Файл: Пояснительная записка общая характеристика учебного предмета география.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
В период взросления и нравственного становления наставничество помогает подросткам определить жизненные ориентиры, понять свое предназначение и утвердиться в целях, понять ценности личного и социального выбора. Большинство воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети и подростки 7-12 лет. Именно такие дети остро нуждаются в наставничестве, в присутствии рядом тех людей, кто может помочь в любой ситуации.
Задачи Движения «ЮНАРМИЯ» направлены на воспитание ответственности, самостоятельности и личного самоопределения подростков. Именно поэтому так важно взаимодействие организованных и целенаправленных юнармейцев и ребят из детских социальных учреждений, стоящих на пороге выбора жизненного пути.
У большинства из нас когда-либо в жизни были значимые люди: родственники, тренеры, руководители, учителя, друзья. Они повлияли на наш выбор ценностей и жизненных принципов, были для нас примером, защитниками, советчиками и просто друзьями.
У воспитанников шанс обрести настоящего друга, который его поддержит и подскажет как поступить в трудной ситуации, очень мал. Проект «ЮНАРМИЯ. Наставничество» дает возможность юнармейцам стать такими друзьями для детей-сирот и «трудных» подростков.
«ЮНАРМИЯ» покажет ребенку в трудной ситуации жизнь за пределами организации, поможет найти настоящих друзей среди неравнодушных взрослых, ровесников и старших товарищей.
Наставничество как важный фактор патриотического воспитания Подростково-молодежный клуб «Импульс» создан в 2002 году на базе городского Дома культуры г. Николаевска, а в 2012 году переименован в Молодежный центр «Импульс», который является сердцем активной жизни молодежи города и Николаевского района. Целью и задачами деятельности Центра являются обеспечение благоприятных условий для повседневного пребывания в нём подростков и молодежи; организация комплекса мероприятий по гражданскому, духовно-нравственному, патриотическому и общественно-активному воспитанию; развитие творчества, привлечение к занятию физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни. Реализацией их занимаются клубы и объединения патриотической направленности: - Военно-патриотический клуб "Буревестник" – наставник старший прапорщик в отставке Азербаев Кадер Калкаманович
; - местный штаб Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» - наставник полковник запаса Бахарев Александр Яковлевич; - местный штаб Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» - наставник полковник в отставке Севастьянов Игорь Геннадьевич. Целевая группа воспитанников военно-патриотического клуба «Буревестник» – подростки от 12 до 17 лет включительно. Занятия в клубе проходят 3 раза в неделю: физическая подготовка, обучение навыкам рукопашного боя, военная, строевая, туристическая и медицинская подготовка, история России и Вооруженных сил. Основной концепцией деятельности является создание условий для всестороннего и героико-патриотического развития подростков. В Клубе ведется работа по направлениям: -спортивноприкладное – физическая подготовка, изучение техники рукопашного боя, строевая подготовка; -научно-историческое – изучение истории России, Вооруженных Сил и родного края, посещение музеев и выставок, поисковая и просветительская деятельность: проведение классных часов для учащихся образовательных организаций района; участие в Проекте «Дорога к обелиску». В течение года воспитанники клуба ухаживают за могилой родителей нашего земляка Героя Советского Союза Красноюрченко И.И. -туристическое – приобретение основных навыков туризма. С целью развития туризма специалисты клуба организовывают для ребят туристические походы, в которых воспитанники не только отдыхают, но и проходят "Школу выживания в экстремальных условиях" (в 2018 г. было организовано 2 похода). -добровольческое – участие во всероссийских, региональных, районных добровольческих акциях патриотической направленности, а также участие в мероприятиях Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы». -участие в деятельности детских и молодежных общественных организациях. В 2016 году на основе Волонтёрского корпуса «70-летия Победы в Великой Отечественной войне» было создано местное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы» и сформирован штаб. Участники Движения – волонтёры – в возрасте старше 14 лет. Основное направление деятельности Движения – организация и проведение мероприятий и акций, направленных на увековечивание памяти о Великой Отечественной Войне. В 2018 году эта повестка расширена и охватила все основные даты и события героической истории России. Воспитанники Клуба принимают участие в мероприятиях и акциях патриотической направленности: Памятные мероприятия и концертная программа, посвященная Дню памяти о россиянах, исполнявших воинский долг за пределами Отечества. Акция «Живые цветы памяти».
