Файл: Ф. М. Достоевского Л. И. Дементий ответственность как ресурс личности монография.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 474

Скачиваний: 17

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18 ваниях могут обнаруживаться реальные (оптимальные и неоптималь- ные) качества ответственности. Исходя из этого, согласно общему определению, ответственность является высшим оптимальным спо- собом личностной организации и самоорганизации жизни и в этом смысле предстает свойством личности как субъекта жизнедеятельно- сти. Однако обнаруженные в исследовании реальные особенности ответственности могут и не позволить считать, что они охватывают весь жизненный путь личности и имеют ситуативные проявления
(свою меру), поэтому в таких случаях можно говорить об ответствен- ности личности.
1.2. Индивидуально-типологический
характер ответственности
Различное понимание сущности ответственности не только в разных науках, но даже в рамках психологии привело к тому, что при использовании данного понятия предметная область каждый раз ме- нялась, что существенно затрудняло проведение комплексных иссле- дований данного феномена. Путь решения этой проблемы мы видим в операционализации понятия ответственности, что позволит переве- сти феномен ответственности с уровня обобщенных определений на уровень конкретно-психологического анализа и исследования.
Критический анализ работ по изучению структуры ответствен- ности (В.Ф. Плахотный, В.П. Прядеин, В.Ф. Сафин, Т.Н. Сидорова,
К. Сидорова, Л. Колберг и др.) привел нас к необходимости принять структуру, включающую три компонента – когнитивный, эмоцио- нальный и поведенчески-результативный, за исходную. Принятая структура ответственности релевантна модусу ответственности, тео- ретическому объяснению и эмпирическому доказательству которого посвящена наша концепция ответственности как свойства субъекта жизнедеятельности, а именно: как человек «ответствует», за счет чего и при каких условиях реализуется ответственное поведение. Логика принятия именно такой структуры ответственности, исходя из пред- метной области наших изысканий, состояла в следующем. При
«встрече» с требованиями внешней среды и необходимостью приня- тия решения о персональной ответственности личность прежде всего должна осознать предмет ответственности (за что отвечать), соотне-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

19 сти свои возможности и способности и, таким образом, понять, суме- ет ли она реализовать это ответственное решение, что и составляет когнитивный компонент ответственности.
Условия выбора, необходимость соотнесения требуемого и же- лаемого в ответственности, базальная потребность поддержать свое самоуважение и другие значимые для личности факторы в момент принятия ответственности обязательно рождают эмоциональную ре- акцию (аффективно-эмоциональный компонент) как составляющую акта принятия ответственности.
Если человек сделал свой выбор в пользу принятия ответствен- ности, необходимым следующим шагом становится реализация от- ветственного решения: так в структуру ответственности логично должен быть включен поведенчески-результативный компонент. С нашей точки зрения, именно такая трехкомпонентная структура объ- ясняет весь процесс ответственности: от акта ее принятия до получе- ния результата, которым человек и «отвечает» перед нормой, другим человеком, обществом или самим собой.
Несмотря на то что при выделении именно таких компонентов наш подход не отличается новизной, в нашей концепции и эмоцио- нальный, и поведенчески-результативный компоненты принципиаль- но по-новому раскрыты и, что для эмпирических исследований необ- ходимо, более четко и конкретно обозначены.
Под когнитивным компонентом ответственности мы понимаем прежде всего осознание сущности и необходимости ответственности, а также условий, в которых она будет реализована. Несмотря на то что когнитивный компонент являлся довольно часто предметом ис- следования в различных подходах ответственности (а некоторые из них, как уже указывалось, вовсе сводили всю ответственность только к когнитивному компоненту), как правило, он понимался слишком обобщенно (А.Г. Спиркин, К. Хелкама, Л. Колберг и др.). Особенно- стью нашего подхода к структуре ответственности в целом и к от- дельным ее компонентам в частности является трансформация каж- дого компонента в операциональный измеримый конструкт.
Итак, когнитивный компонент операционализировался в сле- дующие параметры:
– осознание сущности ответственности как личностной харак- теристики;
– предвидение результатов своей деятельности;
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


