Файл: Дипломный проект проектирование участка технического обслуживания и ремонта рулевого управления легкового автомобиля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 2308

Скачиваний: 102

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. Организация структуры и методы работы системы ТО и ТР


Возможные неисправности рулевого управления, их причины и методы устранения

Возможные неисправности рулевого управления автомобиля, по каким причинам они возникают и методы устранения представлены в таблице 1.

Таблица 1. «Неисправности рулевого управления, их причины, методы устранения»

Возможные неисправности системы зажигания автомобиля, по каким причинам они возникают и методы устранения представлены в таблице 1.

Таблица 1. «Неисправности системы зажигания, их причины, методы устранения»


Причина неисправности

Метод устранения


Увеличенный свободный ход рулевого колеса

Ослабление болтов крепления рулевого механизма

Затяните гайки

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

Затяните гайки

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах

Замените наконечники или рулевые тяги

Увеличенный зазор в подшипниках передних колес

Отрегулируйте зазор

Увеличенный зазор в зацеплении ролика с червяком

Отрегулируйте зазор

Слишком большой зазор между осью маятникового рычага и втулками

Замените втулки или кронштейн в сборе

Увеличенный зазор в подшипниках червяка

Отрегулируйте зазор


Тугое вращение рулевого колеса

Деформация деталей рулевого привода

Замените деформированные детали

Неправильная установка углов передних колес

Проверьте углы установки колес и отрегулируйте

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком

Отрегулируйте зазор

Перетянута регулировочная гайка оси маятникового рычага

Отрегулируйте затягивание гайки

Низкое давление в шинах передних колес

Установите нормальное давление

Повреждение деталей шаровых шарниров

Проверьте и замените поврежденные детали

Отсутствует масло в картере рулевого механизма

Проверьте и долейте. При необходимости замените сальник

Повреждение подшипников верхнего вала рулевого управления

Замените подшипники


Шум (стуки) в рулевом управлении

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес

Отрегулируйте зазор

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

Затяните гайки

Увеличенный зазор между осью маятникового рычага и втулками

Замените втулки или кронштейн в сборе

Ослаблена регулировочная гайка оси маятникового рычага

Отрегулируйте затягивание гайки

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком или в подшипниках

Отрегулируйте зазор

Увеличенный зазор в шаровых шарнирах рулевых тяг

Замените наконечники или рулевые тяги

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага

Затяните гайки

Ослабление гаек крепления поворотных рычагов

Затяните гайки

Ослабление болтов крепления промежуточного вала рулевого управления

Затяните гайки болтов


Самовозбуждающееся угловое колебание передних колес

Давление в шинах не соответствует норме

Проверьте и установите нормальное давление

Нарушены углы установки передних колес

Проверьте и отрегулируйте углы установки передних колес

Увеличенный зазор в подшипниках ступиц передних колес

Отрегулируйте зазор

Дисбаланс колес

Отбалансируйте колеса

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

Проверьте и затяните гайки

Ослабление болтов крепления картера рулевого механизма или кронштейна маятникового рычага

Проверьте и затяните гайки болтов

Нарушен зазор в зацеплении ролика с червяком

Отрегулируйте зазор


Увод автомобиля от прямолинейного движения в какую – либо сторону

Неодинаковое давление в шинах

Проверьте и установите нормальное давление

Нарушены углы установки передних колес

Проверьте и отрегулируйте углы установки колес

Различная осадка пружин передней подвески

Замените непригодные пружины

Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески

Проверьте кулаки и рычаги, негодные детали замените

Неполное растормаживание одного или нескольких колес

Проверьте состояние тормозной системы, неисправность устраните


Неустойчивость автомобиля

Нарушены углы установки передних колес

Проверьте и отрегулируйте углы установки колес

Увеличенный зазор в подшипниках передних колес

Отрегулируйте зазор

Ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг

Проверьте и затяните гайки

Слишком большой зазор и шаровых шарнирах рулевых тяг

Замените наконечники или рулевые тяги

Увеличенный зазор в зацеплении ролика и червяка

Отрегулируйте зазор

Деформированы поворотные кулаки или рычаги подвески

Проверьте кулаки и рычаги, замените деформированные детали


Утечка масла из картера

Износ сальника вала сошки или червяка

Замените сальник

Ослабление сальника вала сошки или червяка

Затяните болты

Повреждение уплотнительных прокладок

Замените прокладки



1.4 Работы, выполняемые в зоне ТО легкового автомобиля
Разборка

Зажимаем рулевой механизм в тисках с мягкими губками. Снимаем защитный колпачок и, расконтрив болты крепления внутренних наконечников к рейке, выкручиваем их и снимаем рулевые тяги, стопорную и соединительную пластины. Снимаем хомуты крепления защитного чехла рейки рулевого механизма, правую опору, а затем чехол с трубы картера рулевого механизма.

