Файл: Практическое занятие Речевой этикет и проведение с дошкольниками занятий по речевому этикету.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формановская Н.И предлагает воспитателю обсуждать с дошкольниками такие вопросы как:
-
Вспомни, не обидел ли ты кого – нибудь. Не стесняйся извиниться! Что ты почувствовал после того, как извинился? Попробуй представить свое настроение до, и после извинения в цвете лил с помощью линий. -
О каком слове ты будешь жалеть, если его не удастся вернуть? -
Случалось ли так, чтобы тебя обижал кто – нибудь? Что ты чувствовал при этом? Какие слова ты хотел бы услышать от обидчика? -
Какие вежливые слова ты будешь использовать, обращаясь к кому – нибудь с просьбой? -
Подари кому – нибудь улыбку! Расскажи, как реагировали те, кому ты улыбнулся. Что ты чувствовал при этом?
При этом повседневное поведение взрослых, как дома, так и в детском саду оказывает огромное влияние на то, какие нравственные качества будут сформированы у ребенка.
В старшем дошкольном возрасте, когда уже значительная роль слова, а речь приобретает, по мнению Л.С.Выготского, планирующую и регулирующую функции, с детьми можно провести цикл занятий по изучению правил речевого этикета. Главным содержанием таких занятий являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включить беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с родителями и другими интересными людьми, экскурсии, посещения театра, музея, кафе, библиотеки и т.п. – все это создаст условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например: уступить в транспорте место, поблагодарить за подарок, встать из – за стола, произнести комплемент и т.п.
Желательно активно вводить в занятия детское творчество: использовать их рисунки, поделки, придуманные ими сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажное значение имеет позитивный конец “Этикетной” сказки: поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что – то делать, незнайка многое узнал, нарушители исправились. Если воспитатель в качестве методических пособий использует свои собственные поделки и игры (дидактические, настольно – печатные и другие), то дети видят, что любое игровое пособие можно сделать самим, а играть в него намного интересней. Они положительно оценивают своего воспитателя за его умение сделать что – то интересное и важное. Для усиления эмоциональной направленности занятий, обучающих детей правилам этикета, широко используются литературные, музыкальные и живописные произведения.
Необходимо рассчитывать на каждого ребенка, на его уровень мышления, возрастные и психологические особенности, семейное и материальное положение. Выбирая то или иное практические задания, желательно продумывать, кто из детей может его выполнить.
В конце занятия надо обязательно подвести итог. Это могут сделать сами дети, рассказывая о том, что узнали и как относятся к поведенческому правилу. Воспитатель же еще раз четко указывает на самое главное из-за занятия, что ребята должны запомнить.
Для закрепления правила И.Н.Курочкина рекомендует простейшие домашние задания. Например: расскажи маме историю “бедного телефона”, уставшего от длительных разговоров; придумайте с папой сказку о красивом рыцаре, помогающем дамам; накрой с бабушкой вечерний чайный стол; сделай и подари близким подарки. Главные принципы таких заданий – совместно с родителями выполнение; добровольность; детское творчество: рисунки, композиции, аппликации, рассказы, стихи; постоянное стремление к соблюдению правил этикета.
В ходе занятий желательно избегать негативной оценки. Можно ввести в оценочную систему таки слова, как: “отлично”; “хорошо”; ”очень хорошо”; “молодец”; “подумай еще”; “это не совсем так”; “давайте подумаем вместе”.
Родители, бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях, например, по темам: Столовый этикет, Посещение театра или кафе, Прием гостей и т. д.
Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы, воспитатель знакомит родителей со своими методами работы с детьми, стараясь как можно реже говорить родителям такие слова, как ”вы должны”, ”вы обязаны”, заменять их словами “разумно”, “желательно”, “целесообразно”, “лучше для вашего ребенка”. Его цель – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы родителям самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; не навязчиво расширить их сознание по содержанию современного этикета. Для освоения взрослыми поведенческого порядка, принятого в обществе, можно порекомендовать им специальную литературу: книги и журнальные статьи в журналах “Дошкольное воспитание”, “Няня”, “Мой кроха”, “Наш малыш” и другие.
На родительских собраниях, в целях соблюдения уважения к личности ребенка и его родителям, нежелательно говорить о ребенке плохо, тем более в присутствии посторонних для него людей. Лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативы разбирать с родителями во время индивидуальной беседы. Каждый родитель хочет слышать от воспитателя конкретные рекомендации, касающиеся его ребенка.
Система работы по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста включила три самостоятельных этапа, отличающихся, целями, формами работы, содержанием.
Первый этап: подготовительный.
Цель: расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о речевом этикете.
Формы работы: открытые выставки книг об этикете; чтение произведений в свободное от занятий время; игры и упражнения; специально подготовленные занятия; пословицы и поговорки; речевые ситуации; чтение стихотворений; разыгрывание ситуаций.
