Файл: Программа учебной дисциплины Наименование дисциплины Современные формы экскурсионной деятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство просвещения Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»
Программа учебной дисциплины
Наименование дисциплины:
Современные формы экскурсионной деятельности
Рекомендуется для направления подготовки:
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) программы:
Мировая культура и межкультурная коммуникация
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Разработчик программы
Магистрант 1 курса, группа 7296
Тараканова Ольга Анатольевна
Целью изучения дисциплины является обучение студентов актуальным методологическим и методическим проблемам экскурсоведения и практике экскурсионного дела.
Задачи дисциплины заключаются в следующем:
1. Усвоение знаний, необходимых для осознания значимости экскурсионного дела в социализации современной личности, удовлетворении ее духовных и рекреативных потребностей;
2. Раскрытие сущности экскурсионной работы как важнейшей части деятельности;
3. Приобретение навыков, необходимых для совершенствования экскурсионной работы, для обеспечения необходимой компетентности в вопросах управления качеством экскурсии;
4. Изучение особенностей технологии экскурсионной деятельности.
5. Изучение современных тенденций и проблем экскурсионного дела.
6. Раскрытие психологических особенностей профессии экскурсовода, становлению личности будущего организатора социально-культурного сервиса и туризма в профессиональном и этическом аспектах;
7. Содействие патриотическому воспитанию будущих работников социально-культурной сферы на основе исследования краеведческих материалов.
Основными задачами курса являются:
-
понимание роли и значения экскурсионной деятельности в образовательном процессе; -
овладение навыками создания и проведения культурно-просветительских экскурсионных мероприятий -
развитие умений осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения задач связанных с разработкой и осуществлением экскурсионных культурно-просветительских проектов.
,
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП): Дисциплина включена в обязательный предметный модуль основной профессиональной образовательной программы, в качестве дисциплины по выбору.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:
Компетенции | Индикаторы | Оценочные средства | |||
Шифр | Формулировка | ||||
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач. | УК-1.1. Использует системный подход в решении профессиональных задач. УК-1.2. Осуществляет системный анализ результатов профессиональной деятельности. УК-1.3. Подбирает и систематизирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи. УК-1.4. Моделирует процесс решения профессиональной задачи. УК-1.5. Проводит критическую оценку вариантов действий в процессе решения профессиональной задачи УК-1.6. Устанавливает причинно-следственные связи между своими действиями и полученными результатами. | Доклад Презентация Тест Проект | ||
ПК-6 | Организация культурного пространства образовательного учреждения на основе разработки и реализации культурно-просветительских программ для обучающихся с учетом поликультурного образования | ПК-6.1. Организует культурное пространство образовательного учреждения на основе разработки и реализации культурно-просветительских программ для обучающихся ПК-6.2. Проектирует культурно-просветительскую деятельность с учетом концепции развития поликультурного образования ПК-6.3. Разрабатывает культурно-просветительские программы для формирования культурного пространства образовательной организации ПК-6.4. Использует культурно-просветительский потенциал учебной и внеурочной деятельности для формирования культурного пространства образовательного учреждения ПК-6.5. Оценивает образовательный, воспитательный и развивающий потенциал культурно- просветительской деятельности | Доклад Презентация Проект |
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
8 | ||
Контактная работа с преподавателем (всего) | 36 | 36 |
В том числе: | | |
Лекции | 14 | 12 |
Практические занятия (ПЗ) | 22 | 24 |
Самостоятельная работа (всего) | 36 | 36 |
В том числе: | | |
Освоение материалов лекций | 4 | 4 |
Анализ культурологических источников | 4 | 4 |
Подготовка к докладу | 4 | 4 |
Подготовка к тестированию | 4 | 4 |
Подготовка презентации | 8 | 8 |
Подготовка проекта | 12 | 12 |
