Файл: Тема Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина Вопросы для рассмотрения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 452
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Довольно часто в истории и сейчас бывает так, что политический режим превращает конституционное право в пустую формальность.
Поэтому изучение конституционного права должно дополняться изучением политической системы во всей ее сложности, т. е. науки политологии.
Известны три основных вида политического режима, как элемента ПСО демократический, авторитарный и тоталитарный. В рамках каждого из этих режимов роль конституционного права не одинакова.
Демократический режим характеризуется соблюдением конституционной законности, наличием реальной возможности для всех граждан пользоваться своими правами и свободами во всей их полноте, многопартийностью, свободной прессой, отсутствием узаконенной дискриминации, независимым правосудием и т. д.
Демократический режим способствует превращению конституционного права в каркас общественного порядка и реальную гарантию развития политической динамики без применения насилия.
При этом речь идет о режиме подлинной, сбалансированной демократии, построенной на основе реального плюрализма в политике, идеологии, культуре, экономике.
Авторитарный режим подчиняет конституционный механизм принятия государственных решений олигархии (и (или), возможно партийной, военной, духовной элиты), концентрирует власть в руках фактического автократа12, расширяет полномочия исполнительной власти, делая ее бесконтрольной и неподотчетной. Политические права и свободы профанируются, при этом социально-экономические права могут реально обеспечиваться. В этом случае конституционный порядок сменяется режимом либо личной власти автократа, либо властью узкой элитной группы («ареопага», «семьи», «политбюро», скрытого истеблишмента - «глубинного государства», «хозяев денег» и т.п.). В ПСО при этом, как правило, наблюдается фактическое доминирование силовых структур и практик. В авторитарных системах могут существовать номинально демократические институты, такие как политические партии, законодательные органы и выборы, но они управляются таким образом, чтобы укрепить авторитарные режимы. В авторитарных государствах доминирует, как правило, одна партия, налагаются санкции (например, приговоры о клевете), но не производят произвольные аресты, массовые репрессии (репрессии носят «мягкий» и точечный характер, касаются только явных противников строя), допускает «разумное открытое обсуждение и критику своей политики».
При этом в ряде современных государств авторитаризм может быть эффективным без использования традиционных репрессивных практик и силового ресурса, поскольку достигнуть авторитарных целей позволяют «мягкие» инструменты информационного давления и экономического воздействия на личность и общество, цифрового контроля над ними и т.п . В таких условиях конституционное право становится пространством изощренного манипулирования номинально демократическими институтами и выхолащивания их подлинного смысла с целью сохранения авторитарного строя.
Тоталитарный режим сопровождается массовыми, грубыми, открытыми, показательными, превентивными и неадекватно жестокими репрессиями (главный признак, отличающий его от авторитаризма). Террор воплощается как в виде тайных внесудебных расправ, так и в форме легального «правосудия», позволяющего властям быстро и эффективно подавлять любое сопротивление. Осуществляются попытки не только внешнего контроля над личностью, но и контроля над ее мыслями, полностью ликвидируется оппозиция и свободные СМИ. Сверхцентрализация власти порождает вождизм, фактическую ликвидацию парламентских учреждений и независимого суда. Конституционное право при таком режиме лишь оформляет диктатуру одной партии13 и носит, преимущественно, декларативный характер. Идеология тоталитарных государств доминирует над созданными ими правом и законодательством, которые становятся зависимы от власти, не ограниченной законом. Один из главных признаков тоталитаризма - приоритет неформальных норм над правовыми. Силовые институты и соответствующие им органы превращаются в структуры, функционирующие по собственным правилам, согласно которым не только письменный приказ начальника, но и его устное распоряжение стоит выше всякого закона14.
Необходимо отметить, что понятия «демократический», «тоталитарный», «авторитарный» имеют не только сугубо научно-теоретическую составляющую, но очевидную идеологическую коннотацию. В современной актуальной политике они могут использоваться в качестве, не всегда соответствующих истинному положению, ярлыков, клише, пропагандистских штампов, недобросовестно используемых для демонизации оппонента и, напротив, самовозвеличивания в политической борьбе и пропаганде. Кроме того, политические режимы столь многообразны и вариативны, что отнюдь не все из них могут быть достоверно и однозначно идентифицированы в рамках упрощенной схемы «демократия-авторитаризм-тоталитаризм». В связи с чем в современной юридической и политологической литературе называется много промежуточных и смешанных форм, имеющих зачастую парадоксальные названия, например: «консервативная демократия», «суверенная демократия», «управляемая демократия», «нелиберальная демократия», «авторитарная демократия», «либеральный тоталитаризм» и т.д.
С другой стороны, хотя указанные три основных вида политического режима не являются исчерпывающими, они в любом случае оказывают большое влияние на содержание конституционного права и определение степени реальности его норм.
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте понятие конституционного права России как отрасли права.
2. Что является предметом конституционного права, как отрасли российского права?
3. Какие общественные отношения регулирует конституционное право?
