Файл: Учебное пособие содержит учебнометодические и практические материалы по основным 12 темам курса. Подробно рассматривается решение типовых задач..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 596

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При положительных результатах изготовителю выдается аттестат, который он представляет в орган по сертификации продукции с заявкой на сертификацию своих изделий. Требования к сертификации продукции базируются на положениях международного стандарта ИСО-9002, который введен с мая 1992 г. в соответствии с законом Российской Федерации «О защите прав потребителя». При разработке новых Правил использован опыт сертификации, сложившийся в странах Европейского сообщества (подобную форму сертификации там принято называть модулем А), т.е. наряду со схемами сертификации, принятыми в документах ИСО/МЭК, использовалась и одна из форм этой деятельности, применяемая в рамках ЕЭС.

10.3. Инновационная и инвестиционная политика
Под инновациями понимают нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта в самых разных областях и сферах деятельности.

Инновационная активность – целенаправленная деятельность по созданию, освоению в производстве и продвижению на рынок продуктовых, технологических и организационно-управленческих новшеств.

На уровне отрасли и предприятия инновационная активность в решающей степени зависит от правильности выбора инновационной стратегии и качества управления инновационной деятельностью, гибкости производственных систем, маневренности в использовании ресурсов, делегирования ряда функций высших эшелонов администрации низшим, развития инициативы и внутреннего предпринимательства, формирования инновационной культуры. Для предпринимателя важнейшим стимулом к инновациям является получение предпринимательской ренты, а необходимым условием – наличие сильного механизма правовой защиты.
Успех инновационного менеджмента предполагает соблюдение определенных принципов. Нововведение должно быть ориентировано на более полное удовлетворение потребностей клиентов предприятия в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры. Каждый производимый продукт следует рассматривать как объект постоянных изменений. Потому на начальной стадии предпочтительно вкладывать средства в крупные проекты, для выполнения которых следует создавать совершенно независимые подразделения. Конкурентов необходимо изучать не только как соперников, но и в качестве возможных источников идей.

Личная творческая инициатива – стартовый импульс инновационного процесса. Без поддержки новатора инновационная активность невозможна. Однако инициативе противостоят многочисленные личностные и организационные барьеры, так что зачастую она получает признание за время, превышающее длительность реализации. Эффективная форма преодоления этих барьеров найдена в виде «внутреннего предпринимательства», получившего в рамках крупных предприятий наименование «интерпренерство». Другими формами реализации инновационной активности, получившими широкое распространение в развитых странах, являются «внешние венчуры» корпораций и самостоятельные венчуры, учреждаемые, как правило, самими новаторами. Развитие рискового инновационного предпринимательства предполагает наличие венчурного капитала и действенного механизма правовой защиты интеллектуальной собственности.

Как нововведения различают следующие инновации:

  • технические (технологические) – новые изделия, технологии,методы и т.д., коренным образом изменяющие или значительно улучшающие существующий технологический уклад и эффективность экономики;

  • экономические – новые механизмы функционирования экономики, обеспечивающие прогрессивные изменения существующего хозяйственного уклада, способствующие развитию экономики на всех уровнях – от общества в целом до отдельного предприятия;

  • социальные – целенаправленные изменения в социальнойструктуре и взаимоотношениях, проводимые государством (на уровне общества в целом) или организацией, необходимые для повышения социального статуса личности и оптимального соотношения личных и общественных интересов;

  • управленческие – новые методы, подходы к организацииуправления, модификации сложившейся системы управления, направленные прежде всего на адаптацию к меняющимся условиям.

Нововведения всех указанных типов тесно взаимосвязаны, и для внедрения, к примеру, технологического нововведения практически всегда необходимы соответствующие изменения в экономической, социальной и управленческой сферах.


