Файл: Программа учебной дисциплины Наименование дисциплины Современные формы экскурсионной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»

Программа учебной дисциплины

Наименование дисциплины:

Современные формы экскурсионной деятельности
Рекомендуется для направления подготовки:

44.03.01 Педагогическое образование

Направленность (профиль) программы:

Мировая культура и межкультурная коммуникация

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Разработчик программы

Магистрант 1 курса, группа 7296

Тараканова Ольга Анатольевна
Целью изучения дисциплины является обучение студентов актуальным методологическим и методическим проблемам экскурсоведения и практике экскурсионного дела.

Задачи дисциплины заключаются в следующем:

1. Усвоение знаний, необходимых для осознания значимости экскурсионного дела в социализации современной личности, удовлетворении ее духовных и рекреативных потребностей;

2. Раскрытие сущности экскурсионной работы как важнейшей части деятельности;

3. Приобретение навыков, необходимых для совершенствования экскурсионной работы, для обеспечения необходимой компетентности в вопросах управления качеством экскурсии;

4. Изучение особенностей технологии экскурсионной деятельности.

5. Изучение современных тенденций и проблем экскурсионного дела.

6. Раскрытие психологических особенностей профессии экскурсовода, становлению личности будущего организатора социально-культурного сервиса и туризма в профессиональном и этическом аспектах;

7. Содействие патриотическому воспитанию будущих работников социально-культурной сферы на основе исследования краеведческих материалов.

Основными задачами курса являются:


  • понимание роли и значения экскурсионной деятельности в образовательном процессе;

  • овладение навыками создания и проведения культурно-просветительских экскурсионных мероприятий                     

  • развитие умений осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения задач связанных с разработкой и осуществлением экскурсионных культурно-просветительских проектов.


,

2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП): Дисциплина включена в обязательный предметный модуль основной профессиональной образовательной программы, в качестве дисциплины по выбору.
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине:


Компетенции

Индикаторы

Оценочные

средства

Шифр

Формулировка

УК-1

Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач.

УК-1.1. Использует системный подход в решении профессиональных задач.

УК-1.2. Осуществляет системный анализ результатов профессиональной деятельности. УК-1.3. Подбирает и систематизирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи.

УК-1.4. Моделирует процесс решения профессиональной задачи. УК-1.5. Проводит критическую оценку вариантов действий в процессе решения профессиональной задачи

УК-1.6. Устанавливает причинно-следственные связи между своими действиями и полученными результатами.

Доклад

Презентация

Тест

Проект


ПК-6

Организация культурного пространства образовательного учреждения на основе разработки и реализации культурно-просветительских программ для обучающихся с учетом поликультурного образования


ПК-6.1. Организует культурное пространство образовательного учреждения на основе разработки и реализации культурно-просветительских программ для обучающихся

ПК-6.2. Проектирует культурно-просветительскую деятельность с учетом концепции развития поликультурного образования

ПК-6.3. Разрабатывает культурно-просветительские программы для формирования культурного пространства образовательной организации

ПК-6.4. Использует культурно-просветительский потенциал учебной и внеурочной деятельности для формирования культурного пространства образовательного учреждения

ПК-6.5. Оценивает образовательный, воспитательный и развивающий потенциал культурно- просветительской деятельности

Доклад

Презентация

Проект



4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

8

Контактная работа с преподавателем (всего)

36

36

В том числе:







Лекции 

14

12

Практические занятия (ПЗ)

22

24

Самостоятельная работа (всего)

36

36

В том числе:







Освоение материалов лекций

4

4

Анализ культурологических источников

4

4

Подготовка к докладу

4

4

Подготовка к тестированию

4

4

Подготовка презентации

8

8

Подготовка проекта

12

12

Вид промежуточной аттестации (зачет)

Зачёт

Экзамен

Общая трудоемкость (часов)

72

72

Общая трудоемкость (зачетных единиц)

2

2



5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Наименование тем

1

Основы экскурсоведения.

Экскурсоведение

как наука.

Развитие экскурсионного дела в России.

Понятие экскурсионной теории.

