Файл: Учебное пособие Подивитись анотацію та купити на jurkniga ua Анотація.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЗМІСТ
Устройство танка Т-72Б.
Учебное пособие
Подивитись анотацію та купити на jurkniga.ua

Анотація
Учебное пособие содержит подробное изложение устройства и принципов действия всех систем танка Т-72Б.
Предназначено для подготовки курсантов и студентов военных учебных заведений и факультетов, а также может быть использовано для обучения специалистов бронетанковой службы в войсках.

УСТРОЙСТВО
ТАНКА Т-72Б
Издательский дом
«С В А Р О Г»
Киев – 2023

УДК 621.431.3.006(075.8)
У 76
Устройство танка Т-72Б Учебное пособие. — Киев: Изд. дом «СВАРОГ», 2023.
— 376 с.
ISBN 978-966-370-800-3
Учебное пособие содержит подробное изложение устройства и принципов действия всех систем танка Т-72Б.
Предназначено для подготовки курсантов и студентов военных учебных заведений и факультетов, а также может быть использовано для обучения специалистов бронетанковой службы в войсках.
ISBN 978-966-370-800-3
УДК
621.431.3.006(075.8)
© Издательский дом «Сварог», 2023.
У 76

3
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
АВСК аппаратура внутренней связи и коммутации
АДУ автомат давления универсальный
АЗ автомат заряжания
АЗР автомат защиты электрических цепей
АКБ аккумуляторная батарея
БОД блок остановки двигателя
БП бортовая передача
БС бортовая сеть
БСП блок стартерного переключения
БУ блок управления
БЦН бензиновый центробежный насос
БЭ блок электронный
ВЗУ воздухозаборное устройство
ВКУ вращающееся контактное устройство
ВН вертикальное наведение
ВТ вращающийся транспортер
ГН горизонтальное наведение
ГПО гидропневмоочистка
ДС дорожная сигнализация
ДУ дистанционное управление
ЗИП запасные части, инструмент и принадлежности
ЗПУ зенитно-пулеметная установка
ЗУ запоминающее устройство
ИТ измеритель топлива
КДЗ комплекс динамической защиты
КДС коробка дорожной сигнализации
КП коробка передач
МАФ масляный фильтр
МЗА малогабаритный заправочный агрегат
МЗН маслозакачивающий насос
МОД механизм остановки двигателя
МПБ механизм поворота башни
МПК механизм подъема кассет
МУП механизм удаления поддона
НТП насос топливоподкачивающий
НЧ низкая частота
ОА оконечная аппаратура
ОГ опорный генератор
ОКГ оптический квантовый генератор
ОМП оружие массового поражения
ОПВТ оборудование для подводного вождения танка
ПАС прибор автоматики согласующий


4
ПВ пульт выносной
ПВВ подогрев впускного воздуха
ПДФ противодымный фильтр
ПКТ пулемет Калашникова танковый (спаренный пулемет)
ППН прицел-прибор наведения
ППО противопожарное оборудование
ПРМ приемник
ПСК пиросигнальная кассета
ПУ переговорное устройство
ПУС пусковое устройство стартера
РМШ резинометаллический шарнир
РСГ реле стартера-генератора
СГ стартер-генератор
СДУ сигнализатор давления унифицированный
СП стопор пушки
ТДА термодымовая аппаратура
ТПД танковый прицел-дальномер
ТПУ танковое переговорное устройство
ТФК топливный фильтр картонный
УВБУ устройство выработки боковых упреждений
УВП устройство выработки поправок
УГ управляемый генератор
ФВУ фильтровентиляционная установка
ЦИ цилиндр исполнительный
ЭК эксплуатационный комплект
ЭМ электромагнит
ЭМУ электромашинный усилитель

