Файл: Реферат республика Корея источники быстрого развития студент группы 38. 03. 02.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2.2 Ключевые направления южнокорейской экономики
Быстрое развитие экономики Республики Корея в 90-ые годы, которое получило название «Чудо на реке Ханган», превратило РК из аграрной, разрушенной войной страны в стабильно растущую, высокотехнологичную экономику. По разным оценкам РК входит в первую пятерку стран по инновационному развитию. Благодаря усилиям государства, за 60 лет в стране была создана стабильно растущая, быстро реагирующая на глобальные изменения экономическая модель.

Начиная с 2000-х годов, инновационное развитие экономики РК является приоритетным. Не имея достаточной сырьевой базы, инновации рассматриваются как основной стимул развития и процветания корейской экономики, и это фактически является основой экономической политики государства. Основные направления инновационной политики были заложены еще в 90-ых годах в государственных программах развития РК. Так, принятая в 1999 году правительством программа -Vision 2025 включает в себя основные этапы инновационного инаучно-технического развития РК до 2025 года.

Современная экономическая модель в Корее начала выстраиваться сразу после окончания Корейской Войны. Когда в 50-60-ые годы 20 века корейским правительством был выбран курс на импорт замещение, а затемна развитие экспорта, с этой точки зрения поворотным стал второй пятилетний план экономического развития Республики Корея (1967–1971), разработанный правительством Пак Чонхи.

Правительство стимулировало и поддержало развитие Чэболь (крупных национальных компаний/конгломератов), так как контроль над крупными бизнес-группами позволял государственным институтам регулировать экономические процессы, а также обеспечивать им финансовое, материальное, административное и правовое содействие. Чэболь стали для правительства важнейшим инструментом поддержки и становления национального бизнеса в Корее, при крайней неразвитости внутреннего рынка капиталов, слабого фондового рынка, отсутствия инвестиционной активности со стороны зарубежных инвесторов.

Выделяются ключевые отрасли развития, например, электронная промышленность, которая до этого не рассматривала как стратегическая, а лишь как экспортная отрасль – источник иностранной валюты. В 1969 году электронная промышленность стала одной из приоритетных отраслей промышленности, это было официально оформлено в «Акте по содействию электронной промышленности». Акт открывал крупным компаниям легкий доступ к зарубежному капиталу и внутренним займам, предоставлял льготное налогообложение и приоритет в развитии инфраструктурных проектов. К 1971 в Корее уже действовали такие крупные компании как LG Electronics, Daehan, Samsung и Daewoo.


Перед компаниями государством были поставлены цели поднятия уровня отрасли с простой сборки до полного цикла производства, с собственным производством основных компонентов, а в дальнейшем до собственного производства компьютерной техники.

Важно отметить, что с 1970 по 1990 годы корейские корпорации, при поддержке государства создали мощный фундамент в научно-исследовательской сфере, заложили базу для развития современных производственных мощностей, была успешно реализована программа в сфере образования, позволившая вырастить собственную высококвалифицированную рабочую силу. Были разработаны основные системы управления производством, во много рассчитанные на национальный менталитет в таких сферах как логистика и производственный менеджмент. К началу 90-ых годов Чеболи стали основой экономики Кореи, что с одной стороны позволяло им инвестировать в долгосрочные проекты и научные исследования, с другой стороны значительно ограничивало сферы исследований.

К середине 1990-х стало понятно, что корейские корпорации достигли предела использования инновационного имитирования (или творческого модифицирования иностранных технологий), и готовы к производству продукции для определенных рынков сбыта, принимая во внимание особенности и специфику этих рынков, то есть достигли уровня ТНК развитых стран. Необходимость создания собственных инноваций обуславливалась сохранением конкурентоспособности на внешних рынках сбыта. В связи с этим корейские корпорации стали заниматься самостоятельной инновационной деятельностью. Для этого также были скорректированы государственные механизмы в области образования и научно-исследовательской деятельности.