20
– осознание готовности прийти на помощь другому в ответ- ственной ситуации;
– осознание готовности идти на риск ради достижения резуль- тата.
Особое значение в когнитивном компоненте мы придаем такому па- раметру, как способность предвидеть результаты действий или соб- ственных поступков. Выраженность данного параметра является ос- новой регуляции поведения личности, ориентации его на результат. В этом компоненте интегрируются когнитивный и поведенчески- результативный компоненты. Если личность «остановится» только на осознании необходимости ответственности или, более того, даже бу- дет осознавать себя ответственным лицом, но не проявит активности в отношении продвижения к результату, ответственное поведение «не состоится». Это случаи, когда когнитивный компонент выступает как автономный.
Эмоциональный компонент отражает прежде всего некое пе- реживание в ситуации «ответственных заданий». Изучение и введе- ние в структуру ответственности эмоционального компонента имеет особое значение, так как эмоции играют важную роль в опосредова- нии реакций личности на внешние требования.
В структуре ответственности эмоциональный компонент зани- мает особое место в связи с тем, что, с нашей точки зрения, он явля- ется критерием проявления ценностно-смыслового отношения к от- ветственному заданию. Эмоциональный компонент может играть двоякую роль в принятии и процессе реализации ответственности.
Позитивное эмоциональное отношение к ответственным делам, ситу- ациям способствует разворачиванию творческой, конструктивной активности. Отрицательные эмоциональные состояния, напротив, тормозят и сам процесс принятия ответственности, и процесс выпол- нения ответственных дел. Любое ответственное дело сопровождается эмоциональными переживаниями. Это связано с социальной и лич- ностной значимостью ответственных дел, так как ответственное за- дание – это всегда своего рода вызов личности, а также с необходи- мостью «ответствовать» перед кем-либо или даже самим собой.
Операционализация данного компонента тем более необходи- ма, что большинство исследователей, также выделяющих эмоцио- нальный компонент, предпочитают говорить о «чувстве ответствен- ности», «нравственном свойстве личности», «переживании причаст-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

21 ности». Такие теоретические конструкты вряд ли могут являться ос- новой для эмпирического изучения данного компонента.
Наличие или отсутствие у личности выраженных положитель- ных или отрицательных эмоциональных реакций при необходимости возложить ответственность на себя является индикаторами:
• принятия (полного или частичного) или непринятия обяза- тельств;
• добровольности или принудительности принятого.
В нашем подходе и понимании эмоциональный компонент операционализируется в следующих параметрах:
– эмоциональное отношение к принятию новых обязанностей
(обязательств);
– эмоциональное отношение к обещаниям;
– эмоциональное отношение к трудностям;
– переживание в ситуации невыполнения деятельности;
– эмоциональное отношение (переживание) за качество дея- тельности.
Поведенчески-результативный компонент включает в себя не- обходимые показатели выполнения ответственного дела и его резуль- тата. Акцент, который мы делаем на этом компоненте, обусловлен рядом причин:
1. Проявление ответственности субъекта в конкретной ситуа- ции или жизнедеятельности в целом есть демонстрация сформиро- ванности данного личностного свойства. Без проявления, реализации ответственного поведения говорить о наличии ответственности во- обще не приходится.
2. При одних и тех же требованиях окружающей среды инди- виды, имеющие больше поведенческих возможностей, умеют управ- лять своим поведением. Как результат они испытывают большую свободу. Таким образом, поведенческие возможности (их наличие, широта) сами выступают в качестве важного ресурса.
Реализация ответственного поведения, способность «практико- вать» ответственность в конкретных видах деятельности или ситуа- циях жизнедеятельности и характеризует наличие ответственности как устойчивой личностной характеристики, выявляет готовность личности не только подразумевать себя ответственным лицом, не просто приписывать себе ответственность, а реально быть ответ- ственной личностью. Придавая важное значение поведенческому
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


