Файл: Ф. М. Достоевского Л. И. Дементий ответственность как ресурс личности монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 468

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Министерство образования и науки Российской Федерации
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Л.И. ДЕМЕНТИЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТИ
Монография
Научный редактор действительный член РАО, доктор философских наук, профессор К.А. Абульханова-Славская
Москва
Издательство «Информ-Знание»
2005
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

2
УДК 159.923
ББК 88.52
Д302
Дементий Л.И.
Д302
Ответственность как ресурс личности: монография / Л.И. Демен- тий. – М.: Информ-Знание, 2005. – 188 с.
ISBN 5-8032-0064-6
В монографии представлена авторская концепция ответственно- сти как свойства субъекта жизнедеятельности и личностного ресурса.
Впервые на обширном эмпирическом материале, полученном в ходе многолетних исследований, показана роль ответственности в разных по содержанию сферах жизнедеятельности: семейных отно- шениях, трудных жизненных ситуациях, формировании представле- ний об успехе и успешной личности.
Представлены методики диагностики копинг-поведения, апро- бированные на русскоязычной выборке. Изложенный материал ил- люстрируется большим количеством таблиц и рисунков.
Издание предназначено для психологов, педагогов, а также может быть полезно всем, кто интересуется проблемами ответственности.
УДК 159.923
ББК 88.52
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Б.И. Хасан доктор психологических наук, профессор Д.В. Четвериков
ISBN 5-8032-0064-6
© Омский госуниверситет, 2005
© Л.И. Дементий, 2005
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................. 5
1. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОНЦЕПЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК
СВОЙСТВА СУБЪЕКТА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............... 10 1.1. Психологическое содержание ответственности ....................... 11 1.2. Индивидуально-типологический характер ответственности .......................................................................... 18 1.3. Личностные и ситуационные детерминанты ответственности .................................................................................. 24 1.4. Ответственность как способ жизнедеятельности и личностный ресурс .................................................................. 32
2. ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ........................... 38
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ
МЕХАНИЗМ ПОСТРОЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ
ОТНОШЕНИЙ ................................................................................... 47 3.1. Представления об ответственности в семье и уровень реализации ответственности супругами ................................... 52 3.2. Особенности моделей семейных представлений супругов в семьях с разным типом ответственности .............. 58 3.3. Тип ответственности супругов и ролевая структура семьи ............................................................................................ 69 3.4. Ответственность как личностный механизм решения семейных конфликтов ................................................................ 72 3.5. Удовлетворенность браком в семьях с различным типом ответственности ............................................................... 78
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК КОПИНГ-РЕСУРС
В ТРУДНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ............................... 81 4.1. Проблема копинг-поведения в зарубежной и отечественной психологии ...................................................... 81 4.2. Тип ответственности и копинг-поведение в ситуации экзамена ....................................................................................... 86
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


4 4.3. Ответственность как копинг-ресурс в субъективно значимых трудных жизненных ситуациях в юношеском возрасте ................................................................... 96 4.4. Ответственность как личностный ресурс копинг- поведения взрослых людей....................................................... 107
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНАЯ
ДЕТЕРМИНАНТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕХЕ
И УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ ..................................................... 121 5.1. К проблеме успеха и успешности личности ............................ 121 5.2. Ответственность как личностная предпосылка достижения успеха ................................................................... 130 5.3. Представления об успехе у лиц с различным типом ответственности: результаты исследования ................................... 138
ВЫВОДЫ .............................................................................................. 179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................... 182
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ............................................. 183
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

