Файл: Министерство образования и науки российской федерации университет итмо.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19
параграфов работы. Задание составляется, подписывается руководителем и обучающимся, утверждается заведующим кафедрой.
2.3
Содержание диссертации
В соответствии с [3, раздел 2] магистерская диссертация
представляет собой ВКР исследовательской направленности, выполняемую обучающимся самостоятельно под руководством руководителя на завершающей стадии обучения по основной профессиональной образовательной программе подготовки магистра.
Магистерская диссертация относится к разряду научно-исследовательских, проектных, производственно-технологических и организационно-управленческих работ, ее научно-технический и организационно-управленческий уровень должен отвечать соответствующему виду (или видам) профессиональной деятельности, к которому готовится обучающийся.
Магистерская диссертация должна содержать:
- совокупность результатов и научных положений, выдвигаемых автором для защиты;
- иметь внутреннее единство;
- свидетельствовать о способности автора самостоятельно вести научный поиск, используя теоретические знания и практические навыки, видеть профессиональные проблемы, уметь формулировать задачи исследования и находить методы их решения.
Содержание работы могут составлять результаты теоретических исследований, а также решение задач прикладного и организационно-управленческого характера.
Магистерская диссертация выполняется обучающимся по материалам, собранным им
лично за период обучения, научно-исследовательской, проектной, производственно-технологической и организационно-управленческой работы и в период практики.
Магистерская диссертация должна отличаться от бакалаврской работы глубокой теоретической проработкой проблемы, от дипломной работы специалиста – исследовательской направленностью.
Теоретические положения, самостоятельные выводы и рекомендации
– обязательное условие магистерской диссертации.
Каждая глава должна заканчиваться основными выводами по главе, каждая предыдущая глава должна являться базой для следующей главы.
20
Содержание магистерской диссертации должно учитывать требования ГОСТ, ОС Университета ИТМО к профессиональной подготовленности студента, и включать в себя:
- обоснование выбора предмета и постановку задачи исследования, выполненные на основе обзора научно-технической литературы, в том числе с учетом периодических научных изданий;
- теоретическую и экспериментальную части, включающие методы и средства исследований;
- математические модели;
- расчеты;
- проектно-конструкторскую и (или) технологическую части;
- анализ полученных результатов;
- выводы и рекомендации;
- список использованной литературы.
Согласно [3, п. 4] диссертация имеет следующую структуру: a) титульный лист; b) аннотацию; c) оглавление; d) текст диссертации:
1) введение,
2) основная часть,
3) заключение; e) список сокращений и условных обозначений
2
; f) словарь терминов; g) список литературы; h) список иллюстративного материала; i) приложения.
За все сведения, изложенные в диссертации, принятые решения и за правильность всех данных ответственность несет непосредственно магистрант
– автор магистерской диссертации.
Рассмотрим подробнее содержание некоторых разделов выпускной квалификационной работы.
В структурный элемент «Оглавление» следует вносить введение, наименование всех глав, параграфов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых
2
Список сокращений и условных обозначений, список терминов, список иллюстративного материала и приложения не являются обязательными элементами структуры диссертации.
21
начинаются эти элементы.
Согласно п. 5.3.1 «Требований к выпускным квалификационным работам» [3], введение к ВКР (без указания конкретной формы ВКР), как правило, включает в себя следующие структурные элементы:
- актуальность темы исследования;
- степень ее разработанности;
- цели и задачи;
- научную новизну;
- теоретическую и практическую значимость работы;
- методы исследования;
- положения, выносимые на защиту;
- степень достоверности и апробацию результатов.
Дадим пояснения к структурным элементам введения.
К основным доводам, определяющим
1 2 3 4 5 6
актуальность темы, можно отнести следующие [9]:
- важность, существенное значение, требование скорейшего решения поставленных задач (нерешенных проблем, малоизученных вопросов) для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности;
- новые перспективы развития рассматриваемой отрасли науки;
- потребность в разработке рекомендаций по применению известных теоретических подходов для нужд практики;
- потребность в разработке рекомендаций по реализации
IT-инноваций в практической деятельности предприятий и организаций;
- потребность в разработке рекомендаций по применению лучших мировых IT-практик в российских условиях;
- необходимость учета влияния изменений социально-экономических условий на поставленные задачи;
- потребность в обобщении российского и мирового опыта решения поставленных задач.
