Файл: Министерство образования и науки республики бурятия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Е.С. Витебская трактует рентабельность как относительный показатель, отражающий уровень прибыльности хозяйствующего субъекта и эффективность бизнеса [9.295].

А.М. Фридман определяет рентабельность как степень продуктивности организации, которая выражается в эффективном ведении операционной, финансовой и инвестиционной деятельности [18.202].

Г.В. Савицкая под рентабельностью понимает относительный показатель, который отражает эффективность использования организацией материальных, финансовых, трудовых ресурсов в процессе ведения финансово-хозяйственной деятельности [17.378].

Не смотря на разные подходы к определению рентабельности отечественными специалистами, общее в них то, что рентабельность – это показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

Таким образом, прибыль является ключевым показателем финансовых результатов организации, а рентабельность отражает эффективность управления прибылью. В совокупности оценка данных показателей позволяет проанализировать все тенденции развития предприятия и оценить эффективность его финансово-хозяйственной деятельности. Сущность прибыли, как экономической категории, проявляется в её функциях: она является критерием и показателем эффективности деятельности организации; является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия; выступает источником формирования средств бюджетов различных уровней в виде налогов.

1.2. Методика анализа прибыли организации и основные методы ее оптимизации



Изучение теоретико-методологических подходов к анализу прибыли организации позволило выделить следующие наиболее распространенные методы оценки:

  • горизонтальный анализ финансовых результатов;

  • вертикальный анализ финансовых результатов;

  • факторный анализ прибыли;

  • коэффициентный анализ, включающий в себя оценку эффективности деятельности организации.

Вертикальный анализ проводится с учетом отчетной документации, которая характеризует структуру всех итоговых показателей, горизонтальный – изменение отдельных компонентов финансовой отчетности.

Другими словами, вертикальный анализ включает в себя составление аналитической таблицы с показателями финансовых результатов, в рамках которой определяется удельный вес всех показателей относительно выручки. Так, например, увеличение доли валовой прибыли в выручке является положительным фактором, а необоснованное увеличение доли прочих расходов – негативным. Основной целью проведения вертикального анализа финансовых результатов является определение влияние отдельных показателей отчетности на конечный уровень прибыльности хозяйствующего субъекта [25.15-19].

Горизонтальный анализ подразумевает составление аналитической таблицы на основе отчета о финансовых результатах, в которой рассчитываются абсолютные и относительные темпы роста отчетных показателей. Данный метод оценки позволяет решить следующие задачи:

  • определить вероятность получения прибыли организацией в дальнейшем;

  • сопоставить темпы роста доходов и расходов, что даст возможность оценить эффективность управления затратами;

  • сопоставить темпы роста финансовых результатов по основной и прочей деятельности, что позволяет сделать вывод о правильности выбора стратегии организацией [21.143-148].

Так же распространенным приемом оценки прибыли организации является факторный анализ. Так, с помощью факторного анализа определяется влияние выручки, себестоимости, коммерческих и управленческих расходов, прочих доходов и расходов на величину прибыли. При этом факторный анализ не ограничивается применением исключительно к абсолютным показателям финансовых результатов, в том числе его применяют для оценки показателей рентабельности [31.311-318].



Выделяют четыре вида прибыли: валовую прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль. Рассмотрим данные виды более подробно.

1.. Валовую прибыль определяется, как разницу между выручкой от продажи продукции (за вычетом НДС) и себестоимостью проданной продукции. Валовая прибыль рассчитывается по формуле (1):





(1.1)

где

ВР – выручка от реализации, руб.;

С– себестоимость продаж, руб.

Таким образом, валовая прибыль представляет собой финансовый результат производственной деятельности предприятия. Данный вид прибыли является основополагающим в общем алгоритме формирования прибыли. При превышении себестоимости над размером полученной выручки компания получит валовый убыток [12.335].

2. Прибыль (убыток) от продаж. Данный показатель представляет собой общий финансовый результат от основной деятельности организации, определяется как разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами. Прибыль (убыток) от продаж организации рассчитывается по формуле (1.2):





(1.2)

где

ВП – валовая прибыль, руб.;

Ру – управленческие расходы, руб.;

Рк – коммерческие расходы, руб.

