Файл: 1. Понятие информации латинское, в словаре, ведущих ученых, юнеско, законодательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 395

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 смежные информационные правоотношения, регулирующиеся нормами других отраслей права, которые могут входить в информационное право только в части, касающейся непосредственно информационно-правового режима.

27. Отраслевые информационно-правовые отношения.

Информационная безопасность

•институт информационных прав и свобод

•институт тайны

(право инфобезопасности)

•институт охраны права на частную информационную деятельность
Массовая информация

•институт свободы массовой информации

•институт прав телерадиовещателей (медиа-право)
Средства автоматизации

•институты электронного документооборота

•институт электронной подписи

(компьютерное право)

•институт программно-математического обеспечения
Средства телематики

•институты телекоммуникаций

•институт связи

(интернет-право)

•институт доменных имен

28. Режим, правовой режим, правовой режим информации: определение. Основные признаки правового режима информации.

Слово «режим» весьма богато и многозначно по своему содержанию,

Употребляется в самых различных смыслах и контекстах.

В переводе с французского и латинского оно означает:

1) государственный строй, совокупность средств, методов, способов осуществления власти;

2) строго установленный распорядок жизни (труда, отдыха, питания, лечения, сна);

3) систему обязательных правил, требований, норм, принципов, установленных для какого-либо вида деятельности (например, судоходства, лесо-,водо-, землепользования, охоты, рыболовства и т. д.);

4) определенное состояние, положение, статус кого-либо или чего-либо (отсюда выражения:«режимный

завод»,«режимные объект»,«режимное производство»).

Учитывая сказанное, правовой режим - это особый порядок правового

регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовой режим информации – это объектный режим, вводимый законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия в информационной сфере посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных


средств, характеризующих особое сочетание дозволений, запретов и обязываний, а также гарантий по его соблюдению.

Правовой режим информации характеризуется следующими признаками:

− информацией как объектом права и ее нематериальной природой;

− устанавливается для достижения желаемого социального эффекта;

− отражается в правилах, которые в своей совокупности призваны обеспечить достижение поставленной цели;

− правила установлены или санкционированы государством, т.е. имеют

общеобязательную силу;

− правила представляют собой систему, сочетающую в себе в различном

соотношении запреты и обязывания, льготы и дозволения.

29. Понятие правового режима информации и его типовые элементы.

Правовой режим информации – это объектный режим, вводимый законодательным актом и позволяющий обеспечить комплексность воздействия в информационной сфере посредством совокупности регулятивных, охранительных, процессуально-процедурных

средств, характеризующих особое сочетание дозволений, запретов и обязываний, а также гарантий по его соблюдению.

Типовыми элементами содержания правового режима информации являются:

  1. целевоеназначение, заключающееся в установлении прав и обязанностей субъектов по поводу информации, их защите, обеспечении информационной безопасности и баланса интересов личности, общества, государства;

  2. объектправовогорегулирования информация, обладающая общими свойствами, характерными для любых видов информации, а также свойствами, характерными для отдельных видов информации, может быть объектом прав как в частноправовых, так и в публично-правовых отношениях;

  3. правовоеположениесубъектовправового режима, характеризуемое с точки зрения их равенства: равное и неравное. Круг субъектов правового режима информации чрезвычайно широк: это практически любые субъекты права, от физических и юридических лиц до государственных органов, органов местного самоуправления и самого государства. Правильное определение круга субъектов правового режима исключительно важно, поскольку позволяет установить, на кого возложены обязанности по обеспечению режима, соблюдению режимных требований, кто несет ответственность за нарушение режима;

  4. комплексспособовправовогорегулированияисредствюридическоговоздействия, включающий основные способы правового регулирования (дозволение, запрещение, позитивное обязывание), направленные на поддержание режима в заданных параметрах и выражены в юридических нормах. Конкретный состав режимных правовых средств и правил, их сочетание различаются в зависимости от установленного правового режима информации и определяют степень его жесткости.


30. Право использования информации в качестве объекта правовых отношений; право обладания информацией; право доступа к информации; право собственности и иные вещные права на магнитные носители.

    1. Право использования информации в качестве объекта правовыхотношенийзаключается в возможности установления публичных, гражданских и

иных правовых отношений, объектом которых является информация. Законодательством установлено, что в целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами. Электронное сообщение, подписанное электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.

    1. Право обладания информацией заключается в возможности распоряжения ею (разрешение или ограничение доступа; использование, включая распространение; передача другим лицам; правовая защита и иные действия) по усмотрению обладателя.

    2. Право доступа к информации заключается в возможности ее свободного получения и использования любым лицом и передачи одним лицом другому лицу, в случае если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

    3. Законодательством установлено, что право собственности и иные вещныеправа на материальные носители, содержащие документированную информацию, устанавливаются гражданским законодательством. Это означает, что такие носители являются объектами гражданских прав наряду с другими вещами.


31. Документирование информации; право распространения и предоставления информации.

    1. Документированиеинформациикак составляющая правового режима информации заключается в том, что недокументированная информация преобразуется в документированную в соответствии с требованиями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации или соглашением сторон. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти.

    2. Правораспространенияипредоставленияинформациизаключается в возможности свободного осуществления действий, направленных на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц (распространение), и действий, направленных на получение информации определенным кругом лиц или на передачу информации определенному кругу лиц (предоставление), при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Информацию в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяют
на свободно распространяемую; предоставляемую

по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; подлежащую в соответствии с федеральными законами предоставлению или распространению; распространяемую в Российской Федерации ограниченно или запрещаемую к распространению.

К требованиям, предъявляемым к распространению и предоставлению информации, относят:

  • включение в информацию, распространяемую без использования средств массовой информации, достоверных сведений о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и объеме, которые достаточны для идентификации такого лица;

  • обеспечение получателю информации лицом, распространяющим информацию, возможности отказа от нее при использовании для распространения средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений;

  • установление соглашения, определяющего порядок предоставления информации, между лицами, участвующими в обмене информацией;

  • запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

32. Понятие и характеристика видов правового режима информации с точки зрения его обязательности и объекта.

Правовой режим информации с точки зрения его