Файл: Опытноэкспериментальная работа по формированию ответственности у младших школьников Диагностика уровня ответственности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Рисунок 5
Резюмируя выше сказанное можно сделать некоторые выводы о развитии ответственности младшего школьника:

  Ответственность в младшем школьном возрасте является недостаточно сформированным качеством. Лишь 32 % учащихся 1 кл., 48 % учащихся 2 кл. готовы выполнять требование учителя сразу и до конца.

Учащиеся младшего школьного возраста недостаточно четко осознают, что такое "ответственность", "ответственный ученик", не всегда правильно оценивают проявление этого качества у себя. 8% детей 1 и 2 кл. считают, что за их поступки, результаты учебы несут ответственность взрослые.

Самооценка ответственности оказывает влияние на реальное проявление этого качества. Исследования показали, что ученики с немного заниженной самооценкой более ответственно относятся к делу.

У 72 % учащихся 1 кл., 68 % учащихся 2 кл. экстернальный локус контроля. Они склонны искать причины невыполнения задания во внешних обстоятельствах и не принимают ответственность на себя.

Ученик, ответственно подходящий к учению, добивается больших результатов.



2.2. Методы и приемы формирования ответственности у младших школьников во внеурочной деятельности



Формирование ответственности у младших школьников в процессе обра­зования является важной педагогической задачей. Известно, что ответственный человек имеет более высокое уважение и лучшие жизненные перспективы. Лю­ди, обладающие данным качеством нужны обществу и нужны друг другу, на таких людей всегда можно положиться, зная надёжность такого человека.

Про­блеме формирования у младших школьников ответственности в процессе обра­зования посвящены исследования А. Н. Авдеевой, Л. И. Божович, Л. В. Гольба, В. А. Крутецкого, А. К. Кузьминых, Д. А. Леонтьева, К. Муздыбаева, Н. И. Элиасберг и др. Можно отметить, что данная проблема рассматривается широко и в разных аспектах. Однако данная проблема актуальна и в наши дни, поскольку изменились социальные условия, в которых формируется нынешней младший школьник, должны меняться и подходы к решению данной проблемы.

Рассуждая о решении проблемы формирования у младших школьников ответственности в процессе образования, можно задаться некоторыми вопроса­ми, например, как необходимо выстроить педагогический процесс, чтобы у младших школьников формировалась ответственность в процессе образования, а также как сформированное чувство ответственности отразиться на личности ребёнка, его поведении и деятельности, в том числе учебной.


На современном этапе развития образования профессиональная культура учителя позволяет объяснить, обосновать и определить педагогические факты и процессы, методы обучения, воспитания и развития учащихся [8]. Для ответа на эти вопросы це­лесообразно, раскрыть содержание ключевого понятия нашего исследования, в качестве которого выступает понятие «ответственность», рассмотреть особен­ности проявления ответственности у младших школьников, которые являются особой возрастной категорией детей и проанализировать исследования других авторов по данному вопросу.

Проблема формирования ответственности всегда была в центре внимания разных наук. В психологии под ответственностью принято понимать черту ха­рактера человека, выражающуюся в его готовности лично отвечать за то, что происходит с ним и вокруг него [6]. В педагогике ответственность описывается, как способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и право­выми нормами и правилами, чувством долга [2].

Д. А. Леонтьев пишет: «Ответ­ственность - волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечива­ющие возложение ответственности и внутренние формы саморегуляции. Ответ­ственность как черта личности формируется в ходе деятельности при соблюде­нии норм и правил общества.

На принятие ответственности за успех или неуда­чи существенное влияние оказывает уровень развития группы, её сплоченность, близость ценностных ориентаций, эмоциональная идентификация» [5]. Как ви­дим, из предложенных определений, в них понятие «ответственность» рассмат­ривается как качество личности, которое характеризуется способностью чело­века контролировать свою деятельность и отвечать за свои действия и поступ­ки.

Человек, обладающий таким качеством как ответственность, всегда найдёт выход из трудной ситуации, сможет достаточно легко адаптироваться к новым жизненным условиям, его деятельность всегда распланирована, выпол­няется качественно и в необходимый промежуток времени. Благодаря этому, такой человек сможет обрести уверенность в себе и в своих силах, а также осу­ществлять контроль над любой ситуацией, рационально оценивать свое поведе­ния и окружающих людей.

Исходя из анализа исследований данной проблемы, под ответственно­стью мы понимаем, качество личности, приобретаемое человеком в процессе социализации под влиянием внешних и внутренних воздействий и проявляю­щееся в умении принимать решения, отвечать за последствия и выполнять взя­тые на себя обязательства.



Данное качество приобретается в процессе социального развития, с ним не рождаются, оно формируется у человека в течение всей его жизни, но осно­вы это качества закладываются в детстве и, прежде всего, в его школьный пе­риод. Для формирования данного качества необходим постоянный труд как фи­зический, так и моральный.

К физическому труду можно отнести общественно полезную трудовую деятельность, через которую формируется ответственность и нравственные качества личности. Даже не сама физическая работа, не сово­купность грамотно организованных дел, а система общественно полезной трудовой деятельности, которая организована с учётом возрастных особенностей школьников, обеспечивает глубокое психологическое воздействие на их лич­ность.

Следует отметить, что начало процесса формирования ответственности у ребёнка закладывается в семье, которая играет важную роль в становлении личности растущего человека. Именно в семье формируется не только ответ­ственность, но и другие качества личности. Она даёт ребёнку положительные образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подра­жает во всех своих действиях, поэтому во многом от родителей зависит, как в дальнейшем будет протекать процесс формирования ответственности у их ре­бёнка. Однако, как показывает практика, в условиях современного мира, когда у родителей всё меньше остаётся времени на воспитание детей, на общение с ними, обязанности по воспитанию ответственности возлагаются на школу.

