Файл: Методическая разработка для преподавателя самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса по дисциплине реабилитация больных со стоматологической патологией.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Электронная цифровая подпись
Лысов Николай Александрович
Бунькова Елена Борисовна
Утверждено 31 мая 2018 г. протокол № 5 председатель Ученого Совета Лысов Н.А. ученый секретарь Ученого Совета Бунькова Е.Б.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ СО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ»
Специальность 31.05.03 Стоматология
(уровень специалитета)
Направленность: Стоматология
Квалификация (степень) выпускника: Врач-стоматолог
Форма обучения: очная
Срок обучения: 5 лет
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1. Самостоятельная работа как важнейшая форма учебного процесса.
по дисциплине«РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ СО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ
ПАТОЛОГИЕЙ»
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно- исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия
(при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.
Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи высшего образования - "подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности".
Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание творческой активности и инициативы.
К современному специалисту в области медицины общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных
Навыков (компетенций) и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной профессиональной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
1.2. Компетенции, вырабатываемые в ходе самостоятельной работы обучающихся по
дисциплине
«РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ СО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ»
№ п/п
№ компетенции
Формулировка компетенции
1
ОПК-6 готовностью к ведению медицинской документации
2
ПК-1 способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения
2. Цели и основные задачи СРС
Ведущая цель организации и осуществления СРС должна совпадать с целью обучения студента – подготовкой специалиста (или бакалавра) с высшим образованием. При организации СРС важным и необходимым условием становятся формирование умения самостоятельной работы для приобретения знаний, навыков и возможности организации учебной и научной деятельности.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю (компетенциями), опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Задачами СРС в плане формирования вышеуказанных компетенций являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании контрольных (и выпускной квалификационной работ), для эффективной подготовки к итоговым зачетам, экзаменам, государственной итоговой аттестации и первичной аккредитации специалиста.
3. Виды самостоятельной работы
В образовательном процессе по дисциплине«РЕАБИЛИТАЦИЯ БОЛЬНЫХ СО
СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕЙ»выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, внеаудиторная.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: подготовка докладов/устных реферативных сообщений, решение ситуационных задач
3.1. Перечень тематик докладов/устных реферативных сообщений (по выбору
преподавателя и/или обучающегося)
-Медицинская реабилитация: цели, задачи, этапы, особенности реабилитационных лечебных учреждений и их структура.
-Медицинская реабилитация больных после травм и операций ЧЛО.
-Медицинская реабилитация при врожденных аномалиях ЧЛО.
-Медицинская реабилитация больных с онкологическими заболеваниями ЧЛО.
-Применение постоянных импульсных токов в стоматологии.
-Индуктотермия и диатермия (диатермокоагуляция) в стоматологической практике
-Лечебное применение лазерного излучения в стоматологии.
-Пунктурная физиотерапия в стоматологии.
-Ультрафиолетовое излучение в стоматологии
-УВЧ-терапия и УВЧ-индуктотермия в стоматологической практике.
-Природные физические факторы, используемые в медицинской реабилитации.
-Климатические факторы, используемые для медицинской реабилитации
-Лечебная физкультуры в медицинской реабилитации больных с патологией ЧЛО.
-Физиопрофилактика в стоматологии
Темы докладов/устных реферативных сообщений могут быть предложены преподавателем из вышеперчисленного списка, а также обучающимся в порядке личной инициативы по согласованию с преподавателем
3.2. Перечень ситуационных задач
Задача 1
Ребенок 13 лет жалуется на ноющие боли в области верхних премоляров слева. В 24 зубе небольшая кариозная полость на дистальной поверхности, 25 зуб интактный. Зубы не чистит, жует пищу преимущественно на праве стороне. Горизонтальная перкуссия 24, 25 зубов умеренно болезненна, десна гиперемирована.
Задания
1.Обследуйте ребенка, заполните историю болезни
2. Проведите дифференциальную диагностику и сформулируйте предварительный диагноз заболевания.
3.Составьте план лечения.
4.Как осуществляется диспансеризация и реабилитация пациентов с данной патологией. Какова тактика обучения пациента основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера и мероприятиям, направленным на предупреждение возникновения и (или) распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития.
Ответ
1. Внутриротовая рентгенография зубов 2.4, 2.5 и снимок в прикусе зубов 2.4, 2.5. ЭОД и термопроба зуба 2.4.
2. Предварительный диагноз: К05.30 хронический локализованный пародонтит лѐгкой степени тяжести в области зубов 2.4, 2.5.
Учитывая клинические и рентгенологические данные, дифференциальную диагностику следует проводить между гингивитом, пародонтитом средней степени тяжести, периодонтитом.
