Файл: 1. Понятие информации латинское, в словаре, ведущих ученых, юнеско, законодательное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 397

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обязательности можно классифицировать по двум большим группам:

  • императивный режим, при котором участники отношений не могут изменить по своему усмотрению установленные правила поведения;

диспозитивныйрежим при котором участники отношений могут менять по своему усмотрению правила поведения.

Правовой режим объекта правоотношения, в данном случае информации, может быть:

общим(илипервичным), который выражает общие, исходные способы правового регулирования;

специальным(иливторичным), является модификацией общего режима, вносящий либо особые льготы и преимущества, либо особые ограничения, которые заключаются в дополнительных запретах и обязываниях.
33. Характеристика общего правового режима информации. Открытая информация, общедоступная информация.

Общийрежиминформациихарактеризуетсяследующим образом:

  1. неограниченность лиц, имеющих право получить информацию;

  2. предусмотрены различные формы предоставления информации;

  3. как правило, цель представления информации не установлена;

  4. безусловно открытый доступ;

  5. объем предоставляемой информации неограничен;

  6. предусмотрены гарантии соблюдения режима.

К общемуправовомурежимуинформацииотносится: открытая информация, общедоступная информация, информация общественного достояния, открытые данные, социально-значимая информация.

К открытойинформацииотносится:

  1. Информация как объект гражданских прав (произведения науки и литературы; другие формы, отображающие информацию (например, карты, фотографии и т.п.); патенты и авторские свидетельства; информация, создаваемая с целью извлечения прибыли);

  2. Массовая информация - информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и (или) через Интернет.

  3. Информация о выборах, референдуме.

  4. Официальные документы - законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы.

  5. Обязательно представляемая документированная информация - обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа информация.

  6. Другая открытая информация


34. Информация, составляющая общественное достояние. Открытые данные. Социально-значимая информация.

«Информацией,являющейсяобщественнымдостоянием, считается доступная для населения информация, использование которой не нарушает никаких предусмотренных законом прав или обязательств по соблюдению конфиденциальности». Таким образом, это определение охватывает, с одной стороны, все произведения или объекты смежных прав, которые каждый может использовать без получения разрешения, например, когда на основании национального или международного права не предоставляется охрана или когда истекает срок действия охраны. С другой стороны, оно охватывает данные, являющиеся общественным достоянием, и официальную информацию, произведённую и добровольно предоставленную правительствами или международными организациями.

Таком образом, информация, относящаяся к общественному достоянию, складывается из двух больших групп:

  • различные виды информации, защита прав на которую истекла или снята добровольно;

информация о деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Социально значимая информация - правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, а также устанавливающие правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления; информация о состоянии окружающей среды; информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную

или служебную тайну); информация, накапливаемая в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией; иная информация, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

35. Специальные правовые режимы информации: определение, субъектный состав, цели.

Специальныеправовыережимыинформации направлены на охрану сведений, свободное распространение которых нарушает права и законные интересы общества, государства, личности.

В каждом случае установления специальных режимов информации имеют место факторы, требующие режимного регулирования. Наличие указанных факторов, их различное сочетание являются основанием для введения специальныхправовыхрежимовинформации, которые посубъектномусоставуможно разделить на несколько групп:

  • правовые режимы информации, призванные обеспечить интересы безопасности государства и общества;

  • правовые режимы информации, призванные обеспечить интересы безопасности личности;

  • правовые режимы информации, призванные обеспечить интересы предпринимательской деятельности.

Цели введения специальных режимов информации:


  1. в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка,

  2. для предотвращения беспорядков или преступлений,

  3. охраны здоровья и нравственности,

  4. защиты репутации или прав других лиц,

  5. предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально,

  6. обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

36. Конфиденциальность и тайны: определение, сходства и различия.

Конфиденциальностьинформации это не только запрет передавать информацию третьим лицам без согласия ее обладателя: она означает специальный правовой режим, установленный законом или на основании закона, и предусматривающий:

  • ограничение доступа;

  • запрет на передачу третьим лицам без согласия обладателя информации (за исключением случаев, установленных законом);

  • запрет на распространение информации (вытекающий из первых двух позиций);

  • возможность, по общему правилу, обладателя информации самостоятельно решать вопрос о сохранении конфиденциальности;

  • производный характер обязанности по сохранению конфиденциальности информации одного субъекта от исполнения первичной обязанности другим субъектом – обладателем информации предоставить ее органу государственной власти или органу местного самоуправления, а также контрагенту по договору или иному лицу.

Сходство режима тайны и конфиденциальности заключается в запрете на
передачу информации третьим лицам, запрете на распространение информации за исключением случаев, установленных законом.

Различия: по общему правилу, обладатель информации имеет возможность самостоятельно решать вопрос о сохранении конфиденциальности, а для информации в режиме тайны такая возможность может быть исключена законом.

Таким образом, можно заключить, что правовойрежиминформацииопределяетсянормами, устанавливающими:

  • порядок документирования информации;

  • право собственности на отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах;

  • категорию информации по уровню доступа к ней;

  • порядок правовой защиты информации.

37. Право на доступ к информации.

1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

4. Не может быть ограничен доступ к:

1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

2) информации о состоянии окружающей среды (экологической информации);