Файл: Сипягина Любовь Владимировна Талдом 2016 г пояснительная записка программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛДОМСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Г. ТАЛДОМА

Обсуждено и рекомендовано Утверждено

На методическом совете приказом директора от 30.08.16 г. № 1 МУ ДО ДДТ г.Талдома

От 01.09.16 № 100

ПРОГРАММА

Объединения

«Юные инспектора дорожного движения»

Социально - педагогическая направленность

для детей 9-12 лет

срок реализации 1 год

Составитель-

педагог дополнительного образования

Сипягина Любовь Владимировна

Талдом

2016 г

  1. Пояснительная записка

Программа объединения «Юные инспекторы движения» составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградова «Юные инспекторы движения».

Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.

Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на два года. Отряд ЮИД состоит из учащихся 5 классов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.


Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи программы:

Образовательные

  • повысить у учащихся уровень знаний по Правилам до­рожного движения Российской Федерации;

  • помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;

  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие

  • развивать у учащихся умение ориентироваться в до­рожно-транспортной ситуации;

  • способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные

  • воспитать у учащихся дисциплинированность и ответ­ственность за свои действия на дороге;

  • выработать у учащихся культуру поведения в транс­порте и дорожную этику;

  • сформировать у учащихся сознательное и ответствен­ное отношение к собственному здоровью, к личной безопас­ности и безопасности окружающих.

Программа кружка «Юные инспекторы движения» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта. 

Организация образовательного процесса

Данная программа опирается на минимальный запас зна­ний Правил дорожного движения и умений их выполнять, полученных в дошкольных образовательных учреждениях, семье, в начальных классах.

Программа построена по нарастающей степени сложнос­ти.

Форма организации занятий

Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное пред­ставление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного по­

ведения с учётом своих возможностей.

Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

Так как программа больше всего уделяет внимания про­паганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомен­дуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

Методы и средства обучения

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, пла­катов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяет­ся знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу и району с целью изучения программного материала.

На каждом занятии органически сочетается изучение но­вого и повторение изученного материала. Программа рас­считана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению Правил дорожного дви­жения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

С этой целью должны быть оформлены и подготовле­ны:

  • уголок безопасности дорожного движения;

  • уголок «Средства регулирования дорожного движения» (макет электрического многосекционного светофора);

  • изображения дорожных знаков согласно Правилам до­рожного движения;

  • кроссворды, загадки, сочинения, билеты и задачи по Правилам дорожного движения;

  • уголок юного инспектора движения;

  • уголок велосипедиста;

  • уголок с информацией по оказанию первой медицинс­кой помощи.

В образовательном процессе можно использовать «Пра­вила дорожного движения Российской Федерации» (послед­няя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, экзаменационные билеты по Правилам дорожно­го движения и комментарии к ним (категория «В»), темати­ческие задачи и комментарии к ним, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.

Данная программа способствует:

  • умственному развитию - учащиеся получают и закреп­ляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учат­ся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по те­мам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию - на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожно­го движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жиз­недеятельности в окружающей среде, уважению к людям. Члены отряда ЮИД ведут пропагандистскую деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

  • эстетическому воспитанию - учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красоч­ным наглядным материалом. Члены отряда ЮИД выступа­ют с агитбригадой перед детьми и родителями;

  • трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают не­обходимые пособия, макеты, дидактические игры для заня­тий по программе, декорации и костюмы к выступлениям;

  • физическому воспитанию - на каждом занятии с деть­ми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.


Основные требования к уровню подготовки обучаемых

В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:

  • основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;

  • общие положения Правил дорожного движения Рос­сийской Федерации;

  • правила перехода проезжей части на площадях и пе­рекрестках;

  • правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;

  • правила поведения детей при перевозке в салоне лег­кового автомобиля;

  • основы страхования.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситу­ации на проезжей части дороги;

  • пользоваться общественным транспортом;

  • самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;

  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил до­рожного движения учащиеся должны сформировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплини­рованность, ответственность.

Контроль знаний и умений

Проверку знаний и умений рекомендуется проводить после изучения каждого раздела в форме тестов, зачётов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических за­нятиях по пропаганде Правил дорожного движения и про­филактике детского дорожно-транспортного травматизма.

II. Учебно-тематический план

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Тема

Всего

В том числе










теория

практика

1

Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях

8

4

4

2

Виды транспортных средств и дорожное движение

8

4

4

3

Организация дорожного движе­ния

8

6

2

4

Движение пешеходов, обязан­ности пешеходов

8

6

2

5

Переход через проезжую часть (дорогу)

6

4

2

6

Транспорт во дворе

6

4

2

7

Правила поведения в общест­венном транспорте

6

4

2

8

Скрытая опасность на дороге

8

6

2

9

Велосипедист — водитель транс­портного средства

8

4

4

10

Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура транспортного поведения (закрепление прой­денного материала)

6

4

2

Итого

72

46

26



Тема 1. Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях

Город, микрорайон, квартал, в котором мы живем. Как и зачем мы передвигаемся. Улица - место, где движется транспорт, идут пешеходы. Движение транспорта по проез­жей части, а пешеходов — по тротуару.

Проезжая часть - место повышенной опасности. Прави­ла дорожного движения Российской Федерации. Отличие до­рожной среды от другой окружающей среды. Элементы ули­цы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути. Участники дорожного движения — пешеходы, пассажиры, водители - как и где они могут передвигаться. Элементарные правила поведения на улице - внимание к транспорту, спокойствие, осмотрительность.

Недопустимость игр на проезжей части. Основная при­чина ДТП - несоблюдение правил безопасного поведения на улицах. Понятие правостороннего движения. Послед­ствия столкновения автомобиля и пешехода и факторы, от которых они зависят (масса, скорость).

Для раскрытия темы нужно использовать:

  • пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движе­ния», 5-9 классы, под ред. А. Т. Смирнова (предисловие, раздел «5 класс», занятие 1 «Повторяем азбуку пешехода», занятия 2-3 «Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях», раздел «6 класс», занятие 1 «Правила дорожного движения и их ис­тория»);

  • пособие для учащихся «Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей», 5-9 классы, под ред. А. Т. Смирнова (раздел «5 класс», темы 1-3, раздел «6 класс», те­ма 1);

  • учебно-наглядное пособие «Безопасность дорожного движе­ния», 5-9 классы. В 2 ч. Ч. 1, под ред. А. Т. Смирнова (плакаты № 3-5 «Правила безопасного поведения на дорогах», плакат № 7 «Основные элементы дороги»).

Тема 2. Виды транспортных средств и дорожное движение

Отличие дорожного движения от других видов движе­ния. Транспорт не только средство передвижения, но и ис­точник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. Специальные автомашины. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость дви­жения и тормозной путь машины. Сигналы, подаваемые во­дителем. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом.

Для раскрытия темы нужно использовать:

  • пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движе­ния», 5-9 классы, под ред. А. Т. Смирнова (раздел «5 класс», за­нятия 2-3 «Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях», раздел «6 класс», занятие 2 «Общие положения, ос­новные понятия и термины, принятые в Правилах дорожного дви­жения»);

  • пособие для учащихся «Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей», 5-9 классы, под ред А. Т. Смирнова (раздел «5 класс», темы 2-3, раздел «6 класс», тема 2);

  • учебно-наглядное пособие «Безопасность дорожного движе­ния», 5-9 классы. В 2 ч. Ч. 1, под ред. А. Т. Смирнова (плакаты № 1-2 «Сигналы регулировщика для водителей и пешеходов», плакаты № 3-5 «Правила безопасного поведения на дорогах», плакат № 7 «Основные элементы дороги»).