Файл: Литература по теме Тема Информационные технологии пользователя Вопрос Информационные технологии электронного офиса.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 886
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Кадровое обеспечение – состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные обязанности.
2. Эргономическое обеспечение – совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании ИС, создающих оптимальные условия для деятельности персонала, для быстрейшего освоения системы.
3. Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование информационной системы, порядок получения, преобразования и использования информации. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
4. Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Вопрос 4. Классификация информационных систем.
Основные классификационные признаки ИС.
Информационные системы классифицируются по разным признакам. Рассмотрим наиболее часто используемые способы классификации.
По масштабу информационные системы делятся на:
локальные ИС – это однопользовательские информационные системы, функционирующие в отдельных подразделениях, реализуются на автономном персональном компьютере (сеть не используется);
корпоративные ИС – это многопользовательские информационные системы, функционируют в вычислительной сети.
По способу организации корпоративные ИС подразделяются на следующие классы:
система на основе архитектуры файл-сервер – это информационная система, в которой на рабочей станции находятся средства пользовательского интерфейса и программы приложения, на сервере хранятся файлы баз данных;
система на основе двухуровневой архитектуры клиент-сервер – это информационная система, в которой на рабочей станции находятся средства пользовательского интерфейса и программы приложений, на сервере баз данных хранятся СУБД и файлы базы данных. Рабочие станции (клиенты) посылают серверу запросы на интересующие их данные, сервер выполняет извлечение и предварительную обработку данных. По сравнению с файл-серверной технологией существенно уменьшается трафик сети и обеспечивается прозрачность доступа всех приложений к файлам базы данных. Эта технология является наиболее традиционной для информационных систем масштаба предприятия;
система на основе многоуровневой клиент-серверной архитектуры– это информационная система, в которой на рабочей станции находятся только средства пользовательского интерфейса, на сервере приложений – программы приложений, на сервере баз данных хранятся СУБД и файлы базы данных. Серверы выполняют всю содержательную обработку данных. Эта технология более эффективная по сравнению с двухуровневой архитектурой и на сегодняшний день трехзвенная архитектура клиент-сервер является доминантной для корпоративных компьютерных сетей;
системы на основе Интернет/Интранет технологий– это информационная система, которая объединяет Интернет/Интранет-технологии с многоуровневой архитектурой клиент-сервер, при этом структура информационной системы приобретает вид: браузер – сервер приложений – сервер баз данных – сервер динамических страниц – web-сервер.
По характеру обработки информационные системы подразделяются на следующие группы:
Системы обработки данных (СОД) можно определить как комплекс взаимосвязанных методов и средств преобразования данных, необходимых пользователю, предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Задачи имеют итеративный и регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями.
Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например, анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных, имеют регламентированный характер результатов (периодическая повторяемость: месяц, квартал, год), предназначены для руководителей различных служб предприятия.
Системы поддержки принятия решений (СППР) решаются на тактическом уровне, например, при выборе поставщиков или заключении контрактов, используются в основном на уровне управления, имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет, имеют нерегулярный характер. При этом используются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.
По характеру использования результатной информации различают:
информационно-поисковые, предназначенные для сбора, хранения и выдачи информации по запросу пользователя;
информационно-советующие, предлагающие пользователю определенные рекомендации для принятия решений (системы поддержки принятия решений);
информационно-управляющие, результатная информация которых непосредственно участвует в формировании управляющих воздействий.
По степени автоматизации:
системы ручной обработки – все процедуры преобразования данных выполняются вручную человеком, без применения каких-либо технических средств;
механизированные – люди для выполнения некоторых процедур преобразования данных используют технические средства;
автоматизированные – некоторые совокупности процедур преобразования данных выполняются без участия человека, причем механизируются не только отдельные процедуры преобразования данных, но и переходы от предыдущей процедуры к последующей. В этом заключается качественное отличие автоматизации от механизации (при механизации переходы между процедурами выполняются вручную);
системы автоматической обработки данных – человек может выполнять лишь функции внешнего наблюдения за работой системы.
По характеру информационных ресурсов
информационные системы подразделяются на следующие классы:
Документальные ИС служат для работы с документами на естественном языке (монографии, статьи, книги, рефераты, тексты законодательных актов). В основном это информационно-поисковые системы, предназначенные для накопления документов и подбора документов, удовлетворяющих заданным критериям.
Фактографические ИС оперируют фактическими сведениями, представленными в формализованном виде. Центральное звено функционирования – СУБД.
Смешанные (документально-фактографические) ИС – фактографические системы, работающие с неструктурированными блоками информации (текстами, графикой, звуком, видео), снабженными структурированными описателями.
Предметная область ИС.
Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем. Состав функциональных подсистем весьма разнообразен и зависит от особенностей экономической системы, ее отраслевой принадлежности, формой собственности, специфики хозяйственной деятельности объекта управления. Функциональные подсистемы ИС могут строиться по различным принципам:
предметному;
функциональному;
проблемному;
смешанному (предметно-функциональному).
Перечень функциональных подсистем зависит от предметной направленности информационной системы.
В экономике с учётом сферы применения выделяются:
банковские информационные системы;
информационные системы фондового рынка;
страховые информационные системы;
налоговые информационные системы;
информационные системы промышленных предприятий и организаций (особое место по значимости и распространенности в них занимают бухгалтерские информационные системы);
статистические информационные системы и др.
В хозяйственной практике предприятий выделяются следующие подсистемы:
производственные подсистемы связаны с непосредственным выпуском продукции;
маркетинговые подсистемы включают в себя подсистемы анализа рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж, организацию рекламной кампании по продвижению продукции, рациональную организацию материально-технического снабжения;
финансовые и учетные подсистемы связаны с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов предприятия на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации;
подсистемы управления персоналом направлены на подбор и расстановку необходимых предприятию специалистов, а также ведение соответствующей служебной документации.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое система? Приведите примеры систем.
2. Сформулируйте общие принципы построения и работы управляющих систем.
3. Дайте определение информационной системы.
4. Перечислите основные свойства информационной системы.
5. Перечислите задачи и функции ИС.
6. Назовите основную цель функционирования ИС.
7. Опишите структуру ИС.
8. Перечислите основные подсистемы информационной системы и назовите их назначение.
9. Опишите структуру обеспечивающей части ИС.
10. По каким принципам классифицируются ИС?
Литература по теме:
1. Гаспариан М.С. Информационные системы и технологии: учеб. пособ. – М.: Евразийский открытый институт, 2011 – 370 c.
2. Гуриков С.Р. Информатика: учебник. – М.: Форум, 2017. – 464 с.
3. Данелян Т.Я. Экономические информационные системы предприятий и организаций: монограф. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 284 c.
4. Петров В.Н. Информационные системы: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 688 с.