3.План лечения:
- лечение кариеса зуба 2.4, восстановление контактного пункта, местная пртивовоспалительная терапия
4.-коррекция и контроль гигиены рта; мотивация на постоянное соблюдение гигиенических мероприятий;
-диспансерное наблюдение 1 раз в 3 месяца.
Задача 2
Пациентка П. 17 лет обратилась к стоматологу с жалобами на подвижность резцов верхней челюсти, появление щели между зубами, крови во время чистки зубов и припухлость десны, которая в течение последнего года возникала трижды. Стоматолога посещает регулярно 2 раза в год: проводится лечение зубов, удаление зубного камня. Внешний осмотр: кожные покровы без видимой патологии. Осмотр полости рта: слизистая оболочка губ, щек без патологических изменений. Десневые сосочки и маргинальная десна отечны, гиперемированы, кровоточат при зондировании. Пародонтальные карманы в области 3.2.1 | 1.2.3 равны 4-5 мм. Патологическая подвижность 2.1 | 1.2 соответствует I степени.
Задания:
1.
Опишите рентгенограмму в области центральных резцов верхней челюсти, заполните медицинскую документацию
2. Составьте план лечения.
3.Как осуществляется диспансеризация и реабилитация пациентов с данной патологией. Какова тактика обучения пациента основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера и мероприятиям, направленным на предупреждение возникновения и (или) распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития.
Ответ.
1.
На контактных внутриротовых рентгенограммах в области 1 | 1 высота межальвеолярной перегородки снижена на длину корней зубов, отсутствует кортикальная пластинка на вершине межальвеолярной перегородки, резорбция альвеолярной кости II степени.
Заключение по рентгенограмме: резорбция межальвеолярной перегородки II степени, что соответствует пародонтиту средней степени тяжести.
2.
План лечения:
• коррекция и контроль гигиены рта;
• местная противовоспалительная терапия;
• шинирование 3.2.1 | 1.2.3;
• избирательноепришлифовывание зубов верхней и нижней челюстей;
• операция открытый кюретаж в области 3.2.1 | 1.2.3.
3.диспансерное наблюдение 1 раз в 3 месяца.
Задача 3
Ребенок П., 7 лет. Жалобы на деформацию нижнего отдела лица и затрудненное открывание рта.
Анамнез заболевания: 5 лет назад больной получил травму подбородка (удар качелями). К врачу не обращались. Через 2 года обратили внимание на затрудненное открывание рта, которое постепенно нарастало. В последующем появились асимметрия лица и западение подбородочного отдела. В настоящее время рот открывается до 1,3 см.
Задания:
1.Поставьте предварительный диагноз, заполните необходимую документацию
3.Укажите все возможные причины заболевания.
3.Предложите метод лечения.
4.Составьте план реабилитации больного
Ответ
1.Вторичный деформирующий остеоартроз правого и левого височно-нижнечелюстных суставов.
2.Возможные причины данного заболевания: травма бытовая (в данном случае - травма качелями); родовая травма; воспалительные процессы
(гематогенный остеомиелит, гнойный отит, мастоидитредко одонтогенный остеомиелит дистальных отделов ветви нижней челюсти).
3.Метод лечения - хирургический. Операция - остеотомия правой и левой ветвей нижней челюсти с обязательной одномоментной пластикой алло-, аутотрансплантатами или эндопротезами для создания дистальной опоры челюсти.
4.План реабилитации данного больного включает многоэтапное хирургическое лечение и длительное ортодонтическое пособие: первый этап хирургического лечения в возрасте 7 лет; в ближайшем послеоперационном периоде - физиолечение и миогимнастика в течение 2-3 месяцев с целью нормализации объема движения нижней челюсти; первый этап ортодонтического лечения - начинается сразу после операции с помощью шин Вебера или Ванкевич для удержания нижней челюсти в правильном анатомическом положении на 6-8 мес. В дальнейшем активная ортодонтия (для нормализации размера и формы зубных дуг) не ранее 6-12 месяцев после операции; второй этап хирургического лечения проводится в возрасте 13-14 лет (применение компрессионно-дистракционного метода или повторная пластика ветвей челюсти эндопротезами или биологическими трансплантатами большего размера, чем ранее применяемые); окончательный этап ортодонтического лечения с целью нормализации взаимоотношения зубных рядов.
Задача 4
Больная К., 6 лет. Жалобы на ограничение открывания рта.
Анамнез: данный симптом был обнаружен в возрасте 2 лет. С ростом ребенка объем движения нижней челюсти уменьшался.