5
1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ УСТРОЙСТВА ТАНКА
Танк Т-72Б (рис. 1.1 и 1.2) является боевой гусеничной машиной, имею- щей мощное вооружение, надежную броневую защиту и высокую манев- ренность. Экипаж танка состоит из трех человек.
Рис. 1.1. Танк Т-72Б. Вид спереди
Танк вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой, стабилизированной в двух плоскостях наведения, спаренным с ней пулеметом ПКТ калибра
7,62 мм и зенитным пулеметом калибра 12,7 мм.
Танк оборудован средствами наведения и прицеливания высокой точ- ности, а также автоматом заряжания, обеспечивающим высокую боевую скорострельность пушки.
Зенитно-пулеметная установка имеет средства прицеливания и наве- дения, обеспечивающие ведение огня по воздушным и наземным целям.
Рис. 1.2. Танк Т-72Б. Вид сзади

6
В танке имеется система, предназначенная для защиты экипажа и обо- рудования, находящихся внутри танка, от воздействия ударной волны при ядерном взрыве, а также для защиты экипажа от радиоактивной пыли при движении танка по радиоактивно зараженной местности. Танк имеет защиту от воздействия огнесмесей типа «напалм», оборудование для преодоления водных преград по дну; оборудование для самоокапывания, предназначенное для отрытия окопов; для проделывания проходов в минных полях преду- смотрена установка колейного минного трала; в целях маскировки танк име- ет термодымовую аппаратуру и систему пуска дымовых гранат, для тушения пожаров внутри танка – систему противопожарного оборудования.
Основными частями танка являются: корпус, башня, комплекс воору- жения и управления огнем, силовая установка, силовая передача, ходовая часть, электрооборудование и средства связи, а также специальное обору- дование (ОПВТ, защита от ОМП, ТДА, система пуска дымовых гранат, ППО, оборудование для самоокапывания).
На танке имеется возимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.
По расположению механизмов и оборудования внутри танк разделен на три отделения: отделение управления, боевое отделение и силовое отделение.
Отделение управления расположено в носовой части корпуса и огра- ничено справа – правым топливным баком и баком-стеллажом, слева – ле- вым топливным баком, щитом контрольных приборов механика-водителя и аккумуляторными батареями с установленной над ними электроаппара- турой, сзади – вращающимся транспортером автомата заряжания.
В отделении управления размещено сиденье механика-водителя, пе- ред которым на днище корпуса установлены рычаги управления, педаль сцепления, педаль подачи топлива, педаль привода остановочного тормоза, избиратель передач с элементами блокирующего устройства.
В носовой части корпуса на левом топливном баке расположен гиропо- лукомпас, слева и справа в специальных стеллажах – два пятилитровых бал- лона для сжатого воздуха, кран отбора воздуха (впереди избирателя пере- дач), ручка защелки педали остановочного тормоза, две сигнальные лампы выхода пушки за габариты корпуса; слева от прибора наблюдения механика- водителя – сигнальная лампа с выключателем блокирующего устройства рычага избирателя передач и сигнальная лампа дорожной сигнализации с переключателем указателя поворота; справа – выносной пульт с сигналь- ными лампами ОБОРОТЫ ДВИГАТ., ОХЛ. ЖИДКОСТЬ/ВЕНТ. (две лампы),
ДАВЛЕНИЕ ДВ (правая из двух предыдущих) и ТОРМОЗ, индивидуальный вентилятор механика-водителя, клапан с краном системы ГПО прибора на- блюдения, манометр и клапан системы пуска двигателя воздухом, регуля- тор температуры обогрева стекол прибора наблюдения механика-водителя.
В носовой части корпуса установлены бак с жидкостью и дозатор для гидропневмоочистки прибора наблюдения механика-водителя.
В шахте верхнего наклонного броневого листа установлен прибор на- блюдения механика-водителя.


