Файл: Ф. М. Достоевского Л. И. Дементий ответственность как ресурс личности монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 473

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

171 статистически значимы только по отношению к такому дескриптору, как целеустремленность, достижение поставленных целей (φ* эмп. –
1,76 при р

0,039).
При сравнении дескрипторов, характеризующих внешние при- знаки успешности, которые предпочли испытуемые обеих групп, чет- ко обозначился выбор одних и тех же практически равным количе- ством испытуемых. Это – удача (различия статистически не значимы
(φ* эмп. – 0,25)), образование (различия статистически не значимы
(φ* эмп. – 0,35)).
Взрослые также среди внешних признаков отмечают карьер- ный рост (22 %) (различия статистически значимы (φ* эмп. – 1,46 при р

0,072, критическое значение φ* кр. = {2,25 р

0,01, 1,63 р

0,05})), высокий социальный статус (22 %) (φ* эмп. – 0,22), авторитет
(11%) (в юношеском возрасте данную характеристику не указывают).
Такие личностные особенности, как доброта, доброжелатель- ность и уверенность в себе, в качестве показателей успешности вы- бираются и той, и другой возрастной группой. Различия статистиче- ски не значимы (φ* эмп. – 0,40 и φ* эмп. – 0,06 соответственно).
Таким образом, статистически значимые различия были полу- чены в отношении следующих дескрипторов:
– оптимистичность;
– умение преодолевать трудности;
– карьерный рост;
– целеустремленность.
Следующий этап нашего сравнительного анализа связан с вы- явлением особенностей представлений об успешном человеке испы- туемыми полярных типов ответственности (оптимального и ситуа- тивного) в юношеской группе.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

172
Т а б л и ц а 3 0
Сравнительный анализ представлений о реальном успешном
человеке у испытуемых полярных типов ответственности
(юношеский возраст)
Дескрипторы
Количество испытуемых
в %
Коэффициент,
φ*эмп.
юношеского
возраста
ранней
взрослости
Целеустремленность
71 46 2,13
Наличие семьи
60 46 1,15
Материальная обеспе- ченность
36 36 0,02
Наличие престижной, интересной работы
32 29 0,23
Уверенность в себе
13 21 0,9
Трудолюбие
7 4
0,6
Ответственность
11 4
0,25
Активность
11 0
Организованность
7 0
Решительность
0 11
Авторитет
11 0
Мудрость
2 21 2,79
Честолюбие
2 4
0,35
Здоровье
2 7
1,01
Красота
2 0
Власть
5 0
Честность
0 0
Высокий социальный статус
27 35 0,76
Уважение со стороны других людей
27 35 0,76
Наличие друзей
22 7
1,32
Карьерный рост
22 7
2,3
Удача
0 21
Общественное признание
13 7
0,87
Наличие образования
20 18 0,22
Умение преодолевать трудности
29 7
2,5
Самостоятельность, не- зависимость
29 0
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   20

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

173
О к о н ч а н и е т а б л . 3 0
Дескрипторы
Количество испытуемых
в %
Коэффициент,
φ*эмп.
юношеского
возраста
ранней
взрослости
Доброта, доброжела- тельность
20 21 0,15
Упорство, настойчивость
22 7
1,86
Самореализация
31 0
Общительность
20 7
1,63
Ум, интеллект
11 11 0,05
Удовлетворенность со- бой, своей жизнью
16 11 0,61
Самоактуализация
7 4
0,17
Оптимистичность
20 4
2,29
Примечание. Серым цветом обозначены значимые различия.
Наиболее часто испытуемые оптимального и ситуативного ти- пов указывают такие дескрипторы, как:
– целеустремленность;
– наличие семьи;
– материальная обеспеченность;
– наличие престижной, интересной работы.
При этом одинаково значимы для испытуемых обеих групп та- кие дескрипторы, как наличие семьи, материальная обеспеченность, наличие престижной работы.
Статистически значимые различия обнаружены в отношении такого дескриптора, как целеустремленность (φ* эмп. – 2,13 при р

0,016).
Кроме того, испытуемые оптимального типа довольно часто используют дескриптор «самореализация» (31 %), тогда как лица противоположного типа ответственности не используют данную ха- рактеристику вовсе.
Ситуативно-ответственные испытуемые часто используют де- скрипторы «высокий социальный статус» (35 %) и «уважение со сто- роны других людей» (35 %), т. е. внешние признаки успешности лич- ности. 27 % испытуемых оптимального типа данные дескрипторы
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