Издания, отражающие вопросы экскурсионной

теории.

2

Сущность, функции

и признаки экскурсии.

Научные определения экскурсии. Сущность экскурсии. Экскурсия как вид деятельности.

Экскурсия как форма общения. Аспекты, функции и признаки экскурсии. Особенности экскурсии как формы освоения действительности.

3

Классификация,

тематика и содержание экскурсий.

Основные критерии классификации экскурсий.

Классификация по содержанию: особенности обзорных и тематических экскурсий.

Классификация по составу и количеству

участников.

Подразделение экскурсий по месту проведения и способу передвижения.

Значение классификации экскурсий.

Тематика экскурсий. Сущность понятия. Идейно-тематическая основа экскурсии. Тема в экскурсии -

предмет показа и рассказа. Формирование темы. Тематика экскурсий как совокупность

подтем. Ведущая подтема. Композиция экскурсии.

4

Инновационные

технологии в экскурсионном

деле.

Инновации экскурсионного продукта. Инновации в разработке и проведении экскурсий.

Инновации в техническом обеспечении экскурсий. Инновации в маркетинге и управлении. Персональные инновации.

5

Технология подготовки новой экскурсии.

Понятие «методический прием». Назначение методического приема. Классификация методических приемов. Определение методических приемов проведения экскурсии. Методические приемы показа: прием предварительного осмотра, панорамный показ, приемы зрительной реконструкции, зрительного монтажа, локализации событий, абстрагирования, зрительного сравнения. Методические приемы рассказа: экскурсионной справки,

описания, характеристики, объяснения, комментирования, репортажа, вопросов и ответов. Составление методической разработки. Методика использования наглядных пособий.

6

Экскурсоводческое

мастерство

Требования к профессии экскурсовода. Повышение профессионального мастерства.

Мастерство экскурсовода: знания, умения, эрудиция, интуиция. Методическое мастерство. Практические умения и навыки экскурсовода. Профессиональный стандарт Экскурсовод (гид). Персональный индивидуальный стиль экскурсовода. Пути повышения профессионального мастерства. Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и туристских менеджеров. Курсы повышения квалификации и аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков. Профессиональные конкурсы.



5.2. Разделы дисциплин и виды занятий





Наименование раздела дисциплины и входящих в него тем

Кол-во часов

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа студ.

Всего часов

1

Раздел: Основы экскурсоведения.

Экскурсоведение как наука.

3

2

6

11

1.1.

Развитие экскурсионного дела в России.


1




2


3

1.2.

Понятие экскурсионной теории.


1




2

(


3

1.3.

Издания, отражающие вопросы экскурсионной

теории.

1

2


2


5

2

Раздел: Сущность, функции

и признаки экскурсии.

2

2

4

8

2.1.

Научные определения экскурсии. Сущность экскурсии. Экскурсия как вид деятельности.

Экскурсия как форма общения.

1




2


3

2.2.

Аспекты, функции и признаки экскурсии. Особенности экскурсии как формы освоения действительности.

1

2


2


5

3

Раздел: Классификация,

тематика и содержание экскурсий.

2

4

6

12

3.1.

Основные критерии классификации экскурсий.

Классификация по содержанию: особенности обзорных и тематических экскурсий.

Классификация по составу и количеству

участников.

Подразделение экскурсий по месту проведения и способу передвижения.

Значение классификации экскурсий.


1

2


3


6

3.2.

Тематика экскурсий. Сущность понятия. Идейно-тематическая основа экскурсии. Тема в экскурсии - предмет показа и рассказа. Формирование темы. Тематика экскурсий как совокупность

подтем. Ведущая подтема. Композиция экскурсии.

1

2


3


6

4

Инновационные

технологии в экскурсионном деле.

2

4

8

14

4.1.

Инновации экскурсионного продукта. Инновации в разработке и проведении экскурсий.

1

2

4

6

4.2.

Инновации в техническом обеспечении экскурсий. Инновации в маркетинге и управлении. Персональные инновации.

1

2

4

6

5

Технология подготовки новой экскурсии.

3

8

10

21

5.1.