5
ВВЕДЕНИЕ
Весь мир проделал огромный путь в международном призна- нии прав человека и их защите с тех пор, как в 1948 г. была принята
Всеобщая декларация прав человека. Начиная с эпохи Просвещения западный мир стал традиционно понимать человеческие отношения скорее в категориях свободы и права, чем обязанностей, что отражает философскую и культурную основу западных держав. Ценность сво- боды стала настолько исключительной, что некоторые западные страны сегодня навязывают свое понимание свободы и на Востоке, для которого традиционно приоритетной в отношениях выступала категория обязанностей.
Сегодня мир стремительно меняется: разрушаются прежние этические и социальные нормы, происходят хорошо организованные революции роз и оранжевые революции, насилие на телеэкранах транслируется спутниками на весь мир; спекуляции на отдельных финансовых рынках способны разорить многие социальные слои; финансовые воротилы и всесильные политики подчас никому не под- отчетны в своем личном могуществе; экономическая свобода стала причиной беспрецедентной социальной несправедливости и социаль- ного неравенства – неограниченная и навязанная свобода становится опасной. Современные реалии, к которым относится и глобализация мировой экономики, усиливают необходимость сосуществования разных религий, политических систем, культур, что в современном мире невозможно без принятия ограничений и ответственности.
В 1997 г. группа видных политических деятелей под руковод- ством Гельмута Шмидта выступила с инициативой о создании Все- общей декларации ответственности человека, подчеркнув, что ответ- ственность есть единственная возможность создать равновесие между свободой и обязанностями. Без принятия последних человечество вернется к таким условиям существования, в которых будут выживать лишь наиболее приспособленные. Таким образом, сегодня, как нико- гда, проблема ответственности приобретает гражданское звучание.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


6
Исследования реальной ответственности, ее реализации осо- бенно актуальны для нашей культуры, в которой долгое время фор- мировались ценности «антиличностной» ответственности. Особен- ности российской ментальности – высокая ценность жизни миром, низкая потребность в проявлении индивидуальности, готовность и умение быть частью сообщества, общинность сознания – привели к тому, что на уровне индивидуального сознания гипертрофировано развита внешняя ответственность. Большинство россиян считают, что они беспомощны перед социальными и политическими событиями и от них мало что зависит, так как они не имеют возможности контро- лировать происходящие в их жизни события.
Социальная актуальность проблемы ответственности диктуется и с другой стороны. Сегодня и в нашей стране у каждого человека появилась возможность выбора практически во всех сферах жизни: мы выбираем профессию, место жительства, партнеров, политиче- ских деятелей и т. п. И ответственность за эти выборы ложится толь- ко на личность. Таким образом, весь мир и наша страна в том числе вступили в полосу тотальной ответственности.
Проблеме ответственности посвящены многочисленные иссле- дования отечественных и зарубежных ученых (К.А. Абульханова-
Славская, А.А. Климов, Б.Ф. Ломов, Д.А. Леонтьев, К. Муздыбаев,
А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Славина, В.Ф. Сафин,
Л.А. Сухинская, А. Бандура, Л. Берковитц, К. Хелкама, Ф. Хайдер,
Л. Колберг, Дж. Роттер, П. Сартр, С. Торесен, С. Шварц, В. Франкл и др.).
Исследования ответственности велись в разных направлениях: этическом (Ж. Пиаже, Л. Колберг, К. Хелкама), причинности (Ф. Хай- дер), контексте изучения локуса контроля (Дж. Роттер, Дж. Аткинсон,
Д. Мак-Клелланд, Х. Уиткин), психолого-педагогическом (К.А. Кли- мова, Л.С. Славина, В.А. Горбачева, З.Н. Борисова, Ж.Е. Завадская,
Л.В. Шевченко); социально-психологическом (Л.А. Сухинская,
В.С. Агеев, Л.И. Грядунова, К. Муздыбаев, Т.Н. Сидорова), в так называемом ролевом подходе (Н.Д. Табунов, Н. Головко, А.Ф. Пла- хотный, С.Ф. Анисимов, А.И. Грядунова), контексте жизнедеятельно- сти личности (Ш. Бюлер, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-
Славская, К. Муздыбаев).
Ответственность интерпретируется некоторыми исследовате- лями как личностный механизм присвоения необходимости и соци-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

