Файл: Вопрос Общественный и государственный строй Древнерусского (Киевского) государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
заседаний, устность судопроизводства, ведение процесса на русском языке или на зыке большинства населения данной местности. В необходимых случаях приглашался переводчик.

УПК регламентировал порядок дознания и следствия. При производстве предварительного следствия следователь был обязан выяснить и исследовать все обстоятельство, как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого. Адвокат на предварительное следствие не допускался, а надзор за законностью возлагался на прокуратуру. В самом судебном заседании могли участвовать общественные защитники и обвинители.

При вынесении приговора все вопросы решались простым большинством. Судья, оставшийся в меньшинстве, мог изложить в письменном виде особое мнение, которое приобщалось к договору, но оглашению не подлежало. Апелляционный порядок обжалования приговоров отменялся и заменялся кассационным.

Билет № 19

Вопрос 1. Реформы местного управления (губернского, уездного) Петра I и Екатерины II.

Первый этап административных реформ (1699-1708) - это попытки преодолеть недостатки приказной системы управления.

30 января 1699 года были изданы два указа об учреждении Бурмистерской палаты (позднее переименованной в Ратушу) в Москве и земских изб в остальных городах. Если Ратушу можно рассматривать как центральный координационный орган, то бурмистры и ратманы выступали в качестве представителей местного самоуправления.

Второй этап (1708-1713).- осуществление губернской реформы.

• Губернаторы получили всю полноту административной, финансовой, судебной и военной власти;

• Компетенция Ратуши оказалась ограниченной пределами московской губернии. 1713 год - введение ландратных советов. Эти советы должны были участвовать в решении местных дел, что создавало для дворян предпосылки более активно заниматься вопросами местного самоуправления. На практике ландрат превратился в чиновника особых поручений Сената и губернатора. Созданная в ходе первой областной реформы система управления оставалась дублирующей.

1718 год - начинается подготовка второй областной реформы.

В ходе этой реформы было создано 50 провинций, в основу создания которых был положен принцип административного и экономического тяготения территорий к крупным городам.

В1721 году была проведена вторая городская реформа Петра I, в ходе которой:

- население городских посадов изымалось из ведения местной администрации и подчинялось в крупных городах - магистратам, в остальных - ратушам;


- круг деятельности магистрата был шире, чем прежней земской избы

- возникла система двойного подчинения

- в то же время магистрат не отменял выборных властей города

В целом, сложившаяся система государственного управления, в том числе местного управления отличалась устойчивостью.

Принципиальная реформа городского самоуправления была проведена при Екатерине П (1762-1796), которая начала социально-экономические и политические преобразования сразу после двух тяжелейших войн (с Пруссией и Турцией), подавления Пугачёвского восстания, а также в условиях государственной и хозяйственной разрухи. Именно с этого времени местное самоуправление стало выступать как конкретное, реальное образование, имеющее содержание и форму, количественные и качественные характеристики.

1775 год - создание Учреждения о губерниях, которое ввело новое административно-территориальное деление России.

Учреждение о губерниях вводилось постепенно: первые губернии Тверская и Смоленская открыты 25 января 1776 года, а последняя - Кавказская - 21 января 1786 года, причём одновременно происходили выборы должностных лиц по уездам, на устройства празднеств выделялись специальные кредиты.

В результате реформы произошло разделения власти на исполнительную и судебную.

В уездах, как и в губерниях, происходит формирование финансово-экономических органов управления: уездных казначейств и казённых палат.

В системе местного управления новым учреждением стали Приказы общественного презрения, но управлять особо было нечем, только в 80-х годах была создана система народных училищ.

Жалованная грамота городам 1785 года. Согласно данному акту: вводились новые органы сословного самоуправления (в городах формируется Городская дума). В свою очередь, все шесть сословий и сословных категорий выбирали гласных, а те - постоянный исполнительный орган – Шестигласную думу, в которую входили: городской голова и по одному представителю от каждой сословной категории (гильдейское, купечество, именитые горожане, посадские).

Шестигласная дума:

- Обеспечивала благосостояние горожан;

- Общественный порядок;

- Содействовала приросту городских доходов, торговле;

-Занималась строительством площадей, пристаней, амбаров, складов, школ, больниц.



Таким образом, ни областная, ни городская реформы Екатерины II не создали системы местного самоуправления, но сформировали механизм местного управления, в котором присутствовали отдельные элементы самоуправления.

Причина, по которой реформы Петра I и Екатерины II не привели к созданию системы местного самоуправления заключалась в том, что в России в тот период еще не сложилось сильное и влиятельное третье сословие.

Вопрос 2. Организационно-правовые основы проведения советской военной реформы 1920-х гг.

В 1924—1928 гг. была осуществлена военная реформа, которая укрепила советские вооруженные силы в организационном отношении и повысила их боеспособность. Для разработки проекта реформы и руководства ее проведением ЦК Ком партии создал комиссию во главе с М. В. Фрунзе, назначенным в январе 1925 г. народным комиссаром по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета.

Советское правительство, последовательно проводя миролюбивую политику, после окончания гражданской войны несколько раз проводило демобилизацию и к весне 1924 г. сократило численность Красной Армии до 562 тыс. человек.

