Файл: Реферат республика Корея источники быстрого развития студент группы 38. 03. 02.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С момента образования Республики Корея государственная власть проводила активную пропаганду национальной исключительности корейцев, только с начала 1990-х гг. на государственном уровне национализм стал менее агрессивным. На современном этапе националистический дискурс характерен для всего политического истеблишмента РК, в независимости от идеологического спектра той или иной группировки или ее отношения к власти. Примерами его проявления, затрагивающими вопросы внешней политики, являются периодические всплески антиамериканизма, которые отражаются и на риторике представителей властных структур. Неизменными остаются антияпонские настроения, а также пропаганда традиционных ценностей в противовес процессу вестернизации. Корейский полуостров, ввиду особенностей его геополитического положения и ситуации в СВА в целом, остается в зоне внимания крупнейших мировых держав, под влиянием одной из которых неизменно находится Южная Корея.

Современная Республика Корея – это политически активное и влиятельное государство, которое, тем не менее, не имеет возможности до конца раскрыть свой потенциал, так как способно действовать только в установленных рамках. Альянс с США ограничивает свободу РК в проявлении внешнеполитических инициатив и вынуждает страну отказываться от лидерских амбиций. Как следствие, во внешнеполитическом дискурсе Южной Кореи несколько десятилетий (с 1990-х гг.) эксплуатируется термин «средняя держава» (Middle power), который стал частью национального брендинга [8, c. 2].

и призван быть инструментом, позволяющим не только «сохранить лицо» в рамках существующего внешнеполитического давления, но и позиционировать себя как «ответственное государство», способствующее всеобщему миру и прогрессу [9, c. 44].

Термин «средняя держава» в РК трактуется весьма гибко (например, Республику Корея обвиняют в том, что по отношению к Японии она демонстрирует линию поведения, не характерную для средних держав), однако, по сути, это компромисс в определении государственной дипломатической стратегии.

Ключевым является определение РК как актора, способствующего снятию напряженности в регионе, «моста» между развивающимися и развитыми странам и посредника в азиатских интеграционных процессах [10, c. 2].

Идеологический спектр политических сил Республики Корея достаточно широк: от ультраправых до леворадикалов, однако властная элита в основном представлена двумя партийными группировками, которые, приходя во власть, формируют вокруг себя подходящую по идеологическому спектру коалицию.


Таким образом, за внутреннюю и внешнюю политику РК отвечают правые и левоцентристские политические силы, которые, сменяя друг друга, приходят во власть. Оппозиционные группировки формируются вокруг двух основных партий, которые условно можно обозначить как консерваторов и демократов (названия партий часто меняются).

Партия демократов ведет свою историю с середины 1950-х гг., а консерваторы соотносят начало своей партийной истории с созданием правящей партии режима Пак Чжонхи в 1963 г. До осуществления демократического транзита в конце 1980-х гг. политическое противостояние проходило по следующей схеме: консерваторы продвигали экономические реформы, но сохраняли жесткий диктат власти, левая оппозиция боролась за конституционный процесс, либерализацию, гражданские права и т.п.

В современной Республике Корея политическая элита исходит из корпоративных интересов и традиционно отстаивает набор определенных программных установок. Во внешней политике правых и левых основные различия во взглядах наблюдаются в вопросах, касающихся взаимодействия с США и КНДР. Ни одна из группировок не выступает категорически против союза с Вашингтоном, однако левая партийная коалиция в тактических целях периодически прибегает к антиамериканской риторике. Таким образом, южнокорейские политические силы условно делятся на две группировки: Тонмэнпха (동맹파 - фракция альянса) и Чаджупха (자주파 -фракция самообеспечения) [10, c. 4].

Для крайних левых самообеспечение предполагает разрыв военно-политического союза с США и проведение более самостоятельной политики. Политика в отношении КНДР также выстраивается исходя из базовых установок. Консерваторы выступают против безоговорочной экономической помощи Пхеньяну, предлагают инструментарий для эффективного давления на КНДР. Левые силы придерживаются начатой Ким Дэджуном (1998-2003 гг.) политики «солнечного тепла», предполагающей активные экономические и социокультурные отношения Сеула с Пхеньяном.

