Файл: Cказка К. Г. Паустовского Тёплый хлеб.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока по литературе в 5 классе

Тема: Cказка К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: рассмотреть и проанализировать сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб».

Планируемые предметные результаты:

Личностные:

– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

– овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

– изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений.

Метапредметные:

– выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

– воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

– выражать свою точку зрения в устных текстах;

– сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

– уметь обобщать мнения нескольких людей.

Предметные:

– владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения;

– выразительно читать, передавая личное отношение к произведению;

– участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного.

Приёмы: чтение текста, аналитическая беседа, работа в парах.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску, на ней записаны высказывания
К.Г. Паустовского. «Доброта – бесценное человеческое качество, без нее нельзя жить и невозможна сама жизнь». Как вы думаете, какой смысл вкладывает писатель в эти слова?
– Кроме того,
К.Г. Паустовский говорил: «Думать, что твои писания могут изменить к лучшему жизнь – наивно, но писать без веры невозможно». Благодаря этой вере все повести, рассказы и сказки К. Г. Паустовского направляют и поворачивают душу читателя в сторону добра.

– Смысл этих слов заключается в том, что без доброты жить невозможно, необходимо людям и животным дарить добро, без добра жизнь бессмысленна.

Целеполагание

– Посмотрите на тему урока, записанную на доске, и скажите, чем мы сегодня будем заниматься с вами на уроке?

– Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством

К.Г. Паустовского, проанализируем сказку «Тёплый хлеб».

Актуализация знаний

– Верно! Дома вы уже прочитали произведение «Тёплый хлеб», приступим к его рассмотрению чуть позже, а сначала давайте познакомимся с биографией
К.Г. Паустовского. Какие факты о жизни и творчестве этого писателя вы знаете?

Ученики представляют информацию о писателе, которой они познакомились дома.

Аналитическая беседа

– Сказка «Тёплый хлеб» написана К.Г. Паустовским в 1945 году. Каким представляется образ жизни людей в этом произведении? С какими трудностями они сталкивались? Почему?
– Безусловно, жители деревни Бережки столкнулись с большими трудностями, им было трудно прокормить даже самих себя. А как люди относились к коню, которого вылечил и приютил мельник Панкрат? Можно подкрепить своё мнение цитатой из текста.

– Главным героем сказки «Тёплый хлеб» является мальчик Петька, давайте охарактеризуем его образ с помощью составления таблицы в рабочих тетрадях (пустая таблица размещена на слайде).

Какими чертами характера обладал герой в начале сказки? Докажите это цитатами из текста произведения.
– Правильно! Запишите эти качества в первый столбик таблицы. В сказке мы можем найти историю, которую рассказывает Фильке бабушка. Кто хочет прочесть этот эпизод по ролям?
– Как вы можете охарактеризовать поступок мужика?
– Верно. А как вы понимаете выражения «от злобы людской», «от охлаждения сердца»? Почему автор подбирает именно такие слова, чтобы объяснить проблемы людей, связанные с непогодой?

– Могла ли такая история произойти в действительности или это выдумка автора?

– Как вы думаете, зачем
К.Г. Паустовский добавляет в своё произведение эту историю? Как называется такой приём? Где вы встречали его ранее?

– Как действует на мальчика история, рассказанная бабушкой?


– В этой сказке описана жизнь людей в военное время. Им трудно было выживать, было мало еды, из-за того, что замёрзла вода, не работали колодцы, деревня была обречена на смерть.
– Жители села жалели, подкармливали коня, потому что считали это своей обязанностью, они относились к нему с добротой («вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку <…> каждый считал своей обязанностью его покормить»).
– Филька невежливый («Да ну тебя! Ищи сам!»).

– Герой сердитый («отвечал сердитым басом»).

– Филька равнодушный и грубый, потому что пренебрежительно отнесся к коню (бессердечный, жадный, жестокий, злой).


Выразительное чтение по ролям.

– Поступок мужика бесчеловечный, это проявление жестокости.
– Эти выражения подчёркивают черты характера человека – злоба, равнодушие, жестокость, бессердечность. К.Г. Паустовский объясняет этим состояние природы, потому что считает, что человек напрямую связан с природой, он должен относиться к ней уважительно, тогда и природа будет добра к нему.
– Эта история отчасти могла быть правдивой. На жизненном пути действительно можно встретить жестоких и бесчеловечных людей, но последствия, произошедшие в истории, – это сказочный элемент.
– Этот приём называется вставной эпизод, мы встречали его в повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Автор использует его здесь, чтобы показать, что поведение солдата из прошлого похоже на поведение Фильки в настоящем, такая история становится для мальчика поучительной.


– Филька прикладывает все силы, чтобы исправить своё злодейство, он хочет собрать деревенских мальчишек и рубить лёд на реке, чтобы спастись от стужи и загладить свою вину.


Физкультминутка

Сейчас мы с вами проведем физкультминутку.






Продолжение аналитической беседы

– Образы каких животных присутствуют в этой сказке? В парах составьте вопросы об образах этих животных в произведении.
– Изменился ли Филька к концу сказки? Давайте заполним вторую графу нашей таблицы.

– Образ коня и образ сороки.

Ученики в парах составляют вопросы.


– Мальчик становится добрым, решительным, целеустремлённым, отважным, благодарным.

Ученики заполняют вторую графу таблицы.

Подведение итогов урока

– Сегодня мы с вами проанализировали сказку «Тёплый хлеб», скажите, почему автор даёт ей именно такое название? Что олицетворяет здесь образ хлеба?
– Какова главная тема этого произведения?
– Какова главная мысль этого произведения?

– Тёплый хлеб — значит, согретый добротой, вниманием и заботой мальчика, которую он дарит окружающим. Тёплый хлеб олицетворяет здесь оттаявшее сердце мальчика.

– Доброта человека, любовь к ближнему, человек и природа.
– Нужно с любовью и заботой относиться к своим близким. Всегда нужно нести ответственность за свои поступки. Человек должен быть близок к природе.

Рефлексия

– Какие эмоции вы испытали сегодня на уроке при работе со сказкой К. Г. Паустовского?

– Сочувствие к коню в начале истории.

– Переживания за людей, которые оказались в трудной ситуации

– Радость по поводу примирения Фильки и коня.

Домашнее задание

– Запишите, пожалуйста, домашнее задание.

Домашнее задание: написать письмо главному герою сказки, Фильке.