Файл: Реферат республика Корея источники быстрого развития студент группы 38. 03. 02.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 210
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Вместе с тем, как и консерваторы, демократы безъядерный статус КНДР позиционируют как цель, к которой необходимо стремиться, а также как основу безопасности в регионе и базу для потенциального объединения полуострова [24].
В обеспечении мира и безопасности правительство Мун Джэина приоритетными задачами (кроме альянса с США и межкорейского диалога) видит укрепление политического и экономического сотрудничества с Индией, АСЕАН и евразийскими странами, а также выполнение роли ответственной «средней державы», расширяющей свой вклад в решение глобальных проблем. Ответом Мун Джэина на «инициативу Новой Азии» Ли Мёнбака и «Евразийскую инициативу» Пак Кынхе становятся «Новая северная» и «Новая южная» политики.
Впервые о Новой северной политике Мун Джэин заявил в своей речи на Восточном экономическом форуме в 2017 г. [25], позднее для контроля за ее продвижением был сформирован «Комитет по реализации северного экономического сотрудничества при президенте РК». Новая южная политика была анонсирована Мун Джэином в сентябре 2017 г. на Южнокорейско-индонезийском бизнес-форуме [26].
Суть Новой северной политики заключается в расширении и укреплении связей с евразийским континентом, в то время как Южная направлена на сотрудничество со странами АСЕАН и Индией.
1.2 Основные направления внешней политики Республики Кореи на рубеже XX-XXI веков
Конец XX-го и начало XXI вв. внесли значительные коррективы в современную политическую картину мира. Прежде всего, это окончание Холодной Войны и развал биполярной системы, повлиявших на политику большинства государств, в том числе и Республики Кореи. Появление ядерной проблемы Северной Кореи в 1990-х гг., усиление торговых связей с динамично развивающимся Китаем с начала 2000-х, переход военного союза с США к глобальному стратегическому партнерству в 2010-х оказали большое влияние на внешнюю политику Южной Кореи.
На современном этапе Корея в соответствии с мировыми тенденциями глобализации, информатизации и демократизации определяет себя как «гражданскую страну, справедливую Корею». В соответствии с этим стратегия внешней политики Республики Кореи, которая называется «Мир и расцвет Корейского полуострова» заключается в достижении таких целей, как: а) мирное решение ядерной проблемы Корейского полуострова и формирование миропорядка; б) развитие и продвижение национальных интересов, включающих гражданскую и публичную дипломатии; в) развитие устойчивой дипломатии сотрудничества с четырьмя соседними государствами; г) формирование ответственного сообщества стран Северо-Восточной Азии; д) усиление сотрудничества в сфере развития и экономической дипломатии, занимающейся продвижением национальных интересов Кореи; е) увеличение поддержки зарубежных корейцев и обеспечения защиты гражданам Кореи за рубежом [27].
Внешняя политика Республики Корея претерпела значительные изменения на рубеже XX и XXI веков. Корея достигла уровня экономического могущества, позволяющего войти в рейтинг самых экономически развитых стран, но также Корея испытывала множество проблем в отношениях со своим соседом – Северной Кореей (КНДР).
Кроме того, усиливающееся год от года экономическое и политическое соперничество США и КНР оказало влияние на формирование внешнеполитического курса Кореи в последние годы. Также борьба политических партий Кореи и демократическое движение являются важными факторами для внешней политики страны.
Таким образом, можно выделить как внутренние, так экзогенные факторы внешней политики Республики Корея. С. Снайдер выделяет четыре основных направления в современной внешней политике Республики Корея [28, c. 7]:
1) Ориентированность на союз с США в целях сотрудничества с сильным союзником для достижения безопасности;
2) Глобализм с возможностью формирования новых союзов - использование международного влияния для достижения целей РК.
3) Глобализм в сочетании с автономией – стремление к кооперативной автономности.
4) Независимость благодаря нейтралитету.
Также он представляет систему координат внешней политики РК в виде следующей схемы:
- Глобализм
- Союз
- Автономия
- Регионализм
Вслед за Снайдером, мы бы хотели рассмотреть данные направления внешней политики Республики Корея более подробно.
А) Союз с США как гарантия безопасности РК.
Стремление Кореи сохранить союз с США в качестве основного элемента внешней политики Кореи проистекает из зависимости Кореи от военной мощи США. Американские вооруженные силы США в Корее (USFK) были созданы на базе закона, созданного на основе «Корейско-американского договора о взаимной обороне», который был подписан после Корейской Войны для поддержки «общих интересов» [29, c. 5].