3. Прибыль (убыток) до налогообложения отражает финансовый результат от основной и прочей деятельности предприятия. Данный показатель рассчитывается по формуле (1.3):




(1.3)

где

ПП – прибыль от продаж, руб.;

Дпр – прочие доходы, руб.;

Рпр – прочие расходы, руб.

4. Чистая прибыль – это итоговый результат работы компании. Он складывается из суммарной выручки за вычетом всех расходов, налогов, обязательных платежей, амортизации, заработной платы, процентов по займам и кредитам на развитие бизнеса за определенный период. Данная величина рассчитывается по формуле (1.4):





(1.4)

где

ПДН – прибыль до налогообложения, руб.;

НП – налог на прибыль, руб.


Далее рассмотрим порядок расчета показателей рентабельности.

Наиболее частым показателем, применяемым при оценке эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, является показатель общей рентабельности, который отражает соотношение между чистой прибылью и выручкой, он рассчитывается по формуле (1.5):




(1.5)

где

В – выручка, руб.;

ЧП – чистая прибыль, руб.

Для оценки эффективности управления себестоимостью предприятия производят расчет коэффициента рентабельности основной деятельности, который отражает то количество прибыли от продаж, которое получает хозяйствующий субъект за каждые 100 рублей, вложенные в производство или закупку продукции для дальнейшей продажи. Снижение коэффициента рентабельности затрат свидетельствует о необходимости пересмотра существующих цен или усилении организации контроля за себестоимостью продукции, формула (1.6) [19.374]:




(1.6)

где

ПП – прибыль от продаж, руб.;

С – себестоимость, руб.

Оценить эффективность ведения операционной деятельности позволяет показатель рентабельности продаж. Коэффициент показывает результативность реализации продукции, работ или услуг, производимых в рамках основного направления деятельности. Если показатель имеет тенденцию к снижению, то можно сделать вывод о падении конкурентоспособности производимой продукции, о нерационально выстроенной ценовой политике. С другой стороны, если показатель рентабельности продаж будет крайне низким, а общая рентабельность высокой, то можно сделать вывод о неграмотно выработанной стратегии развития, т.е. когда предприятие вынуждено активизировать прочие виды деятельности, так как по основному виду не может добиться требуемого уровня доходности. Данный показатель рассчитывается по формуле (1.7):





(1.7)

где

ПП– прибыль от продаж, руб.;

В– выручка, руб.


Для того, чтобы оценить, насколько эффективно используются собственные средства, вложенные в производство и реализацию продукции, в ведение прочих видов деятельности, рассчитывается рентабельность собственного капитала. Данный показатель показывает, сколько прибыли приносят компании собственные привлеченные средства. Наибольший интерес данный коэффициент представляет для собственников организации, так как отражает их благосостояние. Если показатель в динамике увеличивается, то благосостояние собственников растет, иначе – падает. Показатель рассчитывается по формуле (1.8) [17.378]:




(1.8)

где

ЧП – чистая прибыль, руб.;

СКср.г. – среднегодовой размер собственного капитала, руб.


Для оценки эффективности использования всего имущества предприятием в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности рассчитывается рентабельность активов. Для ее определения необходимо сопоставить стоимость имущества с величиной полученной прибыли. Чем больший уровень прибыли приносят активы, тем деятельность предприятия характеризуется большей результативностью. Тем не менее, при оценке рентабельности активов важно учитывать, что если в отчетном периоде организация, например, решила существенно расширить основные производственные фонды, однако не успела выйти на высокий уровень прибыльности, то рентабельность активов будет снижаться. Однако твердо утверждать о снижении эффективности деятельности в таком случае нельзя. Напротив, если имущество организации будет стремительно снижаться, а прибыль оставаться на прежнем уровне, то рост рентабельности активов еще не будет означать повышение эффективности деятельности. В связи с чем, необходим комплексный поход к оценке прибыли и рентабельности, для формирования заключения о положении предприятия важно учитывать все показатели в динамике. Рентабельность активов определяется по формуле (1.9) [14.575]:





(1.9)

где

ЧП – чистая прибыль, руб.;

Аср.г. – среднегодовая стоимость активов, руб.

При расчете коэффициентов рентабельности активов и собственного капитала важно помнить, что в отчете о финансовых результатах показатели представлены за год, а в бухгалтерском балансе – на конец года. В связи с чем, необходимо привести показатели к сопоставимому виду, для этого в расчет берутся среднегодовые значения показателей из бухгалтерского баланса.