Крючком с восьмигранной головкой (17 мм) откручиваем гайку упора и извлекаем пружину и стопорное кольцо. Проворачивая шестерню по часовой стрелке (смотреть со стороны рулевого вала), сдвигаем упор рейки и затем специальными щипцами с круглыми губками, вставленными в углубления упора под пружину, извлекаем упор рейки из картера. Снимаем пыльник с шестерни и стопорную шайбу, крючком для гайки подшипника приводной шестерни (24 мм) выкручиваем гайку. Зажав вал приводной шестерни в тисках с мягкими губками, легким постукиванием по картеру пластмассовым молотком вынимаем шестерню из картера в сборе с шариковым подшипником. Снимаем шайбу, стопорное кольцо и спрессовываем шариковый подшипник с вала шестерни. Вынимаем рейку рулевого механизма в сторону снятого защитного колпачка,
а затем опорную втулку рейки.

Установка

Закрепляем на щитке передка уплотнитель (2) (см. Приложение 1), устанавливаем картер рулевого механизма на лонжерон, не затягивая полностью гайки болтов крепления картера.

Специальным устройством ориентировать картер так, чтобы угол А
(рис. 5) не превышал 32*, а зазор между валом и педалью тормоза был не менее 5 мм. Затем полностью затягиваем гайки болтов крепления картера.

Устанавливаем сошку рулевого механизма в среднее положение, для чего совмещаем метки на картере и на валу червяка.

Устанавливаем временно на вал колесо так, чтобы спицы были расположены горизонтально и в этом положении соединяем вилку карданного шарнира промежуточного вала рулевого управления с валом червяка, затем прикрепляем к кузову кронштейн вала рулевого управления.

Снимаем рулевое колесо и надеваем на вал рулевого управления переключатель указателей поворота, света фар и стеклоочистителей.




Рис. 5. Установка рулевого механизма на автомобиль:


1 - болты крепления картера рулевого механизма; 2 - стяжной болт нижнего конца промежуточного вала; 3 - болты крепления кронштейна; 4 - кронштейн вала рулевого управления; 27,5 мм - расстояние от центра отверстия сошки до опорной поверхности картера рулевого механизма при среднем положении сошки.
Устанавливаем рулевое колесо на вал в первоначальное положение
и, нажимая на рулевое колесо, как показано стрелками на рис. 5, проверяем отсутствие радиального перемещения вала. При радиальном перемещении заменяем верхний вал рулевого механизма или его подшипника.


Проверяем плавность и легкость вращения рулевого колеса в обоих направлениях, затем затягиваем гайку крепления рулевого колеса и закрепляем ее в трех точках. Сдвигаем корпус переключателя указателей поворота, света фар и стеклоочистителя в сторону рулевого колеса до упора и затягиваем хомут крепления переключателя.

Соединяем провода с клеммами выключателя зажигания и закрепляем выключатель винтами на кронштейне вала рулевого управления.

Присоединяем штепсельные колодки переключателя указателей поворота, света фар и стеклоочистителя к штепсельным колодкам пучка провода автомобиля.

Устанавливаем на вал две половины облицовочного кожуха и скрепите их винтами. Устанавливаем на рулевое колесо выключатель звукового сигнала.

Устанавливаем на сошке шаровые пальцы средней и боковой левой тяги и закрепляем их гайками.

Регулируем схождение передних колес и проверяем усилие на рулевом колесе, которое при повороте колес на месте на гладкой плите не должно превышать 196 Н (20 кгс) (при замере на ободе колеса).

Разборка и сборка картера рулевого механизма.

Разборка. Сливаем масло из картера рулевого механизма. Закрепляем картер на кронштейне А.74076/R с опорой А.74076/1.




Рис. 6. Снятие сошки:
1 - съемник А.47043; 2 - вал сошки рулевого управления; 3 - сошка; 4 - кронштейн A.74076/R
Отвернув гайку крепления рулевой сошки (2) (рис.7) и сняв пружинную шайбу, съемников А.74043 снимаем сошку (рис.6). Отвернув болты крепления, снимаем крышку (12) (рис 7) картера рулевого механизма вместе с регулировочным винтом (8), регулировочной пластиной (9), стопорной шайбой (10) и контргайкой. Вынимаем из картера (1) рулевого механизма вал (7) сошки
в сборе с роликом.



Отвернув болты крепления, снимаем крышку (3) упорного подшипника вала червяка вместе с регулировочными прокладками (4).