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные образовательные ресурсы | Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания | | | | | ||||
Раздел 1. Географическое изучение Земли | | | | | ||||||||
1.1. | Введение. География - наука о планете Земля | 2 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/614/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/613/ | Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии; инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации | | | | | ||||
1.2. | История географических открытий | 7 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/615/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/616/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/617/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/618/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/440/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/619/ | Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий; | | | | | ||||
Итого по разделу | 9 | | | | | | ||||||
Раздел 2. Изображения земной поверхности | | | | | ||||||||
2.1. | Планы местности | 5 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/620/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/626/ | Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно – познавательную деятельность | | | | | ||||
2.2. | Географические карты | 5 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/622/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/621/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/624/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/623/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/627/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/628/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/442/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/443/ | объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети; привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся | | | | | ||||
Итого по разделу | 10 | | | | | | ||||||
Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы | | | | | ||||||||
3.1. | Земля -планета Солнечной системы | 4 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/444/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/445/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/629/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/630/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/631/ | объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и восприятие обучающимися | | | | | ||||
Итого по разделу | 4 | | | | | | ||||||
Раздел 4. Оболочки Земли | | | | | ||||||||
4.1. | Литосфера - каменная оболочка Земли | 7 | https://resh.edu.ru/subject/lesson/44/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/446/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/447/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/448/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/452/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/451/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/450/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/449/ | Описывать внутренне строение Земли; применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение | | | | | ||||
Итого по разделу | 7 | | | | | | ||||||
Раздел 5. Заключение | | | | | ||||||||
5.1. | Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности» | 1 | https://www.prodlenka.org/metodicheskie- razrabotki/479195-5-klass-prakticheskaja- rabota-10analiz-rezult | представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания); организовывать экскурсии, походы, экспедиции и т.п. | | | | | ||||
Итого по разделу | 1 | | | | | | ||||||
Резервное время | 3 | | | | | | ||||||
Общее количество часов по программе | 34 | | | | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Календарные сроки | Фактические сроки |
| География — наука о планете Земля. Что изучает география? | 1 | |
| Практическая работа №1." Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных". | 1 | |
| Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт. | 1 | |
| География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина. | 1 | |
| Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий. | | |
| Поиски Южной Земли — открытие Австралии. | 1 | |
| Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. | 1 | |
| Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды). Практическая работа №2. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды. | 1 | |
| Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. Практическая работа №3. "Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам". | 1 | |
| Виды изображения земной поверхности. Планы местности. | 1 | |
| Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. | 1 | |
| "Практическая работа №4. Определение направлений и расстояний по плану местности". | 1 | |
| Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. | 1 | |
| Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения. Практическая работа №5. "Составление описания маршрута по плану местности". | 1 | |
| Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Практическая работа №6. "Определение направлений и расстояний по карте полушарий". | 1 | |
| Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу. | 1 | |
| Практическая работа №7 "Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам". | 1 | |
| Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. | 1 | |
| Обобщение знаний по теме "Географическое изучение Земли. Изображения земной поверхности". КР | 1 | |
| Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия. | 1 | |
| Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. | 1 | |
| Практическая работа №8. " Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России". | 1 | |
| Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. | 1 | |
| Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. | 1 | |
| Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. | 1 | |
| Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. | 1 | |
| Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира. | 1 | |
| Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы. | 1 | |
| Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф. Практическая работа №9. "Описание горной системы или равнины по физической карте". | 1 | |
| Обобщение знаний по теме " Земля-планета Солнечной системы. Оболочки Земли". КР | 1 | |
| Промежуточная аттестация. Итоговое контрольное тестирование. | 1 | |
| Практическая работа №10. "Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой". | 1 | |
| Резерв. ВПР | 1 | |
| Резерв. ВПР | 1 | |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
В период взросления и нравственного становления наставничество помогает подросткам определить жизненные ориентиры, понять свое предназначение и утвердиться в целях, понять ценности личного и социального выбора. Большинство воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети и подростки 7-12 лет. Именно такие дети остро нуждаются в наставничестве, в присутствии рядом тех людей, кто может помочь в любой ситуации.