174 используют, однако они (дескрипторы) входят в группу средней ча- стоты встречаемости.
Отметим тот интересный (с точки зрения экстернальности – интернальности установок) факт, что почти четвертая часть испытуе- мых ситуативного типа связывают успешность с удачей, везением. У оптимально-ответственных такой дескриптор не используется вовсе.
Менее 10 % испытуемых обоих типов ответственности указы- вают такие характеристики, как трудолюбие, самоактуализация, че- столюбие, здоровье. Среди характеристик средней частоты встречае- мости не наблюдается различий в выборе таких дескрипторов, как наличие образования (φ* эмп. – 0,22), доброта, доброжелательность
(φ* эмп. – 0,15), уверенность в себе (φ* эмп – 0,9), удовлетворенность собой, своей жизнью (φ* эмп. – 0,61), ум, интеллект (φ* эмп. – 0,05).
Таким образом, эти характеристики являются в целом малозначимы- ми для обеих групп и не зависят от типа ответственности, а, вероятно, отражают специфику возраста в социальных представлениях успеш- ного человека.
В качестве дифференцирующих два типа ответственности вы- ступили дескрипторы:
– целеустремленность;
– умение преодолевать трудности;
– карьерный рост;
– наличие друзей;
– упорство, настойчивость;
– общительность;
– оптимистичность;
– мудрость.
Продолжим сравнительный анализ представлений об успешной личности испытуемых оптимального и ситуативного типов ответ- ственности в другой возрастной группе – периода ранней взрослости.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


175
Т а б л и ц а 3 1
Сравнительный анализ представлений о реальном успешном
человеке у испытуемых полярных типов ответственности
(ранняя взрослость)
Дескрипторы
Количество испытуемых
в %
Коэффициент,
φ*эмп.
юношеского
возраста
ранней
взрослости
Целеустремленность
59 22 2,65
Наличие семьи
75 57 1,39
Материальная обеспе- ченность
59 33 1,76
Наличие престижной, интересной работы
47 39 0,62
Уверенность в себе
14 22 0,7
Трудолюбие
14 0
Ответственность
32 6
2,47
Активность
18 6
1,32
Организованность
0 6
Решительность
0 6
Авторитет
7 11 0,48
Мудрость
3 0
Честолюбие
0 0
Здоровье
0 0
Красота
9 6
1,08
Власть
0 0
Честность
3 0
Высокий социальный статус
29 22 0,56
Уважение со стороны других людей
32 38 0,4
Наличие друзей
21 6
1,65
Карьерный рост
35 22 0,99
Удача
0 22
Общественное признание
7 6
0,21
Наличие образования
28 22 0,5
Умение преодолевать трудности
28 28 0,02
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

176
О к о н ч а н и е т а б л . 3 1
Дескрипторы
Количество испытуемых
в %
Коэффициент,
φ*эмп.
юношеского
возраста
ранней
взрослости
Самостоятельность, не- зависимость
29 22 0,56
Доброта, доброжела- тельность
0 17
Упорство, настойчивость
15 6
1,05
Самореализация
47 0
Общительность
28 6
2,21
Ум, интеллект
18 6
1,32
Удовлетворенность со- бой, своей жизнью
3 0
Самоактуализация
15 0
Оптимистичность
18 33 1,24
Примечание. Серым цветом обозначены значимые различия.
Наиболее часто испытуемые обоих типов указывают такие де- скрипторы, как:
– наличие семьи;
– наличие престижной, интересной работы;
– материальная обеспеченность;
– уважение со стороны других людей;
– умение преодолевать трудности.
При этом для испытуемых оптимального типа наличие семьи является более важным показателем успешности, а для ситуативного типа более значимо наличие престижной, интересной работы – мате- риальной обеспеченности. Эти различия статистически подтвержде- ны с помощью коэффициента Фишера: наличие семьи (φ* эмп. – 1,39 при р

0,082, критическое значение φ* кр. = {2,25 р

0,01, 1,63 р

0,05}), материальная обеспеченность (φ* эмп. – 1,76 при р

0,039, критическое значение φ* кр. = {2,07 р

0,01, 1,56 р

0,05}). Относи- тельно дескриптора «материальная обеспеченность» различия не под- тверждаются.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


177
Обнаружены статистически значимые различия по дескрипто- рам «целеустремленность» (59 %) и «самореализация» (47 %), кото- рые называют оптимально-ответственные испытуемые (φ* эмп. – 2,65 при р

0,003, критическое значение φ* кр. = {2,22 р

0,01, 1,62 р

0,05}).
Испытуемые противоположного типа не считают самореализа- цию, самоактуализацию, трудолюбие, честность, мудрость, удовле- творенность собой, своей жизнью показателями успешности, тогда как оптимально-ответственные в той или иной мере эти характери- стики используют.
В группе дескрипторов средней частоты встречаемости при разделении всех характеристик на внешние признаки и личностные особенности успешного человека видно, что испытуемые оптималь- ного типа выделяют 6 дескрипторов из внешних признаков, испытуе- мые ситуативного типа – 5 дескрипторов. Среди личностных особен- ностей испытуемые оптимального типа указывают 10 дескрипторов, а ситуативно-ответственного – всего 4, что еще (который раз!) указы- вает на ярко выраженные установки оптимально-ответственных лю- дей на внутренние показатели (и источники?) в оценке успешной личности.
Дифференцирующими для сравниваемых групп испытуемых выступили:
– наличие семьи;
– материальная обеспеченность;
– целеустремленность;
– активность;
– ответственность;
– наличие друзей;
– общительность;
– ум, интеллект.
Мы начинали данную часть работы с двух предположений: существуют возрастные особенности социальных представле- ний об успешном человеке; ответственность может выступать в качестве личностной де- терминанты представлений об успешном человеке.
Проведенное исследование не только полностью подтвердило наше предположение, но и позволило выявить все нюансы социаль-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

