Файл: 1. Понятие информации латинское, в словаре, ведущих ученых, юнеско, законодательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 388

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Второй  метод координации (диспозитивный), который строится на основе

Равенства участников правоотношений и их автономии.

15. Общая характеристика источников информационного права. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Под источниками информационного права понимаются внешние формы

выражения информационно-правовых норм (ИПН). Таким образом, источники

информационного права представляют собой совокупность законов, иных НПА,

посредством которых государство устанавливает, изменяет или прекращает

действие соответствующих ИПН.

«Вертикальная» структура информационного законодательства, как и всего

законодательства РФ, строится исходя из принципа «верховенства закона».

«Горизонталь» структуры информационного законодательства выстраивается

исходя их того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок

специальных актов по проблемам информации и информатизации, но и нормы

других отраслей законодательства РФ.

Структуру

информационного

законодательства

можно

представить

следующим образом:

1) Информационно-правовые нормы международного законодательства.

2) Информационно-правовые нормы Конституции РФ.

3) Нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства.

16. Информационно-правовые нормы международного законодательства: конвенции, декларации, пакты, хартии.

Среди международно-правовых стандартов в сфере регулирования

информационных отношений в первую очередь необходимо отметить:

1

Всеобщая декларацию прав человека, принятая 10 декабря 1948 года

Генеральной ассамблеей ООН, которой установлено право каждого человека

на свободу убеждений, мысли, совести, право на образование, а также право на свободное выражение этих убеждений и право искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, независимо от

государственных границ.

2

Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4

ноября 1950 года и Международный пакт о гражданских и политических

правах от 19 декабря 1966 года. В указанных актах установлено, что свобода

получения и распространения информации реализуется без какого-либо

вмешательства со стороны государственных органов и независимо от

государственных границ и распространяется на всякого рода информацию.


3

Окинавская Хартия Глобального информационного общества 2000 года одной из приоритетных задач определяет формирование нормативной правовой базы при построении глобального информационного общества.

4

Хартия открытых данных "Группы восьми", принятая 18 июня 2013 года на саммите стран-членов «большой восьмерки» в Лох-Эрне, Северная Ирландия. Предусматривает публичное раскрытие информации государственных органов в интернете. Главные принципы, которые прописаны в Хартии — это открытость данных по умолчанию, своевременная их публикация машиночитаемом виде, прозрачность и обязательство обеспечивать условия, в которых разработчики будут создавать приложения на основе открытых данных.

17. Информационно-правовые нормы международного законодательства: Документы Комитета Министров Совета Европы.

1

Документы Комитета Министров Совета Европы:

a) Рекомендация R(81)19 «О доступе к информации, находящейся в распоряжении

государственных органов» и R(2002)2 «Относительно доступа к официальным документам», которыми установлен основной принцип доступа к таким

документам, согласно которому государствам следует гарантировать право

каждого на доступ к запрашиваемым официальным документам, находящимся у

публичных властей.

b) Рекомендация R(94)13 «О мерах обеспечения прозрачности средств массовой

информации» 1994 года. Документ определяет, что «общественность должна

иметь возможность доступа на справедливой и непредвзятой основе к

некоторым основным сведениям о СМИ». Принимая во внимание, что цель

транспарентности СМИ заключается в том, чтобы каждый мог знать, кто

реально владеет тем или иным СМИ, дабы иметь возможность формировать

мнение по отношению к распространяемой этими СМИ информации, в

Рекомендации вполне обоснованно прописывается особый правовой режим

«прозрачности» именно электронных СМИ.

c) Рекомендация R(2001)3 По распространению судебной и иной юридической информации путем использования новых технологий (Принята Комитетом Министров 28 февраля 2001 года на 743-м заседании Представителей Министров), регламентирующая вопросы использования правовых информационных систем, предоставления судами информации и оказанию других правовых услуг гражданам с помощью новых технологий,



предусмотрена обязанность государства обеспечить доступ к правовой

информации в электронной форме, к электронным регистрам в правовой

области, в том числе посредством использования сети Интернет, а также

автоматизация судебных технологий.

d) Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS N185

(Будапешт, 23 ноября 2001 г.), нормы которой призваны оказать существенное влияние на различные отрасли права: уголовное, уголовно-процессуальное, авторское, гражданское, информационное. Объектом киберпреступлений в соответствии с указанной Конвенцией является ряд охраняемых нормами права общественных отношений, возникающих при осуществлении производства,

сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления компьютерной информации, а также иные отношения, связанные с

использованием компьютера, компьютерных систем и сетей.

e) Декларация о свободе обмена информацией в интернете (принята Комитетом Министров Совета Европы от 28 мая 2003 г. на 840-ом заседании заместителей Министров) устанавливает принципы в области обмена информацией в интернете (контроль за содержанием информации в интернете; регулирование или саморегулирование; отсутствие государственного контроля; устранение

запретов на участие в информационном сообществе; свобода предоставления

услуг через интернет; ограниченная ответственность служб предоставления

информации за содержание информации в интернете; анонимность).
18. Информационно-правовые нормы конституции РФ.

