Файл: Протокол 1 от 30 августа 2021г. Согласовано Зам директора по уч.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• применять знания по истории России и своего края Новое время при составлении описаний исторических
и культурных памятников своего города, края и т. д.
Новейшая история
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события новейшей эпохи, характеризовать основные
этапы отечественной и всеобщей истории XX — начала XXI в.; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории Новейшее время;
• использовать историческую карту как источник информации о территории России (СССР) и других государств
и XX — начале XXI в., значительных социально-экономическихпроцессах и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.;
-
анализировать информацию из исторических источников — текстов, материальных и художественных памятников новейшей эпохи; -
представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России и других странах в XX—начале XXI в.; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры новейшей эпохи; -
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе; -
раскрывать характерные, существенные черты экономического и социального развития России и других стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в XX — начале XXI в.; -
объяснять причины и следствия наиболее значительных событий новейшей эпохи в России и других странах (реформы и революции, войны, образование новых государств и др.); -
сопоставлять социально-экономическое и политическое развитие отдельных стран в новейшую эпоху (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события; -
давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории XX — начала XXI в.
Выпускник получит возможность научиться:
-
используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в XX— начале XXIв.; -
применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); -
осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять её в виде рефератов, презентаций и др.; -
проводить работу по поиску и оформлению материалов истории своей семьи, города, края в XX— начале XXIвв.
-
Содержание учебного предмета «История»
Содержание учебного предмета «История» для 5—9 классов изложено в ней в виде двух курсов — «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников. Предполагается, что в рамках курса «История России» часть учебного времени отводится на изучение региональной и локальной истории (количество таких часов в конкретных темах является вариативным, поскольку определяется для отдельных регионов в связи с наиболее значимыми этапами их истории). Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач — развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма, гражданственности.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Всеобщая история
История Древнего мира 5 КЛАСС (68 Ч)
Введение (2 ч)
Тема1.Что изучает история (1ч)
Место истории Древнего мира в периодизации всемирной истории. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Историческая карта.
Тема 2. Счёт лет в истории (1 ч)
Счёт лет в истории. Многообразие способов счёта лет в древности: эра, век, календарь, даты. Линия времени. Правила соотнесения, определения последовательности и длительности исторических событий, решения элементарных хронологических задач.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ (5 Ч + 1 ЧАС НА ПОВТОРЕНИЕ)
Люди каменного века (3 ч) Тема 3. Появление людей на Земле (1 ч)
Происхождение человека. Признаки выделения человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличияот животных и современных людей. Основные занятия людей в каменном веке (палеолите): охота и собирательство. Древнейшие орудия труда. Овладение огнём и его роль в развитии человека.
«Человек разумный».
Тема 4. Жизнь древних охотников (1 ч)
Причины освоения новых земель в каменном веке. Влияние природной среды на жизнь и занятия людей в древности. Великое оледенение. Охота на мамонтов и других крупных животных, жилища, одежда и др. Потепление. Изобретение лука и стрел, лодки и др. Постоянное усовершенствование орудий труда в результате изменения условий жизни древнего человека.
Тема 5. Искусство и религия первобытных людей (1 ч)
Открытие пещерной живописи. Создатели древних рисунков и скульптур. Причины зарождения искусства в первобытном обществе. Связь искусства и религии в первобытном обществе. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Причины возникновения религиозных представлений, формы религиозного сознания древних людей. Миф как часть духовной культуры первобытного человека и исторический источник.
Возникновение цивилизации (2ч) Тема6.Древние земледельцы и скотоводы (1ч)
Переход к скотоводству и земледелию как важнейший переворот в жизни первобытного общества («неолитическая революция»). Отличия производящего хозяйства от присваивающего.Образование родовых общин и племён. Организация родоплеменной власти: вожди и советы старейшин. Совершенствование орудий труда и техники земледелия. Развитие ремёсел и торговли.
Тема 7. От первобытности к цивилизации (1 ч)
Предпосылки открытия меди, переход к изготовлению орудий труда из металлов. Смена каменного века бронзовым и последствия этого: появление излишков, разделение племён на земледельцев и скотоводов, появление обмена, денег и торговли.
Возникновение социального неравенства: появление частной собственности, переход от родовой общины к соседской, формирование знати. Основные признаки первобытного периода и цивилизации, факторы и причины изменений в образе жизни и занятиях людей, приведшие к возникновению цивилизации. Основные признаки цивилизации. Наследие первобытного мира и современность.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (16Ч+1ЧАСНАПОВТОРЕНИЕ)
Древний Египет (5 ч)
Тема 8. Возникновение государства в Древнем Египте (1 ч)
Природно-географическое положение Египта, роль реки Нила в развитии древнеегипетской цивилизации. Условия для занятия земледелием. Мифологические представления о причинах разливов Нила, обычаи и традиции, с ними связанные. Предпосылки возникновения государственной власти и управления в Египте и объединения страны под властью правителей Южного царства.
Тема 9. Жизнь древних египтян (1 ч)
Положение различных слоёв древнеегипетского общества. Управление государством (фараон, чиновники). Жрецы. Условия жизни и занятия вельмож. Условия жизни и труда земледельцев и ремесленников. Положение рабов.
Тема 10. Могущество и упадок державы фараонов (1 ч)
Отношения Египта с соседними народами. Нашествие гиксосов. Освобождение от иноземного владычества. Устройство древнеегипетского войска. Завоевательные походы древнеегипетских фараонов в середине II тыс. до н.э. Завоевания Тутмоса III и превращение Египта в XV в. до н.э. в самое могущественное государство в мире. Новая столица Египта — Фивы. Фараон-мятежник: основные направления религиозной политики Эхнатона и причины её провала. Деятельность Рамсеса II. Отношения Египта с Хеттским царством. Ослабление Египта при преемниках Рамсеса IIи распад Египетского государства.
Тема 11. Религия древних египтян (1 ч)
Религия древних египтян как отражение природных и социокультурных особенностей Древнего Египта. Древнеегипетские храмы и культ богов. Значение жрецов в древнеегипетском обществе. Миф об Осирисе. Миф о загробном суде. Пирамиды Египта и скальные гробницы и связь их строительства с заупокойным культом.
Тема 12. Культура Древнего Египта (1 ч)
Понятие «культура». Каноны изобразительного искусства, особенности скульптуры и живописи Древнего Египта, памятники мирового значения. Научные знания в Древнем Египте. Древнеегипетская письменность. Дешифровка письменности Древнего Египта Ф. Шампольоном. Образование в Древнем Египте. Научные знания в Древнем Египте.