ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока по литературе в 5 классе
Тема: Cказка К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: рассмотреть и проанализировать сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».
Планируемые предметные результаты:
Личностные:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
– изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений.
Метапредметные:
– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
– выражать свою точку зрения в устных текстах;
– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
– уметь обобщать мнения нескольких людей.
Предметные:
– владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения;
– выразительно читать, передавая личное отношение к произведению;
– участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного.
Приёмы: чтение текста, аналитическая беседа, работа в парах.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | – Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску, на ней записаны высказывания К.Г. Паустовского. «Доброта – бесценное человеческое качество, без нее нельзя жить и невозможна сама жизнь». Как вы думаете, какой смысл вкладывает писатель в эти слова? – Кроме того, К.Г. Паустовский говорил: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры невозможно». Благодаря этой вере все повести, рассказы и сказки К. Г. Паустовского направляют и поворачивают душу читателя в сторону добра. | – Смысл этих слов заключается в том, что без доброты жить невозможно, необходимо людям и животным дарить добро, без добра жизнь бессмысленна. |
Целеполагание | – Посмотрите на тему урока, записанную на доске, и скажите, чем мы сегодня будем заниматься с вами на уроке? | – Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством К.Г. Паустовского, проанализируем сказку «Тёплый хлеб». |
Актуализация знаний | – Верно! Дома вы уже прочитали произведение «Тёплый хлеб», приступим к его рассмотрению чуть позже, а сначала давайте познакомимся с биографией К.Г. Паустовского. Какие факты о жизни и творчестве этого писателя вы знаете? | Ученики представляют информацию о писателе, которой они познакомились дома. |
Аналитическая беседа | – Сказка «Тёплый хлеб» написана К.Г. Паустовским в 1945 году. Каким представляется образ жизни людей в этом произведении? С какими трудностями они сталкивались? Почему? – Безусловно, жители деревни Бережки столкнулись с большими трудностями, им было трудно прокормить даже самих себя. А как люди относились к коню, которого вылечил и приютил мельник Панкрат? Можно подкрепить своё мнение цитатой из текста. – Главным героем сказки «Тёплый хлеб» является мальчик Петька, давайте охарактеризуем его образ с помощью составления таблицы в рабочих тетрадях (пустая таблица размещена на слайде). Какими чертами характера обладал герой в начале сказки? Докажите это цитатами из текста произведения. – Правильно! Запишите эти качества в первый столбик таблицы. В сказке мы можем найти историю, которую рассказывает Фильке бабушка. Кто хочет прочесть этот эпизод по ролям? – Как вы можете охарактеризовать поступок мужика? – Верно. А как вы понимаете выражения «от злобы людской», «от охлаждения сердца»? Почему автор подбирает именно такие слова, чтобы объяснить проблемы людей, связанные с непогодой? – Могла ли такая история произойти в действительности или это выдумка автора? – Как вы думаете, зачем К.Г. Паустовский добавляет в своё произведение эту историю? Как называется такой приём? Где вы встречали его ранее? – Как действует на мальчика история, рассказанная бабушкой? | – В этой сказке описана жизнь людей в военное время. Им трудно было выживать, было мало еды, из-за того, что замёрзла вода, не работали колодцы, деревня была обречена на смерть. – Жители села жалели, подкармливали коня, потому что считали это своей обязанностью, они относились к нему с добротой («вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку <…> каждый считал своей обязанностью его покормить»). – Филька невежливый («Да ну тебя! Ищи сам!»). – Герой сердитый («отвечал сердитым басом»). – Филька равнодушный и грубый, потому что пренебрежительно отнесся к коню (бессердечный, жадный, жестокий, злой). Выразительное чтение по ролям. – Поступок мужика бесчеловечный, это проявление жестокости. – Эти выражения подчёркивают черты характера человека – злоба, равнодушие, жестокость, бессердечность. К.Г. Паустовский объясняет этим состояние природы, потому что считает, что человек напрямую связан с природой, он должен относиться к ней уважительно, тогда и природа будет добра к нему. – Эта история отчасти могла быть правдивой. На жизненном пути действительно можно встретить жестоких и бесчеловечных людей, но последствия, произошедшие в истории, – это сказочный элемент. – Этот приём называется вставной эпизод, мы встречали его в повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Автор использует его здесь, чтобы показать, что поведение солдата из прошлого похоже на поведение Фильки в настоящем, такая история становится для мальчика поучительной. – Филька прикладывает все силы, чтобы исправить своё злодейство, он хочет собрать деревенских мальчишек и рубить лёд на реке, чтобы спастись от стужи и загладить свою вину. |
Физкультминутка | Сейчас мы с вами проведем физкультминутку. | |
Продолжение аналитической беседы | – Образы каких животных присутствуют в этой сказке? В парах составьте вопросы об образах этих животных в произведении. – Изменился ли Филька к концу сказки? Давайте заполним вторую графу нашей таблицы. | – Образ коня и образ сороки. Ученики в парах составляют вопросы. – Мальчик становится добрым, решительным, целеустремлённым, отважным, благодарным. Ученики заполняют вторую графу таблицы. |
Подведение итогов урока | – Сегодня мы с вами проанализировали сказку «Тёплый хлеб», скажите, почему автор даёт ей именно такое название? Что олицетворяет здесь образ хлеба? – Какова главная тема этого произведения? – Какова главная мысль этого произведения? | – Тёплый хлеб — значит, согретый добротой, вниманием и заботой мальчика, которую он дарит окружающим. Тёплый хлеб олицетворяет здесь оттаявшее сердце мальчика. – Доброта человека, любовь к ближнему, человек и природа. – Нужно с любовью и заботой относиться к своим близким. Всегда нужно нести ответственность за свои поступки. Человек должен быть близок к природе. |
Рефлексия | – Какие эмоции вы испытали сегодня на уроке при работе со сказкой К. Г. Паустовского? | – Сочувствие к коню в начале истории. – Переживания за людей, которые оказались в трудной ситуации – Радость по поводу примирения Фильки и коня. |
Домашнее задание | – Запишите, пожалуйста, домашнее задание. Домашнее задание: написать письмо главному герою сказки, Фильке. | |