Конституция РФ содержит ряд норм, непосредственно связанных с

информацией в разных формах: мысль, слово, мнение, почтовые, телеграфные отправления, массовая информация, документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы граждан, федеральная информация; закрепляет

содержание права на информацию; устанавливает основные требования к правовой информации, выражаемой в форме законов и иных нормативно-правовых актов, гарантирует защиту личной, семейной тайн, государственной тайны. Основной

состав информационно-правовых норм Конституции РФ, закрепляющих основные

информационные права и свободы содержится в следующих статьях: ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41-44, ст. 45, ст. 55, ч. 3 ст. 56 Кроме того, Конституция РФ устанавливает порядок подготовки и принятия федеральных и федеральных конституционных законов, условия их применения и действия, по существу устанавливает регламент «производства и распространения» таких актов в следующих статьях: ч. 3 ст. 90, ст.102-106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115


Основу информационного законодательства составляют информационные

права и свободы, обеспечение гарантий которых является его основной целью. Основной объем прав на информацию содержится в ч.4 ст.29 Конституции РФ:

«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и

распространять информацию любым законным способом...».

Свобода творчества и интеллектуальной деятельности, право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества,

закрепляются в следующих нормах Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ч. 1 ст. 29); «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического

и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом»

(ч. 1 ст. 44); «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (ч. 2 ст. 44).

Провозглашается гарантия свободы производства и распространения массовой информации в ч. 5 ст. 29

Однако Конституцией РФ устанавливаются и ограничения прав на информацию, а именно в области государственной тайны (ч. 4 ст. 29); личной

тайны и защиты персональных данных (ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 29).

Свободный доступ к нормативно-правовым актам РФ, затрагивающим

основные права и свободы граждан провозглашен в норме ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Особое внимание в Конституции РФ обращено на открытость экологической

информации (ст. 42) и прямо предусматривается ответственность за сокрытие

такой информации (ч. 3 ст. 41), а также защищает общество и каждого гражданина от распространения вредной, опасной информации (ч. 2 ст. 29).

19. Информационно-правовые нормы конституции РД. Сравнительный анализ ст. 29 КРФ и ст. 28 КРД.

Конституции РФ находят свое развитие в законодательстве субъектов РФ. В

качестве примера можно привести Конституцию Республики Дагестан, в

которой информационным правам и свободам посвящена статья 28 Главной

особенностью данной статьи является то, что конституционная норма не только не содержит запрета цензуры, но и вообще не гарантирует свободу массовой информации. В Конституции РД вообще нет ни слова о средствах массовой информации. Остальные элементы, присутствующие в статье 29 федеральной конституции, есть и в статье 28 Конституции Дагестана.

Остальные информационные права и свободы, касающиеся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, чести и доброго имени, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, информации окружающей среде, права на


образование, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания закреплены в следующих статьях: ст. 25, ст. 39, ст. 42-43. Кроме того, Конституция РД устанавливает порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов, условия их применения и действия в следующих статьях: ст. 68-72, ст.79-80, ст. 90, ст. 93 Но на уровне данного субъекта приняты законы и государственные программы, которые развивают федеральное информационное законодательство.

20. Нормативно-правовые акты, регулирующим правоотношения в информационной сфере: законы РФ и федеральные законы.

К нормативно-правовым актам, регулирующим правоотношения в

информационной сфере относятся следующие:

Законы РФ

«О средствах массовой информации» (1991),

«О государственной тайне» (1993);

II.

Федеральные законы

«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных

законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (1994),

«Об обязательном экземпляре документов» (1994),

«О библиотечном деле» (1994),

«О порядке освещения деятельности органов государственной власти в

государственных средствах массовой информации» (1994),

«О связи» (2003), «Об Архивном деле в Российской Федерации» (2004),

«О коммерческой тайне» (2004 г.),

«О рекламе» (2006),

«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27

июля 2006 г. N 149,

«О персональных данных» от 27 июля 2006 г. N 152,

«Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской

Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262,

«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных

органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. N 8,

«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. N 210,

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2010),

«О безопасности» (2010),

«Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. № 10,

"О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-

ГЛОНАСС" от 28 декабря 2013 г. N 395,

«О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской

Федерации» от 26.07.2017 N 187-ФЗ.

21. Нормативно-правовые акты, регулирующим правоотношения в информационной сфере: акты других отраслей права, программные, концептуальные и доктринальные положения.

III.

Акты других отраслей права, программные, концептуальные и доктринальные положения