Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 453

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
состоялись выборы Президента РСФСР. Первым Президентом РСФСР избран Б. Н. Ельцин, являвшийся активным сторонником антисоюзных и антисоциалистических взглядов.

8 декабря 1991 г. в резиденции Вискули (Белоруссия, Беловежский заповедник) Соглашения между РСФСР, Украиной и Республикой Беларусь («Беловежские договоренности», «Беловежский сговор») о роспуске (ликвидации) СССР – денонсации союзного договора 1922 года54. С точки зрения права этот документ незаконен, так как Договор об образовании СССР подписывали все союзные республики, а о его прекращении документ подписали лишь 3 республики из 15, тогда как Первый съезд Советов СССР, состоявшийся 30 декабря 1922 г., утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР как союзного государства от имени всех республик (тогда четырех), учредивших Союз.

25 декабря 1991 г. М. С. Горбачев ушел в отставку с поста Президента СССР.

25 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил новое название независимой республики - Российская Федерация (Россия) над Кремлем был спущен красный флаг СССР и поднят российский триколор.

СССР прекратил существование.

10) Принятие новой Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Осенью 1993 г. в ходе острейшего политического кризиса между законодательной властью (Верховный Совет РФ) и Президентом РФ (закончившегося 4 октября 1993 г. вооруженным разгромом его противников), Б.Н. Ельцин, выйдя за рамки своих полномочий, своими указами отменил прежнюю Конституцию РСФСР 1978 г. и назначил всенародное голосование по принятию новой Конституции. Эту новую Конституцию РФ 12 декабря 1993 г. одобрили 58,4% принявших участие во всенародном голосовании россиян (32,3% от общего числа избирателей страны).

В новой конституции:

  • подробно излагались принципы устройства нового российского государства.

  • Россия провозглашалась «демократическим федеративным государством с республиканской формой правления».

  • зафиксировано положение о том, что РФ является социальным государством, призванным создать условия для достойного развития человека;

  • указано на светский характер РФ, где ни одна из религий не является государственной.

Обширный раздел о правах и свободах человека и гражданина, выдержанный в полном соответствии с нормами международного права. Здесь содержался перечень экономических и социальных гарантий граждан, которые брало на себя государство. Однако перекос был явно в пользу политических прав, социальные права были изложены в такой размытой форме, что как показала дальнейшая практика, они могли выхолащиваться в реальности. Здесь было явное отступление о советской Конституции 1977 г. (СССР)/1978 г. (РСФСР).


Важным был пункт Конституции, предполагавший выравнивание статуса краев, областей и республик: все они становились «субъектами федерации», объединенными в государство не на основе договоров, а на базе общей Конституции.

В раздел, в котором устанавливались принцип разделения властей и новое соотношение полномочий между ее ветвями, вполне очевидно демонстрировал превращение России в «суперпрезидентскую» республику. Большинство реальных прерогатив передавалось от законодательной власти к президенту. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, утверждает военную доктрину, назначает без согласия парламента всех членов правительства (за исключением председателя), референдум и выборы Государственной думы. Президент обретает реальный контроль над назначением высших должностных лиц государства, представляет Думе и Совету Федерации кандидатуры на должность председателя Центробанка, Судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, Генпрокурора. Ранее инициатором таких назначений выступала законодательная власть.

Правительство фактически выводилось из-под контроля парламента, и решающая роль в его формировании отводилась Президенту, который не только назначает главу правительства, но и получает право в случае сопротивления парламента (трехкратное отклонение президентских кандидатур, либо парламентское недоверие правительству) распустить Госдуму. В этих условиях Президент и Правительство получали возможность проводить политический курс, не оглядываясь на парламент.

В свою очередь, лишенная ответственности и возможности влиять на правительство, Государственная дума оказалась перед соблазном усилить в законотворческой деятельности популистскую составляющую, способную осложнить работу Кабинета министров. По новой Конституции парламент утратил право приостановки или отмены президентского указа; напротив, Президент приобрел возможность налагать вето на законы, принятые парламентом.

В общей форме была предусмотрена возможность отстранения Президента от должности, однако сверхсложная процедура импичмента делала его иллюзорным.