7 ального опыта (Л. Колберг). Такой подход характеризует ответствен- ность как нечто внешнее по отношению к субъекту, данное ему извне. Подходы, которые исследуют только внешнюю форму ответ- ственности, пронизаны юридической и социологической тенденцией.
Признавая важность и значимость подобного рода исследований и понимания ответственности, отметим, что в полной мере ответствен- ность может реализоваться лишь в том случае, когда и если человек сам считает себя ответственным лицом. Указание на важность субъ- ективной формы ответственности можно найти в целом ряде серьез- ных психологических работ (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-
Славская, К. Муздыбаев, Ф. Хайдер, С. Шварц и др.). Субъективный аспект ответственности зависит прежде всего от того, как человек воспринимает и объясняет окружающий мир и в какой мере он хочет на него влиять. Чем больше вклад человека в действие и его послед- ствия, тем выше его персональная (личная) ответственность.
Субъективный аспект ответственности выражается прежде все- го в том, что человек сам решает, когда, в какой ситуации и какой мере он будет принимать ответственность и насколько она будет реа- лизована. Вследствие этого понятно, что индивидуальный разброс проявлений ответственности очень широк. В этой связи принципи- ально важным является вопрос об индивидуально-типологических проявлениях ответственности и их ситуационных и личностных де- терминантах. Ряд авторов предпринимали попытки определить лич- ностные и ситуационные детерминанты ответственности (С. Шварц,
К. Муздыбаев и др.). При этом речь шла прежде всего о личностных и ситуационных детерминантах социальной ответственности. Явно не- достаточно работ по определению факторно-детерминационного ряда личной (личностной) ответственности. Кроме того, к сожалению, сего- дня пока еще нет работ, в которых бы личностные детерминанты от- ветственности были рассмотрены комплексно – обоснованы теорети- чески и доказаны практически. Имеющиеся исследования представля- ют личностные детерминанты ответственности либо слишком фраг- ментарно, либо очень обобщенно, что не позволяет понять в полной мере личностные основания формирования и реализации ответствен- ности как устойчивой личностной характеристики.
По признанию практически всех ученых, в той или иной мере обращавшихся к проблеме ответственности, она является сложным и многоаспектным личностным образованием. Это понимание вырази-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


8 лось в так называемом структурном подходе к ответственности, в рамках которого разными авторами выделены когнитивный, эмоцио- нальный, волевой, динамический, мотивационный, поведенческий и даже результативный компоненты (Ж. Пиаже, Л. Колберг, В.Ф. Са- фин, В.П. Прядеин, Е.Н. Сидорова и др.). Отметим, что выделение ряда компонентов (например, волевого, мотивационного и результа- тивного) является не вполне правомерным в силу их неспецифично- сти для содержания ответственности. Общепризнанными в зарубеж- ной и отечественной литературе являются когнитивный, эмоциональ- ный и поведенческий компоненты. При этом акцент в исследованиях сделан на двух первых.
Несмотря на то, что без поведенческого компонента «… о наличии ответственности у субъекта говорить не приходится» [69, с. 16], работ по изучению поведенческого аспекта ответственности крайне мало. Между тем именно поведенческий компонент, с нашей точки зрения, принципиально важен для понимания реальной ответ- ственности личности (реального ответственного поведения). Разра- ботка этого аспекта ответственности дала бы возможность операцио- нализировать понятие ответственности, что крайне необходимо для диагностики этой личностной характеристики и ее формирования.
Изучение реальной ответственности, ее индивидуальных осо- бенностей и регулятивного потенциала возможно только в реальных жизненных ситуациях и сферах жизнедеятельности личности.
В житейском сознании понятна роль ответственности практиче- ски во всех сферах деятельности человека и общества. Однако в науч- ном плане до сих пор не были предприняты попытки широкого ком- плексного изучения ответственности, которые охватывали бы наибо- лее значимые сферы личности и реализация которых непосредственно зависит от ответственности личности. По мнению ряда авторов, ответ- ственность является центральной личностной характеристикой, опре- деляющей стиль жизни (Л.И. Анцыферова), дающей возможность личности оптимальным способом разрешать противоречия и трудно- сти жизни (К.А. Абульханова-Славская). Такие принципиально важ- ные теоретические взгляды на ответственность до сих пор не стали предметом широкого научного исследования. Между тем поиск лич- ностных механизмов, психологически обеспечивающих образ жизни людей, принципиально важен для ответа на вопрос «…какой психоло- гической ценой платит человек за свой образ жизни?» [16, с. 44].
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


