Файл: Опытноэкспериментальная работа по формированию ответственности у младших школьников Диагностика уровня ответственности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ответственности у младших школьников

2.1. Диагностика уровня ответственности



Исследование осуществлялось на базе … В нем приняли участие 25 учащихся 1 А класса (экспериментальная группа) и 25 учащихся 2 А класса (контрольная группа).

Задача исследования – изучить характер проявления ответственности у младших школьников.

Использовались методики:

- Методика "Самооценка волевых качеств".

Были рассмотрены конкретные ситуации, в которых дети учились выделять в них ответственное поведение. Акцентировалось внимание на том, что человеку не всегда удается проявить ответственность во всех ситуациях, но он должен стараться это делать. Дети самостоятельно распределяли героев сказок по "полюсам лесенки", и в соответствии с этим им было дано задание оценить свой уровень ответственности.
Таблица 1.

5 ступенька

(высокий уровень)

4 ступенька

(средневысокий уровень)

3 ступенька

(средний уровень)

2 ступенька

(средненизкий уровень)

1 ступенька

(низкий уровень)


1 кл.


2 кл.

1 кл.

2 кл.

1 кл.

2 кл.

1 кл.

2 кл.

1 кл.

2 кл.

12 уч.– 48 %


11 уч.– 44 %

7 уч. – 28 %

8 уч. – 32 %

3 уч. – 12 %

2 уч. – 8 %

2 уч. – 8 %

2 уч. – 8 %

1 уч. – 4 %

2 уч. – 8 %

Алина А.

Эльза У.

Олена Ш.

Артем П.

Иван С.

Рамиль З.

Рамис Т.

Сергей Б.

Валера М.

Игорь М.

Эвелина А.

Руслан Х.

Иринаа М.

Данил К.

Илья У.

Георгий К.

Данила С.

Вероника К.




Настя А.

Саша О.

Катя И.

Настя А.

Тимур Ф.

Никита Г.
















Алеша М.

Игнат А.

Лена Д.

Никита Ш.



















Алеша С.

Дима А.

Игнат Х.

Миша Н.



















Денис М.

Женя С.

Руслан Д.

Таня М.



















Алеша Б.

Юля У.

Максим С.

Сергей В.



















Ильвира Г.

Диляра Г.




Дима А.



















Андрей К.

Регина К.

























Алмаз З.

Руслан Х.

























Надя М.

Булат Н.

























Лена С.
































Рисунок 1

Большинство обследуемых учащихся 1 и 2 класса высоко оценивают проявление этого качества, ставят себя на самую высокую ступеньку лесенки. Было предложено объяснить, почему выбрана именно эта ступенька, и получены ответы: "Я такая, как Золушка, все успеваю делать, много учусь", "Я отличница", "Так мама сказала", "Учитель всегда хвалит меня". В оценке своих личностных качеств учащиеся младшего школьного возраста ориентируются на мнение взрослых (сравнение с результатами других учеников, похвала, отметка). Многие ученики этой группы указали на нежелание находиться на более низкой ступеньке: "Не хочу быть на низкой ступеньке рядом с Емелей", "Я не хуже других".

Дети, поставившие себя на первую ступень, переживали, что похожи на безответственных героев сказок (Емеля, Иван-дурак): «Я забываю тетради дома», «Люблю играть на компьютере, а надо учить уроки», «Не убираю в своей комнате».

Сравнительный анализ представлений детей о собственном уровне сформированности ответственности и соотнесение их с оценкой взрослых позволяет выявить адекватность и неадекватность самооценок учащихся

Исследование показало, что только 24 % учащихся 1 кл. и 28 % 2 кл. достаточно правильно оценили проявление у себя ответственности. Их самооценка совпала с мнением учителя (адекватная самооценка). 76 % учащихся 1 кл. и 72 % 2 кл. не смогли адекватно оценить проявление этого качества: у 48 % уч-ся 1 кл. и 52 % уч-ся 2 кл. обследуемых самооценка завышенная, у 28 % уч-ся 1 кл. и 20 % уч-ся 2 кл. заниженная.
Таблица 2.