При обследовании ребенка выявлены мягкие атрофичные рубцы на коже левой околоушно- жевательной области и в проекции левого тазобедренного сустава.
Задания:
1.Опишите местный статус, заполните необходимую документацию
5.Составьте план реабилитации данного больного
Ответ
1.При внешнем осмотре определяется нарушение конфигурации нижней трети лица за счет смещения средней линии подбородка влево. Правая половина нижней трети лица уплощена, левая выглядит припухшей. Левый угол рта несколько растянут. Открывание рта резко ограничено - в пределах 0,2-0,3 см. Со стороны полости рта - слизистая обычной окраски, умеренно увлажнена.
5.Основные этапы реабилитации больного: хирургический этап - остеотомия левой ветви нижней челюсти с последующим скелетным вытяжением; после восстановления движения нижней челюсти - санация полости рта; ортодонтический этап - удержание нижней челюсти в центральном положении и возрастная коррекция с помощью шин Вебера или Ванкевич. На этом этапе также проводят активное ортодонтическое лечение, направленное на нормализацию формы и размеров верхней и нижней зубной дуг. Длительность этапа 4-5 лет. следующий хирургический этап - пластика левой ветви нижней челюсти биологи биологическим трансплантатом или эндопротезом; следующий ортодонтический этап направлен на возрастную нормализацию положения отдельных зубов, а также размера и формы зубных рядов; завершающий хирургический этап проводится по косметическим показаниям - контурная пластика правой половины нижней челюсти и по показаниям – гениопластика
Задача 5
Больной Л. 15 лет, обратился с жалобами на резкую боль при открывании рта в области левого уха, припухлость, повышение температуры тела до 37,4
С. Из анамнеза: накануне на правой стороне долго жевал вяленую рыбу.
Объективно: Асимметрия лица за счет отека мягких тканей левой впередиушной области, кожа гиперемирована, напряжена, инфильтрат мягкий, малоболезненный.
Резкая боль в левом височно-нижнечелюстном суставе при открывании рта. Рот открывается на
1см. Прикус:глубокое резцовое перекрытие. Дентин обнажен гладкий пигментированный, высокочувствительный на раздражители дентин у фронтальных зубов и клыков, на вестибулярной поверхности в пришеечной области фронтальных зубов верхней челюсти отмечаются дефекты эмали с гладкими, сходящимися стенками, резкая болезненность при зондировании, от холодных раздражителей. Разрушение коронок 24,25,48 зубов, композитные пломбы не восстанавливают анатомическую форму 26 и 27 зубов.
О ОR О RR П ПR
18 17 16 15 14 13 12 11
21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41
31 32 33 34 35 36 37 38
R О О П О ОО
Вопросы:
1. Поставьте развернутый стоматологический диагноз, заполните историю болезни
2. Выпишите препараты для общего и местного лечения.
3. Составьте план санации полости рта.
4. Выберите оптимальный способ ортопедического лечения.
Ответ
1. Острый артрит левого ВНЧС. Хронический периодонтит 24,25,26,27,48 зубов.
Клиновидные дефекты 13,12,11,21,22,23. Вторичная частичная адентия верхней и нижней челюсти
2 класс по Кеннеди.
2. Противовоспалительные и жаропонижающие средства: Tab. Ac. Acethylsalicilatis 0,5 (по 1 таб. 2
– 3 раза в день через 15 мин после еды); Tab. Reopirini 0,2 ( по 1 таб. 2 раза в день), ). Для гипосенсибилизации: Sol. Calciichloridi 10% 200 ml. (по 1 стол. л. 3 раза в день). Для повышения сопротивляемости организма: Ac. Ascorbinici 0,3 (по 1 пор. 3 раза в день). Местно: сухое тепло, щадящий режим откусывания и жевания, временная фиксания нижней челюсти повязкой, физиолечение: дарсонвализация тихим разрядом грибовидныи электродом по 10 мин. № 8, УФО кожи пораженной области по 2 – 4 биодозы ежедневно N10 или инфракрасный свет по 15 мин ежедневно N10, с 3 -7 дня – лазеротерапия, диадинамотерапия, массаж пораженной области, ЛФК, с 14 дня – грязевые, озокеритные аппликации по 60 минN12.
3. Санация полости рта: пломбирование зубов и клиновидных дефектов, удаление корней разрушенных зубов.
4. Частичный съемный протез на нижнюю челюсть, мостовидные протезы с опорой на 17 – 13, 23 – 26, восстановление анатомической формы зубов вкладками или коронками.
Задача 6
Ребѐнок В., 6 лет.
Со слов мамы ребѐнок родился в срок. Вес при рождении 3300 г. На фотографии представлен верхний отдел собственно полости рта.