9
На основе вышеизложенного возникает необходимость рас- смотреть ответственность как характеристику субъекта жизнедеятель- ности, ибо «отпавшая от ответственности жизнь не может иметь фи- лософии: она принципиально случайна и неукоренима» [21, с. 124].
Такой вектор изучения ответственности поможет уйти от общих рас- суждений о ее важности, выявить роль ответственности на «уровне жизнедеятельности человека» (Б.Ф. Ломов), а также преодолеть научный пессимизм некоторых ученых относительно возможности ее изучения.
В нашей работе, опираясь на понимание ответственности как многомерного и многоаспектного личностного образования, имею- щего интегральный характер, мы попытались теоретически и эмпи- рически показать роль этого важнейшего личностного феномена в жизнедеятельности личности. При этом мы предлагаем новый взгляд на ответственность личности – как ресурсную личностную характе- ристику. Под ресурсами личности мы понимаем такие характеристи- ки, качества человека, наличие которых обеспечивает ему конструк- тивное отношение к жизни, способность разрешать противоречия и жизненные трудности, достигать успеха.
Безусловно, ответственность не единственный личностный ре- сурс, к ним можно также отнести самостоятельность, уверенность, социальную и личностную зрелость, стремление к достижениям, адекватную самооценку и др. Специфика ответственности как ресур- са личности состоит в том, что только благодаря ответственности че- ловек способен соотносить и соизмерять свои способности и возмож- ности с требованиями внешней среды, общества или других людей. В ответственности проявляется избирательность и активность к внеш- ним воздействиям, выражающиеся в способности личности изменять ситуации в реальном действии и при этом учитывать последствия своего влияния на других людей.
Именно проблеме ответственности как ресурса личности в жизнедеятельности и посвящена эта книга.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

10
1. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОНЦЕПЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КАК СВОЙСТВА
СУБЪЕКТА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящем разделе раскрывается содержание основных по- ложений концепции ответственности как свойства субъекта жизнеде- ятельности, которая является результатом анализа и обобщения взглядов отечественных и зарубежных ученых на проблему ответ- ственности и авторского понимания ее сущности, связи с другими личностными особенностями и индивидуально-типологических про- явлений в различных ситуациях жизнедеятельности, релевантных содержанию ответственности. Данная концепция основана на идее о том, что каждый человек вынужден определенным образом относить- ся к внешнезаданной действительности, не только заслуживая при этом полную свободу, но и обязуясь развивать персональную ответ- ственность для того, чтобы этой свободой правильно пользоваться.
Ответственность не является одинаковым для всех качеством личности, но представляет собой разные способы ответственного реа- гирования и поведения, зависящего как от индивидуального содер- жания сформированной ответственности, так и от личностных и си- туационных механизмов и условий реализации ответственного пове- дения. Следует отметить, что проявления ответственности (вернее, наличие условий для ее проявления) будут также весьма разными в зависимости от социальных, экономических, религиозных и культур- ных особенностей общества. Наиболее полно понять содержание от- ветственности, ее роль, значение и регулятивную функцию можно, лишь включив ответственность в контекст жизнедеятельности чело- века.
Признавая, что ответственность относится к наиболее сложным психологическим феноменам, «экзистенциальному уровню рассмот- рения личности» (Д.А. Леонтьев), мы, тем не менее, считаем возмож- ным раскрыть операционально данное понятие, не упрощая его и не теряя его смысла, который так очевиден житейскому сознанию.