178 ных представлений об успешном человек, связанные с возрастом ис- пытуемых, а также с особенностями их ответственности.
На основании полученных данных мы имеем основания утвер- ждать:
1. Социальные представления об успешном человеке имеют возрастную и личностную специфику.
2. Существуют представления об успешном человеке, не име- ющие возрастной специфики, а отражающие особенности нашей культуры при описании и восприятии успешного человека.
3. Ответственность как характеристика личности для боль- шинства взрослых испытуемых выступает в качестве важнейшего условия и показателя успешной личности.
4. Ответственная личность значительно больше ориентирована на успех как самореализацию, а также на личностные особенности: с одной стороны, на условия достижения успеха, с другой – на показа- тели успешности личности. Таким образом, тип ответственности де- терминирует представления об успехе и успешной личности.
5. Независимо от типа ответственности с возрастом усиливает- ся осознание роли личного вклада в достижение успеха.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


179
ВЫВОДЫ
Полученные в нашем исследовании данные об ответственности и ее проявлениях в жизнедеятельности, о роли ответственности в ре- гуляции семейных отношений, построении жизненного пути, воспри- ятии и преодолении жизненных трудностей, представлениях об успе- хе и успешной личности позволили сформировать следующие выво- ды.
1. Ответственность есть свойство личности как субъекта жиз- недеятельности, проявляющаяся в ее способности соотносить необ- ходимое и желаемое социально требуемым и личностно-оптималь- ным способом.
2. Ответственность – это субъектная характеристика, состоя- щая в готовности и способности личности обеспечивать целостность, самостоятельность и успешность деятельности и жизнедеятельности.
В этом своем определении ответственность является личностным ре- сурсом человека.
3. Ответственность – это присущий личности способ организа- ции жизни и ее регуляции на основе соотнесения своих способностей и возможностей и внешних требований.
4. Ответственность может выступать:
– как отношение (ситуационная специфичность ответственно- сти);
– как устойчивая личностная характеристика;
– как способ жизни.
Ответственность личности носит индивидуально-типологичес- кий характер, который раскрывает содержание, степень представлен- ности отдельных параметров ответственности и их связь у конкрет- ной личности.
Типы ответственного поведения различаются:
– представленностью (частичной, полной, гармоничной или противоречивой) параметров ответственности;
– степенью присвоения необходимости;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

180
– механизмами реализации ответственного поведения.
6. Необходимым условием для понимания механизмов ответ- ственности является установление взаимосвязей ответственности с другими личностными характеристиками. В качестве личностных коррелятов ответственности и одновременно ее оснований выступают самостоятельность, уверенность, притязания, мотивация, достижения, адекватная самооценка, локус контроля, ценностные ориентации.
7. Интегральный характер ответственности обеспечивает ее широкое влияние на эффективность и конструктивность поведения личности в очень широком классе жизненных ситуаций и успешность в ее жизнедеятельности, что дает нам основание отнести ответствен- ность к ресурсным характеристикам личности.
8. Как ресурс личности ответственность выступает прежде все- го в таких сферах жизнедеятельности, в которых она объективно необходима и является основой для их создания. К ним мы отнесли сферу семейных отношений, в которой ответственность выступает в качестве одного из механизмов построения ролевой структуры семьи, разрешение конфликтных ситуаций, формирование адекватных моде- лей семейных представлений.
9. Ответственность является важнейшим ресурсом преодоления трудных жизненных ситуаций (копинг-ресурсом). Осознание контро- лируемости ситуации определяет специфику восприятия трудных ситуаций, а готовность и умение реализовать ответственное поведе- ние влияет на выбор стратегии преодоления. Ответственная личность склонна использовать встречающиеся трудности как жизненный урок, как проблему, подлежащую решению. Именно поэтому наибо- лее типичные стратегии для нее – проблемное разрешение, актуали- зация жизненного опыта, осторожность и уравновешенность, плани- рование. Для полярной группы (экстерналы, или «безответственные») характерен выбор таких стратегий, как избегание, общественная под- держка, отстранение.
10. Ответственная личность более успешна в жизни, особенно в значимых для нее сферах жизнедеятельности, более ориентирована на достижение успеха как самореализации, осознает свою компетент- ность и эффективность в разрешении жизненных дел и достижении успеха, повышает общую удовлетворенность жизнью.
11. Построение своего пути, жизненные выборы в значитель- ной степени определяются наличием-отсутствием у личности ответ-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»