Важнейшим элементом военной реформы явилось создание смешанной системы строительства Красной Армии — сочетание постоянной кадровой армии с милиционными формированиями. Такая система позволяла, не увеличивая военного бюджета, дать первоначальную военную подготовку призывным контингентам людей. Принятый в сентябре 1925 г. закон «Об обязательной военной службе» установил твердый порядок прохождения военной службы населением.

В ходе военной реформы подверглась перестройке организационно-штатная структура и вся система управления Красной Армии. Резко сократилось количество служащих аппарата управления. Вместе с тем он обновился благодаря включению в него опытных командиров из рабочих и крестьян, закаленных в гражданской войны. Расширилась сеть военных учебных заведений, готовивших кадры командиров для Красной Армии и Флота.

Билет № 20

Вопрос 1. Сословные реформы Петра I и Екатерины II: сущность, итоги и значение.

В данный период наблюдается усиление личной зависимости крестьян от дворянства, что особенно связано с изданием Петром I указа «О запрете продажи крестьян без земли». С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему способствовала реформа Петра I о подушной подати.

В крестьянстве выделились следующие группы:

  • посессионные крестьяне (крестьяне, принадлежащие фабрикам и заводам);

  • государственные крестьяне;

  • дворцовые (несли барщину или натуральный оброк и управлялись представителями дворцовой власти);

  • церковные (находились в ведении Коллегии экономии);

  • частновладельческие.


Изменяется статус духовенства, православные священники стали государственными чиновниками, а Русская православная церковь – одним из государственных учреждений.

Табель о рангах Петра 1 –законопроект, регулирующий порядок государственной службы в Российской Империи. Утвержден 24 января 1722 года и просуществовал вплоть до ноября 1917 года.

Основная идея табеля о рангах заключалась в систематизации всех в империи чинов.

Все чины делились на три типавоенные, статские и придворные – а затем разделялись на четырнадцать классов. Изначальный документ содержал описание 263 должностей.

Городское население было разделено на 3 гильдии:

1)первая гильдия – богатые привилегированные городские жители (банкиры, ювелиры, судовладельцы, богатые купцы с капиталом от 10 тыс. до 50 тыс. руб.);

2)вторая гильдия – более мелкие купцы и ремесленники (с капиталом от 5 тыс. до 10 тыс. руб.);

3)третья гильдия – все остальное городское население.

Необходимость таких реформ стала очевидной после мощного крестьянского восстания под руководством Е.И. Пугачева (1773–1775), когда местная администрация выказала недееспособность и беспомощность. Екатерина увеличила число губерний с 20 до 51.

В губерниях был реорганизован административный аппарат; в соответствии с западными идеями административные, финансовые и судебные функции власти были разделены. Создавались специальные суды для дворянства, мещан и свободных крестьян, при этом судьи выбирались из среды, подлежащей их юрисдикции. Судьи высших судов назначались царским повелением. Реформы проводились в интересах дворянства, так как из этого класса происходили все высшие государственные чиновники, поместное же дворянство получило полный контроль над провинцией.

В 1785 дворянству была передана часть административных функций, Екатерина подписала также жалованную грамоту, оформлявшую сословные привилегии дворян. Одновременно Екатерина подписала жалованную грамоту городам, упорядочивавшую до некоторой степени местное самоуправление. Хотя Екатерина определила гражданский статус дворян и среднего класса, она ничего не сделала для крепостных крестьян, положение которых в годы ее правления еще больше ухудшилось. Столкнувшись с враждебным отношением к такого рода проектам со сторона дворянства, Екатерина провела закрепощение более миллиона государственных крестьян, которые были распределены между ее фаворитами.


Вопрос 2. Образование СССР. Разработка, принятие и основные положения Конституции СССР 1924 г.

Образованию СССР предшествовало:

-совместное решение военных задач по защите границ от иностранной интервенции;

-развитие экономических и хозяйственных связей;

-единая дипломатическая и внешнеэкономическая политика;

-интернациональная природа советской власти (сохранение права народа на самоопределение, родственные национальности).

Данные причины выявили необходимость официального оформления сложившихся взаимоотношений на межгосударственном уровне.

Предлагались следующие проекты государственного устройства СССР:

-Проект автономизации (И.В. Сталин), по которому в состав РСФСР на правах автономных республик входят Украина, Белоруссия, Азербайджан, Армения и Грузия. В результате Советское государство превращалось в унитарное.

-Проект конфедерации (Украина, Белоруссия) предусматривал выделение из РСФСР автономных республик и наделение их статусом союзных республик.

-Проект равноправия (В.И. Ленин), который предусматривал создание добровольной федерации равноправных, независимых, суверенных республик. При этом важнейшие функции управления передавались в ведение федерации - СССР.

В результате за основу был взят проект Ленина. 30 декабря 1922г. на I съезде Советов были в общем виде приняты Декларация и Договор об образовании СССР. В состав СССР вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР. СССР был создан как федеративное государство, но за союзными республиками было сохранено право выхода из состава СССР. Декларация провозглашала образование СССР, описывала историческую обстановку создания СССР, формулировала основные условия объединения союзных республик: принцип добровольности, право каждой республики выхода из состава СССР, возможность вступления в СССР другим советским республикам. Договор определял систему и порядок создания высших органов власти СССР, компетенцию органов СССР и компетенцию союзных республик, регулировал бюджетные отношения. Утверждение, изменение и дополнение Договора могло производиться только Съездом Советов СССР как высшим органом власти СССР. Договор не содержал условий о его отмене, денонсации, аннулировании.