Файл: Ф. М. Достоевского Л. И. Дементий ответственность как ресурс личности монография.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 470
Скачиваний: 17
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
11
1.1. Психологическое содержание ответственности
В психологии ответственность рассматривается с точки зрения разных подходов, направлений, школ, теорий и т. п. Такая широта исследований ответственности свидетельствует прежде всего о богат- стве психологического содержания данного феномена. Беспрецедент- ная сложность феномена ответственности дает основание некоторым авторам относить ее не просто к личностным свойствам или чертам характера, но к особым формам существования человека, которые становятся стержневыми в жизнедеятельности человека (С.Л. Рубин- штейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Д.А. Леонтьев и др.).
Личность живет и действует во внешнем мире и, безусловно, зависит от него. Как известно, при изучении взаимодействия лично- сти с внешней средой можно использовать две парадигмы. В одной парадигме, отдающей предпочтение детерминизму, основанному на признании роли внешней среды, ученые анализируют, как внешние влияния изменяют поведение. В другой, имеющей отношение к лич- ностному детерминизму, изучается, как поведение определяет внеш- ние условия. Понятия «активность» и «субъект» становятся в ней центральными.
Обыденная жизнь в ее постоянном движении постоянно предъ- являет требования к личности, иногда носящие характер вызова. Не любое требование внешней среды может быть непротиворечиво и легко принято личностью. Для того, чтобы стало возможным разре- шение этих трудностей и противоречий, необходима особая актив- ность личности по принятию этой необходимости. Мы полагаем, что такой активностью является активность субъекта. Только в том слу- чае, когда и если личность является субъектом (деятельности, жизне- деятельности), она способна соотносить требования общества, объек- тивные условия жизни с личными потребностями, способностями, возможностями, а следовательно, в итоге вырабатывать собственный целостный и оптимальный способ конкретной деятельности и жизни.
Спецификой ответственности как формы активности является способность личности соотносить необходимое и желательное опти- мальным с точки зрения своих индивидуальных особенностей (спо- собностей, возможностей и т. п.) способом.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
12
Для того чтобы личность была способна моделировать и реали- зовывать взаимодействие с действительностью оптимально личност- но и социально желательно, важно наличие: во-первых, ситуации свободного выбора (личность сама соот- носит желаемое и необходимое); во-вторых, личностных предпосылок для реализации ответ- ственности, активности (личность вырабатывает собственное лич- ностное обеспечение деятельности и жизнедеятельности, определяет их индивидуальный контур).
Только в этом случае личность сохраняет контроль за всей ситуацией, преодолевает трудности, прогнозирует последствия собственных действий (т. е. принимает на себя ответственность за обеспечение всех условий деятельности и жизнедеятельности, за временные и ка- чественные их характеристики), восполняет недостающие средства для достижения цели, активно преобразовывает ситуацию, ищет недостающие звенья.
Внешние требования выступают по отношению к человеку в виде обязанностей и долга. Эти требования могут задаваться обще- ством, конкретными другими людьми (человеком), социальными или этическими нормами и т. п. Человек не может всегда и полностью игнорировать эти требования, чувствуя себя при этом «абсолютно» свободным, он обязан их принимать (частично или полностью). Так рождается объективная форма ответственности, при которой всегда существует норма или другой субъект (инстанция), перед которыми субъект отвечает, несет ответственность. Отвечать перед кем-либо
(чем-либо) – один из важнейших модусов ответственности (как ука- зывалось выше), особенно когда речь идет о социальной ответствен- ности.
В контексте изучения формирования ответственности у детей, безусловно, первичной выступает именно ее объективная форма
(Ж. Пиаже). Следует отметить, что данная форма ответственности в дальнейшем, уже у взрослых людей, никуда не исчезает. Человек по- стоянно сталкивается с ситуациями, которые вновь и вновь предъяв- ляют личности новые требования. Тем более, что сложная, часто ме- няющаяся социальная действительность имплицитно содержит неожиданные «ответственные задания».