Вид промежуточной аттестации (зачет) | Зачёт | Экзамен |
Общая трудоемкость (часов) | 72 | 72 |
Общая трудоемкость (зачетных единиц) | 2 | 2 |
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Наименование тем |
1 | Основы экскурсоведения. Экскурсоведение как наука. | Развитие экскурсионного дела в России. Понятие экскурсионной теории. Издания, отражающие вопросы экскурсионной теории. |
2 | Сущность, функции и признаки экскурсии. | Научные определения экскурсии. Сущность экскурсии. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Аспекты, функции и признаки экскурсии. Особенности экскурсии как формы освоения действительности. |
3 | Классификация, тематика и содержание экскурсий. | Основные критерии классификации экскурсий. Классификация по содержанию: особенности обзорных и тематических экскурсий. Классификация по составу и количеству участников. Подразделение экскурсий по месту проведения и способу передвижения. Значение классификации экскурсий. Тематика экскурсий. Сущность понятия. Идейно-тематическая основа экскурсии. Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа. Формирование темы. Тематика экскурсий как совокупность подтем. Ведущая подтема. Композиция экскурсии. |
4 | Инновационные технологии в экскурсионном деле. | Инновации экскурсионного продукта. Инновации в разработке и проведении экскурсий. Инновации в техническом обеспечении экскурсий. Инновации в маркетинге и управлении. Персональные инновации. |
5 | Технология подготовки новой экскурсии. | Понятие «методический прием». Назначение методического приема. Классификация методических приемов. Определение методических приемов проведения экскурсии. Методические приемы показа: прием предварительного осмотра, панорамный показ, приемы зрительной реконструкции, зрительного монтажа, локализации событий, абстрагирования, зрительного сравнения. Методические приемы рассказа: экскурсионной справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования, репортажа, вопросов и ответов. Составление методической разработки. Методика использования наглядных пособий. |
6 | Экскурсоводческое мастерство Требования к профессии экскурсовода. Повышение профессионального мастерства. | Мастерство экскурсовода: знания, умения, эрудиция, интуиция. Методическое мастерство. Практические умения и навыки экскурсовода. Профессиональный стандарт Экскурсовод (гид). Персональный индивидуальный стиль экскурсовода. Пути повышения профессионального мастерства. Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и туристских менеджеров. Курсы повышения квалификации и аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков. Профессиональные конкурсы. |
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
№ | Наименование раздела дисциплины и входящих в него тем | Кол-во часов | |||
Лекции | Практ. занятия | Самост. работа студ. | Всего часов | ||
1 | Раздел: Основы экскурсоведения. Экскурсоведение как наука. | 3 | 2 | 6 | 11 |
1.1. | Развитие экскурсионного дела в России. | 1 | | 2 | 3 |
1.2. | Понятие экскурсионной теории. | 1 | | 2 ( | 3 |
1.3. | Издания, отражающие вопросы экскурсионной теории. | 1 | 2 | 2 | 5 |
2 | Раздел: Сущность, функции и признаки экскурсии. | 2 | 2 | 4 | 8 |
2.1. | Научные определения экскурсии. Сущность экскурсии. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. | 1 | | 2 | 3 |
2.2. | Аспекты, функции и признаки экскурсии. Особенности экскурсии как формы освоения действительности. | 1 | 2 | 2 | 5 |
3 | Раздел: Классификация, тематика и содержание экскурсий. | 2 | 4 | 6 | 12 |
3.1. | Основные критерии классификации экскурсий. Классификация по содержанию: особенности обзорных и тематических экскурсий. Классификация по составу и количеству участников. Подразделение экскурсий по месту проведения и способу передвижения. Значение классификации экскурсий. | 1 | 2 | 3 | 6 |
3.2. | Тематика экскурсий. Сущность понятия. Идейно-тематическая основа экскурсии. Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа. Формирование темы. Тематика экскурсий как совокупность подтем. Ведущая подтема. Композиция экскурсии. | 1 | 2 | 3 | 6 |
4 | Инновационные технологии в экскурсионном деле. | 2 | 4 | 8 | 14 |
4.1. | Инновации экскурсионного продукта. Инновации в разработке и проведении экскурсий. | 1 | 2 | 4 | 6 |
4.2. | Инновации в техническом обеспечении экскурсий. Инновации в маркетинге и управлении. Персональные инновации. | 1 | 2 | 4 | 6 |