22 компоненту, не следует его переоценивать. Выступая изолированно от других компонентов, он демонстрирует лишь внешний аспект от- ветственности, который мы часто именуем исполнительностью. Ис- полнительность – ценное качество, однако лишь частично отражаю- щее ответственность и тем более не свидетельствующее об истинной, оптимальной ответственности. При формировании личности испол- нительность может явиться одной из ступеней формирования под- линной ответственности. Поощрения только исполнительности (осо- бенно в современных школах) без создания условий для формирова- ния ответственности как свойства личности приводят к тому, что большинство людей становятся простыми исполнителями, пасующи- ми перед многими жизненными ситуациями.
Поведенчески-результативный компонент в нашей работе представлен следующими параметрами:
– временное обеспечение деятельности;
– качественное выполнение деятельности;
– преодоление трудностей;
– обеспечение условий деятельности;
– доведение деятельности до получения результата;
– исключение опеки и внешнего контроля (самостоятельность).
Выделенные нами параметры, отражающие структурные ком- поненты ответственности, являются неоднородными. Одни из них связаны с необходимыми внешними требованиями ситуации или конкретной деятельности, другие являются относительно независи- мыми от требований конкретной ситуации или деятельности и выра- жают достаточно устойчивые личностные характеристики. В связи с этим их можно условно разделить на две группы:
– качества, которые связаны с необходимыми обстоятельства- ми деятельности, готовностью к ней (например, обеспечение условий и средств деятельности);
– устойчивые качества личности, независимые от ее деятельно- сти (например, добровольность, самостоятельность, готовность идти на риск).
Ни один из перечисленных параметров ответственности не от- ражает ее в целом, поскольку каждый раскрывает лишь какую-то часть содержания того или иного компонента. Проявление этих па- раметров у каждой конкретной личности индивидуально. Для пони- мания индивидуально-типологических особенностей ответственности
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

23 необходимо выявление типов ответственности по преобладанию тех или иных вышеперечисленных параметров у каждого из них (или наличие у него совокупности всех параметров, что, вероятно, свиде- тельствовало бы об оптимальности данного типа, т. е. присутствии у него всех признаков ответственности). Типологический подход к от- ветственности позволяет в определенной степени выявить отношения зависимости (полной или частичной) или независимости личности от внешних требований и обстоятельств, т. е. вскрыть диалектику внеш- него и внутреннего.
Проявление параметров ответственности в типе ответственно- сти может быть полным (наличие совокупности всех названных па- раметров) или частичным (наличие отдельных параметров). В зави- симости от этого ответственность:

выступает как сформированное свойство личности или как ситуативное отношение к «ответственному заданию»;
– может быть достаточно случайным или закономерным, устойчивым проявлением личности;
– как личностное свойство будет определять поведение челове- ка и в деятельности, и в общении, и в отношениях с другими людьми, т. е. во многих особенно значимых сферах жизнедеятельности лично- сти.
Типологический подход к ответственности позволяет предста- вить ответственность личности не универсально общим качеством, свойственным в одинаковой мере, а его индивидуально-типологичес- кий характер, раскрывающий особенности принятия и реализации ответственности разными людьми и в разных ситуациях. Именно ти- пология ответственности позволяет проследить степень и границы проявления ответственности, ее индивидуальные характеристики, избежать оценочно-обобщенного представления, выражаемого оппо- зицией ответственность – безответственность.
Типологический подход к ответственности позволяет в опреде- ленной степени выявить отношения зависимости (полной или ча- стичной) или независимости личности от внешних требований и об- стоятельств, т. е. вскрыть диалектику внешнего и внутреннего.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»