Внешняя ответственность как обязательность и дисциплиниро- ванность, безусловно, важна. Но дисциплинированность, которая
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
13 может легко перерасти в простую исполнительность, не позволяет выявить диалектику взаимосвязи внешних по отношению к личности требований жизни и личностных интенций. Для того, чтобы требова- ния жизни (или других людей) не воспринимались как навязанные, чуждые, не вызывали сопротивление при их выполнении, важна доб- ровольность в принятии этих требований, субъектная активность
(А.К. Осницкий) по отношению к должному.
В связи с необходимостью принятия требований внешней сре- ды закономерно возникает вопрос о стратегиях этого принятия – доб- ровольного или принудительного. Во втором случае личность посто- янно остается в плену внешних обстоятельств. При добровольном принятии необходимости возникает субъективная форма ответствен- ности. При этом речь идет не о простой квалификации того, кто явля- ется субъектом ответственности (отдельный человек или группа), а об отношении человека к внешним требованиям, о его готовности принять и осуществлять должное. Именно такое – рубинштейновское
– понимание ответственности выводит нас к принципиально новому взгляду на содержание ответственности, раскрытие ее психологиче- ской сущности как свойства личности и субъекта жизнедеятельности.
Субъективная ответственность предполагает, что человек оце- нивает предъявляемые внешней средой (другими людьми) требова- ния, соотносит их со своими возможностями и способностями и только после этого принимает решение о принятии ответственности.
Такой процесс предполагает активность личности и может быть осу- ществлен только тогда, когда у человека есть возможность выбора – принимать или не принимать на себя обязательства. Только в процес- се выбора возможно выявление истинного отношения к должному, а не простое исполнение предписанного. Таким образом, основной предпосылкой и условием принятия ответственности является воз- можность выбора, именно его наличие показывает истинное отноше- ние к должному, а не простое исполнение необходимости. Когда вы- бор сделан осознанно и самостоятельно, у человека возникает образ решения проблемы, он направляет свои усилия на то, чтобы вопло- тить этот образ в действительность, т. е. именно с данного момента и начинается реализация принятого ответственного «задания».
Ответственность, принятая в условиях выбора осознанно и свободно, воспринимается личностью принципиально иначе – как собственное решение и добровольный выбор. Только в этом случае
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
14 личность готова отвечать за результаты своих действий, поступков не только перед внешней инстанцией, но и перед собой. Осуществляя выбор, человек принимает на себя ответственность, которая в то же время оказывает существенное влияние на сам процесс выбора: под- линно ответственная личность способна найти оптимально значимый для себя объект в ситуации выбора. При этом, несмотря на любые сложные социальные, политические, экономические и другие ситуа- ции, для каждой личности существует всегда возможность выбора, каким бы социальным воздействиям она не подвергалась (Л. Мэй).
Подлинная ответственность всегда начинается с добровольных выбо- ров.
Другой аспект связи ответственности с выбором состоит в том, что ответственность как форма принятия необходимости содержит в себе неизбежность выбора – принимать или не принимать обязатель- ства, отвечать или не отвечать за содеянное т. п. При таком принятии у субъекта всегда имеются два несовместимых действия (как при лю- бом выборе). Эта раздвоенность в момент акта принятия ответствен- ности может проявляться во внутреннем диалоге. Таким образом, можно выделить еще одну сущностную характеристику ответствен- ности – ее диалогичность.
Ответственность, совмещенная с выбором, является важней- шей формой овладения собственным поведением и, вероятно, связана с волевым актом. В этом своем качестве ответственность выступает необходимым фактором, формирующим личность. В наиболее разви- той своей форме ответственность является критерием зрелости лич- ности, связана с сущностью бытия человека, способом самоосу- ществления и самоактуализации. Таким образом, по нашему мнению, субъективная ответственность сущностно, концептуально связана с выбором, который так же как свобода и ответственность, является важнейшей экзистенциальной формой существования человека.
