Файл: Министерство образования и науки российской федерации университет итмо.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
требованиям логичного, последовательного изложения материала, обоснованности сделанных выводов и предложений;
- положения, выводы и рекомендации ВКР должны опираться на новейшие научно-технические достижения в выбранной области профессиональной деятельности.
По решению кафедры выпускная работа может быть представлена в виде обобщения курсовых работ, выполняемых студентом по общепрофессиональным и специальным дисциплинам направления подготовки.
Приступая к выполнению диссертации, обучающийся должен наглядно представлять все общие организационные этапы ее подготовки и защиты.
Подготовительный этап:
- выбор темы;
- утверждение темы;
- утверждение руководителя и консультанта (при наличии);
Основной этап:
- составление календарного плана (указать конкретные даты по видам работы);
- изучение и обобщение состояния проблемы в теории, в современной отечественной и зарубежной практике;
- формирование содержания;
Завершающий этап:
- проверка на антиплагиат [8];
- предварительная защита;
- доработка по замечаниям;
- размещение на портале университета;
- отзыв руководителя;
- получение рецензии;
- публичная защита
- получение документа об образовании.
Образцы таких документов как заявление на утверждение темы ВКР, задание на ВКР, титульный лист, аннотация ВКР, отзывы руководителя и рецензента можно скачать по ссылке на портал Университета ИТМО [10].
2.2 Выбор темы и назначение руководителя диссертации
Темы магистерских диссертаций определяются в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки магистранта и утверждаются ректором университета на основании решения совета факультета.
12
В образовательных программах определены следующие виды профессиональной деятельности:
- для профиля «Информационные системы управления в гуманитарной сфере»: a) проектная; b) организационно-управленческая; c) научно-исследовательская; d) инновационная.
Выпускник программы магистратуры по профилю
«Информационные системы управления в гуманитарной сфере» готов решать следующие профессиональные задачи:
проектная деятельность:
- разработка стратегии проектирования, определение целей проектирования, критериев эффективности, ограничений применимости;
- концептуальное проектирование информационных систем и технологий;
- подготовка заданий на проектирование компонентов информационных систем и технологий на основе методологии системной инженерии;
- выбор и внедрение в практику средств автоматизированного проектирования;
- унификация и типизация проектных решений;
организационно-управленческая деятельность:
- организация взаимодействия коллективов разработчика и заказчика, принятие управленческих решений в условиях различных мнений;
- нахождение компромисса между различными требованиями
(стоимости, качества, сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании, нахождение оптимальных решений;
научно-исследовательская деятельность:
- сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;
- выполнение педагогической работы в образовательных учреждениях различного уровня по дисциплинам направления;
- разработка лабораторных и исследовательских комплексов;
- методическая поддержка учебного процесса;
- разработка и исследование теоретических и экспериментальных моделей объектов профессиональной деятельности в областях: наука, образование, медицина, административное управление, бизнес, предпринимательство, коммерция, менеджмент, банковские системы, управление технологическими процессами, связь, телекоммуникации, управление инфокоммуникациями, медицинские и биотехнологии,
13
геоинформационные системы, экология, сфера сервиса, системы массовой информации, дизайн, медиаиндустрия, а также предприятия различного профиля и все виды деятельности в условиях экономики информационного общества;
- разработка и исследование методик анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования этих объектов;
- моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований;
- постановка и проведение экспериментов по заданной методике, и анализ результатов;
- анализ результатов проведения экспериментов, подготовка и составление обзоров, отчетов и научных публикаций;
- прогнозирование развития информационных систем и технологий;
инновационная деятельность:
- формирование новых конкурентоспособных идей;
- разработка методов решения нестандартных задач и новых методов решения традиционных задач;
- воспроизводство знаний для практической реализации новшеств.
Для профиля «Мобильные сетевые технологии» определены следующие виды профессиональной деятельности: e) проектная; f) научно-исследовательская.