24
1.3. Личностные и ситуационные детерминанты
ответственности
Понять механизмы ответственного поведения, связь отдельных критериев ответственности, создать приближенно-условные портре- ты типов ответственного поведения можно, лишь определив связь ответственности с другими личностными характеристиками и ее ме- сто среди них. Как известно, никакое отдельное, изолированное, свойство не может характеризовать личность в целом и не имеет смысла без его связи с другими. Это особенно справедливо по отно- шению к ответственности.
В психологической литературе по проблеме ответственности связи ответственности с другими личностными особенностями уде- ляется значительно меньше внимания, нежели анализу самого поня- тия ответственности, его сущности.
Опираясь не собственное понимание ответственности, ее структуры, значимости этой личностной характеристики, мы пред- приняли попытку определить личностные корреляты ответственно- сти. При этом отметим, что в нашу задачу не входил специальный анализ самих коррелятивных понятий ответственности, что требовало бы отдельной работы. Мы опирались на разработанное К.А. Абуль- хановой-Славской понятие активности и личностного семантического интеграла, включающего притязания, саморегуляцию и удовлетво- ренность, и пытались соотнести ответственность прежде всего с со- ответствующими характеристиками личности: ее притязаниями, уве- ренностью, самостоятельностью, удовлетворенностью и локусом контроля, – используя для их выявления разнообразные, достаточно тонкие (и взаимопроверяющие) личностные методики. В контексте нашей работы важно было очертить тот круг понятий, который, по нашему мнению, является определяющим для раскрытия ответствен- ности, ее детерминант и механизмов реализации.
Определение личностных коррелятов ответственности имеет большое значение. Это связано прежде всего с анализом тех ситуа- ций, через которые можно проверить или развить ответственность.
При разном типе притязаний степень уверенности и самостоя- тельности проявления ответственности в конкретных условиях дея- тельности или жизнедеятельности может оказаться у одних устойчи- вой, а у других – ситуативной (в зависимости от условий). Вслед-
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»

25 ствие этого мы можем конкретно говорить о том, что утверждение об абсолютной ответственности данного человека является неверным.
Как качество личности ответственность может быть испытана, опи- сана через совокупность различных ситуаций и прежде всего через предельные по отношению к каждому человеку ситуации.
Мы полагаем далее, что формирование ответственности осу- ществляется не только через типичные для ответственного поведения ситуации, но также через его связь с другими качествами личности и ситуации, прямо с ним не связанные. Так, по нашему предположе- нию, формирование адекватного реалистического уровня притязаний, соответствующей самооценки, самостоятельности личности ведет к формированию ответственного поведения. Более того, отдельные па- раметры ответственности, такие, например, как доведение начатого дела до конца, до получения результата при непредвиденных трудно- стях и противоречиях, готовность идти на риск, на помощь другим, можно и нужно формировать косвенным путем. Это положение, с нашей точки зрения, имеет большое значение для практики воспита- ния личности.
Одной из важнейших личностных предпосылок ответственно- сти является установка личности на то, что она будет ответственным лицом еще до начала осуществления деятельности, т. е., своего рода готовность к ответственности, стремление взять ее на себя. По нашим представлениям, такого рода готовность является достаточно устой- чивой личностной особенностью, которая, как правило, проявляется во всех жизненных ситуациях и характеризует личность с точки зре- ния того, чему или кому изначально приписывается ответственность в определенных условиях (жизни или конкретной деятельности).
В этом плане для нас в качестве определяющего понятия вы- ступает локус контроля (Дж. Роттер). Сформированность у личности внешнего или внутреннего локуса контроля задает определенную направленность анализа ситуации и выбор конкретной формы пове- дения личности. При этом если мы не отождествляем понятия ответ- ственности и локуса контроля, понятно, что могут быть различные, в том числе и противоречивые, сочетания внешнего или внутреннего локуса контроля с отдельными критериями ответственности или со всей их совокупностью. Примером такого противоречивого сочета- ния может служить так называемая защитная экстернальность.
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»