Файл: Семинарскопрактическое занятие 1 ii. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 438
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Психология
Группа
Студент
МОСКВА 2023
Семинарско-практическое занятие № 1
II. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из
предложенных тем (можно с презентацией):
Раздел II. Тема доклада «Основные подходы к пониманию предмета психологии»
Психология, как наука, прошла долгий путь в своем становлении, на протяжении которого менялось представление человека о психических явлениях, также в процессе исторического развития менялся предмет исследования психологической науки, его понимание в науке сложилось не сразу. Процесс ее становления проходил в четыре этапа. Рассмотрим эти этапы подробнее.
1-й этап (V в. до н.э.) - предмет изучения - душа. Представления о душе были как идеалистическими, так и материалистическими. Идеалист Платон, например, считал душу нематериальной, незримой, нетленной, а материалисты Гераклит и Демокрит - частицей природы, атомом огня, то есть материальной. Далее в результате борьбы этих двух направлений идеализм стал основой религии, а материализм был запрещен (вплоть до XVII в.). В этот период душа стала рассматриваться как нечто независимое от тела, как особая сущность. Двойственность души - дуализм (лат. dialia - двойственный) в наиболее развитой форме был представлен в учении Рене Декарта (1596-1650).
2-й этап (XVII в.) - ознаменовался бурным развитием естественных наук и предметом психологии стало сознание. Оно понималось как способность чувствовать, желать, мыслить. Материальный мир не изучался. Методом изучения сознания стала интроспекция, то есть самонаблюдение, самоосмысление, а научное направление стало называться интроспективной психологией. Представителем этого направления стал английский ученый Джон Локк (1632-1704). В рамках интроспективной психологии в 1879 г. в Лейпциге Вильгельмом Вундтом (1832-1920) была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория. Это событие ознаменовало появление экспериментального метода в психологии, а 1879 год стал годом рождения научной психологии. Начавшаяся критика интроспекции (невозможность одновременно выполнять действие и его анализировать; игнорирование бессознательного и пр.) подготовила переход к следующему этапу.
3-й этап (XIX в.) - в связи с успехами в медицине, экспериментами над животными и др. предметом психологии становится поведение. Появилось мощное научное направление в американской психологии, которое было названо бихевиоризмом. Поведение объяснялось характером стимула, который вызывает реакцию (поведение): (S - R) стимул - реакция. В это время появляется ряд попыток объяснить поведение не стимулами, а другими факторами. Так появляются основные психологические концепции:
- гештальтпсихология - Вольфганг Келер (1887-1967), Макс Верт-геймер (1880-1943) (предмет изучения - особенности восприятия);
- психоанализ и неофрейдизм - Зигмунд Фрейд (1856-1939), Карл Густав Юнг (1875 -1961), Альфред Адлер (1870-1937) (предмет изучения - бессознательное);
- когнитивная психология - Ульрих Найсер, Джером Сеймон Брунер (предмет изучения - познавательные процессы);
- генетическая психология - Жан Пиаже (1896-1980) (предмет - развитие мышления).
Основы отечественной научной психологии тоже закладываются в конце XIX - начале XX вв. Происходит становление «рефлексологии» - Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927), Борис Герасимович Ананьев (1829-1905).
4-й этап (XX в.) знаменуется появлением в отечественной психологии диалектико-материалистической концепции, которая базировалась на философской теории отражения (предмет изучения - психика) - Павел Петрович Блонский (1884-1941), Константин Николаевич Корнилов (1879-1957).
Одним из наиболее важных направлений, сформировавшимся в 20-30-х гг., стала «культурно-историческая теория», разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934), затем - психологическая теория деятельности, связанная с именем Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979) (предмет – психическая деятельность).
На Западе появляется гуманистическая психология - Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970) (предмет - особенности личности).
В 60-х годах XX в. приковывает к себе внимание новое направление- трансперсональная психология (Станислав Гроф), изучающая предельные возможности психики человека.
В настоящее время происходит интеграция разных направлений. Психологи используют понятия и методы того или иного направления в зависимости от особенностей решаемых проблем.
III. Основные положения учения Дж. Локка как теоретической основы интроспективной психологии.
Он утверждал, что существует два источника всех знаний: объекты внешнего мира и деятельность нашего собственного ума. На объекты внешнего мира человек направляет свои внешние чувства и в результате получает впечатления о внешних вещах, а в основе деятельности ума лежит особое внутреннее чувство – рефлексия, определяя ее как «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность» [5, с.129].
Рефлексия предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детей рефлексии почти нет, они заняты в основном познанием внешнего мира. Однако рефлексия может не развиться и у взрослого, если он не проявит склонности к размышлению над собой и не направит на свои внутренние процессы специального внимания. Исходя из данного положения, можно говорить о том, что Локк считает возможным раздвоение психики.
Психические процессы, по его мнению, протекают на двух уровнях. К процессам первого уровня он относил восприятие, мысли, желания и т. д., а к процессам второго уровня — наблюдение, или «созерцание», этих мыслей и образов восприятия.
Другим не менее важным выводом из утверждения Дж. Локка является то, что, поскольку процессы сознания открываются только самому субъекту, ученый может проводить психологические исследования только над самим собой. При этом способность к интроспекции не приходит сама по себе. Для того чтобы овладеть этим методом, надо долго упражняться.
