Файл: Пояснительная записка общая характеристика учебного предмета география.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование

разделов и тем

программы

Количество

часов

Электронные образовательные ресурсы

Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания













Раздел 1. Географическое изучение Земли













1.1.

Введение. География - наука о планете Земля

2

https://resh.edu.ru/subject/lesson/614/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/613/

Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии;

инициировать обучающихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке социально значимой информации













1.2.

История географических открытий

7

https://resh.edu.ru/subject/lesson/615/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/616/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/617/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/618/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/440/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/619/

Различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли, описывать и сравнивать маршруты их путешествий;













Итого по разделу

9
















Раздел 2. Изображения земной поверхности













2.1.

Планы местности

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/620/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/626/

Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно – познавательную деятельность













2.2.

Географические карты

5

https://resh.edu.ru/subject/lesson/622/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/621/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/624/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/623/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/627/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/628/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/442/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/443/

объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети;

привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся













Итого по разделу

10
















Раздел 3. Земля - планета Солнечной системы













3.1.

Земля -планета Солнечной системы

4

https://resh.edu.ru/subject/lesson/444/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/445/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/629/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/630/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/631/

объяснять влияние формы Земли на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах;

находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечить его понимание и восприятие обучающимися













Итого по разделу

4
















Раздел 4. Оболочки Земли













4.1.

Литосфера - каменная оболочка Земли

7

https://resh.edu.ru/subject/lesson/44/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/446/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/447/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/448/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/452/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/451/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/450/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/449/

Описывать внутренне строение Земли;

применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

организовывать работу обучающихся с социально значимой информацией по поводу получаемой на уроке социально значимой информации – обсуждать, высказывать мнение













Итого по разделу

7
















Раздел 5. Заключение













5.1.

Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»

1

https://www.prodlenka.org/metodicheskie- razrabotki/479195-5-klass-prakticheskaja- rabota-10analiz-rezult

представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме, описания);

организовывать экскурсии, походы, экспедиции и т.п.













Итого по разделу

1
















Резервное время

3
















Общее количество часов по программе

34


















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Календарные сроки

Фактические сроки



География — наука о планете Земля. Что изучает география?

1






Практическая работа

1." Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных".

1






Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки.

Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.

1






География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

1






Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию.

Открытие Нового света — экспедиция Х. Колумба.

Первое кругосветное плавание — экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.









Поиски Южной Земли — открытие Австралии.

1






Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии.

1






Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева — открытие Антарктиды).

Практическая работа №2. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.

1






Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана.

Географические открытия Новейшего времени.

Практическая работа №3. "Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и современных карт по предложенным учителем вопросам".

1






Виды изображения земной поверхности. Планы местности.

1






Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности.

1






"Практическая работа №4. Определение направлений и расстояний по плану местности".

1






Изображение на планах местности неровностей земной поверхности.

Абсолютная и относительная высоты.

1






Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.

Практическая работа №5. "Составление описания маршрута по плану местности".

1






Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты.

Градусная сеть на глобусе и картах.

Практическая работа №6. "Определение направлений и расстояний по карте полушарий".

1






Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты.

Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.

1






Практическая работа №7 "Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам".

1






Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах.

Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Сходство и различие плана местности и географической карты.

Профессия картограф. Система космической навигации.

1






Обобщение знаний по теме "Географическое изучение Земли. Изображения земной поверхности". КР

1






Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

1






Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.

1






Практическая работа №8. " Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости

от географической широты и времени года на территории России".

1






Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси.

Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

1






Литосфера — твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора.

1






Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания.

Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.

1






Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород.

Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит.

1






Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа — материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины.

Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира.

Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.

1






Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах.

Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

1






Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков.

Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.

Практическая работа

9. "Описание горной системы или равнины по физической карте".

1






Обобщение знаний по теме " Земля-планета Солнечной системы.

Оболочки Земли". КР

1






Промежуточная аттестация. Итоговое контрольное тестирование.

1






Практическая работа

10. "Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой".

1






Резерв. ВПР

1






Резерв. ВПР

1







ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34







СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

В период взросления и нравственного становления наставничество помогает подросткам определить жизненные ориентиры, понять свое предназначение и утвердиться в целях, понять ценности личного и социального выбора. Большинство воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети и подростки 7-12 лет. Именно такие дети остро нуждаются в наставничестве, в присутствии рядом тех людей, кто может помочь в любой ситуации.