Содержание
1. Занятие “Волшебные слова“
Цель. Занятие учит детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий и благодарности, способствует преодолению застенчивости и скованности детей.
Дидактический материал – шапочки- маски животных и их детенышей, большой плюшевый медведь.
Ход занятия. Перед входом в комнату стоит педагог с большим плюшевым медведем. Чтобы войти в комнату, каждый должен поздороваться с мишкой по-своему: кто-то говорит одну фразу, с жестами, кто-то – с поклонами, с разной интонацией, по-разному обращаясь к игрушке.
После всех приветствий педагог спрашивает:
- Как вы думаете, как чувствует себя мишка? Почему? (Ему хорошо. Он радуется и улыбается всем, потому что он увидел, как мы внимательны к нему, любим его, он у нас не чужой).
- Давайте и мы все улыбнемся мишке и друг другу.
(Дети встают в два круга, лицом друг к другу.)
- Что вы чувствуете сейчас? А почему? Потому что мы все сейчас с вами стали маленькими волшебниками и сказали свои волшебные слова. Какие это слова?
- Здравствуйте, доброе утро…
- А сейчас мы их еще поищем.
Разыгрываются две сценки:
-
Сидит девочка, к ней подходит мальчик и говорит: ”Здравствуй“. -
К девочке подходит второй мальчик и говорит: “Здравствуй, Таня“.
- Какое приветствие вам больше понравилось? Улучшает настроение?
- Оказывается, наши имена – тоже настоящие волшебные слова. А почему? (Обращаются именно к тебе, тебя помнят.)
Игра. Все встают в круг. В центр круга просят выйти ребенка (застенчивого, с заниженной самооценкой).
- Давайте все поздороваемся с ним, улыбнемся ему, назовем его по имени.
- Что ты чувствуешь сейчас?
- Но здороваются не только люди. А как же здороваются животные?
Педагог разбивает детей на пары, дает маски – шапочки животных. Дети изображают перед всеми, как здороваются животные. Обращается внимание на интонацию, мимику, жесты.
- При приветствии можно сказать не только “здравствуйте“ и назвать человека по имени. Вы шли в детский сад утром и увидели тетю Машу, которая вам расчистила дорожку от снега.
Разыгрывается сценка “Тетя Маша“ (кто-то из детей по желанию имитирует чистку снега).
- Что можно сказать? (Подвести детей к варианту приветствия “Здравствуйте, тетя Маша! Как хорошо Вы расчистили дорожку. Спасибо Вам!“)
- Что чувствует тетя Маша?
- Но ведь вы и друг с другом можете поздороваться так же. Давайте попробуем.
Все встают в круг. По очереди каждый встает в центр, и дети говорят друг другу приветствия типа: “Здравствуй, Вова! Как аккуратно ты сегодня причесан“. Необходимо найти у каждого ребенка что-нибудь хорошее.
2. Занятие “Все начинается со слова “Здравствуйте!“
Цель:
- Развивать представление о форме вежливого приветствия, раскрывать детям значение вежливых слов, учить их правильно употреблять слова в речи.
- Развивать воображение и творческую инициативу у детей в театрализованной игре.
- Развивать пантомимические навыки и мелкую моторику рук, учить сочетать движение и речь.
- Учить выразительно, произносить фразы, несущие различную эмоциональную краску.
Ход занятия:
Речевая разминка
Воспитатель читает стихотворение:
Доброе утро! Птицы запели!
Прячется вся темнота по углам,
Добрые люди, вставайте с постели!
Солнце взошло и идет по делам.
(А. Кондратьев)
Воспитатель предлагает детям сказать фразу “Доброе утро!“ радостно, сердито, весело и грустно, печально…Желательно, чтобы все дети произнесли эту фразу с одной из предложенной интонаций, поясняя, почему она может звучать по-разному (зависит от настроения, от самочувствия и т.д.).
Воспитатель повторяет последние строки стихотворения:
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.
- По каким делам идет солнышко? (ответы детей.)
Воспитатель, показывает иллюстрации, уточняет: во двор, где гуляют дети (включается грамзапись, дети имитируют движения играющих детей – с мячом, прыгалками, в классики, футбол…), на огород и в сад, где трудятся дети (звучит грамзапись, дети имитируют движения – копают землю, собирают граблями листву, подметают…), в лес – и в лесу солнце нужно всем!
Воспитатель читает стихотворение:
Солнышко ясное встало,
- Доброе утро! – сказало.
- Доброе утро! –
Кричу я прохожим.
Веселым прохожим,
На утро похожим.
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит,
И без солнца темно?
Доброе утро,
Друзья, все равно.
Придумано мудро:
Доброе утро!
(В. Коркин.)
Речевая ситуация.