Файл: Опытноэкспериментальная работа по формированию ответственности у младших школьников Диагностика уровня ответственности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисунок 5
Резюмируя выше сказанное можно сделать некоторые выводы о развитии ответственности младшего школьника:
Ответственность в младшем школьном возрасте является недостаточно сформированным качеством. Лишь 32 % учащихся 1 кл., 48 % учащихся 2 кл. готовы выполнять требование учителя сразу и до конца.
Учащиеся младшего школьного возраста недостаточно четко осознают, что такое "ответственность", "ответственный ученик", не всегда правильно оценивают проявление этого качества у себя. 8% детей 1 и 2 кл. считают, что за их поступки, результаты учебы несут ответственность взрослые.
Самооценка ответственности оказывает влияние на реальное проявление этого качества. Исследования показали, что ученики с немного заниженной самооценкой более ответственно относятся к делу.
У 72 % учащихся 1 кл., 68 % учащихся 2 кл. экстернальный локус контроля. Они склонны искать причины невыполнения задания во внешних обстоятельствах и не принимают ответственность на себя.
Ученик, ответственно подходящий к учению, добивается больших результатов.
2.2. Методы и приемы формирования ответственности у младших школьников во внеурочной деятельности
Формирование ответственности у младших школьников в процессе образования является важной педагогической задачей. Известно, что ответственный человек имеет более высокое уважение и лучшие жизненные перспективы. Люди, обладающие данным качеством нужны обществу и нужны друг другу, на таких людей всегда можно положиться, зная надёжность такого человека.
Проблеме формирования у младших школьников ответственности в процессе образования посвящены исследования А. Н. Авдеевой, Л. И. Божович, Л. В. Гольба, В. А. Крутецкого, А. К. Кузьминых, Д. А. Леонтьева, К. Муздыбаева, Н. И. Элиасберг и др. Можно отметить, что данная проблема рассматривается широко и в разных аспектах. Однако данная проблема актуальна и в наши дни, поскольку изменились социальные условия, в которых формируется нынешней младший школьник, должны меняться и подходы к решению данной проблемы.
Рассуждая о решении проблемы формирования у младших школьников ответственности в процессе образования, можно задаться некоторыми вопросами, например, как необходимо выстроить педагогический процесс, чтобы у младших школьников формировалась ответственность в процессе образования, а также как сформированное чувство ответственности отразиться на личности ребёнка, его поведении и деятельности, в том числе учебной.
На современном этапе развития образования профессиональная культура учителя позволяет объяснить, обосновать и определить педагогические факты и процессы, методы обучения, воспитания и развития учащихся [8]. Для ответа на эти вопросы целесообразно, раскрыть содержание ключевого понятия нашего исследования, в качестве которого выступает понятие «ответственность», рассмотреть особенности проявления ответственности у младших школьников, которые являются особой возрастной категорией детей и проанализировать исследования других авторов по данному вопросу.
Проблема формирования ответственности всегда была в центре внимания разных наук. В психологии под ответственностью принято понимать черту характера человека, выражающуюся в его готовности лично отвечать за то, что происходит с ним и вокруг него [6]. В педагогике ответственность описывается, как способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга [2].
Д. А. Леонтьев пишет: «Ответственность - волевое личностное качество, проявляющееся в осуществлении контроля за деятельностью человека. Различают внешние формы, обеспечивающие возложение ответственности и внутренние формы саморегуляции. Ответственность как черта личности формируется в ходе деятельности при соблюдении норм и правил общества.
На принятие ответственности за успех или неудачи существенное влияние оказывает уровень развития группы, её сплоченность, близость ценностных ориентаций, эмоциональная идентификация» [5]. Как видим, из предложенных определений, в них понятие «ответственность» рассматривается как качество личности, которое характеризуется способностью человека контролировать свою деятельность и отвечать за свои действия и поступки.
Человек, обладающий таким качеством как ответственность, всегда найдёт выход из трудной ситуации, сможет достаточно легко адаптироваться к новым жизненным условиям, его деятельность всегда распланирована, выполняется качественно и в необходимый промежуток времени. Благодаря этому, такой человек сможет обрести уверенность в себе и в своих силах, а также осуществлять контроль над любой ситуацией, рационально оценивать свое поведения и окружающих людей.
Исходя из анализа исследований данной проблемы, под ответственностью мы понимаем, качество личности, приобретаемое человеком в процессе социализации под влиянием внешних и внутренних воздействий и проявляющееся в умении принимать решения, отвечать за последствия и выполнять взятые на себя обязательства.
Данное качество приобретается в процессе социального развития, с ним не рождаются, оно формируется у человека в течение всей его жизни, но основы это качества закладываются в детстве и, прежде всего, в его школьный период. Для формирования данного качества необходим постоянный труд как физический, так и моральный.
К физическому труду можно отнести общественно полезную трудовую деятельность, через которую формируется ответственность и нравственные качества личности. Даже не сама физическая работа, не совокупность грамотно организованных дел, а система общественно полезной трудовой деятельности, которая организована с учётом возрастных особенностей школьников, обеспечивает глубокое психологическое воздействие на их личность.