Адекватная

самооценка

Завышенная

самооценка

Заниженная

самооценка

1 кл.

2 кл.

1 кл.

2 кл.

1 кл.

2 кл.

6 уч. – 24 %

7 уч. – 28 %

12 уч. – 48 %

13 уч. – 52 %

7 уч. – 28 %

5 уч. – 20 %

Алина А.

Игнат А.

Алеша М.

Руслан Х.

Ирина М.

Георгий К.

Эвелина А.

Дима А.

Алеша Б.

Катя И.

Иван С.

Сергей Б.

Саша О.

Женя С.

Ильвира Г.

Диляра Г.

Илья У.

Вероника К.

Денис М.

Юля У.

Андрей К.

Руслан Х.

Никита Г.

Игорь М.

Алеша С.

Регина К.

Алмаз З.

Артем П.

Рамис Т.

Настя А.

Лена С.

Булат Н.

Надя М.

Данил К.

Данила С.







Эльза У.

Олена Ш.

Тимур Ф.

Валера М.










Настя А.

Никита Ш.













Лена Д.

Миша Н.













Игнат Х.

Таня М.













Руслан Д.

Сергей В.













Максим С.

Дима А.
















Рамиль З.












Рисунок 2

Из 3 учеников, поставивших себя на самую низкую ступеньку лесенки, 2 не проявили ответственность реально в методике "Задание с пятницы на понедельник". Однако, немного заниженная самооценка может заставить человека повысить требования к себе, заставить его больше работать над собой.

Завышенная самооценка также может тормозить проявление ответственности у учащихся начальных классов. Из 25 детей с завышенной самооценкой только 8 учащихся (32%) проявляют ответственность реально. На вопрос, хотят ли они стать более ответственными людьми, эти учащиеся отвечали: "Я и так ответственный", "Не знаю, я учусь хорошо". Они не задумываются о возможности личностного роста, уверены в своих силах, легко относят неудачи за счёт внешних обстоятельств.

Адекватная самооценка позволяет ребёнку увидеть свои положительные и отрицательные стороны, определить, над чем ему необходимо поработать, создаёт возможности для самосовершенствования. 100% учащихся с адекватной самооценкой ответственности реально проявляют это качество в учении. Можно сделать вывод, что самооценка ответственности связана с реальным проявлением этого качества у младшего школьника. Возможно, формирование самооценки у учащихся является одним из приёмов развития ответственности.

Реальное проявление ответственности у младших школьников в учебной деятельности позволила выявить методика "Задание с пятницы на понедельник". В пятницу, после уроков, учащимся было предложено сделать иллюстрации к сказке и принести их в понедельник. В назначенный срок учитель попросил ребят сдать выполненные работы.

Учащиеся разделились на три группы:

1) ученики, выполнившие задание в срок;

2) ученики, выполнившие задание позже назначенного срока (во вторник, в среду);

3) ученики, не выполнившие задание.

Таким образом, можно сделать вывод об уровне сформированности волевого качества. У учащихся первой группы он достаточно высокий, у второй - средний, у третьей - низкий.

Как показали результаты исследования, задание учителя выполнили только 32% учащихся 1 кл. и 48 % уч-ся 2 кл. (высокий уровень ответственности). Они понимают значимость и важность учения, охотно выполняют школьные обязанности, серьёзно относятся к требованиям учителя.

Ученики, не выполнившие задание в срок, очень переживали, пытались найти объяснение тому, что случилось: "я сделал, но забыл дома тетрадку", "помогал маме, не успел".


Однако, только 56 % учащихся 1 кл. и 48% учащихся 2 кл. сдали свои работы на следующий день (средний уровень ответственности), а 12 % учащихся 1 кл. и 4 % учащихся 2 кл. обследуемых вообще забыли о задании (низкий уровень ответственности). Эти ученики, полагаясь на свою память, не записывали задание в дневник, неоднократно обещали принести работу завтра, спрашивали учителя, будет ли выставлена отметка за её выполнение.