Несмотря на некоторые различия в стратегиях, тезис о полной денуклиаризации КНДР и безъядерном статусе Корейского полуострова является общим для всех политических сил РК. Фракционное противоборство во властных структурах часто оказывает негативное влияние на выработку прагматичных решений, в том числе, в сфере внешней политики ввиду излишней эмоциональности взаимных обвинений, которыми сопровождаются идеологически поляризованные дебаты левых и правых. Кроме того, ограничение президентского срока пятью годами без права перевыборов приводит в РК к частой смене идеологических концепций внешнеполитического курса, так как новые администрации стремятся отречься от инициатив предшественника.



Итогом этого становятся дипломатические инициативы, которые отражают поляризованный идеологический спектр политической элиты, но не всегда коррелируются с текущей внешнеполитической ситуацией. В 2008 г. после 10 лет руководства Южной Кореей представителями левых сил к власти пришли консерваторы. Рейтинг демократов был весьма невысок, корейцы говорили о «потерянном десятилетии», в то время как от консерваторов ждали прорывов, как во внутренней, так и во внешней политике. Президентом стал Ли Мёнбак, внешнеполитический курс которого получил название «Доктрина Ли Мёнбака» (MBdoctrine). Доктрина была сформулирована с акцентом на тех позициях, которые кардинально отличали ее от политики предыдущих президентов – она предполагала сближение с США и ужесточение риторики в отношении КНДР.

Центральной идеологической концепцией Доктрины Ли Мёнбака стала «Глобальная Корея», формирование которой было завершено в 2009 г. и представлено в официальной стратегии национальной безопасности РК [11].

После вступления в должность президент ввел ежегодную практику проведения международного форума «Глобальная Корея», в котором лично принимал участие и выступал с речью. Лейтмотивом его выступлений был «пересмотр общемирового порядка и глобальное партнерство» [12, c. 51].

Приоритетными направлениями внешней политики РК в рамках концепции «Глобальная Корея» были обозначены межкорейские отношения, дипломатическое и «эффективное» сотрудничество [13].

Межкорейский диалог предполагал «прагматичный подход» и выдвигал главное условие, при выполнении которого РК планировала оказывать КНДР экономическую поддержку. Согласно плану администрации Ли Мёнбака и Министерства объединения (амбициозность которого подвергалась активной критике) предполагался демонтаж всех ядерных объектов Северной Кореи, осуществление ее полного ядерного разоружения и с помощью РК достижение дохода на душу населения 3000 долларов.

Базой для развития дипломатических связей должно было стать «восстановление взаимного доверия с США» [14].

Альянс с США прописывался как основа, в том числе для укрепления отношений с РФ, КНР и Японией [15], также формирования системы взаимодействия в СВА и расширения системы глобального партнёрства. На третьем месте был прописан тезис об «эффективном сотрудничестве», в который входили экономические вопросы, а также поддержка соотечественников за рубежом.

Главным инструментом достижения задач концепции «Глобальная Корея» администрация Ли Мёнбака сделала так называемую «глобальную дипломатию», которая была нацелена на повышение международного авторитета РК через дипломатические прорывы (проведение Саммита большой двадцатки (G20), Саммита по ядерной безопасности и др.) и укрепление стратегического сотрудничества с ведущими державами. Концептуально эти «прорывы» были оформлены как южнокорейская инициатива, заключавшаяся в продвижении «дипломатии Новой Азии» [16, c. 48-49].


Согласно «инициативе Новой Азии», Республика Корея должна была стать мостом между крупнейшими мировыми державами и странами Азии, особенно членами АСЕАН [17, с. 42].

В рамках данной инициативы большое внимание уделялось проблемам окружающей среды. Фактически, Республика Корея стала первой страной в мире, которая выбрала «зеленый рост» в качестве национальной стратегии.

В 2013 г. президентом становится Пак Кынхе и к власти приходит очередная администрация от консерваторов. Задача администрации Пак Кынхе в идеологической сфере была достаточно сложной – ей необходимо было придерживаться традиционных коалиционных установок, при этом противопоставить себя уже весьма непопулярному в то время Ли Мёнбаку, то есть, оставаясь консерватором, быть «другим консерватором».

