Файл: Вопрос Общественный и государственный строй Древнерусского (Киевского) государства.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На вечернем заседании 26.10 выступил Ленин с докладами о земле и мире, приняты первые декреты.
О ЗЕМЛЕ:
1.. Многообразие форм землепользования (подворное, хуторское, общинное, артельное).
2.Конфискация помещичьих земель и имений.
3.Переход конфискованных земель и имений в распоряжение волостных земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов.
4.Переход земли в достояние государства с последующей безвозмездной передачей её крестьянам.
5.Отмена права частной собственности на землю.
6.Запрет применения наемн.труда.
Значение:Декрет о земле чётко определил отношение новой власти к частной собственности, к наёмному труду. Эти формулировки надолго стали основой земельной политики СССР и стран социализма.
Но на практике выполнялись не все эти принципы. Так, государственная собственность была объявлена общенародной, т. е. принадлежащей всему обществу.
Право частной собственности на землю вновь было закреплено только в Конституции 1993 года.
О МИРЕ:
•провозглашал выход России из войны,
•призывал воюющие страны немедленно начать переговоры о справедливом и демократическом мире без аннексий и контрибуций,
•объявлял отмену тайной дипломатии и денонсацию тайных договоров прежних правительств России.
Декрет об образовании Рабочего и Крестьянского правительства 26 октября (8 ноября) образовал первый состав Совнаркома во главе с Лениным.
Декрет о полноте власти Советов от 28 октября (10 ноября) объявил о ликвидации системы «двоевластия», отстранении всех комиссаров Временного правительства
Билет № 7
Вопрос 1. Уголовное право и судебный процесс по Псковской судной грамоте.
Уголовное право и судебный процесс по Псковской судной грамоты исходили из уголовного права и процесса Русской Правды и уставных грамот. Но уголовное право и судебный процесс по Псковской судной грамоте имели отличия от уголовного права и судебного процесса по Русской Правде. По Псковской судной грамоте преступление впервые признавалось уголовно наказуемым деянием, совершенным не только в отношении одного человека, но и государства.
Преступления по Псковской судной грамоте:
1) против государства (измена, или перевет);
2) против судебных органов (взятка, либо тайный посул судье, насильственное вторжение в судебное помещение, насилие в отношение судебного должностного лица);
3) имущественные преступления (простая татьба, квалифицированная, или неоднократная татьба, грабеж, разбой, кража, поджог, конокрадство);
4) против личности (убийство, или головщина, нанесение побоев, оскорбление действием).
Круг субъектов преступления Псковская судная грамота не определяет, но, по мнению многих исследователей, субъектами преступления, как и по Русской правде, не могут быть холопы. При совершении преступления несколькими лицами для соучастников устанавливалась одинаковая ответственность.
В Псковской судной грамоте не были установлены формы вины, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, покушение. Наказания по Псковской судной грамоте носили компенсационный, а не карательный характер, но сведения о применении смертной казни существовали в других источниках.
Наказания:
1) смертная казнь, применяемая при государственных преступлениях;
2) штрафы, размер которых зависел от тяжести преступления. Штрафы назначались за воровство, разбой, драку, убийство, грабеж. Уплата штрафов вынуждала несостоятельных людей обращаться к ростовщикам, боярам, купцам и в последующем попадать к ним в кабалу, т. к. размеры штрафов были очень высокими.
Виды штрафов:
а) продажа, сумма которой поступала в казну князя;
б) возмещение ущерба потерпевшему или родственникам при совершении убийства;
в) судебные пошлины в пользу владык, посадников, тысяцкого и иного судьи
;
3) телесные виды наказаний, применяемые на практике, но законодательно не предусмотренные.