Задачи Движения «ЮНАРМИЯ» направлены на воспитание ответственности, самостоятельности и личного самоопределения подростков. Именно поэтому так важно взаимодействие организованных и целенаправленных юнармейцев и ребят из детских социальных учреждений, стоящих на пороге выбора жизненного пути.

У большинства из нас когда-либо в жизни были значимые люди: родственники, тренеры, руководители, учителя, друзья. Они повлияли на наш выбор ценностей и жизненных принципов, были для нас примером, защитниками, советчиками и просто друзьями.

У воспитанников шанс обрести настоящего друга, который его поддержит и подскажет как поступить в трудной ситуации, очень мал. Проект «ЮНАРМИЯ. Наставничество» дает возможность юнармейцам стать такими друзьями для детей-сирот и «трудных» подростков.

«ЮНАРМИЯ» покажет ребенку в трудной ситуации жизнь за пределами организации, поможет найти настоящих друзей среди неравнодушных взрослых, ровесников и старших товарищей.

Наставничество как важный фактор патриотического воспитания Подростково-молодежный клуб «Импульс» создан в 2002 году на базе городского Дома культуры г. Николаевска, а в 2012 году переименован в Молодежный центр «Импульс», который является сердцем активной жизни молодежи города и Николаевского района. Целью и задачами деятельности Центра являются обеспечение благоприятных условий для повседневного пребывания в нём подростков и молодежи; организация комплекса мероприятий по гражданскому, духовно-нравственному, патриотическому и общественно-активному воспитанию; развитие творчества, привлечение к занятию физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни. Реализацией их занимаются клубы и объединения патриотической направленности: - Военно-патриотический клуб "Буревестник" – наставник старший прапорщик в отставке Азербаев Кадер Калкаманович
; - местный штаб Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» - наставник полковник запаса Бахарев Александр Яковлевич; - местный штаб Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» - наставник полковник в отставке Севастьянов Игорь Геннадьевич. Целевая группа воспитанников военно-патриотического клуба «Буревестник» – подростки от 12 до 17 лет включительно. Занятия в клубе проходят 3 раза в неделю: физическая подготовка, обучение навыкам рукопашного боя, военная, строевая, туристическая и медицинская подготовка, история России и Вооруженных сил. Основной концепцией деятельности является создание условий для всестороннего и героико-патриотического развития подростков. В Клубе ведется работа по направлениям: -спортивноприкладное – физическая подготовка, изучение техники рукопашного боя, строевая подготовка; -научно-историческое – изучение истории России, Вооруженных Сил и родного края, посещение музеев и выставок, поисковая и просветительская деятельность: проведение классных часов для учащихся образовательных организаций района; участие в Проекте «Дорога к обелиску». В течение года воспитанники клуба ухаживают за могилой родителей нашего земляка Героя Советского Союза Красноюрченко И.И. -туристическое – приобретение основных навыков туризма. С целью развития туризма специалисты клуба организовывают для ребят туристические походы, в которых воспитанники не только отдыхают, но и проходят "Школу выживания в экстремальных условиях" (в 2018 г. было организовано 2 похода). -добровольческое – участие во всероссийских, региональных, районных добровольческих акциях патриотической направленности, а также участие в мероприятиях Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы». -участие в деятельности детских и молодежных общественных организациях. В 2016 году на основе Волонтёрского корпуса «70-летия Победы в Великой Отечественной войне» было создано местное отделение Всероссийского общественного движения «Волонтёры Победы» и сформирован штаб. Участники Движения – волонтёры – в возрасте старше 14 лет. Основное направление деятельности Движения – организация и проведение мероприятий и акций, направленных на увековечивание памяти о Великой Отечественной Войне. В 2018 году эта повестка расширена и охватила все основные даты и события героической истории России. Воспитанники Клуба принимают участие в мероприятиях и акциях патриотической направленности:  Памятные мероприятия и концертная программа, посвященная Дню памяти о россиянах, исполнявших воинский долг за пределами Отечества. Акция «Живые цветы памяти». 