Формирование субъективной формы ответственности идет по- степенно, но не просто в результате непосредственного присвоения социального опыта, а в ходе активного творческого взаимодействия
с внешней (социальной) средой (Л. Колберг). Субъект активно осваи- вает социальную действительность, и это освоение, выражаясь в ста- новлении субъективной формы ответственности, означает, что в от- ветственности происходит «превращение» внешнего долга во внут- ренние императивы. Именно в силу этого ответственность начинает
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
15 выступать в качестве важнейшего регулятора поведения. Любая фор- ма ответственности является разновидностью регуляции, «…однако ответственность зрелой личности – это внутренняя регуляция, опо- средованная ценностными ориентирами» (Д.А. Леонтьев).
Таким образом, принятие ответственности в условиях выбора
(за что или кого) тесно связано с процессом принятия ценностей. При этом если личность теряет ощущение того, что именно ее ценности порождают смысл в данной ситуации, она (личность) развивает точку зрения «должен», тем самым уходя от личностной (персональной) ответственности. Ценностно-смысловой аспект ответственности наиболее выразительно представил В. Франкл, который считал, что быть человеком – значит, быть ответственным за осуществление смысла. Особенно важное значение ценностно-смысловой аспект от- ветственности приобретает при изучении ответственности в контек- сте жизнедеятельности, так как включает в себя обязательное обозна- чение ее тесной связи со смыслом человеческого бытия: чем более очевиден для субъекта смысл его бытия, тем более ответственными являются его поступки [64].
В тоже время ответственность представляет собой способ, лич- ностный механизм осуществления в жизни наиболее значимых цен- ностей. Жизнь, благополучие близкого человека, значимость дела всей жизни и т. п. и являются причинами, в силу которых личность берет на себя за них ответственность. Эта ответственность сугубо добровольна, не связана с внешней необходимостью и потому имеет истинно субъектный характер. Ответственность может быть взята и за продолжение не завершенного учителем дела в науке, за судьбу детей, лишившихся родителей, и т. д. И в этом случае личность несет ответственность не перед реальным лицом, а уже ушедшими людьми или поколениями. В этом контексте мы обращаемся к модусу ответ- ственности – за что отвечает личность в ценностном измерении.
Кроме проявления ответственности за дело, человек часто принимает на себя ответственность, связанную с отношениями, взаимоотноше- ниями или другим человеком. В широком смысле это коммуникатив- ный аспект ответственности, который может проявляться во множе- стве вариантов. Его условно можно (вслед за Бахтиным) обозначить диалогическим, хотя это понятие и не позволяет полностью охватить специфику совместной и разделенной ответственности.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
16
Субъективная форма ответственности как способность осу- ществления целей, ценностей характеризует высокий уровень разви- тия личности, является показателем ее личностной и социальной зре- лости и может стать основным стержнем жизнедеятельности челове- ка. Таким образом, ответственность «порождается» ценностями, т. е. человек добровольно примет персональную ответственность прежде всего за то, что имеет для него значение и смысл, в то же время от- ветственный человек сам создает определенное ценностно-смысловое поле, в котором разворачивается его жизнь.
В связи с этим следует подчеркнуть еще один важнейший ас- пект ответственности – ее связь с творчеством. Творческая, созида- тельная личность чувствует себя ответственной за собственную жизнь, которая воспринимается как результат ее собственного выбора
(Л.И. Анцыферова).
Подлинная творческая ответственность всегда инициативна – ответственный человек не удовлетворяется только наличными усло- виями жизни, решением проблем, он стремится расширить поле сво- ей активности поиском более оптимальных и конструктивных реше- ний. Уже в самой данности ответственности в ситуации выбора су- ществует предпосылка свободы и творчества. Принятие ответствен- ности осуществляется тем быстрее и оптимальнее, чем сильнее вы- ражена у личности креативность.
Встречная активность по отношению к внешним требованиям, готовность к их принятию, с нашей точки зрения, есть первый и су- щественный признак подлинной ответственности как свойства субъ- екта.
Согласно идее С.Л. Рубинштейна, существует две неразрывных модальности во взаимодействии человека с бытием – аффицирован- ность, страдательность (как способность личности подвергаться воз- действию внешнего мира) и активность (как способность воздейство- вать на внешний мир). Ответственность есть личностный способ гар- монизировать, устанавливать связь между этими модальностями.