Судебный процесс по Псковской судной грамоте носил обвинительно состязательный характер, но роль суда возросла. Публичный процесс заменялся закрытым. Вызов в суд осуществлялся публично либо по позовщине (повестке) либо через позовника (судебного исполнителя). Вызов в суд мог осуществляться и принудительно. Доказательствами по Псковской судной грамоте являлись свидетельские, письменные и вещественные показания, ордалии (испытания железом, огнем, водой), присяга, поле (судебный поединок). В Псковской судной грамоте возник институт «пособничества» (представительства в судебном поединке), который был предназначен для защиты интересов только женщин, подростков, стариков и монахов.
Судебными документами по Псковской судной грамоте являлись:
1) правая грамота, которая выдавалась стороне, выигравшей судебный спор;
2) судная грамота (решения суда, которые не подлежали пересмотру).
Псковская судная грамота различает суды:
1) владыки;
2) веча;
3) князя;
4) посадника;
5) тысяцкого;
6) сотских;
7) братчины;
8) общий;
9) местный;
10)докладчиков
Все судьи по Псковской судной грамоте должны были принести присягу по крестному целованию.
Вопрос 2. Формирование основ советской федерации. Декларация прав народов России 1917 г.: содержание, значение и правовая оценка.
Возникшая в результате победы Октябрьской революции Российская Советская Республика являлась унитарным государством. Она была провозглашена в границах дореволюционной, царской России. Но многонациональность и провозглашение советской властью права наций на самоопределение активизировали тенденцию к распаду России, возникшую еще до Октября, когда усилилось национально-освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 г. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в январе 1918 г., провозгласила Россию федерацией. Подчеркивалось стремление "создать действительно свободный и добровольный союз трудящихся классов всех наций России".
Принятая в июле 1918 г. Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики закрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР. (в соответствии с резолюцией 3всерос.съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики» требовалось разграничить компетенции между РСФСР и автономными республиками, установить конкретные формы связи между их органами).
Билет № 8
Вопрос 1. Общественный и государственный строй Русского централизованного государства.
По общественному строю русское централизованное государство можно характеризовать как феодальное, а по форме правления - раннефеодальную монархию. В обществе феодального периода классовое различие населения фиксировалось установлением юридического места каждого разряда населения или делением на сословия.
Если в период раздробленности иерархия класса феодалов была относительно стабильной, то в XV веке удельные князья стали служилыми князьями великого московского князя - "княжатами". Существенно ослабло экономическое и политическое значение боярской знати, подавленной в результате сопротивления централизации. Они уже ни имели "права отъезда" к другому сюзерену, ибо последовало лишение вотчины и обвинение в измене. Прекращается выдача иммунитетных грамот, изымаются судебные функции. Одновременно усиливается значение средних и мелких феодалов и возвышается формирующееся дворянство. Централизованное государство нуждалось в сильной армии и бюрократическом аппарате. Эту задачу могли выполнять дворяне, владеющие поместьями и зависимые от великого князя.
По экономическому положению феодалы разделялись на бояр (владельцы вотчин), дворян (владельцы поместий).
На верхней ступени находились "введенные бояре". Чин "введенного боярина" торжественно объявлялся и давался за службу или за особые заслуги именитым боярам. Чины приравнивались к государственным должностям.
На второй ступени был чин "окольничего", носителем которых были мелкие удельные князь и знатные бояре, не вошедшие в состав "бояр введенных". Остальные бояре слились с "детьми боярскими" и дворянами. Одним из них получали чины думных дворян и думных дьяков, другие чины стольников дворян московских, дворян городовых. Дворяне как социальная группа в Московском государстве формируется во второй половине XV в.
В этот период произошли и изменения в правовом положении крестьян. В ХV в. крестьянин не был уже свободным, он платил подати или государству, или феодалу. Государственные крестьяне назывались черными или чернотяглыми ("тягло" - сумма налогов на общину), или черносошными ("соха" - единица обложения, равная 5О десятинам земли). У этой категории крестьян за поступление податей в казну отвечала вся община. Община ведала землями, защищала от посягательств, принимала новых поселенцев, оказывала судебную защиту членов распределяла размеры сборов и повинности. В XV - XVI вв. сельская община укрепилась, так как эта форма организации была удобна и государству, и крестьянам.