После прихода к власти Ким Тэ Джуна и восстановления после Азиатского финансового кризиса, начиная с 2000 года, на первое место вышло технологическое и инновационное развитие экономики. Правительством было выделено 7 основных секторов экономики, для развития, которых прикладывались максимальные усилия. С 2000 по 2005 годы к основным направлениям относились: фундаментальные науки, информатика, биотехнологии, окружающая среда, новые виды энергии и материалов.

В феврале 2008 года был избран новый президент Республики Корея Ли Мен Бак. В условиях высоких цен на энергоносители и высокую зависимость корейской экономики от импорта энергоресурсов, перед новым правительством встала задача обеспечить энергетическую безопасность, был поднят вопрос диверсификации источников сырья и поиска более дешевых энергоресурсов.



В рамках озвученной правительственной программы «зеленого роста», планировалось развитие возобновляемых источников энергии. Проект, стоимостью 50 млрд вон (320 млн долл.) включал посадку лесов, очищение рек, строительство велосипедных дорожек, железных дорог, экологически чистых домов и более рациональное энергопотребление. К тому же, предполагалось создание 950 тыс. новых рабочих мест. Для большего экономического эффекта этого курса были приняты положения о снижении подоходного налога на 2% и повышении порога налоговых вычетов с 1 млн вон до 1,5 млн вон. В соответствии с данной программой, РК обязуется уделять особое внимание разработкам солнечной и ветровой энергии, чтобы к 2016 году войти в пятерку мировых лидеров в области возобновляемых источников энергии. В ходе реализации Плана «зеленой экономики» государственные расходы на НИОКР увеличились на 11% – с 6,5% в 2002 году до 17,5% в 2010 году. Значительно увеличилось количество заявок на патенты: с 1,573 в 2000 году до 9,639 в 2010 году. Количество занятых в экологическом секторе повысилось с 184 000 в 2005 году до 196 000 в 2009 году [41].

Однако новой администрации пришлось скорректировать экономические планы из-за негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику Республики Корея, возникла угроза рецессии экономики из-за снижения потребительского спроса и объемов экспорта. Экспорт в январе 2009 года сократился на 32,8% по сравнению с январем 2008 года, объем продаж товаров широкого потребления за декабрь 2008 года снизился на 7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года [42].

Несмотря, на то, что из-за мирового финансового кризиса правительству не удалось достичь анонсированных темпов роста национальной экономики, и средний годовой прирост экономики за 2007–2012 годы составил не более 2,9%, в области развития инноваций был сделан ряд важных шагов, направленных на долгосрочные перспективы.

Одним из первых шагов нового президента РК Пак Кын Хе по инициализации креативной экономики стало создание Министерства Науки, Телекоммуникаций и Планирования Будущего (Ministry of Science, ICT and Future Planning, далее – MSIP). В июле 2013 года MSIP выпустило План по реализации креативной экономики, нацеленный на установление и адаптацию новой парадигмы. План описывает три цели, шесть стратегий и 24 задачи.

Три основные цели включают:

1) cоздание новых рабочих мест и рынков посредством развития инноваций;

2) cтановление Республики Корея как мирового лидера в области инноваций;


3) cоздание общества, в котором творческое мышление стоит в приоритете – в противопоставление традиционному консервативному корейскому мышлению.

На основании Плана по Реализации Креативной экономики, в 2013 году был обнародован новый пятилетний план, названный Базовым Планом по Развитию Науки и Технологий (2013–2017 гг.). Базовый План описывает три основные цели, включающие пять стратегий и 18 задач.

Основные цели заключаются в:

1) увеличение расходов на НИОКР до 40%;

2) создание 640 000 новых рабочих мест;

3) соответствие мировым стандартам инновационной экономики.

План предлагает выполнение следующих пяти стратегий:

1) увеличение инвестиций в НИОКР и максимизации эффективности (достижение уровня инвестиций в 92,4 трлн вон в период с 2013 по 2017 года (на 35% больше уровня 2014 г.);

2) стратегическое развитие технологий. Выделено 30 приоритетных и 120 стратегически важных технологий, включающие энергетику, экотехнологии, телекоммуникации и сферы здравоохранения;

3) создание средне- и долгосрочных ресурсов инноваций посредством инвестирования в развитие фундаментальных наук и международный обмен;

4) усиленная поддержка МСП и венчурных предприятий в новых отраслях, а также стимуляция создания и коммерциализации интеллектуальной собственности;

5) создание новых рабочих мест в области науки.