Экономическая эффективность текущих инновационных мероприятий. Под текущими инновационными мероприятиями в производственной организации понимается локальное совершенствование и развитие всех факторов производства: предметов труда, орудий труда, собственно труда и их взаимодействия для устойчивого выполнения ее целевой функции, и повышения эффективности производства.
Результатом каждого мероприятия должна быть экономия всех видов ресурсов, что сопровождается снижением затрат.
Экономический эффект мероприятия определяется разностью фактических затрат на выполнение технологических, общепроизводственных, общехозяйственных, коммерческих функций, вызванных этим мероприятием:

Эм = З2факт – З1факт,

(10.1)

где З1факт – фактическая величина затрат до внедрения инновации; З2факт – то же, после внедрения инновации.
Эффект текущих мероприятий не сопоставляется с затратами на его получение, поскольку достигается в результате выполнения закрепленных работником функций, оплачиваемых по должностному окладу.
Возможны случаи, когда для текущего развития коммерческой организации требуются единовременные затраты. Как правило, это связано с увеличением стоимости нематериальных активов, основных фондов. Приобретение дополнительного оборудования приводит к увеличению основных средств, а, следовательно, к увеличению суммы амортизации износа основных фондов, что сопряжено с расходами на его содержание и эксплуатацию. Кроме того, инвестированный капитал должен обеспечить требуемую норму дохода его владельцам. В общем случае приведенные затраты, связанные с приобретением нового оборудования, которые должны быть компенсированы инновационным мероприятием, составляют:


Зприв = А + Е (Кп.о + Зс.э),

(10.2)

где А – амортизация; Зс.э – затраты на содержание и эксплуатацию оборудования;
Е – требуемая норма доходности на капитал; Кп.о – стоимость приобретенного оборудования.
В таких случаях необходимо сопоставление экономии прямых затрат и увеличения сопряженных затрат
, и прежде всего амортизации основного капитала. Желательно это сопоставление произвести на весь период использования оборудования.
Текущие инновационные мероприятия можно считать локальными только условно. Изменяется система производственной организации. Экономически эффект этого изменения можно определить только по изменению экономических показателей системы в целом. Для этого необходимо выполнить следующие расчеты с учетом предполагаемого внедрения инновационного мероприятия:

  • определить выручку-нетто от продажи продукции за анализируемый период;

  • определить затраты, связанные с производством и продажей продукции;

  • определить финансовый результат от продажи продукции;

  • рассчитать аналитические коэффициенты, характеризующие рентабельность продаж и капитала за анализируемый период;

  • сопоставить значения рассчитанных коэффициентов с соответствующими величинами за базовый период и сделать вывод об эффективности мероприятия текущего развития ком-

  • мерческой организации.


При расчетах необходимо исключить влияние структуры продукции, изменения цен на нее, влияние инфляции, т.е. привести все оценки и показатели к сопоставимому виду.
За счет использования внедренных капитальных вложений эффективность производства может проявиться в результатах:

– уменьшение численности работников (условие высвобождения работающих) от внедрения новой техники определяют по формуле:

Δξt = (t1 – t2)  В2,

(10.3)

где t1 и t2 – трудоемкость единицы продукции до и после внедрения новой техники;
– снижение материальных затрат (Мt) в результате внедрения

новой техники рассчитывают по формуле:




ΔМt = (М1 – М2)  В2,

(10.4)

где М1 и М2 – материальные затраты на единицу продукции до и после внедрения новой техники.
Планируемый (фактический) прирост прибыли или чистого дохода от производства новой продукции вычисляется по формуле:

∆П (Чд) = (Цн – Снн – (Цб – Сбб,

(10.5)

где П (Чд) – прирост прибыли или чистого дохода (планируемый, фактический), руб.;

Цн, Сн – оптовая цена и себестоимость единицы продукции по новому варианту, руб.;
Цб, С б – оптовая цена и себестоимость единицы продукции по базовому варианту, руб.;
Ан, Аб – объем новой продукции в планируемом году и объем заменяемой продукции в году, предшествующем внедрению нового варианта, в натуральных единицах.
Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» определено понятие инвестиции: «Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта».

Инвестиционная деятельность предполагает инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляется в форме капитальных вложений. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные,

а также государства и международные организации.

Капитальные вложения – это финансовые средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основ-ных фондов в производственной и непроизводственной сферах. Капитальное строительство на предприятии подразумевает деятельность, направленную на строительство новых объектов производ-ственного и непроизводственного назначения. Основные показатели по капитальным вложениям и капитальному строительству: общий объем капитальных вложений, тыс. руб.; в том числе – на мероприя-тия по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов