Файл: 1. Понятие информации латинское, в словаре, ведущих ученых, юнеско, законодательное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 388
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Второй метод координации (диспозитивный), который строится на основе
Равенства участников правоотношений и их автономии.
15. Общая характеристика источников информационного права. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Под источниками информационного права понимаются внешние формы
выражения информационно-правовых норм (ИПН). Таким образом, источники
информационного права представляют собой совокупность законов, иных НПА,
посредством которых государство устанавливает, изменяет или прекращает
действие соответствующих ИПН.
«Вертикальная» структура информационного законодательства, как и всего
законодательства РФ, строится исходя из принципа «верховенства закона».
«Горизонталь» структуры информационного законодательства выстраивается
исходя их того, что оно включает в свой состав не только нормы, входящие в блок
специальных актов по проблемам информации и информатизации, но и нормы
других отраслей законодательства РФ.
Структуру
информационного
законодательства
можно
представить
следующим образом:
1) Информационно-правовые нормы международного законодательства.
2) Информационно-правовые нормы Конституции РФ.
3) Нормативные правовые акты отрасли информационного законодательства.
16. Информационно-правовые нормы международного законодательства: конвенции, декларации, пакты, хартии.
Среди международно-правовых стандартов в сфере регулирования
информационных отношений в первую очередь необходимо отметить:
1
Всеобщая декларацию прав человека, принятая 10 декабря 1948 года
Генеральной ассамблеей ООН, которой установлено право каждого человека
на свободу убеждений, мысли, совести, право на образование, а также право на свободное выражение этих убеждений и право искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами, независимо от
государственных границ.
2
Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод от 4
ноября 1950 года и Международный пакт о гражданских и политических
правах от 19 декабря 1966 года. В указанных актах установлено, что свобода
получения и распространения информации реализуется без какого-либо
вмешательства со стороны государственных органов и независимо от
государственных границ и распространяется на всякого рода информацию.
3
Окинавская Хартия Глобального информационного общества 2000 года одной из приоритетных задач определяет формирование нормативной правовой базы при построении глобального информационного общества.
4
Хартия открытых данных "Группы восьми", принятая 18 июня 2013 года на саммите стран-членов «большой восьмерки» в Лох-Эрне, Северная Ирландия. Предусматривает публичное раскрытие информации государственных органов в интернете. Главные принципы, которые прописаны в Хартии — это открытость данных по умолчанию, своевременная их публикация машиночитаемом виде, прозрачность и обязательство обеспечивать условия, в которых разработчики будут создавать приложения на основе открытых данных.
17. Информационно-правовые нормы международного законодательства: Документы Комитета Министров Совета Европы.
1
Документы Комитета Министров Совета Европы:
a) Рекомендация R(81)19 «О доступе к информации, находящейся в распоряжении
государственных органов» и R(2002)2 «Относительно доступа к официальным документам», которыми установлен основной принцип доступа к таким
документам, согласно которому государствам следует гарантировать право
каждого на доступ к запрашиваемым официальным документам, находящимся у
публичных властей.
b) Рекомендация R(94)13 «О мерах обеспечения прозрачности средств массовой
информации» 1994 года. Документ определяет, что «общественность должна
иметь возможность доступа на справедливой и непредвзятой основе к
некоторым основным сведениям о СМИ». Принимая во внимание, что цель
транспарентности СМИ заключается в том, чтобы каждый мог знать, кто
реально владеет тем или иным СМИ, дабы иметь возможность формировать
мнение по отношению к распространяемой этими СМИ информации, в
Рекомендации вполне обоснованно прописывается особый правовой режим
«прозрачности» именно электронных СМИ.
c) Рекомендация R(2001)3 По распространению судебной и иной юридической информации путем использования новых технологий (Принята Комитетом Министров 28 февраля 2001 года на 743-м заседании Представителей Министров), регламентирующая вопросы использования правовых информационных систем, предоставления судами информации и оказанию других правовых услуг гражданам с помощью новых технологий,
предусмотрена обязанность государства обеспечить доступ к правовой
информации в электронной форме, к электронным регистрам в правовой
области, в том числе посредством использования сети Интернет, а также
автоматизация судебных технологий.
d) Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS N185
(Будапешт, 23 ноября 2001 г.), нормы которой призваны оказать существенное влияние на различные отрасли права: уголовное, уголовно-процессуальное, авторское, гражданское, информационное. Объектом киберпреступлений в соответствии с указанной Конвенцией является ряд охраняемых нормами права общественных отношений, возникающих при осуществлении производства,
сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления компьютерной информации, а также иные отношения, связанные с
использованием компьютера, компьютерных систем и сетей.
e) Декларация о свободе обмена информацией в интернете (принята Комитетом Министров Совета Европы от 28 мая 2003 г. на 840-ом заседании заместителей Министров) устанавливает принципы в области обмена информацией в интернете (контроль за содержанием информации в интернете; регулирование или саморегулирование; отсутствие государственного контроля; устранение
запретов на участие в информационном сообществе; свобода предоставления
услуг через интернет; ограниченная ответственность служб предоставления
информации за содержание информации в интернете; анонимность).