Проявления ответственности как свойства субъекта всегда предпола- гают взаимодействие с реальной действительностью (в любом слу- чае). Именно поэтому в ответственности обязательно должен учиты- ваться ее динамический аспект. В соответствии с вышеобозначенны- ми методологическими установками, дадим определение ответствен-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
17 ности как высшего и сущностного личностного образования, свой- ства субъекта жизнедеятельности.
Ответственность является одной из высших форм активности личности, субъекта жизненного пути. Ответственность есть жизнен- ное новообразование и способность личности в условиях выбора обеспечивать внутреннюю самостоятельность, относительную неза- висимость от внешних требований и оптимальную организацию дея- тельности, общения и т. п.
Наряду с сознанием, ответственность представляет собой про- ективную способность, т. е. готовность личности осуществить то, что еще может потребоваться от нее в будущем, таким образом, ответ- ственность связана не только с ситуациями «ответственных заданий», но и с организацией жизни в целом и самоорганизацией. Благодаря наличию ответственности личность способна самостоятельно органи- зовать свою жизнь в соответствии со своими ценностями и целями, выступая тем самым в качестве личностного ресурса. Ответствен- ность, таким образом, выступает в качестве детерминирующего ди- намического образования всей жизни человека.
Соотнесение сущности ответственности с модальностями лич- ности как субъекта позволило нам сформулировать следующее опре- деление ответственности как свойства субъекта жизнедеятельности.
Как свойство субъекта жизнедеятельности ответственность есть способность личности:
– соотносить оптимальным способом внешние требования и свои возможности;
– вырабатывать личностно-оптимальный способ разрешения трудностей и противоречий;
– выстраивать жизненный путь самостоятельно, качественно, осмысленно, стратегически, являясь «автором» своей жизни;
– делать выбор творчески, самостоятельно;
– выявлять непосредственно значимое и ценное для себя и дру- гих;
– самодетерминировать и саморазвиваться;
– изменять и совершенствовать внешний мир во времени и вза- имодействии.
Ответственность является таким функциональным образованием, ко- торое получает общее теоретическое определение и является его оп- тимальной идеальной характеристикой, но в эмпирических исследо-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
11
1.1. Психологическое содержание ответственности
В психологии ответственность рассматривается с точки зрения разных подходов, направлений, школ, теорий и т. п. Такая широта исследований ответственности свидетельствует прежде всего о богат- стве психологического содержания данного феномена. Беспрецедент- ная сложность феномена ответственности дает основание некоторым авторам относить ее не просто к личностным свойствам или чертам характера, но к особым формам существования человека, которые становятся стержневыми в жизнедеятельности человека (С.Л. Рубин- штейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Д.А. Леонтьев и др.).
Личность живет и действует во внешнем мире и, безусловно, зависит от него. Как известно, при изучении взаимодействия лично- сти с внешней средой можно использовать две парадигмы. В одной парадигме, отдающей предпочтение детерминизму, основанному на признании роли внешней среды, ученые анализируют, как внешние влияния изменяют поведение. В другой, имеющей отношение к лич- ностному детерминизму, изучается, как поведение определяет внеш- ние условия. Понятия «активность» и «субъект» становятся в ней центральными.
Обыденная жизнь в ее постоянном движении постоянно предъ- являет требования к личности, иногда носящие характер вызова. Не любое требование внешней среды может быть непротиворечиво и легко принято личностью. Для того, чтобы стало возможным разре- шение этих трудностей и противоречий, необходима особая актив- ность личности по принятию этой необходимости. Мы полагаем, что такой активностью является активность субъекта. Только в том слу- чае, когда и если личность является субъектом (деятельности, жизне- деятельности), она способна соотносить требования общества, объек- тивные условия жизни с личными потребностями, способностями, возможностями, а следовательно, в итоге вырабатывать собственный целостный и оптимальный способ конкретной деятельности и жизни.