При обосновании актуальности рекомендуется придерживаться следующей последовательности действий.
На первом этапе следует проанализировать общее состояние дел в предметной области работы. Привести:
- факты или статистические данные;
- результаты известных научных или практических достижений;
- нормативные документы (если такие имеются);
- или другие доводы, которые подтверждают важность и необходимость проведения работы по выбранной теме.
Пояснить, что определяет своевременность работы, то есть почему предлагаемая тема должна быть разработана именно сейчас.
На втором этапе необходимо установить и описать существующее противоречие – выявить несогласованность, несоответствие между
22
какими-либо противоположностями внутри единого объекта, несоответствие между желательным и действительным, несоответствие между известным и неизвестным.
На третьем этапе, на основании установленного противоречия, необходимо сформулировать нерешенную или не в полной мере решенную проблему в теории и/или практике.
На четвертом этапе нужно сделать выводы об актуальности темы работы.
Актуальность темы предполагает ее увязку со степенью изученности и научной разработанности.
Степень изученности и научной разработанности темы представляет собой краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области.
В нем приводятся все значимые публикации, имеющие отношение к теме работы, отмечается, какие вопросы раскрыты на текущий момент по проблеме работы, и что осталось нераскрытым, определяется общее направление собственной разработки автора работы.
Основу обзора должны составлять статьи из научных журналов и монографии, в том числе на иностранном языке.
При изучении литературных источников должно быть выявлено
следующее:
- Основная идея автора, его позиция по исследуемой проблеме.
- Что особенно удалось автору в ее изучении?
- Чем отличается его позиция от традиционной, что нового внес автор в изучение этой проблемы?
- В чем автор полемизирует с другими исследователями?
- Какие идеи автора особенно удачно аргументированы, а какие не имеют должной аргументации?
- Какие идеи, выводы, рекомендации вызывают возражения и почему?
- Какие основные вопросы, проблемы не нашли отражения в его работе?
- Какие в связи с этим встают задачи дальнейшего изучения данной проблемы?
Описание степени изученности и научной проработанности заканчивается результирующим выводом о том, что именно данная тема еще не раскрыта или раскрыта частично и не получила должного освещения в специальной литературе, поэтому нуждается в дальнейшей разработке.
Таким образом определяется место собственного исследования в конкретной области знаний.
23
Основные информационные блоки и последовательность их изложения при обосновании актуальности темы и описании степени ее изученности и научной разработанности:
- анализ общей ситуации в предметной области;
- суть выявленного противоречия;
- постановка на содержательном уровне проблемы, решаемой в работе;
- выводы об актуальности;
- краткий обзор и обобщенный анализ известных научных достижений в выбранной области;
- выводы о месте собственной работы в выбранной области знаний.
Достаточно
сложной
проблемой
диссертации
является
формулировка ее цели и задач. По общепринятому определению под целью понимается «заранее, мысленно планируемый результат предстоящей деятельности».
Цель работы – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения?
Структура цели ВКР
Целевое действие: разработать (что?), спроектировать, обосновать, выявить, определить, экспериментально проверить, обеспечить, раскрыть, изучить и т.д.
Целевой предмет: алгоритмы, системы, требования, критерии, метод, методы, методику, приемы, средства, условия и т.д.
Целевая потребность: (для чего?) улучшения, уменьшения, увеличения, стабилизации, повышения, снижения, обеспечения, оптимизации, усовершенствования и т.д.
Целевой объект: автоматизации, процесса информатизации, управления, обучения, принятия решений, методов обучения и т.д.
На рисунке 1 представлен схематично пример формирования цели.