В последующие десятилетия военные силы США выступали гарантом безопасности Корейского полуострова, и даже после окончания эпохи Холодной Войны они продолжают выступать в качестве основной военной мощи Кореи, сохраняя за собой право оперативного контроля в случае нападения противника.
Тем не менее, трагедия 11 сентября 2001 г. заставила политиков США пересмотреть свои взгляды на международную политику, что также повлияло на отношения США и РК.
Мы можем отметить, что основными проблемами безопасности в начале XXI века для США была террористическая угроза, распространение оружия массового поражения, а также развивающийся Китай. Поэтому США шли на превентивные меры и разворачивали свои силы повсеместно (Global Defense Posture), в основном на Ближнем Востоке, поэтому после трагедии 11 сентября произошло сокращение численности войск США в Корее.
Лим отмечает, что всего за все время присутствия военных сил США, численность войск сокращалась в шесть раз по разным причинам, и пятое сокращение произошло именно после событий сентября 2001 года. В то же время мы наблюдаем, как изменился союз США и РК за последнее время.
Несмотря на сокращение войск США в Корее, подписание в 2009 г. документа «Совместное видение американо-южнокорейского альянса» (Join Vision) между президентами Ли Мен Баком и Бараком Обамой говорит о переходе союза США и РК на новый стратегический уровень партнерства: «Договор о совместной обороне между РК и США остается краеугольным камнем в отношениях между США и РК, который гарантировал мир и стабильность на Корейском полуострове и в Северо-Восточной Азии на протяжении 50-ти лет. За это время, наш союз усилился и наше партнерство расширилось до включения политического, экономического, социального и культурного сотрудничества. Вместе, на прочной основе, мы будем строить всесторонний стратегический союз в масштабах двусторонних, региональных и глобальных связей, на основе общих ценностей и взаимного доверия. Вместе, мы будем работать плечом к плечу, чтобы устранить и решить проблемы, стоящие перед нашими народами во имя будущих поколений» [30].
Преемница Ли Мен Бака на посту президента РК – Пак Кын Хе продолжила его дело и в 2013 г. совместно с Б. Обамой была подписана «Совместная декларация в честь празднования 60-летней годовщины со дня создания союза США и РК» для укрепления отношений с Вашингтоном в условиях ядерной угрозы Северной Кореи. В ней оговаривалось, что Корея и США продолжат работать вместе над тем, чтобы заставить СК соблюдать свои международные обязательства и продвигать мир и процветание на Корейском полуострове, включая процесс построения доверия, инициированного президентом Пак [31]. «Как союзники и государства Тихоокеанского региона, мы рассчитываем на то, чтобы вместе менять будущее Азии для грядущих поколений» - говорилось в тексте данной декларации. Таким образом, следуя мысли Снайдера о стремлении Кореи обеспечить себе безопасность благодаря союзу США, мы можем отметить процесс трансформации военного союза РК и США в сторону развития стратегического партнерства.
В) Глобализм и возможность создания новых союзов: использование международного влияния для достижения целей РК. Как отмечает Снайдер, данное направление является выражением стремления к расширению международной роли и установления отношений, в то же время главным условием является поддержка союза с США как основы внешней политики Республики Корея. Данное стремление особенно заметно в период окончания Холодной Войны, когда перед Кореей открылось окно возможностей для расширения рамок своей дипломатии.
При Но Тэ У (1988-1993) Южная Корея стремилась к развитию отношений с СССР, Китаем и рядом коммунистических стран, при этом сохраняя близость с США. Президент Ким Дэ Чжун (1998-2003) стремился к достижению более глобальной политики улучшенных отношений с КНДР, но с сильной поддержкой США.
При президенте Ли Мен Баке (2008-2013) и Пак Кын Хе (2013-2017) Корея выступает как донор общественных благ, в тоже время работая вплотную с США для организации международной поддержки против КНДР.
Несмотря на расширение глобальной роли и стремления к более независимой внешней политике, Южная Корея всегда заботилась о поддержке США, сохраняя уверенность в том, что союз с США жизненно необходим Корее.
Стремление Кореи к созданию новых союзов выразилось в участии во множестве международных организаций, начиная с ОЭСР, заканчивая АСЕАН. Участие Кореи в межправительственных организациях (IGO) возросло от 36 в 1985 до 52 в 1998, членство Кореи в международных межправительственных организациях (INGOs) возросло от 686 до 1250 за тот же самый отрезок времени.