Выпускник программы магистратуры по профилю «Мобильные сетевые технологии» готов решать следующие профессиональные задачи:
проектная деятельность:
- разработка стратегии проектирования, определение целей проектирования, критериев эффективности, ограничений применимости;
- концептуальное проектирование информационных систем и технологий;
- подготовка заданий на проектирование компонентов информационных систем и технологий на основе методологии системной инженерии;
- выбор и внедрение в практику средств автоматизированного проектирования;
- унификация и типизация проектных решений;
научно-исследовательская деятельность:
- сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;выполнение педагогической работы в образовательных учреждениях различного уровня по дисциплинам направления;
- разработка лабораторных и исследовательских комплексов;
14
- методическая поддержка учебного процесса;
- разработка и исследование теоретических и экспериментальных моделей объектов профессиональной деятельности в областях: приборостроение, наука, техника, образование, медицина, административное управление, бизнес, предпринимательство, управление технологическими процессами, связь, телекоммуникации, управление инфокоммуникациями, медицинские и биотехнологии, геодезия и картография, геоинформационные системы, экология, сфера сервиса, системы массовой информации, дизайн, медиаиндустрия, а также предприятия различного профиля и все виды деятельности в условиях экономики информационного общества;
- разработка и исследование методик анализа, синтеза, оптимизации и прогнозирования качества процессов функционирования этих объектов;
- моделирование процессов и объектов на базе стандартных пакетов автоматизированного проектирования и исследований;
- постановка и проведение экспериментов по заданной методике и анализ результатов;
- анализ результатов проведения экспериментов, подготовка и составление обзоров, отчетов и научных публикаций;
- прогнозирование развития информационных систем и технологий.
Виды профессиональной деятельности определяют набор компетенций, которыми должен овладеть выпускник магистратуры.
Оба профиля подготовки имеют один и тот же набор общекультурных и общепрофессиональных компетенций, который представлен в
Приложении А. Два других вида компетенций – профессиональные и профессионально-специализированные – представлены в Приложении Б.
Их магистрант должен продемонстрировать в процессе подготовки и защиты диссертации.
Выбор темы диссертации определяется следующим образом.
Выпускающая кафедра ежегодно не позднее, чем за семь месяцев до даты начала государственной итоговой аттестации, разрабатывает перечень тем выпускных квалификационных работ и доводит их до сведения обучающихся путем размещения на информационных ресурсах факультета.
Обучающиеся в течение одного месяца выбирают тему диссертации из перечня предложенных. Выбор темы должен быть связан с тематикой практик, где целесообразно начинать собирать материал для будущей работы.
Основным критерием при выборе темы служит актуальность работы и научно-практический интерес обучающегося.
15
По письменному заявлению обучающегося ему может быть предоставлена возможность подготовки и защиты диссертации по теме, предложенной самим обучающимся. В этом случае он должен обосновать целесообразность ее разработки с учетом практической значимости для соответствующей области профессиональной деятельности.
Инициативная тема диссертации обсуждается на заседании кафедры.
Основаниями для обсуждения темы являются: личное заявление обучающегося на имя заведующего кафедрой, в котором обучающийся обязан обосновать выбор темы; аннотация предлагаемой темы с указанием решаемых задач и ожидаемых результатов (Приложение В). Кафедра, рассматривая инициативную тему обучающегося, имеет право аргументированно ее отклонить, либо, в случае согласия обучающегося, переформулировать тему.
В случае, если обучающийся не согласен с формулировкой темы, которая была предложена кафедрой, за ним остается право предложить другую тему диссертации. При этом обучающийся обязан вновь написать заявление на имя заведующего выпускающей кафедры.
В том случае, если обучающийся не согласовал с кафедрой инициативную тему в установленный срок, он обязан выбрать одну из предложенных кафедрой тем. При формулировке инициативной темы следует руководствоваться следующей схемой.
Схема построения темы:
Разработка – чего? – методики – для чего? – определения плагиата – (особенности) – в исходном коде работ студентов.
В наименовании темы не следует использовать запятые и другие знаки препинания, желательно не использовать более десяти-двенадцати слов. Нельзя использовать аббревиатуры за исключением специфических аббревиатур английского языка.
Однако, тема должна четко раскрывать именно то, что Вы представите на защите ВКР. Тема не должна быть шире того, что Вы собираетесь защищать. Не следует писать «разработка системы», если Вами будет представлен (вынесен на защиту) только элемент системы.
Для тем магистерских диссертаций характерными отглагольными существительными являются
«исследование и разработка…, проектирование системы…, информатизация…, моделирование…, модели и алгоритмы…, алгоритмы обработки информации…, алгоритмы и технологии обработки информации…, алгоритмы и программные
16
средства…, информационная система поддержки принятия решений…, интеллектуальный анализ данных и алгоритмы…, интеллектуализация процесса…, интеллектуализация управления…, автоматизация поддержки управленческих решений…, автоматизация технологических процессов…, интеллектуализация автоматизированной системы…, интеллектуальная поддержка принятия решений…, метод и модели автоматизированного управления…».
Этим «продуктом» может быть система, программа, нейронная сеть, иногда приложение и т.п. И далее в теме указывается, для чего создается этот продукт.
Для наглядности правила сведены в таблицу и даны примеры формулировок тем.