Следует отметить, что начало процесса формирования ответственности у ребёнка закладывается в семье, которая играет важную роль в становлении личности растущего человека. Именно в семье формируется не только ответственность, но и другие качества личности. Она даёт ребёнку положительные образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях, поэтому во многом от родителей зависит, как в дальнейшем будет протекать процесс формирования ответственности у их ребёнка. Однако, как показывает практика, в условиях современного мира, когда у родителей всё меньше остаётся времени на воспитание детей, на общение с ними, обязанности по воспитанию ответственности возлагаются на школу.
Поэтому особое место в жизни ребёнка занимает школа. В своё время Я. А. Коменский считал, что процесс обучения и воспитания прерогатива государства, которое своей целью должно иметь воспитание достойных умов, способных помочь своей стране [3]. Именно поэтому школьная жизнь столь важна в жизни ребёнка, тот опыт, знания, которые он получит во время обучения в школе, помогут принять правильные решения.
Школа является вторым после семьи социальным институтом для ребёнка, так как именно в школе происходит знакомство с моделью социального мира, его культурой, правилами и обязанностями. Начало учёбы в школе начинается с адаптации к новым условиям жизнедеятельности, которые раньше были неизвестны ребёнку. Возможности детей ко времени поступления в школу велики, ученики уже обладают настойчивостью, могут ставить перед собой цели и достигать их, делают первые попытки оценивания, с точки зрения их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности.
Новая социальная роль требует от младшего школьника намного больше усилий и стараний. Новый этап приносит в жизнь ребёнка новую информацию, новые впечатления, а также новые задачи, которые ему хочется выполнять, это связано с тем, что ведущим типом деятельности младшего школьника является учебная деятельность.
Именно в данный период учебная деятельность требует от ребёнка наибольшей концентрации воли и ответственности, так как у него появляются права и обязанности, которые не зависят от родителей, ребёнок учится сам принимать решения и отвечать за них. Важно отметить, что у младших школьников не сразу формируется ответственное отношение к учебной деятельности, но от школьника ожидается более серьёзное и ответственное отношение к порученным ему обязанностям.
Как считает В. А. Крутецкий, у младшего школьника под влиянием возрастающих требований и правильно организованного учебно-воспитательного процесса формируются такие важные качества личности, как ответственность, трудолюбие, прилежание, дисциплинированность и аккуратность, а также постепенно развивается способность к волевой регуляции своего поведения и умение контролировать свои действия, а к 3-4 классу проявляется способность к осознанию понятия долга [4].
По мнению Л. И. Божович, начиная с 1 и до 3 класса, младшие школьники находятся в новом для них «мире», который они только-только открывают для себя, на данном этапе первое место занимает учитель, который является для них авторитетом во всем, слово родителей уступает по важности слову учителя.
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспитания положительных качеств личности, поэтому учителю со своим влиянием на учеников, которые в данном возрасте подвержены лёгкой внушаемости, доверчивость и склонности к подражанию, необходимо ответственно подойти к данной проблеме, найти наиболее подходящие пути решения проблемы.
Во многом из-за того, что младшие школьники ещё недостаточно интересуются коллективом, и у них не сформирована крепкая связь друг с другом, они не чувствуют себя частью единого коллектива, обособлены и независимы друг от друга, и многие из них демонстрируют свою недоброжелательность по отношению друг к другу. Проявление завистливости, хвастовства и отчуждённости приводит к тому, что на данном этапе только учитель является другом и авторитетом, и поручения учителя младший школьник выполняет ответственно, ведь от того, как ученик подойдет к решению той или иной задачи, зависит его оценка, а для ребёнка оценка и похвала со стороны учителя очень важна [1].
На основании выше сказанного, можно выделить умения, свидетельствующие об уровне сформированности у младших школьников ответственности, к которым относятся умения:
-
выполнять поручения учителя в период определенного времени; -
грамотно планировать свою деятельность; -
отличаться самостоятельностью на уроке, во внеурочной деятельности и во время подготовки домашнего задания; -
оценивать своё поведение и поведение окружающих людей; -
применять волевые усилия при решении поставленных задач.
Выводы по главе 2
Процесс формирования ответственности у младшего школьника начинается ещё задолго до школы, первые шаги в данном процессе осуществляет именно семья, а только потом учитель в школе, на котором, конечно же, лежит огромная ответственность, ведь от того, как учитель подойдёт к данной педагогической задаче, зависит уровень сформированности ответственности.
Заключение
Социальные и экономические изменения в нашей стране предъявляют особые требования к субъектным свойствам личности — активности, инициативности, ответственности, благодаря которым человек способен не только приспосабливаться к изменчивой и неопределенной среде, но и обеспечивать прогресс общества. Ответственность, по мнению многих ученых, является высшим личностным образованием, сложным феноменом, который характеризует высший уровень развития человека, его личностную и социальную зрелость (Л. И. Дементий, В. П. Прядеина).
Ответственность - качество личности, выражающееся в способности чувствовать себя “автором” своих действий, способности понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, а также понимание необходимости отвечать за свои действия, поступки (М. В. Борцова).
Одной из наиболее разрабатываемых проблем ответственности является детская ответственность, проблема ее формирования. Следует отметить, что в отечественной психологии до сих пор остается нерешенным вопрос о сензитивных периодах развития ответственности в возрасте, в котором она появляется.
В результате проведенного исследования можно сделать следующий вывод: проявление ответственности младшего школьника имеет выраженный характер и связано с успешной социализацией в образовательной среде. Обнаружена взаимосвязь между высокими показателями ответственности и высокой успеваемостью в школе.