Таким образом, баланса полномочий между ветвями власти, по существу, не было.

Все это дало основания юристам

, политологам утверждать, что в конце 1993 г. в России установился особый «внесистемный политический режим Бориса Ельцина» (И. М. Клямкин); режим «выборной монархии» (Л. Ф. Шевцова). «четверооктябрьская политическая система» (П. В. Волобуев) (по исторической аналогии с «третьеиюньской системой» 1907 г. возникшей в царской России после тогдашнего разгона Государственной думы царем).
Вопросы для самопроверки:

      1. Какова система конституционного права?

      2. Каковы источники конституционного права?

      3. Охарактеризуйте место решений Конституционного Суда РФ в системе источников конституционного права.

      4. Какое место занимает конституционное право в системе права Российской Федерации?

      5. Что изучает наука конституционного права?

      6. Какое место занимает международный договор в иерархии нормативных правовых актов конституционного права Российской Федерации?

      7. Охарактеризуйте закон о поправке Конституции как источник конституционного права.


Список использованных источников:

  1. Постановление ВС РФ от 12.12.1991 N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1991 г., N 51, ст.1798

  2. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации" // https://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-11042000-n/

  3. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) (под ред. Ю.А. Дмитриева). – М.: Деловой двор, 2009. – 616 с.

  4. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 768 с. 

  5. Барциц И.Н. Конституционный обычай: признаки и значение // Журнал российского права. 2019. №9. – С.30-47.

  6. Винников А. Ю. (2013). Декларации в системе источников конституционного права Российской Федерации. Вестник Челябинского государственного университета. – 2013, №11 (302). – С. 12-19.

  7. Исаев И. А. История государства и права России : учебник . — 4-е изд., стер. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 800 с.

  8. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. - М.: Статут, 2017. - 624 с.


Методы конституционно-правового регулирования есть совокупность приемов и средств воздействия конституционного права на политические общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

  1. Регулирование осуществляется от имени государства и посредством актов государственно-властного характера (практически не допускает метод регулирования отношений волей сторон (договорное регулирование))

  2. Сочетание метода общего нормирования (общих установлений) для одних и методов подробного регулирования для других политических общественных отношений.

3. Конституционно-правовое регулирование общественных отношений опирается на широкое использование метода установления статусов

4. Спецификой методов конституционно-правового регулирования является использование актов более высокой и более значимой правовой формы - конституции, закона.

5. Конституционно-правовое регулирование строится на методе единства материального и процессуального начал. Не существует отдельной отрасли конституционно-процессуального права.

6. В конституционном праве используются и переплетаются все три общеизвестные группы нормативных правил - дозволения, предписания и запреты.

7. В конституционно-правовом регулировании проявляется и метод установления конституционно-правовой ответственности и санкций конституционного права.

Тема 3. Конституция Российской Федерации
Вопросы для рассмотрения:

    1. Конституция РФ: понятие, сущность, общие характеристики.

    2. Свойства Конституции Российской Федерации.

    3. Пересмотр Конституции Российской Федерации.

    4. Общий порядок принятия конституционных поправок и внесения изменений в Конституцию Российской Федерации

    5. Основные этапы реформирования действующей Конституции РФ



    1. Конституция РФ: понятие, сущность, свойства.

Под конституцией в юридической науке понимается основной закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества.

Сущность Конституции – её глубинная природа (чью волю она выражает), каково ее общее предназначение.

К сущностным чертам Конституции, отличающим её от других нормативных правовых актов, относятся:

  • отражение в конституции воли всего народа или воль ключевых сил общества, могущих оказывать решающее влияние на его жизнь и политику государства;

  • учредительный характер конституционных норм;

  • иные, помимо учредительного характера, проявления её назначения: политическое, идеологическое и юридическое.

Давая конституции общую характеристику обычно рассматривают ее форму, структуру и позиционирование в различных классификациях.

Форма означает, что конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то её можно определить, как кодифицированную. Если же те вопросы регулируются несколькими писаными актами, то это некодифицированная конституция. Конституция РФ представлена в форме писаного, единого кодификационного нормативного правового акта.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.