Частновладельческие крестьяне платили подати феодалам в виде продуктов и отрабатывали барщину.
К феодально-зависимому населению относились монастырские крестьяне (монастырские детеныши, подсуседники и др.).
На низшей стадии общественной лестницы находились холопы, работавшие во дворах князей и феодалов (ключники, тиуны). Их число заметно сократилось, т.к. часть их сажали ни землю. Все это побуждало крестьян к поиску тех мест, где феодальный гнет был более умерен. Участились крестьянские переходы ("выходцы"), а то и просто бегства в северные и южные земли. Возникла необходимость ограничить "выходы" крестьян. Вначале запрет перехода оговаривался в между княжеских договорах. В XV веке крепостничество приняло упорядоченный характер в следствии регистрации зависимого населения. Переход крестьянина был только один раз и году - за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течении недели после него.
Все люди стали подданными Московского великого князя и должны были служить государю. Юрисдикция по наиболее важным делам на местах передавалась государственным органам.
Уделы (княжества, земли) упраздняются, а вся территория делится на уезды и волости. Сам монарх сосредоточил в своих руках всю полноту власти (гражданскую, судебную, административную и военную).
Вопрос 2. Конституция РСФСР 1918 года. Причины принятия, анализ ее основных положений, значение.
Основу Конституции РСФСР 1918 г. составили декреты Советской власти и Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Конституция РСФСР была принята 10 июля 1918 г. на V съезде Советов. Она закрепила политическую основу государства - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Всероссийский съезд Советов провозглашался высшим органом власти, на нем избирался подотчетный Съезду Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК).
ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом, формировал Совет народных комиссаров (СНК) – Правительство РСФСР.
По государственному устройству Конституция РСФСР объявила РСФСР Федерацией, субъектами которой являлись национальные республики.
К исключительной компетенции Всероссийского съезда Советов относилось изменение Конституции РСФСР и ратификация мирных договоров.
Совместную компетенцию Всероссийского съезда Советов и ВЦИК составляли: утверждение изменений Конституции РСФСР, принятие в состав РСФСР, вопросы войны и мира, осуществление внешней и внутренней политики, регулирование экономики, формирование государственной системы налогов, организация вооруженных сил, судоустройство и судопроизводство, общегосударственное законодательство. Разделения властей по Конституции РСФСР не было: законодательные полномочия имели все высшие органы. Конституция РСФСР закрепила принцип демократического централизма: вертикальное подчинение нижестоящих Советов вышестоящим и широкие полномочия по реализации решений вышестоящих Советов на местах.
Конституционные права и свободы граждан в Конституции РСФСР не перечислялись, назывались лишь те права и свободы, которые обеспечивает государство, однако их содержание не раскрывалось, они носили ярко выраженный классовый характер - предоставлялись только трудящимся. Правам граждан корреспондировали обязанности (трудиться, воинская обязанность). Провозглашалось отделение церкви от государства. Избирательным правом наделялись трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от вероисповедания, национальности, пола, однако сохранилась многоступенчатость выборов.
Билет № 9
Вопрос 1. Общая характеристика и значение Судебника (Великокняжеского) 1497 г.
Судебник 1497 г. («Великокняжеский судебник») – типичный феодальный кодифицированный закон. Он издан в период правления Великого князя Московского Ивана III. Его проект подготовлен дьяком Владимиром Гусевым.
Предпосылки принятия Судебника:
1) распространение власти Великого князя на всю территорию централизованного государства;
2) уничтожение правовых суверенитетов отдельных земель, уделов и областей;
3) наличие центрального управления и суда при отсутствии формального их закрепления.
Источники Судебника:
1) уставные грамоты местного управления;
2) Псковская Судная Грамота;
3) обычаи, единичные случаи (прецеденты), судебная практика;
4) Русская Правда.
Особенности Судебника 1497 г.:
1) законодательство вече приравнено к актам «Низового государства;
2) текст Судебника – это дополненная Псковская Судная Грамота;
3) Судебник беднее Псковской Судной Грамоты по языку, по юридической концепции и искусству редакции.