Спецификой ответственности как формы активности является способность личности соотносить необходимое и желательное опти- мальным с точки зрения своих индивидуальных особенностей (спо- собностей, возможностей и т. п.) способом.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
12
Для того чтобы личность была способна моделировать и реали- зовывать взаимодействие с действительностью оптимально личност- но и социально желательно, важно наличие: во-первых, ситуации свободного выбора (личность сама соот- носит желаемое и необходимое); во-вторых, личностных предпосылок для реализации ответ- ственности, активности (личность вырабатывает собственное лич- ностное обеспечение деятельности и жизнедеятельности, определяет их индивидуальный контур).
Только в этом случае личность сохраняет контроль за всей ситуацией, преодолевает трудности, прогнозирует последствия собственных действий (т. е. принимает на себя ответственность за обеспечение всех условий деятельности и жизнедеятельности, за временные и ка- чественные их характеристики), восполняет недостающие средства для достижения цели, активно преобразовывает ситуацию, ищет недостающие звенья.
Внешние требования выступают по отношению к человеку в виде обязанностей и долга. Эти требования могут задаваться обще- ством, конкретными другими людьми (человеком), социальными или этическими нормами и т. п. Человек не может всегда и полностью игнорировать эти требования, чувствуя себя при этом «абсолютно» свободным, он обязан их принимать (частично или полностью). Так рождается объективная форма ответственности, при которой всегда существует норма или другой субъект (инстанция), перед которыми субъект отвечает, несет ответственность. Отвечать перед кем-либо
(чем-либо) – один из важнейших модусов ответственности (как ука- зывалось выше), особенно когда речь идет о социальной ответствен- ности.
В контексте изучения формирования ответственности у детей, безусловно, первичной выступает именно ее объективная форма
(Ж. Пиаже). Следует отметить, что данная форма ответственности в дальнейшем, уже у взрослых людей, никуда не исчезает. Человек по- стоянно сталкивается с ситуациями, которые вновь и вновь предъяв- ляют личности новые требования. Тем более, что сложная, часто ме- няющаяся социальная действительность имплицитно содержит неожиданные «ответственные задания».
Внешняя ответственность как обязательность и дисциплиниро- ванность, безусловно, важна. Но дисциплинированность, которая
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
13 может легко перерасти в простую исполнительность, не позволяет выявить диалектику взаимосвязи внешних по отношению к личности требований жизни и личностных интенций. Для того, чтобы требова- ния жизни (или других людей) не воспринимались как навязанные, чуждые, не вызывали сопротивление при их выполнении, важна доб- ровольность в принятии этих требований, субъектная активность
(А.К. Осницкий) по отношению к должному.
В связи с необходимостью принятия требований внешней сре- ды закономерно возникает вопрос о стратегиях этого принятия – доб- ровольного или принудительного. Во втором случае личность посто- янно остается в плену внешних обстоятельств. При добровольном принятии необходимости возникает субъективная форма ответствен- ности. При этом речь идет не о простой квалификации того, кто явля- ется субъектом ответственности (отдельный человек или группа), а об отношении человека к внешним требованиям, о его готовности принять и осуществлять должное. Именно такое – рубинштейновское
– понимание ответственности выводит нас к принципиально новому взгляду на содержание ответственности, раскрытие ее психологиче- ской сущности как свойства личности и субъекта жизнедеятельности.
Субъективная ответственность предполагает, что человек оце- нивает предъявляемые внешней средой (другими людьми) требова- ния, соотносит их со своими возможностями и способностями и только после этого принимает решение о принятии ответственности.
Такой процесс предполагает активность личности и может быть осу- ществлен только тогда, когда у человека есть возможность выбора – принимать или не принимать на себя обязательства. Только в процес- се выбора возможно выявление истинного отношения к должному, а не простое исполнение предписанного. Таким образом, основной предпосылкой и условием принятия ответственности является воз- можность выбора, именно его наличие показывает истинное отноше- ние к должному, а не простое исполнение необходимости. Когда вы- бор сделан осознанно и самостоятельно, у человека возникает образ решения проблемы, он направляет свои усилия на то, чтобы вопло- тить этот образ в действительность, т. е. именно с данного момента и начинается реализация принятого ответственного «задания».
