Файл: Сипягина Любовь Владимировна Талдом 2016 г пояснительная записка программа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛДОМСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Г. ТАЛДОМА
Обсуждено и рекомендовано Утверждено
На методическом совете приказом директора от 30.08.16 г. № 1 МУ ДО ДДТ г.Талдома
От 01.09.16 № 100
ПРОГРАММА
Объединения
«Юные инспектора дорожного движения»
Социально - педагогическая направленность
для детей 9-12 лет
срок реализации 1 год
Составитель-
педагог дополнительного образования
Сипягина Любовь Владимировна
Талдом
2016 г
-
Пояснительная записка
Программа объединения «Юные инспекторы движения» составлена на основе авторской программы Н.Ф. Виноградова «Юные инспекторы движения».
Данная программа направлена на формирование у детей и подростков культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также к активной адаптации во всевозрастающем процессе автомобилизации страны. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков. Поэтому школа первой должна поддержать идею общественного движения «Юные инспекторы движения», целью которого является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Особенность программы заключается в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Реализация программы рассчитана на два года. Отряд ЮИД состоит из учащихся 5 классов. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объём и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
-
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации; -
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов; -
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие
-
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации; -
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные
-
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге; -
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику; -
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Программа кружка «Юные инспекторы движения» относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Организация образовательного процесса
Данная программа опирается на минимальный запас знаний Правил дорожного движения и умений их выполнять, полученных в дошкольных образовательных учреждениях, семье, в начальных классах.
Программа построена по нарастающей степени сложности.
Форма организации занятий
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного по
ведения с учётом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу и району с целью изучения программного материала.
На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение изученного материала. Программа рассчитана на занятия в оборудованном кабинете, где имеются тематические стенды по изучению Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
С этой целью должны быть оформлены и подготовлены:
-
уголок безопасности дорожного движения; -
уголок «Средства регулирования дорожного движения» (макет электрического многосекционного светофора); -
изображения дорожных знаков согласно Правилам дорожного движения; -
кроссворды, загадки, сочинения, билеты и задачи по Правилам дорожного движения; -
уголок юного инспектора движения; -
уголок велосипедиста; -
уголок с информацией по оказанию первой медицинской помощи.
В образовательном процессе можно использовать «Правила дорожного движения Российской Федерации» (последняя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, экзаменационные билеты по Правилам дорожного движения и комментарии к ним (категория «В»), тематические задачи и комментарии к ним, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.
Данная программа способствует:
-
умственному развитию - учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы; -
нравственному воспитанию - на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям. Члены отряда ЮИД ведут пропагандистскую деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма; -
эстетическому воспитанию - учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом. Члены отряда ЮИД выступают с агитбригадой перед детьми и родителями; -
трудовому воспитанию - учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям; -
физическому воспитанию - на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Основные требования к уровню подготовки обучаемых
В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:
-
основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации; -
общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации; -
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках; -
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него; -
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля; -
основы страхования.
Учащиеся должны уметь:
-
правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги; -
пользоваться общественным транспортом; -
самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности; -
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
В ходе занятий по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Контроль знаний и умений
Проверку знаний и умений рекомендуется проводить после изучения каждого раздела в форме тестов, зачётов, соревнований, конкурсов, олимпиад. Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях по пропаганде Правил дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
II. Учебно-тематический план
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Тема | Всего | В том числе | |
| | | теория | практика |
1 | Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях | 8 | 4 | 4 |
2 | Виды транспортных средств и дорожное движение | 8 | 4 | 4 |
3 | Организация дорожного движения | 8 | 6 | 2 |
4 | Движение пешеходов, обязанности пешеходов | 8 | 6 | 2 |
5 | Переход через проезжую часть (дорогу) | 6 | 4 | 2 |
6 | Транспорт во дворе | 6 | 4 | 2 |
7 | Правила поведения в общественном транспорте | 6 | 4 | 2 |
8 | Скрытая опасность на дороге | 8 | 6 | 2 |
9 | Велосипедист — водитель транспортного средства | 8 | 4 | 4 |
10 | Выбор безопасных маршрутов. Этика и культура транспортного поведения (закрепление пройденного материала) | 6 | 4 | 2 |
Итого | 72 | 46 | 26 |
Тема 1. Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях
Город, микрорайон, квартал, в котором мы живем. Как и зачем мы передвигаемся. Улица - место, где движется транспорт, идут пешеходы. Движение транспорта по проезжей части, а пешеходов — по тротуару.
Проезжая часть - место повышенной опасности. Правила дорожного движения Российской Федерации. Отличие дорожной среды от другой окружающей среды. Элементы улицы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути. Участники дорожного движения — пешеходы, пассажиры, водители - как и где они могут передвигаться. Элементарные правила поведения на улице - внимание к транспорту, спокойствие, осмотрительность.
Недопустимость игр на проезжей части. Основная причина ДТП - несоблюдение правил безопасного поведения на улицах. Понятие правостороннего движения. Последствия столкновения автомобиля и пешехода и факторы, от которых они зависят (масса, скорость).
Для раскрытия темы нужно использовать:
-
пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения», 5-9 классы, под ред. А. Т. Смирнова (предисловие, раздел «5 класс», занятие 1 «Повторяем азбуку пешехода», занятия 2-3 «Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях», раздел «6 класс», занятие 1 «Правила дорожного движения и их история»); -
пособие для учащихся «Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей», 5-9 классы, под ред. А. Т. Смирнова (раздел «5 класс», темы 1-3, раздел «6 класс», тема 1); -
учебно-наглядное пособие «Безопасность дорожного движения», 5-9 классы. В 2 ч. Ч. 1, под ред. А. Т. Смирнова (плакаты № 3-5 «Правила безопасного поведения на дорогах», плакат № 7 «Основные элементы дороги»).
Тема 2. Виды транспортных средств и дорожное движение
Отличие дорожного движения от других видов движения. Транспорт не только средство передвижения, но и источник повышенной опасности. Грузовой и пассажирский транспорт. Специальные автомашины. В чем опасность движущихся транспортных средств. Интенсивное движение. Основные сигналы, подаваемые водителем. Скорость движения и тормозной путь машины. Сигналы, подаваемые водителем. Опасность перехода дороги перед близко идущим транспортом.
Для раскрытия темы нужно использовать:
-
пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения», 5-9 классы, под ред. А. Т. Смирнова (раздел «5 класс», занятия 2-3 «Безопасное поведение на улицах и дорогах в опасных ситуациях», раздел «6 класс», занятие 2 «Общие положения, основные понятия и термины, принятые в Правилах дорожного движения»); -
пособие для учащихся «Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей», 5-9 классы, под ред А. Т. Смирнова (раздел «5 класс», темы 2-3, раздел «6 класс», тема 2); -
учебно-наглядное пособие «Безопасность дорожного движения», 5-9 классы. В 2 ч. Ч. 1, под ред. А. Т. Смирнова (плакаты № 1-2 «Сигналы регулировщика для водителей и пешеходов», плакаты № 3-5 «Правила безопасного поведения на дорогах», плакат № 7 «Основные элементы дороги»).