Файл: Литература по теме Тема Информационные технологии пользователя Вопрос Информационные технологии электронного офиса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 885

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 



 

Рис. 7. Укрупненная структурная схема процесса управления

 

Никакая сколько-нибудь значимая современная информационная система не может эффективно выполнять свои функции без вычислительных машин. Поэтому практически все информационные системы являются одновременно информационно-вычислительными (ИВС). Анализ содержания и систематизация функций ИВС, управляющей крупным объектом (корпорацией, фирмой), позволили выделить и определить следующие обобщенные функции:

     вычислительную – своевременное и качественное выполнение обработки информации во всех интересующих систему управления аспектах;

     коммуникационную – обеспечение оперативной передачи информации в заданные пункты;

     информирующую – обеспечение быстрого доступа, поиск и выдача необходимой информации всех видов (научной, экономической, финансовой, технической и т.п.);

     запоминающую – выполнение непрерывного накопления, систематизации, хранения и обновления всей необходимой информации;

     следящую – отслеживание и формирование всей необходимой для управления внешней и внутренней информации;

     регулирующую – осуществление информационно-управляющих воздействий на объект управления при отклонении параметров его функционирования от заданных (запланированных) значений;

     оптимизирующую – обеспечение оптимальных плановых расчетов и перерасчетов по мере изменения целей, критериев и условий функционирования объекта;

     самоорганизующуюся – гибкое изменение структуры и параметров ИВС для достижения вновь поставленных целей (в том числе для реализации цикла «исследование → разработка → внедрение → производство» с минимальными затратами ресурсов);

     самосовершенствующуюся – накопление и анализ опыта с целью обоснованного отбора лучших методов проектирования, производства и управления;

     исследовательскую – обеспечение выполнения научных исследований корпоративных проблем, процессов создания новой техники и технологий, формирования тематики целевых программ комплексных научных исследований;

     прогнозирующую – выявление основных тенденций, закономерностей и показателей развития объекта и окружающей среды;


     анализирующую – определение основных показателей, в том числе и экономических, хозяйственной деятельности объекта;

     синтезирующую – обеспечение автоматизированной разработки нормативов технологической, финансовой и хозяйственной деятельности;

     контролирующую – автоматизированный контроль качества средств производства, выпускаемой продукции и услуг;

     диагностическую – автоматизированные процедуры диагностики состояния объекта управления (в первую очередь технологического оборудования);

     документирующую – формирование всех необходимых учетно-расчетных, планово-распорядительных, финансовых и других форм документов;

     систему обработки информации.

 

Внедрение информационных систем может способствовать решению следующих задач:

     получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.;

     освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;

     обеспечению достоверности информации;

     замене бумажных носителей данных на магнитные, а также использование системы электронного документооборота, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;

     совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;

     уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;

     предоставлению потребителям уникальных услуг;

     отысканию новых рыночных ниш;

     привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.

 

Вопрос 3. Состав и структура информационных систем.

 

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку. Для реализации своих функций информационная система (ИС) должна быть достаточно сложной и включать в себя набор подсистем, показанный на рис. 8.

 



 

Рис. 8. Состав основных подсистем ИС

 

Функциональные подсистемы ИС

 реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Каждая из подсистем обеспечивает выполнение комплексов задач и процедур обработки информации, необходимых для эффективного управления объектом. На рис. 8 приведен примерный состав этих подсистем для производственных организаций.

1.  Подсистема «Бухгалтерский учет» служит для повышения оперативности и достоверности учетной информации, расширения и усиления аналитических и контрольных функций учета. В подсистеме объединены оперативный, бухгалтерский и управленческий виды учета благодаря использованию общего плана счетов. В подсистеме автоматизируются задачи учета основных средств; труда и расчета заработной платы, учета основного производства, материалов, затрат на производство, учета готовой продукции, сводного учета и составления отчетности, финансовые расчеты.

2.  Подсистема «Управление персоналом» предназначена для реализации функций оперативного планирования и учета личного состава, учета и функционального анализа движения кадров, повышения квалификации кадров и т.д.

3.  В подсистеме «Управление производством» решаются задачи оперативного планирования, учета и регулирования выполнения производственных заданий, которые последовательно формируются в соответствии с технологическим процессом обработки сырья, материалов, полуфабрикатов для изготовления готовой продукции.

4.  Основной целью подсистемы «Управление материально-техническим снабжением» является оперативное обеспечение потребностей производства в материальных ресурсах при минимальных затратах на их приобретение, транспортировку и хранение. Автоматизации подлежат задачи оперативного планирования и учета таких материальных ресурсов, как:

     расчет потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях на производственные задания;

     заключение договоров и оформление заказов на поставку необходимой продукции;

     формирование, контроль и анализ графика снабжения;

     анализ и регулирование запасов сырья и комплектующих деталей на складах и т.д.

 

5.  Подсистема «Управление сбытом готовой продукции» предназначена для оперативного управления сбытом продукции в соответствии с технико-экономическим планом, определенным портфелем договоров и заказов, пропускной способностью каналов сбыта, перечнем номенклатуры товаров и производственными возможностями.


 

В других областях использования ИС акценты могут ставиться на другие задачи. Так, в маркетинговых ИС основное внимание уделяется анализу рынка и прогнозированию объемов продаж, в финансовых системах – финансовому анализу и прогнозированию, управлению кредитно-денежной политикой и т. п.

Состав обеспечивающих подсистемболее стабилен и мало зависит от предметной области использования ИС:

1.  Информационное обеспечение представляет собой совокупность реализованных решений по объемам, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления. Иными словами, информационное обеспечение – это методы и средства построения информационной базы системы, включающие в себя системы классификации и кодирования информации, унифицированные системы документов, схемы информационных потоков, принципы и методы создания баз данных. Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель – это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства.

Разработаны стандарты, где устанавливаются требования к:

     унифицированным системам документации;

     унифицированным формам документов различных уровней управления;

     составу и структуре реквизитов и показателей;

     порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

 

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления. Центральное место в информационном обеспечении занимают базы данных.

2.  Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. В первую очередь – это вычислительные машины, периферийное оборудование, аппаратура и каналы передачи данных. Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение.


3.  Программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику, обеспечивая пользователям наибольшие удобства в работе. В состав программного обеспечения входят:

     общесистемные программные продукты;

     специальные программные продукты;

     техническая документация.

 

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

4.  Математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе. К средствам математического обеспечения относятся:

     средства моделирования процессов управления;

     типовые задачи управления;

     методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

 

5.  Лингвистическое обеспечение – совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества ее разработки и облегчения общения человека с машиной. Как правило, это языки программирования, выбранные для разработки и реализации информационных систем.

 

Организационные подсистемы по существу также относятся к обеспечивающим подсистемам, но направлены, в первую очередь, на обеспечение эффективной работы персонала, и поэтому они могут быть выделены отдельно.