4. Какова система конституционного права?
5. Что изучает наука конституционного права?
6. Каковы особенности конституционно-правовых норм?
7. Какова классификация конституционно-правовых норм?
8. Как соотносится конституционное право с политической системой российского общества?
Список использованных источников:
-
Антонченко В. В. Тоталитаризм и либерализм в парадигмах правопонимания // Российское право: образование, практика, наука. 2022. №4. – С.20-27. -
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. - 11-е изд., изм. и доп. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2015. - 767 с -
Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. 304 с. -
Кравец И.А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. – 2004, СПб.: Юридический центр Пресс. – 673 с. -
Кокотов А. Н. Право конституции в российском праве // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 10 (47). - С. 2163-2166. -
Комкова Г.А. Содержание системы конституционного права России: современное прочтение // Актуальные проблемы российского права. 2018. №10. - С.76-83. -
Конституционное право Российской Федерации: учебник для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Юриспруденция" (квалификация "бакалавр") / И.А. Алжеев, И.Б. Власенко, Е.Ю. Догадайло и др.; отв. ред. С.И. Носов. М.: Статут, 2014. – 391 с. -
Нарутто С.В. Вклад академика О.Е. Кутафина в развитие учения о предмете конституционного права России // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10. - С.65-70. -
Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. - 624 с.
Тема 2. Система конституционного права Российской Федерации и его источников
Вопросы для рассмотрения:
-
Понятие и содержание системы конституционного права РФ. -
Источники конституционного права: понятие. Виды источников конституционного права. Система источников конституционного права. Федеральные источники конституционного права. Нормативные правовые акты субъектов РФ. Нормативные правовые акты местного самоуправления. -
История развития отечественного конституционного (государственного) права в XX веке.
2.1. Понятие и содержание системы конституционного права РФ
Конституционное право, являясь частью единой правовой системы государства, само представляет собой сложную систему (рис.1).
Система конституционного права — это внутреннее строение данной отрасли права, обусловленное современным состоянием общественных отношений, которые регулируются нормами конституционного права.
В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия конституционно-правовых норм.
В систему конституционного права включаются не только сами элементы, составляющие ее каркас, но и взаимодействие между ними. М. В. Баглай об этом достаточно образно писал: «Система права наводит своеобразный порядок в многоэтажном и многоквартирном здании конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а кроме того, устраивая лифты и коридоры, лестницы для сообщения между ними»15.
Во многих учебниках по конституционному праву к элементам, которые безусловно включаются в систему конституционного права, относят подотрасли, конституционно-правовые институты и нормы. При это разные авторы выделяют различные виды как конституционных норм, так и институтов и подотраслей конституционного права16.
В рамках конституционного права как крупной отрасли права по мнению ряда ученых (С.А. Авакьян) могут существовать подотрасли как совокупности правовых норм, регулирующих достаточно большие, относительно самостоятельные блоки общественных отношений, относящиеся к определенному виду. Это, например, такие подотрасли, как избирательное право и избирательный процесс, парламентское право, право прав человека (основы конституционно-правового статуса личности). В ряде случаев подотрасль преобразуется в самостоятельную отрасль права (например, из конституционного права выделилось муниципальное право, конституционное правосудие).
Однако другие ученые либо не признают такого элемента как подотрасли конституционного права, а считают их крупными институтами (С.М. Шахрай, Е. И. Козлова и О. Е. Кутафин).
К онституционно-правовой институт представляет собой группу норм конституционного права, объединенных известной общностью конкретной цели или сферы регулирования. Такими институтами, например, являются институт «прав и свобод человека и гражданина», институт «пересмотра Конституции РФ», институт «Уполномоченного по правам человека в РФ» и т. д.
Сложный, или комплексный, институт, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, к институту «гражданства в РФ» относятся субинституты «приобретения гражданства РФ», «прекращения гражданства РФ», «двойного гражданства» и другие
Рис.1 Система Конституционного права РФ
Понятие правового института не может быть очень четким, поскольку границы между институтами условны и весьма подвижны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов. Например, норма ст. 111 Конституции РФ: «Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации после утверждения его кандидатуры Государственной Думой» элементом института главы государства, института исполнительной власти и парламентского права. Следовательно, правовой институт в большей мере операционалистское понятие, хотя и основан на объективно существующей внутренней структуре права и взаимосвязи норм.
Можно констатировать, что четкой границы между подотраслями конституционного права и его институтами быть не может, поскольку они так многообразны и обширны, что иногда сложно дать им четкое определение. Как верно отмечал С. И. Некрасов, «в данном вопросе ни один подход не может рассматриваться как исключительно верный. Более того, любое видение системы конституционного права не может быть застывшим, неизменным — динамичное развитие общественных отношений, регулируемых конституционно-правовыми нормами, может вызвать к жизни зарождение и оформление новых подотраслей, институтов и субинститутов».
Основным, же первичным элементом отрасли конституционного права является норма конституционного права