Таблица 1 – Правила формулирования темы диссертации
Действие
Результат
Конкретизация
Сведения
П оясн ени я
Первым словом должно указываться действие, характеризующее то, что вы собираетесь делать
Далее то, что вы собираетесь представить в виде результата.
Исследование,
оценка
чего?
Системы, методов, алгоритмов и т.д.
На третьем месте конкретизируется желаемый результат.
Для
чего?
Для
кого? Как правило, указание предметной области
Дополнительные сведения, особенности, уточнения, конкретизация
П р им ер ы
Исследование особенностей проектирования виртуального учебного комплекса по техническим дисциплинам
Исследование методов анализа данных для автоматизации процесса постановки предварительного диагноза в медицинской информационной системе
Исследование профилей пользователей системы мониторинга автотранспорта
Сравнительная оценка алгоритмов тематической сегментации для последовательных текстов
Утверждение тем диссертаций по представлению кафедр оформляется деканатом в виде проекта приказа. Приказ утверждается ректором не позднее, чем за три месяца до даты начала государственной итоговой аттестации.
17
Если обучающийся не написал заявление о выборе темы, то кафедра в праве назначить ему тему из предложенных на выбор.
Согласно [2, п. 1.1], изменение или уточнение темы в процессе выполнения диссертации может быть связано только с ее корректировкой, не должно носить принципиального характера, и может быть сделано на основании личного заявления обучающегося, согласованного с руководителем, на имя заведующего кафедрой, не позднее месяца до даты начала государственной итоговой аттестации (Приложение Г).
Изменение или уточнение темы в процессе выполнения ВКР может быть связано только с ее корректировкой, не должно носить принципиального характера, и может быть сделано на основании личного заявления обучающегося на имя заведующего кафедрой, согласованного с руководителем, не
позднее месяца до даты начала государственной итоговой аттестации.
В качестве примеров тем магистерских диссертаций, защищенных на кафедре ИТГС, можно привести следующие:
научно-исследовательский тип:
Математические модели и алгоритмы поддержки принятия решений в задачах управления человеческими ресурсами.
проектно-аналитический тип:
Особенности проектирования виртуального лабораторного практикума по компьютерным сетям как компонента информационно-образовательной среды.
инновационный тип:
Разработка методики определения плагиата в исходном коде работ студентов.
учебно-методический тип:
Моделирование информационной системы поддержки принятия решения по выбору музыкального инструмента при поступлении в музыкальную школу.
теоретический тип:
Разработка методики управления требованиями в проектах, реализуемых по стандарту ITIL
Для руководства магистерской диссертацией магистранту назначается руководитель.
Руководитель должен иметь ученую степень (или ученое звание), в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления
18
эквивалентности, либо являться специалистом в соответствующей области профессиональной деятельности из числа работников Университета ИТМО.
По предложению руководителя, кафедре, в случае необходимости, предоставляется право приглашать консультантов по отдельным разделам выпускной работы из числа сотрудников других кафедр вуза.
Руководителями выпускной работы в исключительных случаях могут быть также специалисты из других организаций, учреждений и предприятий, имеющих степень кандидата или доктора наук.
Согласно п.п. 1.6 и 1.7. Положения о ВКР в университете: за актуальность, соответствие тематики выпускной работы профилю направления подготовки (специальности), руководство и организацию ее выполнения ответственность несет выпускающая кафедра и непосредственно руководитель работы.
Согласно [4, п. 10.9], руководитель магистранта:
- осуществляет непосредственное руководство образовательной и научной деятельностью магистранта;
- формирует индивидуальный план работы магистранта совместно с магистрантом;
- контролирует выполнение индивидуального плана работы магистранта по всем разделам содержания образовательного и научного разделов;
- осуществляет руководство подготовкой магистрантом магистерской диссертации;
- составляет письменный отзыв на магистерскую диссертацию.
Согласно [2, п. 1.2] руководитель обязан осуществлять руководство
ВКР, в том числе:
- оказывать консультационную помощь обучающемуся в подборе литературы и фактического материала;
- содействовать в выборе методики исследования;
- осуществлять систематический контроль хода выполнения ВКР в соответствии с планом и графиком ее выполнения;
- информировать заведующего кафедрой, если обучающийся не соблюдает график выполнения ВКР;
- давать квалифицированные рекомендации, касающиеся содержания
ВКР;
- составить отзыв руководителя, в котором дать оценку качеству выполнения ВКР, согласно предъявляемым к ней требованиям.
Руководитель составляет и выдает обучающемуся задание с указанием сроков начала и окончания работы в соответствии с графиком учебного процесса. В нем указываются: тема, краткая характеристика основного содержания работы, как правило, в виде перечня глав и