Система Великокняжеского судебника:
1) первая часть (1-36 статьи) – о суде центральном;
2) вторая (37–44 статьи) – о суде провинциальном (наместничьем);
3) третья часть (45–55 и 67–68 статьи) – материальное право.
Процессуальное право регулировалось Судебником подробно. Процесс – состязательный с элементами инквизиционного. Появляются в качестве средств доказывания пытки (например, по делам о татьбе) и письменное ведение протокола судебного заседания.
Суд осуществлялся с участием «лучших людей», которые входили в состав суда вместе с великокняжеским (царским) наместником (аналог современного суда присяжных).
Процесс и процессуальные действия платные, за счет истца.Процесс в целом Судебник перенял из Псковской Судной Грамоты.
Появилась вышестоящая (вторая) судебная инстанция – Боярская дума и Великий князь (царь).
Материальное право по Судебнику касалось вещных, наследственных прав, договоров, перехода крестьян, холопства. Судебник допускал применение норм обычного права.
Гражданское право: Судебник 1497 г. устанавливает порядок перехода крестьян в Юрьев день и в течение недели до и после этого дня, переход возможен после оплаты пожилого.
По Судебнику 1497 г. появляется городское ключничество – новый источник холопства. Холоп получал освобождение в случае побега из татарского плена.
Судебник дублирует договорное право Псковской Судной Грамоты, но расширяет применение договора личного найма, а купля-продажа должна совершаться теперь только при свидетелях.
В Судебнике 1497 г. регулировалось банкротство.
По Судебнику выделялись следующие виды наследования:
1) по закону;
2) по завещанию.
Уголовное право: преступление стало пониматься как «лихо дело» (это тяжкие преступления, отнесенные к ведению Великого князя).
Судебник 1497 г. расширил число преступлений новыми составами:
1) крамола (государственное преступление);
2) подым (антиправительственная агитация);
3) поджог с целью причинения большого ущерба (террористический акт);
4) головная татьба (кража холопов, кража людей вообще или кража, приведшая к убийству).
Судебник вводит новые наказания, теперь уголовное законодательство стало карательным. Применяются смертная казнь, торговая казнь (битье палками на торговой площади), штраф уходит в прошлое.
Вопрос 2. Формирование советской судебной системы: Декреты о суде № 1, 2, 3.
В революционных условиях создавались и действовали характерные чрезвычайные судебные органы: суды народной совести, народные, мировые суды, руководствовавшиеся «революционным сознанием и совестью».
Первоначальные правовые основы новой судебной системы были заложены Декретом о суде № 1, принятым СНК в ноябре 1917 г.: ликвидировались старые судебные органы, прокуратура, адвокатура, институт судебных следователей.
Создавалась новая судебная система, состоящая из местных судов (состояли из постоянного судьи и двух очередных народных заседателей, которые избирались местными Советами, рассматривали незначительные гражданские и уголовные дела с участием обвинителей, защитников и поверенных, которыми могли быть любые лица, обладающие гражданскими правами; предварительное следствие велось единолично судьей), кассационных инстанций (ими являлись уездные и столичные съезды местных судей, которые рассматривали не вступившие в законную силу приговоры и решения местных судов).
Правовую базу для рассмотрения дел составляло законодательство Советов, политические программы правящей партии и не противоречащие им старые законы.
Декрет о суде № 2 (февраль 1918 г.) санкционировал создание окружных судов, действующих в составе 3 постоянных членов, 4 народных заседателей (гражданские дела), 12 заседателей и председательствующего члена суда (уголовные дела), отменял апелляцию, возобновлял следственные комиссии. Планировалось создание областных судов и Верховного судебного контроля, однако они не были созданы.
Декрет о суде № 3 (июль 1918 г.) расширил подсудность местных судов, наделил Советы местных народных судей, создаваемых из судей низших судов, правом рассматривать кассационные жалобы.
