоориентированной модели развития экономики, что во многом было связано с недостатком валютных средств и все еще низкой покупательной способностью населения. Ключевыми отраслями стали текстильная и обувная промышленности. Также развивались деревообрабатывающая и пищевая промышленности.
Ориентация на эти трудоемкие производства также давала возможность обеспечить занятость для дешевой рабочей силы. Протекционизм на внутреннем рынке сохранялся.
На следующем этапе, охватившим 1970-1990-е годы, направление экономической политики в Корее сместилось с экспорта продукции легкой промышленности к «Плану развития тяжелой и химической промышленности (ТХП)». Переход к более интенсивному промышленному развитию был вызван необходимостью модернизации структуры промышленности для того, чтобы обогнать конкурентов, обладающих изобильными трудовыми ресурсами, а также для укрепления оборонного потенциала после сокращения на одну треть войск США, расположенных в Корее.
В Плане развития ТХП в качестве перспективных стратегических отраслей были определены судостроение, автомобилестроение, производство стали, машиностроение, цветная металлургия, текстильная и нефтехимическая отрасли. Участие государства было связано с конкретными отраслями и иногда с конкретными фирмами. В этом отношении предшествующие стимулы, применяемые нейтрально по отношению к различным отраслям в 60-х годах прошлого века для обеспечения экспорта в целом, были заменены стимулами для целевых отраслей или целевых фирм для содействия развитию этих отраслей (Саконг (Sakong), 1993 г.).
Государство предоставило этим «стратегическим отраслям ТХП» централизованные банковские кредиты по льготным процентным ставкам, иностранные кредиты, налоговые льготы, включая налоговые льготы на инвестиции, налоговую скидку на ускоренную амортизацию основного капитала, а также временное освобождение от уплаты налога.
Кроме этого, государство приняло 2 важных решения:
- первое, предоставление гарантии по компенсации всех иностранных займов (государственных и частных).
- второе, правительство урегулировало деловые отношения с Японией. Эти меры правительства позволили привлечь большие потоки иностранного капитала и технологий, особенно из Японии.
В период с 1959 по 1982 годы, коммерческие займы в основном были локализованы в обрабатывающей промышленности, в том числе ТХП, тогда как государственные займы были направлены в основном в сектор услуг. Более того, в 1973 г. правительство установило систему Национального Инвестиционного Фонда (NIF) для продвижения долгосрочного финансирования заводов и технологий тяжелой и химической промышленности. Были также созданы промышленные парки, такие как машиностроительный комплекс Ченвон (Changwon) и нефтехимический комплекс Ечон (Yeochon).
Несмотря на то, что политика по развитию ТПХ предусматривала замещение импорта, постоянное внимание уделяется экспорту. ТХП выступило базисом для создания собственного машиностроения. Здесь лидировали такие отрасли как станкостроение и судостроение. В группе транспортных средств важное место занял экспорт автомобилей и запчастей к ним (свыше 9% всего экспорта). Было освоено производство супертанкеров, балкеров, контейнеровозов, танкеров- метановозов. Была укреплена энергетическая база, прежде всего благодаря созданию атомной энергетики. В стране было построено 10 атомных реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергии.
В дальнейшем Корея взяла курс на развитие высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Создавались производственные и технологические парки, разрабатывались новейшие технологии, при этом поощрялся импорт передовых иностранных технологий.
Наиболее ярким примером развития высокотехнологических отраслей промышленности является электронная промышленность. Сначала было освоено производство ламповых приемников, транзисторов, диодов, черно-белых телевизоров, затем магнитофонов, цветных телевизоров, компьютеров и микросхем, далее – видеомагнитофонов, лазерных видеопроигрывателей, микроволновых печей и персональных ЭBM.
К началу 1990-х годов Республика Корея вышла на шестое место в мире по общему объему производства и экспорта электронной продукции. Доля электроники и электротехники увеличилась до 25% экспорта. В целом, доля продукции Южной Кореи в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до 1,1% в 1980г., 1,9% - в 1990 г. и 3,3% - в 1998 г.
В товарной структуре экспорта существенно увеличилась доля продукции материалоемких и наукоемких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги в производстве. Политика содействия развитию ТХП привела к росту чеболей, что позволило воспользоваться преимуществами как эффекта масштаба, так и объема. В результате, увеличение числа чеболей привело к созданию монополистической и олигополистической структуры рынка в Корее.
Стратегическая политика государства, направленная на выделение финансовых средств, приводит к развитию теневой финансовой системы. Расширение ТХП привело корейскую экономику к крупному кризису в конце 70-х годов прошлого века. Целевые отрасли ТХП были слишком энергоемкими и понесли серьезный ущерб в результате первого нефтяного кризиса в 1973 г. Практически «неограниченная» финансовая поддержка государства, связанная с предоставлением льготных кредитов в период с 1975 по 1979 гг., привела к ускорению инфляции, росту дефицита платежного баланса и значительному увеличению неиспользуемых мощностей.
Однако, около тридцати чеболей являются ведущими в экономике Южной Кореи и на данный момент получили широкую известность. В 1998г. чеболи составляли около 50% всех продаж в промышленной отрасли Ю. Кореи. Чеболи с мировым именем: Samsung, Hyundai, SK Group, LG, Daewoo, Lotte. Система чеболей позволила Южной Корее во второй половине ХХ века оптимально выстроить взаимоотношения двух столпов экономической структуры – государства и частного сектора. Чеболи сыграли решающую роль в процессе индустриализации и интеграции Южной Кореи в мировую экономику. Путем создания совместных предприятий и региональных дочерних компаний по всему миру (от США и Великобритании до России и стран СНГ) южнокорейским чеболям удалось обойти большинство протекционистских мер. Например, Daewoo удалось наладить выпуск микроволновых печей в Великобритании.
Цель стратегии развития правительства, ориентированной на внешний рынок, заключалась в максимальном использовании относительных преимуществ Кореи в производстве трудоемких промышленных товаров для экспорта. Финансирование постоянно увеличивающегося объема инвестиций для наращивания экспортного потенциала и промышленного развития обеспечивалось за счет иностранного капитала, а не за счет привлечения прямых иностранных инвестиций. Для оказания содействия этому процессу правительство предоставило предпринимательскому сектору официальные гарантии выплаты иностранных кредитов.