По сути, Дж. Локк, находясь на материалистических позициях, придерживается двух принципов английского материализма ХУ1-ХУП вв., который возник и развивался под влиянием достижений в механике и физике, и в первую очередь открытий Ньютона. Первый из провозглашенных английскими материалистами того времени принципов был принцип сенсуализма, чувственного опыта, как единственного источника познания. Второй — это принцип автоматизма, согласно которому задача научного познания психических, как и всех природных явлений, заключается в том, чтобы разложить все сложные явления на элементы и объяснить их, опираясь на связи между этими элементами. Данная точка зрения получила название сенсуалистического материализма. Несмотря на некоторую ограниченность суждений, для своего времени эта позиция была весьма прогрессивна, а лежащие в ее основе принципы оказали огромное влияние на развитие психологической науки.
IV. Заполнить пробелы:
1. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой «тени», заключенной в теле.
2. По мнению Декарта, действия организма определяются нервами, находящимися в головном мозгу.
3. Рационализм – это философское течение, делающее главный упор на роль разума в приобретении знаний.
4. В XVIII в. изучение души заменяется изучением сознания и процессов мышления.
5. Первая лаборатория психологии была основана
Вильгельмом Вундтом в 1881 г.
6. По мнению основателя бихевиоризма Уотсона, любые действия человека можно объяснить с помощью схемы S-R (каждой ситуации или стимулу S соответствует определенное поведение R).
7. Согласно теории психоанализа, многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавлявшимися в детстве.
8. По мнению психологов гуманистического направления, любому индивидууму свойственно врожденное стремление к полной реализации.
Семинарско-практическое занятие № 2 по теме «Основные методы психологических исследований»
II. Классификация методов исследования и их характеристика.
Методы научных исследований – это приемы и средства, с помощью которых получают сведения, необходимые для вынесения практических рекомендаций и построения научных теорий.
В психологии известны различные классификации методов. Наиболее полной является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. В этой классификации все методы делятся на четыре класса.
1) Методы сбора данных (эмпирические):
а) основные (наблюдение и эксперимент (лабораторный, естественный (констатирующий, формирующий);
б) вспомогательные (тестирование, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности, биографический, моделирование, социометрический, близнецовый).
2) Организационные методы:
а) сравнительный;
б) лонгитюдный;
в) комплексный.
3) Методы обработки результатов:
а) количественный (статистический);
б) качественный (дифференциация материала по уровням и типам).
4) Методы интерпретации результатов:
а) генетический (анализ результатов в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий и т.п.);
б) структурный (установление структурных связей между всеми характеристиками личности).
Эмпирическими методами называются методы, которые обеспечивают возможность непосредственного познания действительности. Методами эмпирического исследования являются наблюдение, изучение педагогического опыта, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование, изучение продуктов педагогической и творческой деятельности, метод экспертов и др.
Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны исследователя. Наблюдение в психологии предполагает полное и точное описание наблюдаемых явлений, а также их психологическое толкование. Именно в этом заключается главная цель психологического наблюдения: оно должно, исходя из фактов, раскрыть их психологическое содержание.
Цель заключается не только в регистрации наблюдаемых фактов, но и в научном объяснении их причин, закономерностей, зависимости от различных факторов. Переход от описания факта поведения к его объяснению формулируется в гипотезе (научном предположении) для объяснения того или иного психического явления. К научному наблюдению предъявляются некоторые требования: целеполагание; плановость; систематичность; естественность условий; обязательная фиксация результатов в дневнике (протоколе); избирательность; объективность.
У наблюдения, как у любого метода, есть преимущества и недостатки. Достоинства: естественность условий; возможность применения приемов фиксации фактов (кино-, фото-, видеосъемка, запись на магнитофон, хронометраж, стенографирование, зеркало Гезелла и пр.). Недостатки: пассивная позиция наблюдателя; невозможность исключить случайные факторы, влияющие на протекание изучаемого явления; невозможность повторного наблюдения похожих фактов; субъективность в интерпретации фактов. Наблюдение и самонаблюдение (оно приобретает наиболее точный характер и называется экспериментальным самонаблюдением) могут входить в состав других методов, например, эксперимента, опроса, беседы.
Объективные данные можно получить с помощью эксперимента – метода, основанного на создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Главным достоинством эксперимента является то, что он позволяет надежнее других психологических методов делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность.
Достоинства: активная позиция исследователя; возможность создавать необходимые условия и обеспечивать их постоянство; возможность повторить эксперимент, варьировать, изменять условия, при которых изучается психическое явление.
Дальнейшее развитие естественного эксперимента привело к созданию психолого-педагогического эксперимента, сущность которого состоит в том, что изучение испытуемого ведется непосредственно в процессе обучения и воспитания.
Вспомогательными методами являются методы опроса, социометрия, тестирование и изучение продуктов деятельности. Методы опроса – это методы получения информации на основе вербальной коммуникации (путем вопросов и ответов). Каждый из вариантов проведения опроса имеет свои преимущества и недостатки. Выделяют три основных вида опроса: устный (беседа, интервью), письменный (анкетирование) и свободный.