Задачи Движения «ЮНАРМИЯ» направлены на воспитание ответственности, самостоятельности и личного самоопределения подростков. Именно поэтому так важно взаимодействие организованных и целенаправленных юнармейцев и ребят из детских социальных учреждений, стоящих на пороге выбора жизненного пути.
У большинства из нас когда-либо в жизни были значимые люди: родственники, тренеры, руководители, учителя, друзья. Они повлияли на наш выбор ценностей и жизненных принципов, были для нас примером, защитниками, советчиками и просто друзьями.
У воспитанников шанс обрести настоящего друга, который его поддержит и подскажет как поступить в трудной ситуации, очень мал. Проект «ЮНАРМИЯ. Наставничество» дает возможность юнармейцам стать такими друзьями для детей-сирот и «трудных» подростков.
«ЮНАРМИЯ» покажет ребенку в трудной ситуации жизнь за пределами организации, поможет найти настоящих друзей среди неравнодушных взрослых, ровесников и старших товарищей.
Наставничество как важный фактор патриотического воспитания Подростково-молодежный клуб «Импульс» создан в 2002 году на базе городского Дома культуры г. Николаевска, а в 2012 году переименован в Молодежный центр «Импульс», который является сердцем активной жизни молодежи города и Николаевского района. Целью и задачами деятельности Центра являются обеспечение благоприятных условий для повседневного пребывания в нём подростков и молодежи; организация комплекса мероприятий по гражданскому, духовно-нравственному, патриотическому и общественно-активному воспитанию; развитие творчества, привлечение к занятию физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни. Реализацией их занимаются клубы и объединения патриотической направленности: - Военно-патриотический клуб "Буревестник" – наставник старший прапорщик в отставке Азербаев Кадер Калкаманович
; - местный штаб Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» - наставник полковник запаса Бахарев Александр Яковлевич; - местный штаб Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» - наставник полковник в отставке Севастьянов Игорь Геннадьевич. Целевая группа воспитанников военно-патриотического клуба «Буревестник» – подростки от 12 до 17 лет включительно. Занятия в клубе проходят 3 раза в неделю: физическая подготовка, обучение навыкам рукопашного боя, военная, строевая, туристическая и медицинская подготовка, история России и Вооруженных сил. Основной концепцией деятельности является создание условий для всестороннего и героико-патриотического развития подростков. В Клубе ведется работа по направлениям: -спортивноприкладное – физическая подготовка, изучение техники рукопашного боя, строевая подготовка; -научно-историческое – изучение истории России, Вооруженных Сил и родного края, посещение музеев и выставок, поисковая и просветительская деятельность: проведение классных часов для учащихся образовательных организаций района; участие в Проекте «Дорога к обелиску». В течение года воспитанники клуба ухаживают за могилой родителей нашего земляка Героя Советского Союза Красноюрченко И.И. -туристическое – приобретение основных навыков туризма. С целью развития туризма специалисты клуба организовывают для ребят туристические походы, в которых воспитанники не только отдыхают, но и проходят "Школу выживания в экстремальных условиях" (в 2018 г. было организовано 2 похода). -добровольческое – участие во всероссийских, региональных, районных добровольческих акциях патриотической направленности, а также участие в мероприятиях Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы». -участие в деятельности детских и молодежных общественных организациях. В 2016 году на основе Волонтёрского корпуса «70-летия Победы в Великой Отечественной войне» было создано местное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы» и сформирован штаб. Участники Движения – волонтёры – в возрасте старше 14 лет. Основное направление деятельности Движения – организация и проведение мероприятий и акций, направленных на увековечивание памяти о Великой Отечественной Войне. В 2018 году эта повестка расширена и охватила все основные даты и события героической истории России. Воспитанники Клуба принимают участие в мероприятиях и акциях патриотической направленности: Памятные мероприятия и концертная программа, посвященная Дню памяти о россиянах, исполнявших воинский долг за пределами Отечества. Акция «Живые цветы памяти».