7
Справа от сиденья механика-водителя на днище установлена рукоятка привода жалюзи, слева находятся щит контрольных приборов механика- водителя и светильник освещения щита.
На щите установлены контрольно-измерительные приборы, часы, ор- ганы управления отдельными приборами электрооборудования танка. Под щитом механика-водителя установлены топливораспределительный кран, ручной топливоподкачивающий насос, фильтр грубой очистки, клапан вы- пуска воздуха из системы, клапан слива топлива, рукоятка привода ручной подачи топлива с механизмом остановки двигателя.
На правом носовом топливном баке размещены приборы системы за- щиты от ОМП и ППО, на левом баке установлен топливоподкачивающий насос БЦН-1.
На переднем баке-стеллаже закреплен один из баллонов танкового дега- зационного прибора (второй баллон находится в ящике на корме башни), ящик для укладки в нерабочем положении прибора ТВНЕ-4Б, бачок для пи- тьевой воды, кожух для укладки прибора ТНПО-168В. Здесь же предусмот- рено место для укладки сумок для гранат и двух коробок с лентами к спарен- ному пулемету.
На боковой стенке левого носового топливного бака находится блок автоматики БА20-1С блокирующего устройства избирателя передач.
В стеллаже, закрепленном на днище корпуса сзади левого носового бака, установлены четыре аккумуляторные батареи, над которыми на под- башенном листе размещены фильтр Ф-10, реле-регулятор Р10ТМУ-1С, пус- ковое устройство ПУС-15Р, блок стартерного переключения БСП-1М, реле стартера РСГ-10М1, розетка и разъем внешнего пуска, разъем ПСК, блок защиты АКБ (БЗА), выключатель батарей ВБ-404-1С, полупроводниковый диод В-200-6-Б и прибор ПАС-15-2С.
Аккумуляторные батареи с размещенной над ними электроаппаратурой отделены от боевого отделения тканевой шторой, а со стороны механика-во- дителя закрыты откидывающейся крышкой с закрепленной на ней аптечкой.
На днище корпуса слева от сиденья механика-водителя установлен ящик с инструментом механика-водителя.
В днище корпуса сзади сиденья имеется люк запасного выхода, на крышке которого крепятся пехотная лопата и три чехла для индивидуаль- ного защитного комплекта.
На ограждении вращающегося транспортера крепятся магазины для автомата АКМС-74, противогазы, ручной хладоновый огнетушитель.
В подбашенном листе находится люк механика-водителя, винтовой закрывающий механизм крышки люка и расположено ВЗУ прибора ГО-27.
Сзади люка на подбашенном листе крепятся плафон освещения, прибор
БВ37 ТПУ и розетка для подключения переносной лампы.
Боевое отделение расположено в средней части танка и отделено пе- регородкой от силового отделения.


8
Конструкция и компоновка танка обеспечивает переход членов эки- пажа из боевого отделения в отделение управления и обратно.
В башне установлены 125-мм гладкоствольная пушка, автомат заря- жания и приборы управления огнем.
Справа от пушки расположено рабочее место командира, слева – на- водчика. Справа на пушке установлен ПКТ.
Перед сиденьем командира и справа на борту башни установлены элект- ромашинный стопор пушки (стопор через кронштейн крепится к крыше башни), преобразователь, стабилизатор частоты, радиостанция Р-173, радио- приемник Р-173П, прибор БВ34 ТПУ, пульт загрузки автомата заряжания, распределительный щиток правый, карданный привод командирской башен- ки с косинусным потенциометром и электромагнитом, блок управления и коробка КА-1С комплекса 9К120.
Под сиденьем командира на настиле ВТ установлен преобразователь
9С831.
У переднего бака-стеллажа на правом борту размещен баллон ППО. На крыше башни установлен датчик линейных ускорений, плафон освещения, индивидуальный вентилятор командира и светильник освещения ПКТ.
В крыше башни над сиденьем командира расположена командирская башенка с люком, который закрывается крышкой, имеющей пластинчатый торсион.
В командирской башенке установлены два прибора наблюдения
ТНПО-160, командирский прибор ТКН-3, два прибора ТНПА-65А (в крыш- ке люка), выключатели прожектора ОУ-3ГК (ОУ-3ГКМ), обогрева прибо- ров, фар и вентилятора.
На командирской башенке установлены зенитно-пулеметная установ- ка и прожектор ОУ-3ГК (ОУ-3ГКМ).
В корме башни расположены люк для выброса поддонов, антенный ввод и подпоромер.
Сзади сиденья командира расположены блок управления К-1, плафон освещения и коробка реле электромагнита МПБ.
В кормовой части башни размещены механизм подъема кассет, досыла- тель, редуктор с электродвигателем привода крышки люка выброса поддонов.
На левой направляющей МПК закреплен блок питания прицела-дальномера.
На нижнем листе ограждения пушки установлены гироблок, питающая установка с приводным электродвигателем, редуктор с электродвигателем подъема и опускания рамки механизма удаления поддонов.
Перед сиденьем наводчика в башне установлены прицел-дальномер с пультом управления автомата заряжания, прицел 1К13-49, прибор наблю- дения, бак с дозатором системы гидропневмоочистки защитного стекла ТПД, подъемный механизм с рукояткой вывода из зацепления червяка. На крон- штейне подъемного механизма закреплены прибор приведения пушки к углу заряжания, ограничитель углов.