По­этому особое место в жизни ребёнка занимает школа. В своё время Я. А. Коменский считал, что процесс обучения и воспитания прерогатива госу­дарства, которое своей целью должно иметь воспитание достойных умов, спо­собных помочь своей стране [3]. Именно поэтому школьная жизнь столь важна в жизни ребёнка, тот опыт, знания, которые он получит во время обучения в школе, помогут принять правильные решения.

Школа является вторым после семьи социальным институтом для ребён­ка, так как именно в школе происходит знакомство с моделью социального ми­ра, его культурой, правилами и обязанностями. Начало учёбы в школе начина­ется с адаптации к новым условиям жизнедеятельности, которые раньше были неизвестны ребёнку. Возможности детей ко времени поступления в школу ве­лики, ученики уже обладают настойчивостью, могут ставить перед собой цели и достигать их, делают первые попытки оценивания, с точки зрения их обще­ственной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и от­ветственности.


Новая социальная роль требует от младшего школьника намного больше усилий и стараний. Новый этап приносит в жизнь ребёнка новую информацию, новые впечатления, а также новые задачи, которые ему хочется выполнять, это связано с тем, что ведущим типом деятельности младшего школьника является учебная деятельность.

Именно в данный период учебная деятельность требует от ребёнка наибольшей концентрации воли и ответственности, так как у него появляются права и обязанности, которые не зависят от родителей, ребёнок учится сам принимать решения и отвечать за них. Важно отметить, что у млад­ших школьников не сразу формируется ответственное отношение к учебной де­ятельности, но от школьника ожидается более серьёзное и ответственное отно­шение к порученным ему обязанностям.

Как считает В. А. Крутецкий, у младшего школьника под влиянием воз­растающих требований и правильно организованного учебно-воспитательного процесса формируются такие важные качества личности, как ответственность, трудолюбие, прилежание, дисциплинированность и аккуратность, а также по­степенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения и умение контролировать свои действия, а к 3-4 классу проявляется способность к осознанию понятия долга [4].

По мнению Л. И. Божович, начиная с 1 и до 3 класса, младшие школьни­ки находятся в новом для них «мире», который они только-только открывают для себя, на данном этапе первое место занимает учитель, который является для них авторитетом во всем, слово родителей уступает по важности слову учителя.

Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспи­тания положительных качеств личности, поэтому учителю со своим влиянием на учеников, которые в данном возрасте подвержены лёгкой внушаемости, до­верчивость и склонности к подражанию, необходимо ответственно подойти к данной проблеме, найти наиболее подходящие пути решения проблемы.

Во многом из-за того, что младшие школьники ещё недостаточно интересуются коллективом, и у них не сформирована крепкая связь друг с другом, они не чувствуют себя частью единого коллектива, обособлены и независимы друг от друга, и многие из них демонстрируют свою недоброжелательность по отноше­нию друг к другу. Проявление завистливости, хвастовства и отчуждённости приводит к тому, что на данном этапе только учитель является другом и авто­ритетом, и поручения учителя младший школьник выполняет ответственно, ведь от того, как ученик подойдет к решению той или иной задачи, зависит его оценка, а для ребёнка оценка и похвала со стороны учителя очень важна [1].


На основании выше сказанного, можно выделить умения, свидетельству­ющие об уровне сформированности у младших школьников ответственности, к которым относятся умения:

  • выполнять поручения учителя в период определенного времени;

  • грамотно планировать свою деятельность;

  • отличаться самостоятельностью на уроке, во внеурочной деятельности и во время подготовки до­машнего задания;

  • оценивать своё поведение и поведение окружающих людей;

  • применять волевые усилия при решении поставленных задач.





Выводы по главе 2



Процесс формирования ответственности у младшего школьника начинается ещё задолго до школы, первые шаги в данном процессе осуществляет именно семья, а только потом учитель в школе, на ко­тором, конечно же, лежит огромная ответственность, ведь от того, как учитель подойдёт к данной педагогической задаче, зависит уровень сформированности ответственности.



Заключение



Социальные и экономические изменения в нашей стране предъявля­ют особые требования к субъектным свойствам личности — активности, инициативности, ответственности, благодаря которым человек способен не только приспосабливаться к изменчивой и неопределенной среде, но и обеспечивать прогресс общества. Ответственность, по мнению многих уче­ных, является высшим личностным образованием, сложным феноменом, который характеризует высший уровень развития человека, его личност­ную и социальную зрелость (Л. И. Дементий, В. П. Прядеина).

Ответственность - качество личности, выражающееся в способности чувствовать себя “автором” своих действий, способности понимать соот­ветствие результатов своих действий необходимым целям, а также понима­ние необходимости отвечать за свои действия, поступки (М. В. Борцова).

Одной из наиболее разрабатываемых проблем ответственности явля­ется детская ответственность, проблема ее формирования. Следует отме­тить, что в отечественной психологии до сих пор остается нерешенным во­прос о сензитивных периодах развития ответственности в возрасте, в кото­ром она появляется.

В результате проведенного исследования можно сде­лать следующий вывод: проявление ответственности младшего школьника имеет выраженный характер и связано с успешной социализацией в обра­зовательной среде. Обнаружена взаимосвязь между высокими показателя­ми ответственности и высокой успеваемостью в школе.