Причину невыполнения задания они старались искать во внешних обстоятельствах, а не в себе самих. Ни один ребёнок с низким уровнем ответственности не назвал самого себя в качестве причины, из-за которой не было выполнено задание.
Таблица 3.

Высокий уровень

ответственности

Средний уровень

ответственности

Низкий уровень

ответственности

1 кл.

2 кл.

1 кл.

2 кл.

1 кл.

2 кл.

8 уч. – 32 %

12 уч. – 48 %

14 уч. – 56 %

12 уч. – 48 %

3 уч. – 12 %

1 уч. – 4 %

Алина А.

Игнат А.

Ильвира Г.

Руслан Х.

Алмаз З.

Георгий К.

Эвелина А.

Дима А.

Надя М.

Катя И.

Руслан Д.




Саша О.

Женя С.

Олена Ш.

Диляра Г.

Андрей К.




Денис М.

Юля У.

Настя А.

Руслан Х.







Алеша С.

Регина К.

Лена Д.

Артем П.







Лена С.

Булат Н.

Игнат Х.

Данил К.







Алеша М.

Эльза У.

Максим С.

Тимур Ф.







Алеша Б.

Миша Н.

Иринаа М.

Никита Ш.










Таня М.

Иван С.

Рамиль З.










Сергей В.

Илья У.

Настя А.










Дима А.

Никита Г.

Сергей Б.










Вероника К.

Рамис Т.

Игорь М.













Данила С.
















Валера М.















Рисунок 3

Проведённые исследования свидетельствуют, что ответственность младшего школьника является недостаточно сформированным качеством. Он переживает невыполнение задания учителя, однако неохотно берёт ответственность за результаты своей учебы на себя, оправдывает своё поведение рядом внешних причин.

Результаты исследований ("Методика изучения направленности ответственности") показывают, что только у 28 % уч-ся 1 кл., 32 % уч-ся 2 кл. обследуемых учащихся - интернальный локус контроля. В большинстве предлагаемых ситуаций они стараются брать ответственность на себя. Из них только 8 % учащихся 1 кл., 12 % уч-ся 2 кл. во всех 10 ситуациях не полагаются на судьбу и случай, полностью отвечают за свои возможные действия. 12% учащихся 1 кл., 16 % уч-ся 2 кл. в 5 предлагаемых ситуациях приписывают ответственность внешним факторам, в 5 - берут ответственность на себя, связывая все события со своим поведением, характером, способностями.

У большинства обследуемых (72 % уч-ся 1 кл, 68 % уч-ся 2 кл.) - экстернальный локус контроля. В предлагаемых ситуациях они объясняют происходящее преимущественно внешними факторами. Из них 8% учащихся 1 и 2 кл. ни в одной из ситуаций не берут ответственность на себя. Младшему школьнику очень важно выглядеть "примерным", "ответственным" учеником в глазах учителя, ему трудно признаться, что в невыполнении задания учителя виноват он сам. Гораздо легче сослаться на другие причины, как произошло в этом случае.
Таблица 4.

Интернальный локус контроля

Экстернальный локус контроля

1 класс

2 класс

1 класс

2 класс

7 уч. – 28 %

8 уч. – 32 %

18 уч. – 72 %

17 уч. – 68 %

Алина А.

Игнат А.

Алеша М.

Таня М.

Эвелина А.

Дима А.

Ильвира Г.

Сергей В.

Саша О.

Женя С.

Надя М.

Дима А.

Денис М.

Юля У.

Олена Ш.

Вероника К.

Алеша С.

Регина К.

Настя А.

Руслан Х.

Лена С.

Булат Н.

Лена Д.

Катя И.

Алеша Б.

Эльза У.

Игнат Х.

Диляра Г.




Миша Н.

Максим С.

Руслан Х.







Иринаа М.

Артем П.







Иван С.

Данил К.







Илья У.

Тимур Ф.







Никита Г.

Никита Ш.







Рамис Т.

Рамиль З.







Данила С.

Настя А.







Валера М.

Сергей Б.







Алмаз З.

Игорь М.







Руслан Д.

Георгий К.







Андрей К.