9
Слева от пушки закреплены исполнительный цилиндр и кронштейн для установки бокового уровня.
Слева в башне закреплен манометр и установлены клапан с краном сис- темы гидропневмоочистки, левый распределительный щиток, пульт управле- ния системы пуска дымовых гранат, индикатор количества выстрелов, меха- низм поворота башни с азимутальным указателем, створчатый фонарь, стопор башни, розетка для подключения переносной лампы и фонаря ОПВТ, индиви- дуальный вентилятор наводчика. Справа от сиденья наводчика на кронштейне установлены фильтр радиопомех Ф-5 и электроблок прицела-дальномера.
На МПБ закреплен исполнительный двигатель с вентилятором обдува и прибор БВ35 ТПУ. За сиденьем наводчика установлен электронный блок прицела 1К13-49.
На левом борту корпуса (между стеллажом АКБ и вращающимся транс- портером) закреплены электромашинный усилитель привода ГН, вторая рас- пределительная коробка, коробка дорожной сигнализации КДС1-2С и све- тильник освещения боеукладки.
Люк наводчика закрывается крышкой, в которой имеется лючок для установки воздухопитающей трубы при преодолении водных преград, а так- же установлен прибор наблюдения ТНПА-65А.
В средней части корпуса установлен вращающийся транспортер авто- мата заряжания с редуктором и стопором. На редукторе установлено запо- минающее устройство.
На настиле ВТ установлена распределительная коробка автомата заряжа- ния, блок ввода дальности прицела-дальномера, воздушный баллон системы гидропневмоочистки стекла ТПД. Под полом транспортера на днище боевого отделения установлено вращающееся контактное устройство. У перегородки силового отделения размещен средний бак-стеллаж с боеукладкой. Между средним баком-стеллажом и правым бортом установлен подогреватель систе- мы подогрева двигателя с калорифером. Над подогревателем размещена фильт- ровентиляционная установка, механизмы управления клапанами нагнетателя.
На перегородке силового отделения слева по ходу танка в верхней ча- сти размещены клапан ОПВТ, внизу – лючок для перетока воды из силово- го отделения в боевое при подводном вождении, имеющие рычажно-тро- совый привод от тяги привода к крышкам ОПВТ.
У левого борта между средним баком-стеллажом и перегородкой си- лового отделения на днище установлен водооткачивающий насос, патру- бок выброса воды которого соединен с подбашенным листом.
Около перегородки силового отделения на подбашенном листе уста- новлены два светильника освещения боеукладки.
В боевом отделении расположены термодатчики и баллон № 3 систе- мы ППО.
Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса танка.
Компоновка силового отделения выполнена с поперечным расположением двигателя, смещенным к левому борту.