С 2013 г. в политике власти РК базовым понятием становится «доверие», которое было провозглашено самым важным элементом «социального капитала» и формирования стратегии государства во всех сферах [18].

В итоге Пак Кынхе назвала свою линию «Политикой доверия» и обозначила ее как ведущий принцип внутренней политики, обороны страны, межкорейских отношений и дипломатии Республики Корея (такая последовательность определена самой Пак Кынхе) [19, с. 16].

В рамках поставленных задач наиболее важной являлась стабилизация межкорейских отношений. Слово «доверие» не случайно появилось в политическом дискурсе – оно позволило найти золотую середину между прагматичной политикой Ли Мёнбака и излишне мягкой «Солнечной политикой» левых сил. Администрация Пак Кынхе поставила задачу завоевания общественного доверия; такая позиция была лишена конкретики и оставляла место для маневра. Ее ядром стали межкорейские отношения, в которых администрация Пак Кынхе не планировала использовать политику принуждения или умиротворения, а стремилась создать «эффективную и сбалансированную комбинацию», предполагавшую «адекватную реакцию на провокации КНДР», сдерживание ее ядерной программы, а также поддержание «доверительного процесса» на всех этапах.

Утверждалось, что начать доверять Пхеньяну можно, если он свернет свою ядерную программу и пойдет на ряд уступок. Главной целью Пак делала объединение, которое «будет беспроигрышным решением не только для обоих государств Корейского полуострова, но и для всего мирового сообщества» [20, с. 104].

Пак Кынхе настаивала, что формирование новой системы межкорейских отношений, направленной на объединение и основанной на консенсусе, согласии народа и поддержке мирового сообщества, позволит сформировать систему национальной безопасности и обрести безграничное доверие своих граждан.


Идеологически целью внешней политики было достижение глобального сообщества, которое Пак Кынхе обозначала как «Новую эру надежды» [21].

Концептуально стратегия внешней политики администрации Пак Кынхе ставила целью преодоление «азиатского парадокса», который заключается в интенсивном экономическом сотрудничестве при недостаточно сформированном взаимодействии в сфере политики и безопасности.

Сохранение альянса с США и поддержание отношений со странами АТР оставались неизменно приоритетными. Однако амбиции новой администрации распространялись за пределы региона – Пак Кынхе предложила «Евразийскую инициативу», основанную на трех лозунгах: «единый континент», «креативный континент», «мирный континент».

В своей основе данная инициатива предполагала расширение транспортных, энергетических и торговых коммуникаций; продвижение креативной экономики и формирование системы безопасности через «доверительный процесс» на Корейском полуострове и поддержание мира в СВА [22].

И «Политика доверия» и «Евразийская инициатива» предлагали единый итог – вступление в «новую эру мира и процветания», при этом Республика Корея потенциально являлась инициатором и посредником в этом процессе, реализуя роль «средней державы».

Мы не ставим своей задачей осветить практическую реализацию всех заявленных южнокорейским правительством внешнеполитических инициатив, однако учитывая тот факт, что Пак Кынхе покинула пост президента после процедуры импичмента, можно с уверенностью сказать, что ее политика во всех сферах подверглась активной критике. Сменившая ее администрация Мун Джэина в очередной раз пересмотрела задачи внешней политики, постаравшись внести что-то свое. Тем не менее, принципиально новых идей пришедшие к власти левые не высказали, ограничившись расставленными по-новому некоторыми акцентами. В своей внешнеполитической стратегии «левая» администрация Мун Джэина несколько отступила от ожидаемых «прогрессивных» инициатив. Мун Джэин не прибегал к антиамериканской риторике, задача по поддержанию альянса с Вашингтоном, осталась практически в той же формулировке, которую мы видели у консервативных администраций [23].

В отношении с Северной Кореей отличия более значительны. Акценты, которые расставлены в программе Мун Джэина, были заимствованы из «солнечной политики» начала 2000-х гг. и основываются на безусловности ведения межкорейского диалога. Важными аспектами стали высказанные РК намерения закрепить мир на Корейском полуострове институционально, содействовать экономическому взаимодействию и продвигать последовательно политику межкорейского сотрудничества в независимости от политической ситуации.