На основании Положения о народном суде РСФСР (ноябрь 1918 г.) учреждался народный суд, состоящий из одного народного судьи (избирался Советами) и 2 или более заседателей (утверждались исполкомами Советов), который при решении дел должен был руководствоваться декретами и политическим правосознанием (было исключено применение старого законодательства).
Параллельно с рассмотренными судебными органами для борьбы с противниками революции создавалась система революционных трибуналов и чрезвычайных комиссий, обладавших широкими полномочиями для проведения внесудебной расправы над неугодными правящей партии элементами.
Билет № 10
Вопрос 1. Основные институты гражданского права по Судебнику 1497 г.
Судебник не содержит подробной регламентации права собственности. Утверждается принцип частной собственности. Однако упоминается земля и другое продаваемое имущество без специально оговорённых юридических последствий. В Судебнике 1497 года впервые был использован термин «поместье» для обозначения особого вида условного землевладения, выдаваемого за выполнение государственной службы.
Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Отныне крестьянин мог уйти от своего хозяина только в строго определённый срок. Юрьев день (26 ноября) — дата, с которой на Руси связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу, так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчет по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев.
В общегосударственном масштабе крестьянский выход был ограничен в Судебнике 1497 г. двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня.
Расширяет применение договора личного найма, а купля-продажа должна совершаться теперь только при свидетелях.
В Судебнике 1497 г. регулировалось банкротство.
По Судебнику выделялись следующие виды наследования:
1) по закону;
2) по завещанию.
Вопрос 2. Изменения в государственном механизме в России в годы гражданской войны (1918-1920 гг.).
Гражданская война - это вооруженная борьба за государственную власть между различными социальными классами людей.
Предпосылки гражданской войны: насильственное смещение Временного правительства, разгон Учредительного собрания, национализация промышленности, ликвидация частной собственности, чрезвычайные декреты советской власти, заключение невыгодного для России Брестского мира. Особенность гражданской войны в России - наличие военной интервенции стран Антанты, имевшей целью предотвращение распространения социалистической революции по всему миру.
В условиях гражданской войны возникла реальная угроза существованию советской власти, что заставило большевиков внести изменения в государственный механизм в обход Конституции для того, чтобы приспособить государственный аппарат для своих политических нужд.
Были созданы следующие органы:
Совет рабоче-крестьянской обороны, который сосредоточил всю власть в области обороны, занимался вопросами мобилизации, вооружения, снабжения и руководства армией.
В апреле 1920 г. Совет рабоче-крестьянской обороны был преобразован в Совет труда и обороны - СТО, входивший в СНК на правах комиссии, который стал заниматься планированием народного хозяйства.
Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет) создан в сентябре 1918 г. Осуществлял руководство всеми органами военных ведомств и учреждений.
Революционные комитеты создавались для поддержания революционного порядка и ликвидации угрозы советской власти. Являлись временными и чрезвычайными органами в районах, где было объявлено военное положение.
Существовало три вида ревкомов:
-
ревкомы в местностях, освобожденных от неприятеля, имели статус временного органа; -
ревкомы прифронтовой полосы; -
ревкомы, создаваемые специальным решением Совета труда и обороны.
В период гражданской войны продолжали созываться Всероссийские съезды Советов, усилилась политическая роль Президиума ВЦИК и СНК.
Характерной чрезвычайной мерой стало законодательное введение красного террора, направленного на ликвидацию политически неугодных и сопротивляющихся режиму граждан.
Экономическая и административная система, сложившаяся в условиях гражданской войны, получила название военного коммунизма.
Билет № 11
Вопрос 1. Уголовное и процессуальное право по Судебнику 1497 г.
В уголовном праве в рассматриваемый период произошли значительные изменения. Если раньше Русская Правда определяла преступление как обиду, т. е. причинение материального или морального ущерба отдельному лицу или группе лиц, то Судебники 1497 стал относить к преступлениям деяния, причинявшим ущерб как частным лицам, так и государству.