5 | Технология подготовки новой экскурсии. | 3 | 8 | 10 | 21 |
5.1. | Понятие «методический прием». Назначение методического приема. Классификация методических приемов. Определение методических приемов проведения экскурсии. | 1 | | 2 | 3 |
5.2. | Методические приемы показа: прием предварительного осмотра, панорамный показ, приемы зрительной реконструкции, зрительного монтажа, локализации событий, абстрагирования, зрительного сравнения. | 1 | 4 | 4 | 9 |
5.3 | Методические приемы рассказа: экскурсионной справки, описания, характеристики, объяснения, комментирования, репортажа, вопросов и ответов. Составление методической разработки. Методика использования наглядных пособий. | 1 | 4 | 4 | 9 |
6 | Экскурсоводческое мастерство Требования к профессии экскурсовода. Повышение профессионального мастерства. | 2 | 2 | 2 | 6 |
6.1 | Мастерство экскурсовода: знания, умения, эрудиция, интуиция. Методическое мастерство. Практические умения и навыки экскурсовода. Профессиональный стандарт Экскурсовод (Гид). Персональный индивидуальный стиль экскурсовода. | 1 | | 1 | 2 |
6.2 | Пути повышения профессионального мастерства. Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и туристских менеджеров. Курсы повышения квалификации и аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков. Профессиональные конкурсы. | 1 | 2 | 1 | 4 |
Всего: | 14 | 22 | 36 | 72 |
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
6.1. Содержание самостоятельной работы студентов по темам
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов |
| Основы экскурсоведения. Экскурсоведение как наука. Развитие экскурсионного дела в России. Понятие экскурсионной теории. Издания, отражающие вопросы экскурсионной теории. | Освоение материалов лекций. Анализ профессиональной литературы. Подготовка к тестированию. Подготовка проекта. Подготовка реферата. |
| Сущность, функции и признаки экскурсии. Научные определения экскурсии. Сущность экскурсии. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Аспекты, функции и признаки экскурсии. Особенности экскурсии как формы освоения действительности. | Освоение материалов лекций Анализ профессиональной литературы и видео-экскурсий. Подготовка реферата. |
| Классификация, тематика и содержание экскурсий. Основные критерии классификации экскурсий. Классификация по содержанию: особенности обзорных и тематических экскурсий. Классификация по составу и количеству участников. Подразделение экскурсий по месту проведения и способу передвижения. Значение классификации экскурсий. Тематика экскурсий. Сущность понятия. Идейно-тематическая основа экскурсии. Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа. Формирование темы. Тематика экскурсий как совокупность подтем. Ведущая подтема. Композиция экскурсии | Освоение материалов лекций. Анализ культурологических источников. Подготовка к докладу. Подготовка презентации. Подготовка к тестированию. Подготовка проекта. Подготовка реферата. |
| Инновационные технологии в экскурсионном деле. Инновации экскурсионного продукта. Инновации в разработке и проведении экскурсий. Инновации в техническом обеспечении экскурсий. Инновации в маркетинге и управлении. Персональные инновации. | Освоение материалов лекций Анализ культурологических источников и интернет-ресурсов (сайты, видео) Подготовка викторины. Подготовка презентации. Подготовка к тестированию. |
| Технология подготовки новой экскурсии. Понятие «методический прием». Назначение методического приема. Классификация методических приемов. Определение методических приемов проведения экскурсии. | Освоение материалов лекций. Анализ культурологических и литературных источников. Подготовка презентации. Подготовка к тестированию. Методическая разработка экскурсии. |
| Экскурсоводческое мастерство Требования к профессии экскурсовода. Повышение профессионального мастерства. Мастерство экскурсовода: знания, умения, эрудиция, интуиция. Методическое мастерство. Практические умения и навыки экскурсовода. Профессиональный стандарт экскурсовод (гид). Персональный индивидуальный стиль экскурсовода. Пути повышения профессионального мастерства. Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и туристских менеджеров. Курсы повышения квалификации и аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков. Профессиональные конкурсы. | Освоение материалов лекций Анализ культурологических источников. Подготовка к тестированию. Подготовка проекта. |