18. Информационно-правовые нормы конституции РФ.
Конституция РФ содержит ряд норм, непосредственно связанных с
информацией в разных формах: мысль, слово, мнение, почтовые, телеграфные отправления, массовая информация, документы и материалы, непосредственно затрагивающие права и свободы граждан, федеральная информация; закрепляет
содержание права на информацию; устанавливает основные требования к правовой информации, выражаемой в форме законов и иных нормативно-правовых актов, гарантирует защиту личной, семейной тайн, государственной тайны. Основной
состав информационно-правовых норм Конституции РФ, закрепляющих основные
информационные права и свободы содержится в следующих статьях: ч. 3 ст. 15, ст. 23, 24, 29, 33, ч. 3 ст. 41-44, ст. 45, ст. 55, ч. 3 ст. 56 Кроме того, Конституция РФ устанавливает порядок подготовки и принятия федеральных и федеральных конституционных законов, условия их применения и действия, по существу устанавливает регламент «производства и распространения» таких актов в следующих статьях: ч. 3 ст. 90, ст.102-106, ч. 2 ст. 108, ст. 114, 115
Основу информационного законодательства составляют информационные
права и свободы, обеспечение гарантий которых является его основной целью. Основной объем прав на информацию содержится в ч.4 ст.29 Конституции РФ:
«Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и
распространять информацию любым законным способом...».
Свобода творчества и интеллектуальной деятельности, право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества,
закрепляются в следующих нормах Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (ч. 1 ст. 29); «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического
и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом»
(ч. 1 ст. 44); «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (ч. 2 ст. 44).
Провозглашается гарантия свободы производства и распространения массовой информации в ч. 5 ст. 29
Однако Конституцией РФ устанавливаются и ограничения прав на информацию, а именно в области государственной тайны (ч. 4 ст. 29); личной
тайны и защиты персональных данных (ч. 1 ст. 23, ч. 2 ст. 23, ч. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 29).
Свободный доступ к нормативно-правовым актам РФ, затрагивающим
основные права и свободы граждан провозглашен в норме ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.
Особое внимание в Конституции РФ обращено на открытость экологической
информации (ст. 42) и прямо предусматривается ответственность за сокрытие
такой информации (ч. 3 ст. 41), а также защищает общество и каждого гражданина от распространения вредной, опасной информации (ч. 2 ст. 29).
19. Информационно-правовые нормы конституции РД. Сравнительный анализ ст. 29 КРФ и ст. 28 КРД.
Конституции РФ находят свое развитие в законодательстве субъектов РФ. В
качестве примера можно привести Конституцию Республики Дагестан, в
которой информационным правам и свободам посвящена статья 28 Главной
особенностью данной статьи является то, что конституционная норма не только не содержит запрета цензуры, но и вообще не гарантирует свободу массовой информации. В Конституции РД вообще нет ни слова о средствах массовой информации. Остальные элементы, присутствующие в статье 29 федеральной конституции, есть и в статье 28 Конституции Дагестана.
Остальные информационные права и свободы, касающиеся неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, чести и доброго имени, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, информации окружающей среде, права на
образование, свободы литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания закреплены в следующих статьях: ст. 25, ст. 39, ст. 42-43. Кроме того, Конституция РД устанавливает порядок подготовки и принятия нормативных правовых актов, условия их применения и действия в следующих статьях: ст. 68-72, ст.79-80, ст. 90, ст. 93 Но на уровне данного субъекта приняты законы и государственные программы, которые развивают федеральное информационное законодательство.
20. Нормативно-правовые акты, регулирующим правоотношения в информационной сфере: законы РФ и федеральные законы.
К нормативно-правовым актам, регулирующим правоотношения в
информационной сфере относятся следующие:
Законы РФ
«О средствах массовой информации» (1991),
«О государственной тайне» (1993);
II.
Федеральные законы
«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных
законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (1994),
«Об обязательном экземпляре документов» (1994),
«О библиотечном деле» (1994),
«О порядке освещения деятельности органов государственной власти в
государственных средствах массовой информации» (1994),
«О связи» (2003), «Об Архивном деле в Российской Федерации» (2004),
«О коммерческой тайне» (2004 г.),
«О рекламе» (2006),
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27
июля 2006 г. N 149,
«О персональных данных» от 27 июля 2006 г. N 152,
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской
Федерации» от 22 декабря 2008 г. № 262,
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных
органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 г. N 8,
«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27 июля 2010 г. N 210,
«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (2010),
«О безопасности» (2010),
«Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г. № 10,
"О Государственной автоматизированной информационной системе "ЭРА-
ГЛОНАСС" от 28 декабря 2013 г. N 395,
«О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской
Федерации» от 26.07.2017 N 187-ФЗ.
21. Нормативно-правовые акты, регулирующим правоотношения в информационной сфере: акты других отраслей права, программные, концептуальные и доктринальные положения.
III.
Акты других отраслей права, программные, концептуальные и доктринальные положения