Рис. 7. Детали картера рулевого механизма:
1 - картер; 2 – сошка; 3 - нижняя крышка картера; 4 - регулировочные прокладки; 5 - наружное кольцо подшипника вала червяка; 6 - сепаратор с шариками; 7 - вал сошки; 8 - регулировочный винт; 9 - регулировочная пластина; 10 - стопорная шайба; 11 - вал червяка; 12 - верхняя крышка картера; 13 - уплотнительная прокладка; 14 - втулка вала сошки; 15 - сальник вала червяка; 16 - сальник вала сошки

Валом (11) червяка выталкиваем из картера наружное кольцо (5) подшипника и вынимаем вал вместе с сепаратором (6) подшипников. Снимаем сальник (15) вала червяка и сальник (16) вала сошки.

Оправкой 67.7853.9541 выпрессуем наружное кольцо верхнего подшипника (рис. 8).




Рис. 8. Снятие наружного кольца верхнего подшипника червяка с помощью оправки 67.7853.9541: 1 - картер рулевого механизма; 2 - наружное кольцо верхнего подшипника червяка; 3 - оправка 67.7853.9541

Сборку рулевого механизма проводим на кронштейне А.74076/R
в последовательности, обратной разборке.

Наружное кольцо верхнего подшипника червяка запрессовываем оправкой 67.7853.9541, переставив насадку на ручку оправки обратной стороной.


Рис. 9. Снятие наружного кольца верхнего подшипника червяка: 1 - картер рулевого механизма; 2 - наружное кольцо верхнего подшипника червяка; 3 - оправка 67.7853.9541



Рис. 10. Контроль момента трения червяка динамометром: 1 - червяк; 2 - головка А.95697/5; 3 - динамометр 02.7812.9501; 4 - кронштейн стенда для ремонта картера рулевого механизма; 5 - картер рулевого механизма
После установки червяка в картер рулевого механизма и закрепления нижней крышки проверяем с помощью динамометра 02.7812.9501 и головки А.95697/5 момент трения вала червяка; он должен находиться в пределах 19,6 – 49 Н/см (2 – 5 кгс/см). если момент окажется меньше указанного, уменьшаем толщину регулировочных прокладок, и если больше – увеличиваем.


После установки вала сошки проверяем отсутствие зазора в зацеплении ролика с червяком в положениях вала червяка, повернутого вправо и влево на 30* от нейтрального положения сошки. Возможный зазор в зацеплении установите регулировочным винтом и затяните контргайку.

После регулировки зазора в зацеплении ролика и червяка, проверьте динамометром момент трения вала червяка, который должен быть равен 68,6 – 88,2 Н/см (7 – 9 кгс/см) при повороте вала червяка на 30* как влево, так и вправо от среднего положения и снижаться плавно до 49 Н/см (5 кгс/см) при повороте угла 30* до упора.

По окончании сборки проверьте углы поворота сошки от нейтрального положения, которое должны составлять 32*10 как влево, так и вправо, до упора сошки в головки болтов, залейте в картер рулевого механизма 0,125 л трансмиссионного масла.

1.5 Схема организации ТО и ТР автомобилей
Участок работает с 9.00 до 19.30, перерыв на обед с 12.00 до 13.00. Число рабочих дней в году при пятидневной рабочей неделе составляет 305 дней. На данном предприятии нет отдельного участка по ремонту рулевого управления. За место участка оборудовано рабочее место для ремонта узлов и агрегатов автомобиля. На этом рабочем месте из оборудования имеются: ящик с песком; контейнер для отходов; стеллаж для деталей; инструментальный шкаф; стол для сортировки деталей; площадка для агрегатов; слесарный верстак; слесарные тиски. Данное оснащение рабочего места не позволяет производить полноценный ремонт рулевых управлений разного типа. По моему мнению, для эффективной работы необходимо спроектировать отдельный агрегатный участок.



Рисунок 3.1 Расстановка оборудования на участке предприятия: 1 - ящик с песком; 2 - контейнер для отходов; 3 - стеллаж для деталей; 4 - инструментальный шкаф; 5 - стол для сортировки деталей; 6 - площадка для агрегатов; 7 - слесарный верстак; 8 - слесарные тиски.

В процессе проектирования агрегатного участка по ремонту рулевого управления необходимо добавить: шлифовальный станок, гидравлическую тележку для снятия колёс, стенд для контроля углов установки колёс, стенд регулировки развала-схождения, стенд для ремонта рулевых управлений, передвижная моечная установка для струйной сойки, стенды для инструментов, шкаф для хранения инструмента, стелаж для запасных частей, ларь для обтирочных материалов. Добавка вышеперечисленного оборудования позволит более качественно производить ремонт рулевого управления, а также снизить затраты на покупку новых деталей. Так как на участок устанавливается дополнительное оборудование нам нужно сделать свободным то место, на которое оно будет установлено.