«Преступление — это нарушение установленных норм, предписаний и воли государя».
Система преступлений выглядит следующим образом:
1. Государственные преступления:
- «крамола» — измена князю, государству;
- заговор;
- мятеж и призыв к восстанию;
2. Должностные преступления и преступления против порядка управления и суда:
- взятка,
- казнокрадство,
- фальшивомонетничество,
- вынесение заведомо несправедливого решения,
- нарушение установленного порядка судопроизводства,
- дача ложных показаний;
3. Преступления против личности:
- убийство: квалифицированное (т.е. влекущее за собой смертную казнь, было убийство крестьянином своего владельца), простое (влекло за собой обязанность для виновного уплатить "продажу", то есть штраф, и понести наказание);
- оскорбления действием и словом (преступления против чести);
- ябедничество (злостная клевета);
- "бой" (побои; дело о побоях решалось полем - ст. 6).
4. Имущественные преступления: грабеж, разбой, кража, похищение людей.
- разбой - открытое нападение, производимое обычно шайкой, но не обязательно сопровождавшееся убийством;
- похищение чужого имущества – татьба; подразделялась на простую и квалифицированную. К квалифицированным видам кражи относилась кража церковная, головная (ст. 9), повторная кража (ст. 11 и 13), а также первая кража с поличным, совершённая "ведомым лихим человеком" (ст. 13). Простой татьбой считалась кража, совершённая впервые, кроме церковной, головной татьбы (ст. 10) и татьбы с поличным (ст. 13), а также обвинение в краже со стороны добрых людей при отсутствии доказательств о совершении оговорённым краж до этого оговора (ст. 12);
- истребление или повреждение чужого имущества – «поджог»;
- противозаконное пользование чужим имуществом – злостная невыплата долга.
Система наказаний
Судебник 1497 усложнил систему наказаний и выработал новые цели наказания — устрашение преступника.
Высшей мерой наказания являлась смертная казнь, но она могла быть отменена помилованием государя.
Другим тяжким наказанием была торговая казнь — битье кнутом на торгу. Широко применялись членовредительные и телесные наказания.
В качестве дополнительных наказаний применялись штрафы и денежные взыскания. Размер штрафа зависел от тяжести поступка и социального статуса потерпевшего.
Вопрос 2. Организационно-правовые основы создания советских вооруженных сил и их развитие в годы гражданской войны.
Причины создания Вооруженных сил:
1) Декрет о мире от 26 октября 1917г. Объявил о необходимости вывода русских войск.
2)начало Гражд-й войны. В дек.1917 начинается полная демобилизация военослуж-х из армии. Введена выборная система командования Красной армии. Воен-щие уравнены в правах и отменены все чины и звания военос-х. Появились солдатские комитеты – контроль за военными штабами.
Принцип формирования Кр.армии- добровольность.
В Кр.армию могли поступить на службу только рабочие и крестьяне, она была классовой. В апреле1918г. Принято решение о всеобщей воинской повинности.
Руководство Кр.армии:
1) военные комиссары (осущ-ли контроль за командирами Кр.арм. и проводили револ-ую агитацию). В связи с востреб-ю профес-в призывались офицеры царской армии. В 1918 введена единая военная форма, военнослуж-м оформляются книжки красноармейца, и наконец, введены 1-ые советские военные уставы.
Билет № 12
Вопрос 1. Общественный (правовое положение сословий) и государственный строй России в период сословно-представительной монархии.
Сословно-представительная монархия — важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов за дальнейшее укрепление централизованного государства.
Власть монарха в этот период еще недостаточно сильна, чтобы стать абсолютной. Внутри господствующего класса монархи и их сторонники боролись с верхушкой феодальной аристократии, противодействующей дальнейшей централизации государства. Монархи в этой борьбе опирались на дворян и верхушку горожан, которых пришлось более широко привлечь к власти.
В отличие от раннефеодального государства теперь была возможна только одна форма правления — монархия. Но статус монарха несколько меняется. Иван IV провозглашает себя царем.