Согласно Киму стремление к глобализму внешней политики Кореи начало расцветать в 90-х гг.: через нормализацию русско-корейских отношений (1990), вступление в ООН (1991), нормализацию корейско-китайских отношений (1992), вступление в организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (1996) и вступление в совет безопасности ООН (1996-1997) [32].
Дж. Доджин говорит о том, что начиная с конца 1980-х гг. Корея активно расширяла круг своих международных обязательств [33, c. 9]. Число стран, с которыми Корея имеет официальные дипломатические отношения, выросло со 126 в 1985г., до 146 в 1990 и до 186 к концу 1998 года.
В ноябре 2015 Корея установила дипломатические отношения с 190 странами. После вступления в ООН, Корея начала активно заниматься проблемой защиты прав человека и продвижением демократии, с 1993 г. страна является членом комиссии ООН по защите прав человека, также с 2006 г. страна представлена в качестве члена совета по правам человека ООН.
В дальнейшем РК поддерживало такие инициативы, как Северо-восточно-азиатскую субрегиональную программу международного сотрудничества (NEASPEC) и инициативу Глобального зеленого роста. Как отмечает Асмолов, возникновение термина сэгехва глобализация в 1994 г. говорило о дальнейшей интеграции Кореи в мир. В рамках программы глобализации было реализовано множество инициатив. К особым достижениям РК на международном уровне можно отнести вступление в 2009 г. в Комитет содействия помощи (ODA) при ОЭСР. Данное событие примечательно тем, что впервые страна – получатель помощи в прошлом, стала донором для других стран. Также к подобным достижениям можно отнести проведение саммита G-20 в 2010 г. в Сеуле, проведение саммита ядерной безопасности в Сеуле в 2012 г., а также организацию IV форума высокого уровня по повышению эффективности внешней помощи в г. Пусан в 2011 году.
Необходимо отметить, что проведение саммита G-20 впервые проходило на территории азиатского государства, что также говорило о международном признании уровня развития Кореи. Е.С. Покребышева также говорит о гибкости корейского правительства в области международной политики, она отмечает сочетание идеологии либерализма с акцентом на доверии с доктриной реалистичной политики, в частности это выражается в идее «политики доверия» trustpolitik президента Пак Кын Хе. При этом президенте отмечалось экономическое сближение и сотрудничество Северной и Южной Кореи в рамках развития, что должно было стать способом достижения мира на Корейском полуострове. [34, с. 21-23].
Также следует уделить особое внимание феномену «корейской волны» кор. 한류 халлю - экспансии современной популярной культуры Кореи в странах Азии, а также всего мира. В
И. Ким говорит о том, что «корейская волна» помогла сформировать привлекательный бренд Кореи и изменить глобальное восприятие национального образа Республики Корея [35, с. 423]. Выступая в качестве инструмента «мягкой силы», «корейская волна» помогла развить не только торгово-экономические связи со странами Азии, но также способствовала росту спроса на туризм внутри Южной Кореи.
Таким образом, мы отмечаем высокое стремление Кореи к глобализации в связке с близким партнерством с США. Кроме этого, отмечается стремление Кореи выйти за пределы региона Северо-Восточной Азии.
В) Глобализм и автономия: поиск для кооперативной автономности.
Данный подход сочетает в себе стремление к независимости от союза с США со стремлением к многосторонности внешней политики, включая проблемы за пределами Корейского полуострова. Стремление РК к партнерству в сфере безопасности в Северо-Восточной Азии начинается с конца Холодной Войны и основывается на обретении значительных возможностей, наряду с участием в глобальных делах.
Попытки к многосторонности и участию в ведущих организациях и мероприятиях, начиная от саммита по ядерной безопасности до глобального здравоохранения, является отражением своего рода взросления внешней политики Кореи.
Подобное стремление к автономии наблюдается в ранние годы правления Но Му Хена (2003-2008), оно воплотилось в модели влиятельного «хранителя баланса» в общей системе безопасности в СВА и желании стать более влиятельной глобальной нацией. Администрации Но Му Хена и в меньшей степени Ким Ен Сама стремились к данному подходу, но идея не нашла своей полной практики в связи с относительной слабостью перед соседями по региону. Ким Сун Ми прослеживает данную тенденцию отделения от союза с США в политике Но Му Хена в сравнении с политиками Ли Мен Бака и Пак Кын Хе [36, c. 3].