Ответственность, принятая в условиях выбора осознанно и свободно, воспринимается личностью принципиально иначе – как собственное решение и добровольный выбор. Только в этом случае
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
14 личность готова отвечать за результаты своих действий, поступков не только перед внешней инстанцией, но и перед собой. Осуществляя выбор, человек принимает на себя ответственность, которая в то же время оказывает существенное влияние на сам процесс выбора: под- линно ответственная личность способна найти оптимально значимый для себя объект в ситуации выбора. При этом, несмотря на любые сложные социальные, политические, экономические и другие ситуа- ции, для каждой личности существует всегда возможность выбора, каким бы социальным воздействиям она не подвергалась (Л. Мэй).
Подлинная ответственность всегда начинается с добровольных выбо- ров.
Другой аспект связи ответственности с выбором состоит в том, что ответственность как форма принятия необходимости содержит в себе неизбежность выбора – принимать или не принимать обязатель- ства, отвечать или не отвечать за содеянное т. п. При таком принятии у субъекта всегда имеются два несовместимых действия (как при лю- бом выборе). Эта раздвоенность в момент акта принятия ответствен- ности может проявляться во внутреннем диалоге. Таким образом, можно выделить еще одну сущностную характеристику ответствен- ности – ее диалогичность.
Ответственность, совмещенная с выбором, является важней- шей формой овладения собственным поведением и, вероятно, связана с волевым актом. В этом своем качестве ответственность выступает необходимым фактором, формирующим личность. В наиболее разви- той своей форме ответственность является критерием зрелости лич- ности, связана с сущностью бытия человека, способом самоосу- ществления и самоактуализации. Таким образом, по нашему мнению, субъективная ответственность сущностно, концептуально связана с выбором, который так же как свобода и ответственность, является важнейшей экзистенциальной формой существования человека.
Формирование субъективной формы ответственности идет по- степенно, но не просто в результате непосредственного присвоения социального опыта, а в ходе активного творческого взаимодействия
с внешней (социальной) средой (Л. Колберг). Субъект активно осваи- вает социальную действительность, и это освоение, выражаясь в ста- новлении субъективной формы ответственности, означает, что в от- ветственности происходит «превращение» внешнего долга во внут- ренние императивы. Именно в силу этого ответственность начинает
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
15 выступать в качестве важнейшего регулятора поведения. Любая фор- ма ответственности является разновидностью регуляции, «…однако ответственность зрелой личности – это внутренняя регуляция, опо- средованная ценностными ориентирами» (Д.А. Леонтьев).
Таким образом, принятие ответственности в условиях выбора
(за что или кого) тесно связано с процессом принятия ценностей. При этом если личность теряет ощущение того, что именно ее ценности порождают смысл в данной ситуации, она (личность) развивает точку зрения «должен», тем самым уходя от личностной (персональной) ответственности. Ценностно-смысловой аспект ответственности наиболее выразительно представил В. Франкл, который считал, что быть человеком – значит, быть ответственным за осуществление смысла. Особенно важное значение ценностно-смысловой аспект от- ветственности приобретает при изучении ответственности в контек- сте жизнедеятельности, так как включает в себя обязательное обозна- чение ее тесной связи со смыслом человеческого бытия: чем более очевиден для субъекта смысл его бытия, тем более ответственными являются его поступки [64].
В тоже время ответственность представляет собой способ, лич- ностный механизм осуществления в жизни наиболее значимых цен- ностей. Жизнь, благополучие близкого человека, значимость дела всей жизни и т. п. и являются причинами, в силу которых личность берет на себя за них ответственность. Эта ответственность сугубо добровольна, не связана с внешней необходимостью и потому имеет истинно субъектный характер. Ответственность может быть взята и за продолжение не завершенного учителем дела в науке, за судьбу детей, лишившихся родителей, и т. д. И в этом случае личность несет ответственность не перед реальным лицом, а уже ушедшими людьми или поколениями. В этом контексте мы обращаемся к модусу ответ- ственности – за что отвечает личность в ценностном измерении.