Рисунок 1 – Схема формирования цели
Целевое действие
Целевой предмет
Целевая потребность
Целевой объект
Исследовать особенности формирования моделей студентов для системы смешанного обучения
24
Задачи – это пути и средства достижения цели. Количество задач в работе должно быть таким, чтобы их решение однозначно приводило к достижению цели. Задачи формулируются последовательно в логике достижения цели и их количество обычно равно 3–5.
Поставленные задачи определяют структуру работы, описание их решения составляет содержание разделов и глав работы. Из формулировки задач вытекают названия глав (разделов) и параграфов (подразделов) работы.
Задачи часто формулируются с помощью глаголов: выявить, исследовать, обосновать, определить, проанализировать, разработать, установить, или соответствующих существительных.
Для поставленных в работе цели и задач необходимо установить условия, определяющие рамки исследования: перечислить и описать ограничения и допущения.
Ограничения могут касаться:
- времени рассмотрения объекта исследования;
- места его нахождения в границах системы более высокого порядка, чем он сам;
- аспекта, в котором этот объект существенен.
Допущения могут касаться прошлого, текущего и будущего состояния объекта, его структуры, состояния элементов и связей, механизма функционирования.
Методы
исследования.
При разработке, проектировании необходимо проведение какого-либо элементарного исследования, например, для описания предметной области необходим анализ литературы, для доказательства целесообразности создания нового результата требуется анализ аналогов. В некоторых случаях необходимо провести опрос потребителей, анкетирование пользователей и т.п.
Практическая
значимость определяется еще на этапе формулирования цели работы. В этом абзаце следует привести, по возможности, факты, цифры, качественные или/и количественные показатели.
Степень достоверности и апробацию результатов можно представить результатами тестирования, актом внедрения в организации, справкой об использовании результатов работы, публикацией материалов, выступлением на конференции.
Основная часть диссертации разбивается на главы и параграфы.
Количество глав и параграфов в них определяется исходя из задач работы и собранного материала. При определении содержания работы необходимо опираться на перечень подлежащих разработке вопросов, указанный в п. 5
«Задания на ВКР», и список исходных материалов и пособий, перечисленных в п. 7 этого же документа.
25
Вне зависимости от наименования глав, в основном содержании работы должны быть представлены:
- характеристика предметной области;
- анализ литературы по теме ВКР;
- анализ аналогов;
- проектная документация, состав которой определяется особенностями ВКР;
- описание реализации программного продукта или информационной системы, если это предусмотрено темой ВКР;
- результаты тестирования и апробации реализованного программного продукта или информационной системы.
Первая глава, как правило, теоретическая. В ней рассматриваются
(анализируются) вопросы, связанные с описание имеющихся решений по рассматриваемой тематике (описывается предметная область, дается анализ аналогов, анонсируются научные работы, где приводятся результаты, достигнутые другими авторами на настоящий момент и т.п.), показывается возникшая проблема, которую нужно решить в процессе магистерского исследования.
Вторая глава – «технологическая», ее содержание составляют предложения решения проблемы автором магистерской работы.
Рассматриваются математические и алгоритмические модели, вопросы проектирования, моделирования, предлагаются методы, все то, что позволяет достичь цели исследования и решения поставленной проблемы.
Третья глава – «апробационно-внедренческая» (результативно- исследовательская) может быть посвящена доказательству теоретических выводов на практике, экспериментальной проверке, тестированию решения, описанию использования предложенного решения на практике и т.п.
В конце каждой главы необходимо представить выводы по содержанию выполненной работы. Выводы предыдущей главы должны быть как бы задачами, которые решаются в последующей главе. Выводы связывают отдельные главы в единое целое.
Следует отметить, что количество глав определяется тематикой исследования, количеством и последовательностью задач, которые и определяют структуру диссертации. Не надо стремиться, чтобы глав было именно три.
Обязательным элементом диссертации является «Заключение».
Структура «Заключения», как правило, состоит из трех частей: вводной, основной и итоговой.
Во вводной части необходимо кратко отразить теоретические основания решения поставленной в ВКР проблемы, не забыв сформулировать саму решаемую проблему, ее особенности и наложенные вами ограничения, специфические особенности предмета исследования.