Понятие «методический прием». Назначение методического приема. Классификация методических приемов. Определение методических приемов проведения экскурсии.

1




2

3

5.2.

Методические приемы показа: прием предварительного осмотра, панорамный показ, приемы зрительной реконструкции, зрительного монтажа, локализации событий, абстрагирования, зрительного сравнения.


1

4

4

9

5.3

Методические приемы рассказа: экскурсионной справки,

описания, характеристики, объяснения, комментирования, репортажа, вопросов и ответов. Составление методической разработки. Методика использования наглядных пособий.

1

4

4

9

6

Экскурсоводческое

мастерство

Требования к профессии экскурсовода. Повышение профессионального мастерства.

2

2

2

6

6.1

Мастерство экскурсовода: знания, умения, эрудиция, интуиция. Методическое мастерство. Практические умения и навыки экскурсовода. Профессиональный стандарт Экскурсовод (Гид). Персональный индивидуальный стиль экскурсовода.

1




1

2

6.2

Пути повышения профессионального мастерства. Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и туристских менеджеров. Курсы повышения квалификации и аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков. Профессиональные конкурсы.

1

2

1

4

Всего:

14

22

36

72


 
6. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:
6.1. Содержание самостоятельной работы студентов по темам




п/п

Темы дисциплины

Содержание самостоятельной работы студентов

  1. по

Основы экскурсоведения.

Экскурсоведение как наука.

Развитие экскурсионного дела в России.

Понятие экскурсионной теории.

Издания, отражающие вопросы экскурсионной теории.

Освоение материалов лекций. Анализ профессиональной литературы. Подготовка к тестированию. Подготовка проекта. Подготовка реферата.



Сущность, функции

и признаки экскурсии.

Научные определения экскурсии. Сущность экскурсии. Экскурсия как вид деятельности.

Экскурсия как форма общения. Аспекты, функции и признаки экскурсии. Особенности экскурсии как формы освоения действительности.

Освоение материалов лекций

Анализ профессиональной литературы и видео-экскурсий. Подготовка реферата.



Классификация,

тематика и содержание экскурсий.

Основные критерии классификации экскурсий.

Классификация по содержанию: особенности обзорных и тематических экскурсий.

Классификация по составу и количеству

участников.

Подразделение экскурсий по месту проведения и способу передвижения.

Значение классификации экскурсий.

Тематика экскурсий. Сущность понятия. Идейно-тематическая основа экскурсии. Тема в экскурсии -

предмет показа и рассказа. Формирование темы. Тематика экскурсий как совокупность

подтем. Ведущая подтема. Композиция экскурсии

Освоение материалов лекций.

Анализ культурологических источников.

Подготовка к докладу. Подготовка презентации. Подготовка к тестированию. Подготовка проекта. Подготовка реферата.



Инновационные

технологии в экскурсионном

деле.

Инновации экскурсионного продукта. Инновации в разработке и проведении экскурсий.

Инновации в техническом обеспечении экскурсий. Инновации в маркетинге и управлении. Персональные инновации.

Освоение материалов лекций

Анализ культурологических источников и интернет-ресурсов (сайты, видео)

Подготовка викторины. Подготовка презентации. Подготовка к тестированию.



Технология подготовки новой экскурсии.

Понятие «методический прием». Назначение методического приема. Классификация методических приемов. Определение методических приемов проведения экскурсии.

Освоение материалов лекций.

Анализ культурологических и литературных источников.

Подготовка презентации. Подготовка к тестированию. Методическая разработка экскурсии.



Экскурсоводческое

мастерство

Требования к профессии экскурсовода. Повышение профессионального мастерства.

Мастерство экскурсовода: знания, умения, эрудиция, интуиция. Методическое мастерство. Практические умения и навыки экскурсовода. Профессиональный стандарт экскурсовод (гид). Персональный индивидуальный стиль экскурсовода. Пути повышения профессионального мастерства. Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и туристских менеджеров. Курсы повышения квалификации и аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков. Профессиональные конкурсы.

Освоение материалов лекций

Анализ культурологических источников.

Подготовка к тестированию. Подготовка проекта.