Кроме проявления ответственности за дело, человек часто принимает на себя ответственность, связанную с отношениями, взаимоотноше- ниями или другим человеком. В широком смысле это коммуникатив- ный аспект ответственности, который может проявляться во множе- стве вариантов. Его условно можно (вслед за Бахтиным) обозначить диалогическим, хотя это понятие и не позволяет полностью охватить специфику совместной и разделенной ответственности.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
16
Субъективная форма ответственности как способность осу- ществления целей, ценностей характеризует высокий уровень разви- тия личности, является показателем ее личностной и социальной зре- лости и может стать основным стержнем жизнедеятельности челове- ка. Таким образом, ответственность «порождается» ценностями, т. е. человек добровольно примет персональную ответственность прежде всего за то, что имеет для него значение и смысл, в то же время от- ветственный человек сам создает определенное ценностно-смысловое поле, в котором разворачивается его жизнь.
В связи с этим следует подчеркнуть еще один важнейший ас- пект ответственности – ее связь с творчеством. Творческая, созида- тельная личность чувствует себя ответственной за собственную жизнь, которая воспринимается как результат ее собственного выбора
(Л.И. Анцыферова).
Подлинная творческая ответственность всегда инициативна – ответственный человек не удовлетворяется только наличными усло- виями жизни, решением проблем, он стремится расширить поле сво- ей активности поиском более оптимальных и конструктивных реше- ний. Уже в самой данности ответственности в ситуации выбора су- ществует предпосылка свободы и творчества. Принятие ответствен- ности осуществляется тем быстрее и оптимальнее, чем сильнее вы- ражена у личности креативность.
Встречная активность по отношению к внешним требованиям, готовность к их принятию, с нашей точки зрения, есть первый и су- щественный признак подлинной ответственности как свойства субъ- екта.
Согласно идее С.Л. Рубинштейна, существует две неразрывных модальности во взаимодействии человека с бытием – аффицирован- ность, страдательность (как способность личности подвергаться воз- действию внешнего мира) и активность (как способность воздейство- вать на внешний мир). Ответственность есть личностный способ гар- монизировать, устанавливать связь между этими модальностями.
Проявления ответственности как свойства субъекта всегда предпола- гают взаимодействие с реальной действительностью (в любом слу- чае). Именно поэтому в ответственности обязательно должен учиты- ваться ее динамический аспект. В соответствии с вышеобозначенны- ми методологическими установками, дадим определение ответствен-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
17 ности как высшего и сущностного личностного образования, свой- ства субъекта жизнедеятельности.
Ответственность является одной из высших форм активности личности, субъекта жизненного пути. Ответственность есть жизнен- ное новообразование и способность личности в условиях выбора обеспечивать внутреннюю самостоятельность, относительную неза- висимость от внешних требований и оптимальную организацию дея- тельности, общения и т. п.
Наряду с сознанием, ответственность представляет собой про- ективную способность, т. е. готовность личности осуществить то, что еще может потребоваться от нее в будущем, таким образом, ответ- ственность связана не только с ситуациями «ответственных заданий», но и с организацией жизни в целом и самоорганизацией. Благодаря наличию ответственности личность способна самостоятельно органи- зовать свою жизнь в соответствии со своими ценностями и целями, выступая тем самым в качестве личностного ресурса. Ответствен- ность, таким образом, выступает в качестве детерминирующего ди- намического образования всей жизни человека.
Соотнесение сущности ответственности с модальностями лич- ности как субъекта позволило нам сформулировать следующее опре- деление ответственности как свойства субъекта жизнедеятельности.
Как свойство субъекта жизнедеятельности ответственность есть способность личности:
– соотносить оптимальным способом внешние требования и свои возможности;
– вырабатывать личностно-оптимальный способ разрешения трудностей и противоречий;
– выстраивать жизненный путь самостоятельно, качественно, осмысленно, стратегически, являясь «автором» своей жизни;
– делать выбор творчески, самостоятельно;
– выявлять непосредственно значимое и ценное для себя и дру- гих;
– самодетерминировать и саморазвиваться;
– изменять и совершенствовать внешний мир во времени и вза- имодействии.
Ответственность является таким функциональным образованием, ко- торое получает общее теоретическое определение и является его оп- тимальной идеальной характеристикой, но в эмпирических исследо-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»