Как не раз отмечало корейское правительство, корейская «Креативная экономика» направлена на стимулирование предпринимательства, привлечение финансирования в новые бизнес-проекты, в основном в таких сферах как информационные и коммуникационные технологии.

Основным источником государственного финансирования «креативной экономики» с 2013 года официально является Корейский банк развития (Korea Development Bank, далее – КБР).Для финансирования проектов связанных с развитием инноваций КБР совместно с Промышленным Банком Кореи (Industrial Bank of Korea, далее – ПБК) образовал Глобальный Партнерский Фонд размером в 72,3 млн долл., который будет выступать стратегическим инвестором для других фондов, где будет участвовать зарубежный венчурный капитал [43].

Помимо государственного финансирования, в рамках государственной программы развития «креативной экономики», планируется широко привлекать и другие средства финансирования.

После принятия в сентябре 1997 года «Специального акта о поддержке венчурного бизнеса» четыре крупнейших конгломерата – Samsung, Hyundai, LG и SK – и некоторые другие, такие как Kolon, Ssanyong, Hanhwa, Kumho и POSCO, начали принимать активное участие в реализации инновационных политик государства.


Всего для реализации целей правительства было выбрано 10 основных конгломератов, среди которых Samsung Group, Hyundai Group, SK Holdings, Posco, Han Wha, LG Group, KEPCO, Lotte Group, S-Oil. Все эти компании входят в топ 200 мировых компаний по уровню прибыли за 2014 год, и обладают необходимыми финансовыми, управленческими и инфраструктурными ресурсами, для выполнения задач, поставленных правительством. Корейские компании широко используют различные средства финансирования перспективных компаний и проектов, среди которых особо можно выделить внутренние венчурные фонды и союзы со стратегическими венчурными предприятиями. Компания лидер в сфере национальных инновационных технологий Samsung Group, а также номер 13 среди мировых компаний по прибыльности, и номер 5 среди мировых компаний по инновациям, является основным двигателем развития инновационных технологий в области телекоммуникаций, бытовой электроники, биоинженерии, строительстве. Samsung Group является крупнейшей компанией Кореи, ее доля в общем ВВП РК составляет до 36%, из них 24% приходится на Samsung Electronics [44].

Всего в рамках государственной программы по развитию инноваций планировалось создать 17 специализированных центров, каждый из которых находится в ведении одной из Чеболь. Так Hyundai Group, которой принадлежит Hyundai Technology Investment, занимающаяся поддержкой высокотехнологичных стартапов на ранних стадиях, и собственный исследовательский институт (Hyundai Research Institute), открыла центр инновационных исследований в городе Кванжу под ведением Hyundai Motors, а инновационный центр в городе Бундан принадлежит KT телеком.

Несомненно, опыт Республики Корея в сфере развития инноваций, показывает, насколько важна роль хорошо продуманной государственной экономической политики для достижения поставленных результатов.

Однако РК сильно отстает от развитых стран по общему объему накопленных инвестиций в НИОКР, как отмечает министерство, это связано с тем, что Развитые страны инвестировали в НИОКР, начиная с 70-ых годов порядка 2% от ВВП, в то время как РК начала инвестировать в НИОКР лишь в конце 90-ых годов. Таким образом сумма накопленных инвестиций в НИОКР РК составляет лишь 60,5 млрд долларов, в то время как в США эта сумма составляет порядка 400 млрд долл. [45].

Таким образом важно отметить особую роль государства в развитии инновационной экономики в РК, помимо правильно выбранного направления развития экономики, государством также были выбраны и умело, применены инструменты реализации экономической политики, начиная с реформы образования, проработки правовой базы и налаживания финансовых инструментов,